Главная · Диагностика · Груня Ефимовна Сухарева и Певзнер Мария Семёновна. Груня Ефимовна Сухарева – биография и интересные факты Истории из жизни

Груня Ефимовна Сухарева и Певзнер Мария Семёновна. Груня Ефимовна Сухарева – биография и интересные факты Истории из жизни

Время прочтения: 8 мин.


Что ни гений — то с еврейскими корнями, не в первом, так в третьем поколении. Конечно, не каждый еврей — новатор (и наоборот), но факт остается фактом: множество революционных теорий, новых направлений, открытий в абсолютно разных областях были сделаны именно сыновьями и дочерьми народа Израиля. По закону доминирующей нации, ученые и изобретатели с еврейскими корнями, жившие в Российской империи, а затем в СССР, автоматически становились русскими (даже если были родом из Украины или Беларуси), живущие в США — американцами, в Германии — немцами… Но сами евреи, к какой бы нации их не приписывали, о своем настоящем происхождении помнили.

сайт запускает новый проект — «Еврейский гений», — в рамках которого мы будем вспоминать ученых, основателей компаний и изобретателей с еврейскими корнями, которые создали то, без чего сегодня мы свою жизнь не представляем.

Первый цикл статей будет посвящен психологам и психиатрам с еврейскими корнями, а начнем мы с киевлянки Груни Сухаревой.

11 ноября 1891 года в Киеве в семье Хаима Файтелевича и Рахили Иосифовны Сухаревых родилась девочка Груня, которой было суждено стать основоположником детской психиатрии в СССР. О ее детстве и родных почти ничего не известно — к сожалению, в строгих биографических справках нет информации даже о том, кем по профессии были ее родители. Но, вероятно, это были люди достаточно образованные и неплохо обеспеченные, раз смогли позволить своим дочерям, Груне и Марии, учиться — и не на швей или учительниц, а на врачей.

Медицинский институт

В 1915 году Груня Сухарева окончила Киевский женский медицинский институт и работала врачом эпидемиологического отряда, где она и заинтересовалась психическими расстройствами, которые часто проявлялись у инфекционных больных (кстати, ее сестра Мария тоже была детским инфекционистом). Потом Груня увлеклась детской психиатрией, да так, что не осталось ни одного ее раздела, в изучение которого она не внесла бы значительный вклад.

С 1917 года началась ее карьера психиатра в Киевской психиатрической больнице, а потом Груня отправилась в Москву, где работала во врачебно-наблюдательном пункте для дефективных детей Московского отдела народного образования. В 1933 году Груня вернулась в Украину и стала заведующей кафедры детской психиатрии Харьковского психоневрологического института. В 1935 она году защитила докторскую диссертацию и создала кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей в Москве, которую возглавляла до 1965 года.

Детский психиатр

Груня Сухарева стала первооткрывательницей детского аутизма, впервые выделив и описав его как отдельное состояние в 1926 году . И это за 20 лет до классических статей психиатров Лео Каннера (который, кстати, родился под Львовом) и Ганса Аспергера. Ее описания страдающих аутизмом детей были настолько яркими и запоминающимися, что позволяли не только медикам без особого труда распознавать таких детей на улице или в школе. А ее труды по шизофрении у детей и подростков — «Клиника шизофрении у детей и подростков», клинические лекции и лекции по психиатрии детского возраста — до сих пор являются классикой детской психиатрии.

И хотя самым известным стал вклад Груни в исследование аутизма, она сделала много научных открытий и в других областях детской психиатрии — так, большое признание получили ее работы по шизофрении у детей и подростков, и она впервые описала клинические особенности отдельных форм психических заболеваний в детском и подростковом возрасте (эпилепсии и психопатии).

Метод Груни

У Груни Сухаревой был свой взгляд на проблему детских психических отклонений. Она писала, что аномалия развития нервной системы — лишь биологическая основа, тенденция к определенному типу реагирования, и что для появления психопатии необходим социальный фактор : неблагополучие окружающей среды, неправильное воспитание в семье и коллективе, отсутствие корригирующих воспитательных воздействий и многое другое. Она также считала, что воспитание детей в условиях повышенной, недетской, ответственности (а также в атмосфере жестких взаимоотношений с окружающим) способствует формированию приобретенных психопатий.

Груня Сухарева не ограничивалась теоретической работой — она была из тех, кто любит работать с пациентами. Будучи прекрасным теоретиком, написавшим множество пособий, она постоянно вела прием детей — и виртуозно пользовалась методом внушения , достаточно новаторским для тех времен. Уже к 1927 году она стала крупным детским психиатром и пользовалась огромным уважением коллег. А еще с 30-х годов Груня защищала права детей, доказывая, что «трудные» дети должны направляться не в трудовые колонии НКВД, а в педагогические и медицинские учреждения.

Работа в годы войны в эвакогоспитале в Томске подтолкнула ее к изучению детских военных травм, которые провоцируют возникновение психических заболеваний. Несмотря на то, что этим научным исследованиям уже почти 100 лет, многие из заключений, сделанных Груней, не теряют актуальности — и могут использоваться в сегодняшней реабилитации детей из зон военных конфликтов.

Жизнь = работа

Как Груня Сухарева со своим еврейским происхождением и довольно прогрессивными научными взглядами пережила Холокост и сталинские чистки — неизвестно. Об этом в энциклопедиях не сказано, а мемуаров ни Груня, ни ее близкие не оставили. Также мы совершенно ничего не знаем о ее личной жизни. Но по немногочисленным фотографиям видно, что Груня была миловидной женщиной, а судя по отрывкам воспоминаний ее знакомых — еще и отзывчивой, с радостью принимала у себя гостей и передавала свои знания другим (ее пособия написаны простым и понятным даже не медикам языком). Но первое место в ее жизни заняли дети — сотни, если не тысячи детей, получивших психологические травмы или родившихся с психическими заболеваниями. При этом своих детей у нее не было.

Груня Сухарева умерла на 90-м году жизни от продолжительной болезни, оставив после себя более 15 книг и множество учеников.

Истории из жизни

Груня Ефимовна в любых обстоятельствах неизменно сохраняла достоинство и такт, заботилась о родителях. В январе 1953 года после объявления о вредительстве группы врачей, лечивших членов политбюро, Груня Ефимовна принесла своим знакомым пачку денег и попросила спрятать, чтобы в случае ее ареста было на что позаботиться о ее родителях.

Коллеги Груни восхищались тем, как на приеме она использовала метод косвенного внушения при медикаментозном лечении.

Ребенок вместе с родителями приходит на прием, и Груня Ефимовна делает диагностику. Когда обследование закончено, она говорит родным: «Теперь с вашим ребенком ясно, что делать. Для него есть специальное лекарство. Оно поступило к нам из-за рубежа; мы его апробировали, получили при таких же состояниях, как у вас, прекрасные результаты, но…сейчас я не могу вам его дать, потому что вся партия кончилась. Вы, пожалуйста, мне позвоните, и я вам скажу время, когда надо будет приехать с ребенком (желательно, с членами семьи), чтобы дать это лекарство вам и рассказать, как оно действует ». Проходит неделя, затем вторая и третья, родители не выдерживают и звонят ей, но новостей пока нет: «Нет, еще не пришло ». Теперь все только и думают, что о волшебном средстве — ждут его и верят, что он решит все проблемы. И вот: «Получили, приезжайте! ». В кабинет залетает вся семья — счастливая и воодушевленная. Груня достает долгожданную коробочку с пятью крышками — конечно, волшебную. Она медленно и очень тщательно отсчитывает таблетки, а затем дает рекомендации: «Будете давать тогда-то, они будут действовать так-то, так-то и так-то. Эффект наступит на такой-то день, в такое-то время, и дальше будет положительная динамика ». Пациенты лечатся — и получаются прекрасные результаты, хотя таблетки были самыми обычными. Метод внушения действовал! В своих лекциях, описывая варианты помощи «психически больным» детям, она всегда настаивала на организации внебольничных служб для психически больных детей.

В начале 2015 года в научном журнале Nordic Journal of Psychiatry появилась статья, которая рассказывает, как именно Груня Сухарева «открыла» заболевание, которое получило название аутизм. Сухарева в подробностях представила клиническую картину аутизма, описав историю болезни шести мальчиков, которых она лечила в течение двух лет в детском психоневрологическом отделении в Москве. Но сама Груня термин «аутизм» не использовала — она определила заболевание как «шизоидную психопатию», а уже позднее заменила его на «аутистическую (патологическую избегающую) психопатию». Именно Груня первая заметила и написала о том, что в таких детях парадоксально сочетаются высокий уровень интеллекта и низкий уровень моторики. Она также обращала внимание медиков на то, что мозжечок, базальные ганглии и лобные доли являются анатомическим субстратом этого расстройства — а современные исследования подтвердили эти наблюдения.

«Клиника шизофрении у детей и подростков» (1937), Груня Сухарева
«Клинические лекции по психиатрии детского возраста» (1940, 1955, 1959, 1965), Груня Сухарева
«Лекции по психиатрии детского возраста (избранные главы)», Груня Сухарева

Груня Ефимовна Сухарева - советский детский психиатр, научный руководитель психиатрической больницы имени Кащенко, председатель детской секции общества невропатологов и психиатров в Москве.

Груня Ефимовна родилась в 1891 году. Четыре года работала психиатром в психиатрической больнице города Киева, а затем в психоневрологической клинике.

В 1921 году переехала в Москву и организовала для детей и подростков санаторные и психоневрологические лечебницы с 1933 по 1935 годы заведовала кафедрой психиатрии в городе Харькове.

В 1935 году создала и более тридцати лет возглавляла кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей. Г.Е. Сухарева в 1938 году в институте психиатрии РСФСР становится заведующей клиникой психозов у детей. Она много лет являлась научным руководителем психиатрической больницы имени Кащенко, была членом правления Всесоюзного общества невропатологов и психиатров.

Г.Е. Сухаревой была разработана биологическая концепция психических заболеваний, она изучила влияние возрастных факторов на клинические проявления при психических заболеваниях у детей, впервые описала отдельные психические заболевания у детей и подростков.

Г.Е. Сухарева выяснила динамику шизофрении у детей в зависимости от остроты и темпа развития процесса. Были выделены три типа течения шизофрении: непрерывное, вялое в форме приступов и смешанное. Первый тип течения характерен, когда шизофрения начинается в детском возрасте, а течение шизофрении в форме приступов характерно для начала шизофрении в подростковом возрасте.

В ходе исследований установлено, что тип лечения шизофрении в основном отражает особенности её патогенеза, определена взаимосвязь между типом лечения и психопатологическим синдромом. Кроме того установлены одинаковые закономерности шизофрении у детей и взрослых.

Г.Е. Сухарева изучила клиническую сущность психозов у олигофренов и предложила классификацию олигофрении. Её работы в целом по изучению психопатии в детском возрасте имеют большое значение для дефектологии.

Следует отметить, что работая в области детской психиатрии, Сухарева создала целую научную школу детских психиатров.

Г.Е. Сухаревой были изданы труды по психиатрии и шизофрении: в 1937 году «Клиника шизофрении у детей и подростков» и с 1940 по 1965 годы издавались «Лекции по психиатрии детского возраста».

Груня Ефимова Сухарева прожила долгую жизнь и умерла в возрасте 90 лет в 1981 году в городе Москве.

Груня Ефимовна Сухарева (11 ноября 1891 года, г. Киев, Российская империя, - 26 апреля 1981 года, г. Москва, РСФСР, СССР) - советский психиатр, основоположник детской психиатрии в СССР. Известна первым в научной литературе описанием детского аутизма (1925). Заслуженный деятель науки РСФСР.

Биография

Родилась 11 ноября 1891 года в Киеве, в семье Хаима Файтелевича Сухарева (?-1941) и Рахили Иосифовны Сухаревой (?-1951). В 1915 году окончила Киевский женский медицинский институт, после чего в течение 2 лет работала врачом эпидемиологического отряда. С 1917 по 1921 годы работала психиатром в Киевской психиатрической больнице. Работала в психоневрологической клинике Института охраны здоровья детей и подростков. В 1921 году переехала в Москву, где организовала санаторные и психоневрологические лечебные учреждения для детей и подростков.

С 1933 по 1935 годы заведует кафедрой психиатрии в Харькове. В 1935 году защитила докторскую диссертацию. В 1935 году создала кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей и возглавляла её до 1965 года. С 1938 по 1969 годы - заведующая клиникой психозов детского возраста Института психиатрии РСФСР. Г. Е. Сухарева много лет была научным руководителем психиатрической больницы имени П. П. Кащенко. Являлась членом правления Всесоюзного, Всероссийского и Московского общества невропатологов и психиатров. Была председателем детской секции Московского общества невропатологов и психиатров.

Скончалась 26 апреля 1981 года в Москве. Похоронена на Востряковском еврейском кладбище. Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 26.03.2015 года № 243 «О присвоении имени и переименовании Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы „Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков Департамента здравоохранения города Москвы“» и на основании Листа записи Единого государственного реестра юридических лиц за государственным номером (ГРН) 8157746604887 от 15.05.2015 года о внесении записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с 18.05.2015 имя Г. Е. Сухаревой было присвоено Московскому Научно-практическому центру психического здоровья детей и подростков.

Сестра - Мария Ефимовна Сухарева (1897-1991), педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук (1946), профессор (1947).

Вклад в развитие отечественной психиатрии

Г. Е. Сухарева разработала эволюционно-биологическую концепцию психических заболеваний. Изучила влияние фактора возрастной реактивности на клинические проявления при различных психических заболеваниях у детей и подростков. Г. Е. Сухаревой впервые описаны отдельные нозологические формы психических заболеваний в детском и подростковом возрасте. За 20 лет до классических описаний детского аутизма Л. Каннером и Г. Аспергером описала сходные состояния.

Г. Е. Сухарева выяснила закономерности динамики шизофрении, влияния на неё остроты начала и темпа развития процесса. Ею были впервые выделены три типа течения шизофрении: непрерывное вялое, в форме приступов и смешанное. Первый тип течения она считает более характерным для детского типа шизофрении, а течение в форме приступов - более типичным для начала шизофрении в подростковом возрасте. Г. Е. Сухаревой установлено, что тип течения шизофрении в большей степени отражает особенности её патогенеза, чем синдромальная форма заболевания. Г. Е. Сухарева установила закономерности взаимосвязи между типом течения и ведущим психопатологическим синдромом, изучена возрастная эволюция проявлений заболевания. Установлено единство основных закономерностей шизофрении у детей и взрослых при наличии значительных возрастных особенностей. Г. Е. Сухарева изучала клиническую картину психозов у олигофренов. Ею предложена оригинальная клинико-патогенетическая классификация олигофрении. Работы Г. Е. Сухаревой по изучению пограничных состояний, олигофрении, психопатии у детей и подростков имеют большое значения для дефектологии. Г. Е. Сухарева создала научную школу детских психиатров (М. Ш. Вроно, В. Н. Мамцева, К. С. Лебединская).

Груня Ефимовна Сухарева родилась в 1891 г. С 1917 по 1921 работала психиатром в Киевской психиатрической больнице. Работала в психоневрологической клинике Института охраны здоровья детей и подростков. В 1921 году переехала в Москву, где организовала санаторные и психоневрологические лечебные учреждения для детей и подростков. С 1933 по 1935 заведует кафедрой психиатрии в Харькове. В 1935 году создала кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей и более 30 лет её возглавляла. С 1938 года заведует клиникой психозов детского возраста Института психиатрии РСФСР. Г.Е. Сухарева много лет была научным руководителем психиатрической больницы им. В.П. Кащенко. Являлась членом правления Всесоюзного, Всероссийского и Московского общества невропатологов и психиатров. Была председателем детской секции Московского общества невропатологов и психиатров. Умерла в Москве в 1981 году.

Вклад в развитие отечественной психиатрии

Г.Е. Сухарева разработала эволюционно-биологическую концепцию психических заболеваний. Изучила влияние фактора возрастной реактивности на клинические проявления при различных психических заболеваниях у детей и подростков. Г.Е. Сухаревой впервые описаны отдельные нозологические формы психических заболеваний в детском и подростковом возрасте. Г.Е. Сухарева выяснила закономерности динамики шизофрении, влияния на неё остроты начала и темпа развития процесса. Ей были впервые выделены три типа течения шизофрении: непрерывное вялое, в форме приступов и смешенное. Первый тип течения она считает более характерным для шизофрении, начавшейся в детском возрасте, а течение в форме приступов - более типичным для начала шизофрении в подростковом возрасте. Г.Е. Сухаревой установлено, что тип течения шизофрении в большей степени отражает особенности её патогенеза, чем синдромальная форма заболевания. Г.Е. Сухарева установила закономерности взаимосвязи между типом течения и ведущим психопатологическим синдромом, изучена возрастная эволюция проявлений заболевания. Установлено единство основных закономерностей шизофрении у детей и взрослых при наличии значительных возрастных особенностей. Г.Е. Сухарева изучала клиническую картину психозов у олигофренов. Ею предложена оригинальная клинико-патогенетическая классификация олигофрении. Работы Г.Е. Сухаревой по изучению пограничных состояний, олигофрении, психопатии у детей и подростков имеют большое значения для дефектологии. Г.Е. Сухарева создала научную школу детских психиатров (М.Ш. Вроно, В.Н. Мамцева, К.С. Лебединская).

Труды

  • «Лекции по психиатрии детского возраста (избранные главы)»
  • «Клиника шизофрении у детей и подростков» (1937);
  • «Клинические лекции по психиатрии детского возраста» (1940, 1955, 1959, 1965);

Источники

  • Г.Е. Сухарева (к 80-летию со дня рождения)//Дефектология.- 1972.- № 1.- С.88.
  • Психиатрия детского возраста/Под ред. В.В. Ковалёва.- М.,1995.