Главная · Запор · Военные реформы во второй половине 19 века. Военная реформа второй половины XIX века. Реформа военного образования

Военные реформы во второй половине 19 века. Военная реформа второй половины XIX века. Реформа военного образования

По мнению автора статьи, попытки решить семейно - демографические проблемы России путём социальной защиты неблагополучных порождают семейное неблагополучие. Надо напрямую договариваться отдельно с каждой благополучной («действительной») семьей на реализацию функции благополучной многодетности. Тогда семейно - демографические процессы станут действительно управляемыми.

Ключевые слова: семейное благополучие; действительная семья; прикладная социальная технология управления процессами семейного благополучия.

Российская практика семейной политики показала, что попытки решить семейно - демографические проблемы России путём социальной защиты неблагополучных семей ведут к росту иждивенчества и числа все тех же неблагополучных семей, что лишь усуг убляет проблему. Проблемы в семейно - демографической политике в значительной мере обусловлены проблемами в современной фамилистике. В ней существует столько противоречивых концепций и гипотез, что совершенно невозможно разобраться, можно ли что - то все - таки сделать для реального изменения ситуации в лучшую сторону. Между тем, еще 200 лет назад Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своей «Философии духа» разделил семью на два типа: «действительную» и «недействительную». К первому типу он отнес семью, которая своим существованием обеспечивают воспроизводство общества и государства; вторая, соответственно, не обеспечивает. Отсюда «простая» задача: находить семьи первого типа («действительные») и «культивировать» именно их.

По данным наших многолетних (с 1994 года) и м ноготысячных (опрошено за это время более 19 тысяч семейных жителей УрФО; все результаты опубликованы в официальных и центральных научных изданиях) исследований, необходимыми и достаточными параметрами для отнесения семьи к первому типу являются одновремен ное 1) наличие обоих супругов; 2) семейный лад; и 3) рождение детей минимум каждые 3 - 5 лет репродуктивного возраста матери: тогда к завершению репродуктивного периода будет минимум 3 - 5 детей в «действительной» семье. А поскольку «яблоко от яблони недалеко падает» и именно из, прежде всего, «действительных» семей вырастают столь же «действительные», постольку задача состоит «всего лишь» в том, чтобы грамотно «удобрять» хорошие «яблони»: тогда они станут давать больше «хороших яблок» и со временем именно «ябл оки» с «хороших яблонь» начнут составлять основной «урожай». То есть, надо напрямую договариваться отдельно с каждой действительной семьей на реализацию функции благополучной многодетности.

И делать это начинать на депрессивных и сельских территориях: там это обойдется дешевле и даст гораздо больший социальный эффект. Наши исследования показывают, что: 1. Культура семейной социализации формируется только в родительской семье и наследуется в ее основных составляющих. 2. В российских регионах пока еще имеет место демографический и социальный потенциал, позволяющий обеспечить расширенное воспроизводство населения в условиях благополучной семейной социализации. 3. Село и депрессивные малые моногорода являются наиболее благоприятной средой для реализации данног о потенциала.

Произведенные в ходе исследований соответствующие экономические расчеты, выполненные в нескольких независимых вариантах, показали, что на сумму, равную материнскому капиталу, можно гарантированно инициировать (в указанных местностях) рождение 3 - 4 детей (вместо одного!) в условиях семейного благополучия (вместо неизвестно каких условий!). И тогда (разумеется, при соблюдении соответствующей социальной технологии) возможно в регионе в течение двух - четырех лет обеспечить переход от депопуляции к р асширенному воспроизводству населения в условиях семейного благополучия со всеми соответствующими позитивными последствиями: ускорение социально - экономического развития депрессивных территорий, снижение пьянства, наркомании и подростковой преступности и т. д.

Прикладная социальная технология управления процессами семейного благополучия тогда складывается в следующий алгоритм (последовательность мероприятий). 1.1. Источником финансирования Программы «Семейное благополучие» является Фонд развития семейного б лагополучия (далее Фонд; название условное). Без создания такого Фонда реализация Программы обречена на провал. Стартовый капитал Фонда формируется на основе принятого Советом учредителей решения о размерах годовой Программы по стимулированию рождаемости - у сыновления плюс затраты на подготовительные мероприятия (разработка Устава, Типового договора о сотрудничестве «Фонд - семья», юридическое сопровождение и т.д.). 1.2. Учредителями Фонда являются крупные корпорации или холдинги, имеющие долгосрочные интере сы в регионе; впрочем, здесь возможны различные варианты, в том числе - и с участием региональных и Федеральных ресурсов… В Совет учредителей, кроме бизнеса, входят представители местных органов власти и заинтересованных общественных организаций. 1.3. Для участия в Программе Семейного Благополучия подготовленными специалистами (социологами, педагогами дошкольного и начального школьного образования, психологами, социальными работниками) производится адресный отбор семей. 1.4. По каждой семье отдельно (в зави симости от выявленных средних условий в муниципальном образовании и особенных потребностей семьи) проводятся переговоры и расчет материально - ресурсного обеспечения отдельных договоров стимулирования рождаемости (усыновления); они завершаются заключением (и ли не заключением - в случае отсутствия достижения договоренности) Договора. Условия Договора представляют коммерческую тайну. 1.5. Стоимость проекта зависит от его объема. Исходная (расчетная) сумма: одно рождение - 100.000 рублей. Но реально все покажет лишь практика внедрения. Таким образом, семейно - демографические процессы станут действительно управляемыми. P . S . Это совсем не значит, что нужно оставить без социальной защиты и поддержки семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Это значит только то, что нужно расстаться с иллюзией, что поддержка этих семей является решением семейно - демографических проблем.

Тараданов А.А., зав. кафедрой социальной работы и социологии ЧелГУ, д - р социол. наук, профессор, г. Челябинск

На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих.

Социальное благополучие -- это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит. Это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности (в понимании А.Адлера) и т.п.

Духовное благополучие -- ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры -- в Бога или в себя, в судьбу (предопределенность) или счастливую удачу на своем жизненном пути, в успех собственного дела или дела партии, к которой принадлежит субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т. д.

Физическое (телесное) благополучие -- хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

Материальное благополучие -- удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых…), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.

Психологическое благополучие (душевный комфорт) -- слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности. Гармония личности -- согласованность множества процессов ее развития и самореализации, соразмерность жизненных целей и возможностей. Понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. Стройный означает «имеющий правильное соотношение между своими частями». Гармония личности это также соразмерность основных сторон бытия личности: пространства личности, времени и энергии личности (потенциальной и реализуемой).

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный) -- представления об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный -- доминирующий эмоциональный тон отношений к этим сторонам.

Субъективное благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия .

Детерминантами субъективного благополучия выступают своеобразно (порой, противоречиво) связанные инстанции личности -- как внешние, так и внутренние. Поэтому смысложизненные ориентации, представления о себе в связи с объективными показателями жизнедеятельности и социального познания и составляют детерминантный комплекс субъективного благополучия.

На основании теоретических разработок проблемы субъективного благополучия можно выделить несколько комплексов, составляющих конструкты в результате взаимодействия инстанций и являющихся наиболее важными с точки зрения качества жизни и его субъективной оценки:

1) комплекс отношений с малым социумом (семья, родственники, друзья, знакомые и т.д.);

2) комплекс отношений с большим социумом (стабильность в стране: экономическая, политическая, социальная);

3) комплекс трудовых процессов (профессия, профессиональная группа, профессиональный интерес, профессиональное общение, доход);

4) комплекс жизненных процессов (потребности, безопасность, здоровье, экология);

5) комплекс интересов (коммуникативные, познавательные, материальные и др.);

6) комплекс внутриличностных процессов (система ценностных ориентаций, соотношение между внутренними и социальными ценностными ориентациями, самоотношение, самооценка, баланс между притязаниями и самооценкой);

7) комплекс состояний и свойств (темперамент, свойства личности, эмоциональные состояния);

8) комплекс социального опыта (способы преодоления фрустрации, комплекс паттернов поведения, социальная ориентация).

В той или иной степени субъективное восприятие этих инстанций и отношение, формирующееся к различным сторонам жизни, кладет целостное представление о своем собственном благополучии (комфорте).

Обобщение характеристик выделенных комплексов позволяет определить основные структурообразующие факторы, относящиеся к любому комплексу: мотивационные, содержательные, гигиенические, когнитивные и эмоциональные.

Мотивационные факторы включают в себя достижения, признание, рост, качество жизнедеятельности.

К гигиеническим факторам субъективного благополучия относятся условия жизни и деятельности, экология (жизни, души).

Когнитивные факторы - знания о мире, о себе, жизни и деятельности, их соотнесение и оценка.

В группу эмоциональных факторов можно включить локус между валентностями отношения к себе, миру, жизни и деятельности и отражение внешней оценки.

Практически все выделенные факторы так или иначе определяют степень удовлетворенности личности и ее субъективное благополучие. В свою очередь, удовлетворенность выступает внутренним фактором личности, определяющим и познавательную активность, и взаимоотношения с субъектами различных видов деятельности, и отношение к самому себе как субъекту и личности. Она индицирует качество жизнедеятельности человека и является тем необходимым компонентом (регулятором), без которого невозможно полноценное существование субъекта и эффективность его социальных взаимоотношений. Отсюда вполне закономерно выделение таких ее видов, как удовлетворенность трудом, жизнью, общением, собой и своими социальными контактами.

С другой стороны, очевидно влияние субъективного благополучия на те или иные сферы личности. К примеру, высокий и низкий уровни удовлетворенности могут быть основанием и для личностного роста, и благоприятствующего поведения (деятельности), и для различного рода издержек.

Критерии благополучия, предопределены всей историей существования человека. Поэтому уже в процессе преимущественно ранней социализации личность усваивает их в той степени и в той качественной глубине, на которые она способна усваивать социальную информацию вообще. Между тем эти критерии корректируются затем в течение всей жизни, составляя своего рода инстанции личности, с которыми она постоянно “сверяется”. Представления о собственном благополучии, благополучии других людей, оценка благополучия, как отмечает Л.В. Куликов, опираются на объективные критерии благополучия. Однако критерии -- объективные и субъективные - различаются, поскольку в последних отражается отношение личности к себе, миру, жизни.

Согласно гипотезам Инглхарт, существуют два наиболее важных основания для формирования критериев субъективного благополучия. Это:

1) гипотеза ценностной значимости недостающего. Приоритеты индивида отражают состояние социально-экономической среды: наибольшая субъективная ценность придается тому, чего относительно недостает;

2) гипотеза социализационного лага.

Состояние социально-экономической среды и ценностные приоритеты не соотносятся между собой непосредственно: между ними вклинивается существенный временной лаг, ибо базовые ценности индивида в значительной степени отражают условия тех лет, которые предшествовали совершеннолетию .

Однако становление личности -- процесс непрерывный и поэтому необходимо принять за аксиому тезис о его перманентной гибкости и сензитивности к изменениям и исторической “накопляемости” и усложнении критериев благополучия.

Критерии субъективного благополучия также изменяются в зависимости (и сообразно) от эффектов социализации. На ранних ее этапах критерии определяются внешними инстанциями, которые задают их в “чистом” виде (посредством социальных требований, моды, рекламы и пр.), затем все больше -- внутренними инстанциями, где основным критерием становится самореализация личности. В случае определения субъективного благополучия названными элементами “внешней идеологии” можно констатировать факт социальной незрелости. В ряде случаев это приводит к личностному кризису, поскольку “постоянная оглядка”, ориентация на внешние критерии “правильной жизни” (а часто, “красивой”) не способствует удовлетворению высших потребностей. Общественные конструкты (часто “собирательные” образы) успешной личности практически не реконструируемы в рамках частной жизни отдельного индивида. В этом смысле некоторые институты социализации поистине определяют “сказочные” критерии, которые, однако, не всеми объективно понимаются. Отсюда следует усложнение содержательных компонентов благополучия, их структурообразования и отношений, поскольку высокие критерии относительно тех или иных видов благополучия (“все сразу”) “задают” их конфликтные отношения, что реализуется на уровне конкретной личности, хотя бы в виде внутреннего конфликта.

Слабые эффекты социализации, при которых субъект пользуется ограниченной социальной информацией, вероятно, порождают и большую удовлетворенность и большую неудовлетворенность в отношении небольшого круга объектов жизни. Более сильные эффекты социализации представляют большее количество объектов, которыми можно быть удовлетворенным, и, следовательно, имеется возможность замены одних другими, также значимыми и предпочтительными. Не происходит в этом случае фиксации неудовлетворенности, которая становится движущей силой личности, активизатором для достижений, в том числе и личностного роста.

Основным качественным критерием благополучия во взрослости становится самореализация -- профессиональная, личностная, социальная и пр. Здесь инстанции личности как бы приобретают паритетность в отношениях, и личность ориентируется на постижение смысла, осуществлению человеческого назначения в том понимании его, которое складывается на основе реализации познавательных способностей личности, формирования когнитивной карты в течение всей жизни.

Как отмечал Т. Шибутани, то, как человек рассматривает самого себя, должно быть отражением того, что, по его мнению, думают о нем другие. Перефразируя эту мысль и разворачивая ее к исследуемому феномену, можно сказать, что субъективное благополучие личности основано на тех критериях благополучия, которые отражены личностью, как поняты ею, хотя объективно не обязательно являются таковыми. Смысл тех или иных показателей благополучия приобретается для конкретной личности постольку, поскольку ей они представляются таковыми. Параметры “благополучности” в разных социальных институтах представлены по-разному как в степени обобщенности, так и в качественном своем содержании. Уровень взаимосвязи между этими параметрами различен. Критерии благополучности опредмечиваются, приобретают все более реальные контуры при достижении обобщенных общественных критериев уровня референтных для личности групп.

Отсюда следует, по крайней мере, три позиции. Отношение к благополучию социальное, объективное, всеобщее, как, например, благополучие народа; группы с ее критериями; и лично понимаемое благополучие. Связь благополучия личности и общества условна, хотя благополучие общества, определенно, влияет на благополучие личности, по крайней мере, по некоторым ее параметрам. Также очевидно и то, что от сознания собственной благополучности граждан во многом зависит и благополучности общества в целом. Между тем когниции, на основе которых строятся субъективные и порой объективные критерии благополучия, могут значительно расходиться в разных культурах в зависимости от исторических корней, религиозных эталонов и пр.

Еще один вопрос: насколько или как связано субъективное благополучие с благополучием других? В философии, к слову, этот вопрос формулируется глобально: можно ли быть счастливым, когда несчастны другие? К примеру, Кант говорил, что индивидуальное счастье возможно лишь во всеобщем. По нашему мнению, это проблема социального благополучия. Определенно, и в неблагополучном обществе люди испытывают субъективное благополучие, поскольку оно подразумевает акты собственного поведения, диспозиций, реализации мотивов и пр. Полагаем, что и счастье также возможно, хотя бы, например, за счет альтруизма, оказания бескорыстной помощи другим или вложений в развитие других и общества.

Было бы наивно полагать, что с развитием общества субъективно благополучных людей станет больше или меньше. Благополучие и неблагополучие, счастье и несчастье всегда синтетичны и находятся в неких паритетных отношениях. Прогресс общества, как доказывает один из крупнейших социологов ХХ столетия Питирим Сорокин, не связан ни с счастьем, ни с страданием, хотя “исключить принцип счастья из формулы прогресса” ни в коем случае нельзя (Сорокин, 1992). По нашему предположению, с прогрессом общества происходит “распад” на более мелкие элементы того, что можно назвать счастьем, страданием или благополучием: структуры и того, и другого оказываются все более сложными. Из этого можно сделать вывод о том, что с развитием человечества усиливаются, с одной стороны, дифференциация в критериях благополучия, а с другой, - различия в его достижении в зависимости от владения культурой обществ. Усиливается их палитра и, видимо, размывается грань между этими понятиями. В любом случае, между субъективным благополучием и неблагополучием не может быть антагонистических отношений; они взаимопроникаемы и обнаруживают необходимость друг в друге.

Группа, хоть и является “проводником” общественных установок, обладает своими собственными качествами и критериями благополучия. То есть, между обществом и группой не устанавливается однозначная связь. Она опосредована сложными переплетениями многообразных институциональных отношений. Многообразие групп, тем не менее, не определяет многообразия критериев благополучия общества, отличающегося большей консервативностью в целом, и благополучия личности.

Связь благополучия группы и личности более очевидна, поскольку имеется изначально тесная связь между личностью и малой группой, включая само становление личности в группе. В любом из рассматриваемых случаев связи устанавливаются в зависимости от того, насколько субъекты отношений готовы к принятию других субъектов, насколько они “ощущают” перманентную включенность в более обобщенные системы и наоборот (личность как часть группы, группа как элемент сообщества и т.д.). Каждый индивид по-своему отражает действительность, но то же самое можно и сказать о группе: каждая группа “вольна” по-своему отражать происходящее в обществе или в ней самой.

Когда речь идет о критериях благополучия, нельзя не затронуть вопрос и об их соответствии общечеловеческим ценностям, нормам, правилам. Общественная безопасность требует соотнесенности внутренних критериев внешним; в конечном итоге, глобальным мерилом человеческой жизни остаются общечеловеческие ценности, поскольку любым достижениям, в основе которых лежат антисоциальные ценности, всегда будут выступать альтернативой просоциальные, которые несут в себе то, что являет собой общественный смысл. Даже соответствие нормативам микросоциума, коль оно не соотносится с общечеловеческими ценностями, приводит порой к непредсказуемым последствиям в поведении и эмоционально-оценочных отношениях. Вспомним тюремный эксперимент Зимбардо. Роль ли, ситуация, или подчинение большинству, или все вместе взятое стали причинами антисоциального поведения его участников. Последующая их саморефлексия стала причиной острого субъективного неблагополучия. Однако и сегодня вопрос о стойкости ценностных образований личности в нетипичных для нее ситуациях остается столь же острым и открытым. Очевидно, в так называемых “закрытых” системах проблема адаптации остро затрагивает эффекты социализации, несоответствие которых нормам, принятым в этих системах, является причиной острого неблагополучия личности.

Ценности и нормы групп, с которыми идентифицируется субъект, оказываются определяющими в его поведении и отношениях. Здесь встает очень важная проблема -- проблема социализации, предполагающая соответствие культурно-историческому филогенетическому строю этапов социализации, где первоначальная задача социализации -- в обеспечении геокультурного поля, включающего “вполне определенные традиционные для региона рождения и проживания ребенка ценности, нормы, социально ожидаемые в данной культуре стереотипы поведения” (Сухарев, 2003).

Субъективное благополучие -- динамичное образование, но вместе с тем оно предполагает, прежде всего, и динамику жизни в разных ее аспектах (включая темпо-ритмические отношения и качественные перестройки систем “личность”, “жизнедеятельность” и пр.). Не случайно, субъективное неблагополучие возникает в те моменты, когда субъект в силу разных обстоятельств (вынужденно или закономерно) оказывается в “ситуации статики”, когда либо цели исчерпаны, либо переживание “наступившего благополучия” само является целью, и любые возможные изменения ситуации могут восприниматься как угрожающие этому переживанию. Иллюзия того, что неизменность (константность) ситуации может сохранить благополучие, является основой пассивного (защитного) отношения к благополучию .

Иначе говоря, способность контролировать свою жизнь и убежденность в этом оказывается весомым фактором преодоления трудностей и формирования субъективного благополучия. Не случайно в архетипических представлениях личности посредством фольклора (сказки, ритуалы и пр.) “закладывается” огромный опыт переживаний многих поколений, выстрадавших свое субъективное благополучие. Мистический настрой, как это не покажется парадоксальным, часто является одним из условий субъективного благополучия. Во многих религиозных вероучениях провозглашается фатальность существования, но в то же время и свобода выбора веры или неверия, а “смирение” -- категория, относящаяся к прошлому, к тому, что действительно невозможно изменить, и надежде на “милость Бога”, которая содержит элемент успокоения, связанный с вытекающей из него “возможностью” даже через страдания достижения “блага”. По данным исследователей, религия выступает фактором субъективного благополучия по двум основаниям: 1) дает возможность ощутить значение и цель жизни, ее целостность; 2) является одним из источников социальной поддержки .

Субъективное благополучие может поддерживаться за счет ориентации на любой временной промежуток жизни. Так, в ряде случаев оно связано с переживанием прошлых успехов, в ряде -- будущих (возможных), но наиболее адекватным вариантом, очевидно, является объединение всех временных промежутков, поскольку именно такое объединение свидетельствует о социальной (личностной) зрелости субъекта и, стало быть, о социально-зрелом субъективном благополучии. Оно может представлять для личности отдаленную цель, стремление к которой обладает побудительной силой (цель-мотив), и кратковременную, относительно ситуаций, а также следствие реализации иных целей.

Между тем действительно имеются различия в критериях субъективного благополучия, вызванные культурными различиями. В частности, Л. Резниченко приводит данные социологических исследований, из которых следует, что понимание счастья (как “аффективный компонент субъективного ощущения благополучия”) зависит от того места, которое занимает то или иное сообщество на континууме “индивидуализм-коллективизм”. Имеются и различия, обусловленные географическими, этническими, политическими, возрастными и другими факторами, описанными нами ранее. Это обусловлено, с одной стороны, субкультурными особенностями, и с другой -- различиями в критериях социализации .

Таким образом, психологическое содержание понятия субъективное благополучие многогранно и многоаспектно. Субъективное благополучие представляет собой сложное интегральное социально - психологическое образование, включающее эмоциональный, когнитивный и конативный компоненты, формирующееся в процессе социально - психологической деятельности, в системе реальных отношений личности к объектам окружающей действительности.

В становлении субъективного благополучия немалую роль играют внешние в отношении личности инстанции, среди которых наиболее значимыми являются те институты, которые обеспечивают социализацию ребенка, подростка, взрослого на разных уровнях и обстоятельствах жизни. Так или иначе, они создают не только установочные комплексы относительно норм, но и личностные конструкты, которые можно квалифицировать как комплекс «самоэффективности», успешности.

4. Психологические факторы благополучия современной семьи

Исследователями современной семьи выделяется несколько факторов супружеского благополучия :

· Психобиологическая совместимость – основной фактор, влияющий на благополучие в семье. Он включает в себя взаимоуважение, взаимное влечение, готовность супругов к семейной жизни, долг и ответственность, самообладание и гибкость и т.п. В связи с этим нужно отметить, что частые разводы в современных семьях можно объяснить неготовностью супругов к вступлению в брак, неумением мужчин нести ответственность за семью, т.к. возраст вступления в брак стал значительно моложе, и изменились причины заключения брачных отношений;

· Образование. Многочисленные исследования говорят о том, что высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Но большинство исследователей склоняется к тому, что уровень интеллекта партнеров не должен значительно отличаться. Брак может существовать в патриархальной или приближенной к ней форме, если у мужа образование выше, чем у жены, но если интеллект и образование жены выше, чем у мужа – это проблемный брак;

· Трудовая стабильность. Существует мнение, что люди, часто меняющие место работы отличаются неумением налаживать длительные отношения, что отражается не только на работе, но и на семейных взаимоотношениях;

· Возраст. Наиболее оптимальным периодом вступления в брак считается возраст девушки – 20 лет, юноши – 24 года. Более раннее вступление в брак подразумевает неготовность к супружеской жизни, недостаточность жизненного опыта для создания семьи. Более позднее вступление в брак влечет более длительный процесс адаптации супругов друг к другу, т.к. характер и жизненный уклад уже более сформированы и устойчивы;

· Продолжительность знакомства. Непродолжительный период ухаживания не может показать будущих супругов в разных жизненных ситуациях. Потому, при непродолжительном знакомстве супруги рискуют узнавать друг друга, уже будучи в браке, где проявляются все, до этого момента не увиденные, личностные качества и слабости характера партнеров.

Все эти факторы определяют в семье психологическую совместимость или несовместимость. Психологическая совместимость – «взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании – сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей» .

Психологическая несовместимость – «это невозможность в критических ситуациях понять друг друга» .

Психологическая совместимость / несовместимость определяется следующими критериями

· Эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;

· Сходство представлений супругов о себе, о партнере, о мире в целом;

· Сходство моделей общения партнеров и поведенческих особенностей;

· Сексуальная и психофизиологическая совместимость партнеров;

· Общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости супругов, совпадение систем ценностей.

В процессе адаптации друг к другу перечисленные критерии могут изменяться за исключением ценностей и психофизиологических особенностей. Потому эти два критерия имеют наибольшее значение в оценке психологической совместимости или несовместимости партнеров.

Хорошая семья – важнейшая предпосылка полноценной жизни для подавляющего большинства российских женщин, хорошая семья является для женщин основой благополучной жизни. Но какой же должна быть семья, чтобы женщина считала свою семейную жизнь счастливой?

Специалисты из Института социально–психологических исследований Российской Академии Наук провели опрос современных женщин о том, как они представляют себе счастливую семью. По результатам опроса счастливая семья в понимании Российских женщин – это семья, основанная на любви. 87,3% женщин, считающих свою семью счастливой, были уверены, что уже встретили свою настоящую любовь. И не случайно, 75,8% женщин в этой группе убеждены, что брак по любви крепче, чем брак по расчету, в то время как среди тех, кто уже не надеется создать счастливую семью, так думает всего половина опрошенных. Причем настоящая любовь для российских женщин – чувство не столько романтическое, сколько придающее жизни устойчивость и надежность.

Следующая обязательная составляющая счастливой семьи – это дети. Причем не так важно их число, сколько сам факт их наличия. 46,2% всех счастливых семей имели одного несовершеннолетнего ребенка, 19,4% – двух, 2,0% – трех и более, в 6,0% случаев в этих семьях были как несовершеннолетние, так и уже выросшие дети, и в 13,3% – уже взрослые дети. При этом доля бездетных счастливых семей составляла всего 13,1%, хотя доля бездетных семей в общем массиве опрошенных была 34,6%. Впрочем, обратная зависимость не работает – само по себе наличие детей недостаточно, чтобы женщины считали свою семью счастливой. Только половина всех женщин, имеющих детей, сочла свою семью счастливой.

Третьей особенностью семей, которые женщины считают счастливыми, является официально зарегистрированный брак. Среди женщин, состоящих в официальном браке, свою семью считали счастливой 69,0%. В то же время среди тех женщин, кто состоял в гражданском браке, смогли сказать это о своей семье всего 40,2%, а наличие постоянного партнера вообще не рассматривалось женщинами как семья – всего 5,3% женщин из этой группы считали, что у них есть счастливая семья. Почти 80% из них надеялись, что для них это еще в будущем. Такую же надежду разделяло и почти 40% женщин, состоявших в гражданском браке.

Что же касается остальных характеристик того, как должна выглядеть типичная счастливая семья, то картина получается далекой от романтизма. Если идеальный мужчина для женщины – это в первую очередь такой мужчина, который способен обеспечить защиту от внешнего мира, то счастливая семья – это семья, в которой женщина чувствует себя «за мужем» как если и не за «каменной стеной», то хоть за какой-то спиной, и где основу материального благополучия семьи создает муж. Во всяком случае, в семьях 56,5% женщин, которые считали, что им удалось создать счастливую семью, благосостояние семьи определялось главным образом за счет заработков мужа, что намного больше, чем в других семьях. Учитывая тот психологический пресс, под которым живут сегодня россиянки, а также набор и характер проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, это вряд ли может вызывать удивление.

Добавим, что если денег в семье не хватает, то подрабатывать в счастливых семьях – тоже удел скорее мужчины, чем женщины. И хотя подрабатывать кому-нибудь приходится в трех четвертях подобных семей, но приработками занимаются в них 40,1% мужчин и лишь 16,0% женщин (в 14,6% случаях это приходится делать обоим). Во всех остальных семьях женщины несут на себе заметно большую нагрузку в плане приработков. Причем выявлено, что в семьях, где отношения мужа и жены хорошие, низкий уровень материального благосостояния переносится легче, и недовольство им оказывается ниже.

Для современной женщин важнее равенство прав с мужчиной, чем главенство в семье или наличие у нее больших прав – 70,2% женщин из счастливых семей полагали, что они имеют с мужчиной равные права и только 9,6% – что у них прав больше (15,8% считали, что больше прав у мужчин, а остальные затруднились с ответом на этот вопрос

Среди причин конфликтов в семьях женщины назвали следующие (табл. 1):

Таблица 1. Мнение женщин о том, что приводит к конфликтам в семье, в %

Что чаще всего приводит к конфликтам в семье Замужем В разводе Гражданский брак Не замужем, но есть постоянный партнер
Разногласия в вопросах воспитания и обучения детей 28,0 15,6 15,2 2,6
Несовместимость характеров 13,1 15,6 13,4 24,7
Материальные трудности 43,3 33,3 33,9 22,1
Проблемы во взаимоотношениях с родителями мужа или мужа с родителями 17,9 8,9 21,4 2,6
Муж уделяет мало времени семье 15,8 7,4 16,1 5,2
Измены, ревность 4,3 11,1 8,0 7,8
Разногласия по поводу того, на что в первую очередь надо тратить имеющиеся деньги 12,2 4,4 12,5 9,1
Проблемы в сексуальных взаимоотношениях с мужем 3,7 4,4 6,3 1,3
Пьянство, наркомания 15,8 14,1 21,4 7,8
Разногласия по поводу выбора круга общения 6,7 5,9 13,4 18,2
Различия в интеллектуальном и культурном уровне супругов 3,3 3,7 2,7 2,6
Разногласия по поводу распределения семейных обязанностей 19,7 9,6 17,0 9,1
Разногласия по поводу выбора способов проведения свободного времени 10,6 2,2 8,9 14,3
Один из супругов раздражен тем, что другой больше добился в жизни (например, жена зарабатывает значительно больше мужа) 2,0 1,5 4,5 1,3

Еще одной вполне прагматичной важнейшей составляющей счастливой семейной жизни выступали для женщин нормальные жилищные условия. Более 60% женщин из счастливых семей (при 42,5% по массиву в целом) жили в отдельных квартирах. При этом среди женщин, живших в общежитиях и служебных квартирах, заметно выше, чем в среднем, был процент тех, кто уже не надеялся иметь счастливую семью.

В исследовании выявлена зависимость ощущения счастья в семье у женщины от уровня ее образования (табл. 2):

Таблица 2. Доля женщин, считающих свою семейную жизнь счастливой, в зависимости от уровня образования, в %

Оценка своей семьи Образование
неполное среднее среднее среднее специал. незак. высшее высшее ученая степень
Уже удалось создать счастливую семью 24,3 9,2 44,9 34,5 49,4 38,0
Пока этого не добилась, но считаю, что мне это по силам 32,4 46,6 36,3 54,7 31,7 44,4
Хотелось бы, но вряд ли смогу добиться этого 32,4 20,1 15,4 5,8 17,3 11,1
10,8 4,1 3,5 5,0 1,6 5,6

Вряд ли стоит удивляться при этом, что самая низкая доля женщин, считающих свою семью счастливой, в среде разнорабочих и подсобных рабочих – 33,7%. В то же время именно в этой группе самый высокий процент женщин, называющих пьянство и наркоманию у кого-либо из близких в числе основных проблем неустроенности собственной жизни.

Что касается официального брака, то его основную функцию россиянки видят в полноценном воспитании детей. При этом женщины, имеющие счастливую семью, заметно чаще других говорят о том, что именно официальный брак придает женщине уверенность и создает предпосылки для полноценного воспитания детей (табл. 3.).

Таблица 3. Представления о том, для чего нужен брак, в составе женщин, считающих свою семью счастливой, в %

Отношение к официальному браку Оценка своей семьи
Уже есть счастливая семья Пока нет, но мне это по силам Вряд ли смогу добиться этого В моих жизненных планах этого не было
Он необходим для полноценного воспитания детей 34,8 23,9 28,4 22,0
Он создает материальную опору семьи 9,1 9,4 11,4 6,0
Женщина в нем чувствует себя уверенней 30,0 26,4 24,5 14,0
Официальный брак неважен, главное, чтобы рядом был мужчина 15,1 19,0 19,7 28,0
Для современной женщины брак не важен, она всего может достичь одна 8,0 17,0 13,1 26,0
Другое 3,1 4,3 3,0 4,0

Таким образом, семья – это особый, очень значимый и эмоционально окрашенный тип партнерства, целью которого является воспитание детей. При этом предполагается, что в силу самоценности семьи каждая сторона этого партнерства должна идти ради ее интересов на определенные жертвы. При этом неверность, попытки измены воспринимаются очень тяжело не столько из-за любовной травмы, сколько по причине нарушения основных принципов существования этого партнерства, как признак ненадежности и предательства.

И если семейный тип партнерства действительно реализуется на практике, то никакие разногласия по конкретным поводам, в том числе распределения семейных денег, не идут женщине и семье во вред, а женщина чувствует себя достаточно уверенно и защищенно. Более того, даже если мужчина не может обеспечить семье приемлемый уровень жизни, но честно старается сделать это (работает, пытается подрабатывать, не пьет), то женщина, как правило, довольна своей семейной жизнью .

Таким образом, мы выяснили, какие аспекты семейной жизни наиболее важны для современной Российской женщины и что значит для нее благополучный брак.


Заключение

Таким образом, рассмотрев основные характеристики современной семьи, можно сделать следующие выводы.

Анализ литературы по проблеме семейных отношений подтверждает интерес исследователей к проблемам современной семьи. В большинстве теоретических работ и практических исследований подчеркивается меняющийся в зависимости от изменений общества характер семейных отношений.

Говоря о функциональных особенностях современной семьи, нужно отметить, что функции семьи так же изменились в последнее время в связи с изменением внешних обстоятельств, воздействующих на семью. Меняется не только внутреннее содержание функций, но и их количество. Например, некоторые исследователи отмечают недавнее появление психотерапевтической функции.

Изучение лидерства в семье позволяет сделать вывод о том, что для каждой семьи характерно индивидуальное распределение ролей и лидерства.

Исследуя благополучные и неблагополучные семьи, многие авторы отмечают, что благополучие в семье зависит в первую очередь от совпадения ценностных ориентаций супругов и их психофизиологической совместимости. Здесь так же прослеживается некоторая тенденция к росту неблагополучных семей.

Современные исследования семьи позволяют говорить о том, что субъективное ощущение удовлетворенности браком женщиной состоит из следующих составляющих:

· Любовь в семье, которая должна придавать прочность и надежность отношений;

· Наличие регистрации брака, как фактор постоянства;

· Способность мужчины быть опорой и защитой семьи;

· Мужчина, как создатель материального благополучия в семье;

Таким образом, не смотря на изменения традиций, форм и других признаков современной семьи, женщины, говоря о семейном благополучии, более склонны к традиционным формам семьи, считая, что именно в них они будут чувствовать себя более счастливыми и удовлетворенными браком.


Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993. – 175 с

2. Борисова О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений // Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки. – Калинин, 1979. –с. 88-94

3. Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., 1984.-325 с.

4. Добрович А., Ясицкая О. Милые бранятся… - М.: Московский Рабочий, 1988. – 172 с,

5. Женщина новой России. Какая она? Чем живет? К чему стремится? / Аналитический доклад. – М.: Институт социально-психологических исследований РАН, 5 декабря 2001

6. Кузнецова Л.Н. Кто сейчас глава семьи? // Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. – М., 1987. - с.143-151

7. Морозова М. Жизнь есть театр или как встать у руля семейной лодки // Статья // Центр психологической поддержки бизнеса и семьи. - М, 2003

8. Психа В. Л. Вскоре после свадьбы. – Краснодар: Книжное издательство, 1988. – 95 с

9. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.:ACADEM’A, 2002. – 192 с.

10. Степанов С. Ответственная роль.// Школьный психолог. – 2000. - №17

11. Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии. – 1983. - №5. – с. 87-94., с. 87-94

12. Шнейдер Л.Д Психология семейных отношений. Курс лекций – М.: Апрель-пресс, 2000. – 512 с

13. Эйдемиллер Е.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. – С-Пб.: ПИТЕР, 1999. – 656 с.


Взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. При этом он высоко оценивал роль педагога в работе с подростком, особенно из неблагополучных семей. Общаясь с подростком, учитель должен как-то корректировать возможное негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях на юношей и девушек. Но такая коррекция невозможна без знания такой характеристики этих отношений, как их стиль. ...

Срок действия соглашения; обязанности сторон; права сторон; процедуры совместных действий; оценка эффективности проведенной работы. Глава 2. Опытно-экспериментальная работа социального педагога с «семьей группы риска» 2.1. Методика изучения семьи «группы риска» в условиях общеобразовательной школы Семья группы риска характеризуется наличием отклонения от нормы, не позволяющего...

Семьи. 5.Изменение ценностных ориентиров в семье. II. В главе 1 были выделены следующие основные характеристики современной семьи в условиях системного кризиса: 1.Социально – экономические: а) Изменилась структура доходов семьи. б) Изменилась структура потребительских расходов. 2.Социально-демографические: а) Сокращения рождаемости. б) Рост числа неполных семей...


Её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения . Семья является одним из главных объектов социальной работы.Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, ...

Среди факторов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные.

Из физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. Исследования свидетельствуют о существенном влиянии наследственности практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья (степень влияния их на здоровье может составлять до 20 %). Состояние окружающей среды оказывает непосредственное влияние на здоровье. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить тоже до 20 %. Загрязненный воздух может содержать вредные вещества, которые проникают в организм человека через органы дыхания. Недоброкачественная вода может содержать патогенные микроорганизмы и токсичные соединения, которые, попадая в желудочно–кишечный тракт, вызывают различные заболевания и отравления.

Кроме того, под воздействием загрязненной окружающей среды в живых организмах могут происходить изменения генов (мутации). Изменение генов под воздействием окружающей среды – мутагенез постоянно происходит в каждом организме, но в условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он выходит из–под контроля природных механизмов. Вещества и факторы, вызывающие изменение генов, получили название мутагенов. Мутагенным действием обладают ионизирующие и ультрафиолетовые излучения, различные природные и искусственные химические соединения. При попадании в организм человека мутагены могут вызвать развитие злокачественных опухолей, появление уродств и т. п. Все мутагены принято разделять на химические, физические и радиационные. Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ: компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают его действие, а другие уменьшают и даже прекращают.

В последнее время активно изучаются вещества (антимутагены), которые способны остановить вредное действие мутагенов. Некоторые из них делают мутагены малоактивными, другие изменяют влияние мутагенов так, что они становятся неопасными, третьи усиливают систему противодействия мутагенам. Наиболее активными антимутагенами являются витамины: ретинол (витамин А), токоферол (витамин Е), аскорбиновая кислота (витамин С).

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (сливочное масло, яичный желток, печень). В растительных пищевых продуктах витамин А отсутствует. Однако многие из них (морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и др.) содержат каротин, являющийся провитамином А. В организме каротин превращается в витамин А, обеспечивает нормальный рост, образование зрительных пигментов, регулирующих темновую адаптацию глаза, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени, глазах.

Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно молодых ростках злаков. Богаты этим витамином растительные масла: подсолнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое. Витамин Е выполняет роль биологического антиокислителя, он препятствует развитию процессов образования токсичных для организма свободных радикалов и нормализует обмен веществ в мышечной ткани.

Витамина С много в продуктах растительного происхождения: плодах шиповника, капусте, лимонах, апельсинах, черной смородине, других фруктах и ягодах. Витамин С участвует в окислительно–восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и регенерации тканей.

Здоровый образ жизни, рациональное питание, комплексное употребление в пищу продуктов, содержащих витамины А, Е и С, уменьшают степень воздействия на организм мутагенов и, следовательно, помогают сохранить здоровье в загрязненной окружающей среде. Витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что искусственно созданные препараты не всегда лучше, чем наборы природных поливитаминов, содержащиеся в продуктах. Наиболее доступные продукты растительного происхождения, содержащие витамины А, Е и С, представлены втаблице 8.

Таблица 8

Некоторые продукты питания, содержащие витамины А, Е и С

Духовные факторы также являются важным компонентом здоровья и благополучия. К ним относятся способности к выполнению добрых дел, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной помощи. Это требует от человека определенных волевых усилий. Вести здоровый образ жизни – трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, – это одно, а практически соблюдать его – совсем другое. Выбор в пользу здорового образа жизни требует от человека высокого уровня сознательности и культуры, но и значение духовных факторов очень велико, степень их влияния на здоровье составляет около 50 %.

Определенным образом на здоровье людей влияют и социальные факторы. Уровень благополучия и здоровья в этом случае может быть высоким только тогда, когда человек имеет возможность для самореализации, когда ему гарантированы хорошие жилищные условия, доступное образование и качественное медицинское обслуживание.

Каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие, а это предусматривает определенные жизненную позицию и поведение. Об этом хорошо сказал известный ученый Н. М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье»: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

Вопросы и задания

1. Какое определение дано здоровью в уставе ВОЗ?

2. На какие составляющие условно подразделяют здоровье?

3. Охарактеризуйте физическое и духовное здоровье человека.

4. Как вы думаете, почему репродуктивное здоровье является важнейшей частью здоровья человека и общества?

5. Какие критерии определяют уровень репродуктивного здоровья?

6. Какие факторы оказывают влияние на благополучие и здоровье человека?

7. Что такое мутагены и как они влияют на здоровье людей?

8. Приведите примеры, подтверждающие изложенные выше слова Н.М.Амосова. _