Главная · Диагностика · Понятие алекситимия. Алекситимия: я не знаю, что чувствую. Алекситимия в психологии

Понятие алекситимия. Алекситимия: я не знаю, что чувствую. Алекситимия в психологии

Алексей признался, что собирается уйти от жены. «Ты сказал ей об этом?», - спрашивали его друзья. – «Тебе пора признаться жене, что ты подыскиваешь себе квартиру. Она должна знать, что ты хочешь уйти от нее».

«Я скажу ей. Я обязательно скажу. Я сделаю это на следующей неделе. Я обещаю», - соглашался Алексей.

Но слушая его заверения, друзья понимали, что он никогда не сделает этого...

Алекситимия - затруднение в передаче своих мыслей другим людям...
Автор неизвестен

Пример алекситимии

Вы можете спросить – как это так, мужчина планирует оставить жену, но не сообщает ей об этом. Алексей – нарцисс? Обманщик? Алкоголик или наркоман? А может быть, он социопат?

Нет, ничего подобного. На самом деле, Алексей примерный семьянин, который никогда не обманывал свою жену. Он ничего не скрывает от нее. Он не хочет никого обманывать и не проявляет эгоизм.

Причина в том, что Алексей страдает от тяжелой формы алекситимии.

Алекситимия в психологии – это невозможность определить, описать и выразить собственные эмоции.

Тест на алекситимию

Страдающие от алекситимии отвечают «ДА » на ВСЕ следующие вопросы:
  • Вам легче общаться на основе интуитивного взаимопонимания, чем с помощью слов?
  • Вы становитесь косноязычным, когда расстроены?
  • Вам трудно передать то, что вы чувствуете?
  • Вы избегаете конфликтов?
  • Вам трудно признаться кому-то в любви?
  • Сильные эмоции заставляют вас испытывать дискомфорт, даже если вы наблюдаете их у кого-то другого?
Алекситимия может показаться несерьезной проблемой по сравнению со многими другими, например, тревожностью или личностными расстройствами.

Но множество разрушенных браков, испорченных отношений, отчуждения и вражды вызваны именно этим расстройством и ничем иным. Это проблема, которая может сломать жизнь.

Что является причиной алекситимии?

Ученые выявили факторы, которые способствуют развитию этого заболевания. Среди основных причин были названы насилие в детстве , неврологические особенности и генетическая предрасположенность .

Кроме того, отмечена высокая корреляция между алекситимией и недостатком внимания родителей к эмоциям ребенка. В результате дети не могут научиться навыкам управления эмоциями.

Синдром эмоционального пренебрежения в детстве часто остается незамеченным. Чтобы понять, страдаете ли вы от его последствий, ответьте на следующие вопросы.

Алекситимия - неумение понимать и выражать свои чувства Итак,

  1. Вы не чувствуете себя связанным с друзьями или не ощущаете себя частью ?
  2. Гордитесь собой, когда вам удается обойтись без помощи других?
  3. Вам трудно просить о помощи?
  4. Ваши друзья или родственники жалуются на вашу отчужденность и обособленность?
  5. Вы чувствуете, что не реализовали свой личностный потенциал?
  6. Часто хотите побыть в одиночестве?
  7. В глубине души считаете себя обманщиком?
  8. Как правило, чувствуете дискомфорт в социальных ситуациях?
  9. Часто испытываете разочарование или гнев на себя?
  10. Склонны судить себя более сурово, чем окружающих?
  11. Сравниваете себя с другими и часто не в свою пользу?
  12. Вам проще любить животных, чем людей?
  13. Чувствуете себя раздраженным или расстроенным без видимой причины?
  14. Часто не знаете, что вы чувствуете?
  15. Вам трудно определить свои сильные и слабые стороны?
  16. Иногда чувствуете себя так, словно наблюдаете за собой со стороны?
  17. Вы легко могли бы стать отшельником?
  18. Вам трудно успокоить и утешить себя?
  19. Порой чувствуете себя опустошенным
  20. В глубине души считаете, что с вами что-то не так?
  21. Испытываете трудности с самодисциплиной?
Чем больше ответов «ДА », тем больше вероятность того, что синдром эмоционального пренебрежения влияет на вашу жизнь.

Как избавиться от алекситимии?

  1. Перестаньте обвинять себя. Вероятно, с вашим мозгом нет никаких проблем. И все в порядке с генетикой.

    Ваша проблема разрешима, но вы ее не выбирали и не способствовали ее появлению и развитию. Все, что вам нужно сделать, это захотеть справиться с ней.

  2. Перестаньте скрывать ваши трудности от близких. Признайте проблему и дефицит у себя соответствующих навыков.

    Избавьтесь от ложной вины или стыда и расскажите о проблеме - вашему супругу, близкому родственнику или терапевту.

  3. Развивайте навыки управления эмоциями. Когда вы были ребенком, между вами и вашими эмоциями выросла стена.

    Став взрослым, вы убедили себя, что у вас нет никаких чувств. Но они есть, и вы можете получить к ним доступ. Вы способны научиться распознавать и выражать свои чувства.

Среди различных психосоматических заболеваний все чаще встречается такое расстройство, как алекситимия. Сегодня его признаки находят у огромного количества людей – от 5 до 25% всего населения. Данные существенно расходятся, поскольку под термином подразумевают разные по степени психологические особенности и отклонения.

Что такое алекситимия?

Алекситимия – это не психическое заболевание, а функциональная особенность нервной системы человека, которая выражается в неспособности выразить свои мысли словами. По-гречески термин можно перевести, как «без слов для чувств». Люди с этим отклонением имеют затруднения в определении и описании собственных ощущений и эмоций, прежде всего, фокусируются на внешних событиях, что ущемляет внутренние переживания.

Алекситимия в психологии

Алекситимия в психологии – это нарушение эмоциональных функций человека, но никак не болезнь. Отклонения не связаны с умственными способностями индивида, на них не влияют, и причины развития синдрома трудно выявить. Психология рассматривает феномен алекситимии как фактор риска психосоматических заболеваний. Термин впервые был употреблен в 70-е годы ХХ века. Наблюдая за пациентами с , психоаналитик Питер Сифнеос обнаружил их неспособность придать вербальную форму своим переживаниям. Степень выраженности расстройства может быть разной.


Алекситимия - причины

Как всякая психологическая проблема, алекситимии личности имеет первоисточники, ставшие причиной возникновения синдрома. Разделяют два его вида – первичный и вторичный, то есть устойчивое свойство личности или временная реакция на проблему. В первом случае причины имеют генетический или внутриутробный характер: нарушения структур головного мозга, подавления импульсов, направленных к коре мозга лимбической системой. К вторичному синдрому относят психоэмоциональные причины: аутизм, стрессы, потрясения, особенности взаимоотношений в семье и воспитания.

Алекситимия - признаки

Наличие синдрома свидетельствует о том, что человек сконцентрирован на нервных переживаниях и закрыт к новому опыту. Люди, страдающие «неспособностью выражать эмоции» чаще других склонны к депрессии и развитию таких заболеваний, как болезнь сердца, бронхиальная астма, гипертония, анорексия и пр. Главные признаки алекситимии:

  • невозможность описать гамму возникающих эмоций и понять чувства собеседника;
  • подмена чувств действиями в большинстве жизненных ситуаций;
  • неспособность отличить эмоции от физических ощущений;
  • пренебрежение интуицией или полное ее отсутствие;
  • редкие или неэмоциональные сновидение (люди в них выполняют повседневные действия);
  • ограниченность воображения, делающая невозможной творческую работу;
  • конкретность, логическая четкость, структурированность мышления.

Как разговаривать с человеком с алекситимией?

Можно подумать, что алекситимия – это болезнь, не мешающая в повседневной жизни. На самом деле невозможность выражать и идентифицировать эмоции сильно мешает в общении. А развитие второстепенных заболеваний делает необходимым лечение синдрома. Близким людям нужно набраться терпения, чтобы убедить алекситимика обратиться за помощью к психоаналитику. Не нужно давить на человека, который «эмоционально слеп», злиться на него. Страдающим этим синдромом помогает «домашнее тепло»: любовь, романтика, позитив, понимание.


Алекситимия в творческих профессиях

Алекситимическая личность имеет очень ограниченную фантазию, не способна разобраться в своих переживаниях и откликнуться на чувства других людей. В жизни алекситимиков отсутствует радость и стремление к чему-то новому. Они излишне прагматичны и не умеют самовыражаться. Поэтому творческие специальности для людей с данным синдромом противопоказаны и практически невозможны. Но творчество помогает справиться с данным недугом, например, арт-терапия способствует .

Алекситимия - способы лечения

Врожденная алекситимия с трудом поддается лечению, но с приобретенной формой дела обстоят лучше. Результаты приносит психотерапия: такие методики, как гипноз, внушение, психодинамическая и гештальт-терапия. Они нацелены на помощь пациенту в проговаривании чувств. Иногда требуется медикаментозное лечение – применение транквилизаторов для блокировки панических атак, снятия эмоционального напряжения, депрессии, тревожности. Важно помнить, что в борьбе с синдромом алекситимия лечение может быть длительным.

Алекситимики должны принимать непосредственное участие в устранении симптомов своего недуга. Часто психотерапевты дают своим пациентам домашние задания на развитие воображения и осознанности: ведение дневника, чтение художественной литературы, занятия искусством – живопись, музыка, танец и т.д. Люди учатся фиксировать свои ощущения и эмоции, не бояться их и не блокировать. Полезно развиваться в разных направлениях, не зацикливаться на своей проблеме.

Неспособность облачить чувства в слова – неприятная особенность личности, но с ней можно существовать и главное – корректировать, если она появляется в легкой форме. Важно не запускать развитие синдрома, чтобы он не стал причиной более серьезных недугов. Психосоматические заболевания, появляющиеся вследствие патологии, и психопатологические симптомы (депрессия, напряжение и пр.) необходимо оперативно устранять.

Эмоции – это наиболее древняя функция человеческой психики, ее инстинктивное, животное начало. Эмоции есть у всех без исключения живых людей, но не все люди одинаково чувствительны, а некоторые даже могут казаться вовсе бесчувственными, лишенными способности выражать чувства, делиться ими с другими и сопереживать. В психологии такая не-эмоциональность, неспособность к пониманию и выражению разных собственных чувств называется алекситимией.

Феномен алекситимии влияет на поведение и мышление таким образом, что эмоции часто не осознаются и оказываются как бы «за бортом» обычной жизни, но тем не менее они никуда не исчезают, а продолжают жить на бессознательном уровне, также, как и у всех остальных людей.

Эмоции влияют на самочувствие, состояние здоровья, побуждают к действиям и во многом определяют поведение, а в конечном итоге и жизненный путь человека. Без понимания своих чувств невозможно принимать осознанные решения, заботиться о своих психологических потребностях и формировать здоровые близкие отношения.

По этой причине алекситимия – это почти всегда ограничения в функционировании психики, и в особо тяжелых своих формах она может вызывать развитие психических патологий.

Термин «алекситимия» (буквально – «нет слов для чувств») ввел американский психиатр П. Сифнеос в 70-х годах прошлого века. В настоящее время изучением вопроса вне медицины занимаются психоаналитики и когнитивно-поведенческая школа психологии.

Сифнеос описал устойчивую психологическую характеристику личности, которая предполагает следующие типичные признаки алекситимии:

  1. Затруднения в идентификации, понимании и описании собственных чувств и эмоций окружающих.
  2. Снижение способности к различению физических и эмоциональных ощущений.
  3. Слабая способность к символизации и воображению, бедность фантазии, отсутствие склонности к творчеству.
  4. Фокусировка внимания в большей степени на внешних событиях, чем на эмоциональных реакциях.
  5. Тенденция к соматизации эмоций, и, как следствие, – склонность к психосоматическим расстройствам.
  6. Склонность к утилитарному, конкретному мышлению и предпочтение практических действий в стрессовых и конфликтных ситуациях.

На протяжении почти 50 лет феномен алекситимии привлекает внимание специалистов в области психосоматической медицины и психологии.

Многочисленные клинические исследования алекситимии подтверждают склонность к психосоматическим заболеваниям алекситимиков, а также – высокую распространенность алекситимии среди психосоматических пациентов.

Такая склонность к соматизации объясняется тем, что отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции, которая в норме позволяет адаптироваться к стрессовым условиям, приводит к усилению физиологических реакций на стресс, и, как следствие, – к возникновению соматических заболеваний.

Современная научная концепция алекситимии описывает два основных типа, которыми определяется эффективность психотерапии для данной особенности.

Первичная алекситимия — дефицит эмоциональных реакций

Это врожденная, конституциональная особенность организма, вероятно, связанная с функциональным нарушением нервной системы, из-за которого инстинктивные импульсы воздействуют на организм, минуя процесс переработки (то есть – осознание и регуляцию) в коре головного мозга.

Такой врожденной алекситимией часто (в 80% случаев) подвержены люди с расстройствами аутистического спектра. Вследствие своего врожденного происхождения первичная алекситимия плохо поддается психотерапевтической коррекции.

Пациенты нуждаются скорее в формировании оптимальных условий жизни, минимизации стрессов и развитии когнитивных функций, которые позволяют компенсировать недостаток рефлексии.

Вторичная алекситимия – отрицание эмоций

Такая модель предполагает масштабное торможение эмоциональных реакций, которое обусловлено чрезмерно развитой склонностью психики к использованию механизмов защит:

  • отрицания;
  • вытеснения;
  • диссоциации;
  • подавления;
  • изоляции аффекта и других.

Эмоции в этом случае не допускаются к осознанию и переработке и находят свое выражение в соматических или психических расстройствах, лишая человека возможности непосредственно переживать и называть свои чувства.

Вторичная алекситимия поддается психотерапии, причем прогноз оказывается наиболее благоприятным в тех случаях, когда изоляция эмоций появляется на сравнительно поздних этапах развития личности – например, как реакция на психическую травму.

Закономерно, что вернуть себе некогда потерянную способность чувствовать – намного легче, чем научиться этому с нуля, не имея богатого опыта в рефлексии и сопереживании.

Теория алекситимии показывает, что при диагностике важно дифференцировать первичную и вторичную алекситимию, так как план лечения будет значительно отличаться в этих случаях.

Для диагностики способностей к пониманию и вербализации чувств группой канадских исследователей разработана торонтская шкала алекситимии (tas) – это короткий опросник, который позволяет относительно достоверно определить наличие и степень алекситимии.

Алекситимия как черта аутичной личности

Первичная алекситимия – тот ее тип, которому способствует особое функционирование нервной системы, часто связывается и с другими особенностями личности, которые в сумме дают расстройства аутистического спектра.

Аутизм может выражаться в сравнительно легком виде (например, легкие формы синдрома Аспергера) или приобретать тяжелое патологическое течение.

Для большинства аутистов характерно значительное снижение эмоционального интеллекта, то есть – способности распознавать чужие эмоции.

Из-за этой особенности поведение другого человека может сильно напугать или расстроить аутичного человека, так как он не может предугадать действия других. Одновременно и он сам может вести себя слишком грубо, агрессивно или излишне шумно, и вызывать неудовольствие окружающих.

В данном случае имеет смысл когнитивно-поведенческая терапия, направленная на компенсацию недостатка эмпатии когнитивными навыками.

В процессе такого воздействия дети учатся интеллектуально понимать (по интонации, лексике, выражению лица), что чувствуют другие люди, что приемлемо и приятно, а что может возмутить, разозлить или расстроить. Это помогает аутичным людям защитить себя от неожиданных реакций окружающих, почувствовать уверенность и обрести свое место среди нейротипичного окружения.

Алекситимия – фактор риска психосоматики

Снижение способности распознавать и вербализировать свои эмоции обнаруживают в себе многие пациенты психосоматической клиники. В таких случаях соматическая реакция преобладает над аффектом, внимание человека направлено на физические ощущения, что усиливает воздействие соматического компонента эмоциональной реакции.

Особенно важную роль отсутствие контакта с чувствами играет в развитии таких классических психосоматических заболеваний:

  • псориаз, экзема и атопический дерматит;
  • язва желудка и гастрит;
  • мигрень;
  • гипертония;
  • вегетососудистая дистония;
  • нарушения сердечного ритма и другие.

Человек, который не понимает своих чувств, может говорить о гневе: «У меня пульсирует в голове, и сжимаются челюсти» или о страхе: «У меня перехватывает дыхание, а руки потеют и дрожат». И именно так, как умеют, и будут проявлятся чувства.

«Дом». Рисунок человека с алекситимией

Со страхом, который понимается и переживается как страх, можно много чего сделать – утешить и успокоить себя, устранить пугающий фактор («напасть» или «убежать»), преобразовать страх в гнев и выразить его, попросить поддержки и защиты у близких. Но страх, который ощущается только как телесная реакция, продолжает влиять на организм и вызывает последствия на физическом уровне.

Как алекситимия влияет на организм?

Когда эмоции не перерабатываются, стрессовое состояние становится устойчивым и влияет на разные системы организма.

Работа мышц

Страх, тревога, паника, гнев, возбуждение и другие реакции, которые биологически направлены на совершение какого-то действия (бегства, нападения, работы и так далее), побуждают напрягаться определенные группы мышц.

Если это напряжение не находит двигательной разрядки (ведь человек, который не знает о своем страхе, никуда не бежит), то напряжение в мышцах становится постоянным и вызывает деформации скелета и нарушения функций внутренних органов (например, постоянно напряженные мышцы живота могут вызывать расстройства пищеварения).

Выработка гормонов

Во время стресса (даже когда мы не знаем, что это стресс) и сильных переживаний (страха, боли, тоски, любви, гнева, отчаяния и любых других) вырабатываются определенные гормоны, которые должны мобилизовать организм и помочь справиться со стрессовой ситуацией.

Но когда эмоции не осознаются, ситуация часто не находит разрешения, а выработка гормонов продолжается. Тогда в крови накапливается концентрация гормонов, нарушающая функционирование нервной системы и многих других систем.

Например, при страхе усиливается выработка адреналина, норадреналина и кортизола – гормонов стресса, которые учащают сердцебиение, повышают температуру тела, вызывают прилив крови к мышцам, снижают функции пищеварения, тормозят мышление и угнетают цикл сна-бодрствования – то есть лишают организм возможности отдыхать и восстанавливаться.

Психические функции

Алекситимия часто сопровождается и ментальными расстройствами:

  1. Булимией или анорексией, при которых пищевая функция заменяет человеку эмоциональную.
  2. Депрессией, при которой наплыв неосознаваемых чувств погружает человека в состояние апатии и подавленности.
  3. Тревожным расстройством, при котором внутренние конфликты проецируются вовне и принимают форму неясной внешней угрозы.
  4. Обсессивно-компульсивным расстройством, при котором центром психической жизни становятся ритуалы и навязчивые действия.
  5. Химическими и другими зависимостями, при которых функции эмоциональной регуляции делегируются веществу или другому объекту зависимости.

Лечение психосоматических заболеваний пациентов с алекситимией наиболее эффективно в комплексном виде. Наряду с медикаментозным лечением соматических симптомов важно проводить работу в психологическом плане.

Постепенно обучаясь распознаванию собственных эмоциональных реакций, пациент обретает инструменты для переработки и регуляции чувств. В результате не только повышается осознанность, но и значительно уменьшаются проявления психосоматических симптомов.

«Мои желания». Рисунок человека с алекситимией

В процессе психотерапии психосоматические пациенты приходят от восприятия симптома как телесного врага к пониманию боли и болезни как сигнала о том, что внутри происходит нечто важное. При благоприятном прогнозе это «важное» внутри может начать осознаваться и называться как эмоции, и у человека появится простор для переработки чувств, что положительно скажется на физическом самочувствии.

Как алекситимия влияет на качество жизни?

Для «здоровых» в эмоциональном плане людей чувства играют важную роль в организации жизни, выборе приоритетов, построении отношений с другими. Люди, полноценно переживающие эмоции, стремятся к удовлетворению своих психологических и духовных потребностей и заботятся о своем моральном благополучии.

Жизнь алекситимика отличается некоторыми типичными чертами, из которых складывается феномен заболевания.

Эмоциональная обедненность социальных контактов

У алекситимиков как правило мало близких друзей, отношениях с другими характеризуются как поверхностные, утилитарные. Человек не ощущает наполненности и глубины общения, не заинтересован в искреннем разделении своих собственных чувств и эмоционального состояния других людей. Окружающие могут воспринимать алекситимиков как холодных, строгих, отстраненных собеседников.

Часто другие не добиваются ответа на вопросы вроде «Ты злишься? Ты расстроен? Почему ты такой грустный?», или встречают недоуменное «не знаю».

Отсутствие творчества

Отсутствие или небольшое количество фантазирования, воображения и творчества. Человек, как правило, обращен во внешний мир, мечты кажутся ему бессмысленной тратой времени. При необходимости заняться творчеством впадает в ступор, либо производит простые образы, лишенные символизма.

Выбор жизненного пути из внешних предпосылок

Человек, лишенный продуктивного контакта с самим собой, принимает важные решения, основываясь на усвоенных представлениях о том, как поступать «правильно», «хорошо», «выгодно».

При этом внутренняя мотивация («правильно для меня», «возможность раскрыться», «хочется этого») ощущается слабо или вовсе не берется в расчет. Жизнь в результате выглядит как череда утилитарных решений, которые могут привести к определенному успеху, но не оставляют места для аутентичной самореализации.

Человек нередко при этом чувствует неясную пустоту, смутное желание перемен, но не придает значения этим слабым сигналам.

Иногда человек смутно или остро ощущает неудовлетворенность собственной жизнью и понимает, что хотел бы наладить контакт с собственными чувствами. Компетентный психотерапевт в таком случае может стать ценным союзником. Понимающий и чуткий терапевт поможет клиенту наладить важные связи с собственным внутренним миром и получить такое желанное принятие и сопереживание, а впоследствии – научиться распознавать сигналы эмоциональных реакций, понимать и перерабатывать их.

Таким образом у человека появляется возможность заботиться о себе, понимать свои психологические потребности и стремиться к их удовлетворению, заводить продуктивные и питательные отношения и отказываться от разрушительных «токсичных» связей. Жизнь обретает глубину, наполненность и смысл.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

И эмоций других людей;

  • затруднение в различении эмоций и телесных ощущений ;
  • снижение способности к символизации, в частности к фантазии ;
  • фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям;
  • склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций.
  • Все перечисленные особенности могут проявляться в равной степени или одна из них может преобладать.

    Описание

    Алекситимия рассматривается как фактор риска психосоматических заболеваний . Эта точка зрения подтверждается клиническими исследованиями. Причины развития алекситимии неясны. Установлено, что алекситимия плохо поддаётся психотерапии . В то же время, психотерапия вторичной алекситимии может быть эффективной.

    Алекситимия встречается у значительной части (до 85 %) людей, страдающих аутистическими расстройствами . Для измерения алекситимии используются диагностические интервью, шкалы самоотчётов, проективные техники.

    Термин «алекситимия» предложил в 1973 году Питер Сифнеос (Peter Emmanuel Sifneos). В своей работе, опубликованной ещё в 1968 г., он описал наблюдавшиеся им особенности пациентов психосоматической клиники, которые выражались в утилитарном способе мышления, тенденции к использованию действий в конфликтных и стрессовых ситуациях, обеднённой фантазиями жизни, сужении аффективного опыта и, особенно, в трудностях подыскать подходящее слово для описания своих чувств. Алекситимия буквально обозначает: «без слов для чувств» (или в близком переводе - «нет слов для названия чувств»). Термин подвергался критике, в том числе за отсутствие релевантности, однако прочно занял своё место в литературе, посвящённой психосоматическим заболеваниям, а связанная с ним концепция алекситимии приобретает все большую популярность, что отражается в постоянно возрастающем количестве публикаций в разных странах. Разработке концепции алекситимии предшествовали более ранние наблюдения, установившие, что многие пациенты, страдающие классическими психосоматическими болезнями и характеризующиеся «инфантильной личностью», проявляют трудности в вербальном символическом выражении эмоций.

    Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Им чуждо сострадание, чуждо сопереживание и чужда жалость. Им не хватает интуиции и воображения. Личность таких людей характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно, недостаточностью функции рефлексии.

    Совокупность перечисленных качеств приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях.

    Методики измерения алекситимии

    Для определения степени выраженности алекситимии использовались различные анкеты: BIQ (опросник Бет, Израиль), АРВQ (создан на основе шкалы BIQ), SSPS (личностная шкала Sifnoes); применялась также 22-пунктовая шкала алекситимии в MMPI. Но все они давали весьма противоречивые данные, поэтому не нашли широкого применения в научных исследованиях.

    Большее распространение получила предложенная в 1985 г. G. Taylor и соавторы. 26-пунктовая Торонтская алекситимическая шкала (TAS). Многочисленные исследования с применением TAS доказали стабильность, надёжность и валидность её факторной структуры и соответственно получаемых результатов.

    Русский вариант TAS был адаптирован в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. При заполнении анкеты испытуемый характеризует себя, используя для ответов шкалу Ликерта - от «совершенно не согласен» до «совершенно согласен». При этом одна половина пунктов имеет положительный код, другая - отрицательный. Алекситимичными считают людей, набравших по TAS 74 балла и более, отсутствию алекситимии соответствует показатель менее 62 баллов.

    Наблюдается тенденция к разработке более краткой шкалы на основе TAS, о чём свидетельствует создание её 20-пунктового варианта (TAS-20). В этой шкале все сводится к оценке трёх основных сторон алекситимии - трудности идентификации чувств, вербализации чувств и степени фокусирования на внешних событиях. Ряд проведённых исследований с применением TAS-20 свидетельствует о её научной и практической ценности. В настоящее время в научных и клинических исследованиях обе версии TAS достаточно широко применяются.

    Проведённые исследования показали, что от 5 до 23 % здорового взрослого населения имеют отдельные алекситимические черты.

    Напишите отзыв о статье "Алекситимия"

    Примечания

    Литература

    • Гаранян Н. Г. Концепция алекситимии / Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова // Журнал социальной и клинической психиатрии. - 2003. - № 1. - С. 128-145.
    • Карвасарский Б. Д. «Клиническая психология»
    • Николаева В. В. О психологической природе алекситимии.
    • Lumley M.A. Alexithymia, emotional disclosure, and health: a program of research. Journal of personality, 2004, v. 72(6) p. 1271-1300.
    • De Gucht V., Heiser W. Alexithymia and somatisation: quantitative review of the literature. Journal of psychosomatic research, 2003, v. 54(5), p. 425-434
    • Taylor G. J. Recent developments in alexithymia theory and research. Canadian journal of psychiatry. Revue canadienne de psychiatrie, 2000, v. 45(2) p. 134-142
    • Lumley M. A, Stettner L., Wehmer F. How are alexithymia and physical illness linked? A review and critique of pathways. Journal of psychosomatic research, 1996, v. 41(6), p. 505-518

    Отрывок, характеризующий Алекситимия

    – Князь, то, что я сказала, есть всё, что есть в моем сердце. Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына.
    – Ну, и кончено, мой милый. Очень рад тебя видеть, очень рад тебя видеть. Поди к себе, княжна, поди, – говорил старый князь. – Очень, очень рад тебя видеть, – повторял он, обнимая князя Василья.
    «Мое призвание другое, – думала про себя княжна Марья, мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования. И что бы мне это ни стоило, я сделаю счастие бедной Ame. Она так страстно его любит. Она так страстно раскаивается. Я все сделаю, чтобы устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, я попрошу Андрея. Я так буду счастлива, когда она будет его женою. Она так несчастлива, чужая, одинокая, без помощи! И Боже мой, как страстно она любит, ежели она так могла забыть себя. Может быть, и я сделала бы то же!…» думала княжна Марья.

    Долго Ростовы не имели известий о Николушке; только в середине зимы графу было передано письмо, на адресе которого он узнал руку сына. Получив письмо, граф испуганно и поспешно, стараясь не быть замеченным, на цыпочках пробежал в свой кабинет, заперся и стал читать. Анна Михайловна, узнав (как она и всё знала, что делалось в доме) о получении письма, тихим шагом вошла к графу и застала его с письмом в руках рыдающим и вместе смеющимся. Анна Михайловна, несмотря на поправившиеся дела, продолжала жить у Ростовых.
    – Mon bon ami? – вопросительно грустно и с готовностью всякого участия произнесла Анна Михайловна.
    Граф зарыдал еще больше. «Николушка… письмо… ранен… бы… был… ma сhere… ранен… голубчик мой… графинюшка… в офицеры произведен… слава Богу… Графинюшке как сказать?…»
    Анна Михайловна подсела к нему, отерла своим платком слезы с его глаз, с письма, закапанного ими, и свои слезы, прочла письмо, успокоила графа и решила, что до обеда и до чаю она приготовит графиню, а после чаю объявит всё, коли Бог ей поможет.
    Всё время обеда Анна Михайловна говорила о слухах войны, о Николушке; спросила два раза, когда получено было последнее письмо от него, хотя знала это и прежде, и заметила, что очень легко, может быть, и нынче получится письмо. Всякий раз как при этих намеках графиня начинала беспокоиться и тревожно взглядывать то на графа, то на Анну Михайловну, Анна Михайловна самым незаметным образом сводила разговор на незначительные предметы. Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц, с начала обеда насторожила уши и знала, что что нибудь есть между ее отцом и Анной Михайловной и что нибудь касающееся брата, и что Анна Михайловна приготавливает. Несмотря на всю свою смелость (Наташа знала, как чувствительна была ее мать ко всему, что касалось известий о Николушке), она не решилась за обедом сделать вопроса и от беспокойства за обедом ничего не ела и вертелась на стуле, не слушая замечаний своей гувернантки. После обеда она стремглав бросилась догонять Анну Михайловну и в диванной с разбега бросилась ей на шею.
    – Тетенька, голубушка, скажите, что такое?
    – Ничего, мой друг.
    – Нет, душенька, голубчик, милая, персик, я не отстaнy, я знаю, что вы знаете.
    Анна Михайловна покачала головой.
    – Voua etes une fine mouche, mon enfant, [Ты вострушка, дитя мое.] – сказала она.
    – От Николеньки письмо? Наверно! – вскрикнула Наташа, прочтя утвердительный ответ в лице Анны Михайловны.
    – Но ради Бога, будь осторожнее: ты знаешь, как это может поразить твою maman.
    – Буду, буду, но расскажите. Не расскажете? Ну, так я сейчас пойду скажу.
    Анна Михайловна в коротких словах рассказала Наташе содержание письма с условием не говорить никому.
    Честное, благородное слово, – крестясь, говорила Наташа, – никому не скажу, – и тотчас же побежала к Соне.
    – Николенька…ранен…письмо… – проговорила она торжественно и радостно.
    – Nicolas! – только выговорила Соня, мгновенно бледнея.
    Наташа, увидав впечатление, произведенное на Соню известием о ране брата, в первый раз почувствовала всю горестную сторону этого известия.
    Она бросилась к Соне, обняла ее и заплакала. – Немножко ранен, но произведен в офицеры; он теперь здоров, он сам пишет, – говорила она сквозь слезы.
    – Вот видно, что все вы, женщины, – плаксы, – сказал Петя, решительными большими шагами прохаживаясь по комнате. – Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так отличился. Все вы нюни! ничего не понимаете. – Наташа улыбнулась сквозь слезы.
    – Ты не читала письма? – спрашивала Соня.
    – Не читала, но она сказала, что всё прошло, и что он уже офицер…
    – Слава Богу, – сказала Соня, крестясь. – Но, может быть, она обманула тебя. Пойдем к maman.
    Петя молча ходил по комнате.
    – Кабы я был на месте Николушки, я бы еще больше этих французов убил, – сказал он, – такие они мерзкие! Я бы их побил столько, что кучу из них сделали бы, – продолжал Петя.
    – Молчи, Петя, какой ты дурак!…
    – Не я дурак, а дуры те, кто от пустяков плачут, – сказал Петя.
    – Ты его помнишь? – после минутного молчания вдруг спросила Наташа. Соня улыбнулась: «Помню ли Nicolas?»
    – Нет, Соня, ты помнишь ли его так, чтоб хорошо помнить, чтобы всё помнить, – с старательным жестом сказала Наташа, видимо, желая придать своим словам самое серьезное значение. – И я помню Николеньку, я помню, – сказала она. – А Бориса не помню. Совсем не помню…
    – Как? Не помнишь Бориса? – спросила Соня с удивлением.
    – Не то, что не помню, – я знаю, какой он, но не так помню, как Николеньку. Его, я закрою глаза и помню, а Бориса нет (она закрыла глаза), так, нет – ничего!
    – Ах, Наташа, – сказала Соня, восторженно и серьезно глядя на свою подругу, как будто она считала ее недостойной слышать то, что она намерена была сказать, и как будто она говорила это кому то другому, с кем нельзя шутить. – Я полюбила раз твоего брата, и, что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его во всю жизнь.