Главная · Запор · Ссср в период застоя 1964 1985 кратко. Эпоха застоя в ссср. Понятие эпохи застоя

Ссср в период застоя 1964 1985 кратко. Эпоха застоя в ссср. Понятие эпохи застоя

После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И.Брежнев.Были отменены все хрущевские нововведения, касающиеся партийной номенклатуры – и в первую очередь, положение об периодическом обновлении кадров. В качестве главного лозунга выдвинута идея «стабильности кадров», что гарантировало высшим партийным руководителям пожизненно занимать свои посты. «Стабильность» на деле означала консервацию, неизменность режима. Ее прямым следствием стало старение кадров, появление «кремлевских старцев»: в 1982 году средний возраст высшего руководства страны составлял более 70 лет. Для них была разработана целая система льгот и привилегий. Больше того, они были фактически поставлены над законом. Безнаказанность вела к сращиванию коррумпированных групп с теневой экономикой.

Упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства. При этом раздувание бюрократического аппарата обрело невиданные масштабы. К середине 80-х годов в правительстве СССР было более 100 министерств. На каждые 7 граждан СССР приходилось по одному чиновнику. На содержание армии чиновников уходили колоссальные деньги – до 40 миллиардов советских рублей в год (триллионы в переводе на российские рубли).

В 60-е годы в СССР было построено индустриальное общество. И в 1967 году на праздновании 50-летия Октябрьской революции Брежнев объявил о построении в СССР «развитого социалистического общества». Постепенно оформилась идеологическая концепция «развитого социализма» . Она включала в себя положения о полной однородности советского общества, окончательном решении национального вопроса, отсутствии общественных противоречий. Поддерживая эту концепцию, руководители страны создавали видимость бурного развития страны. На съездах партии говорилось о выполнении и перевыполнении планов, «победе социалистического труда», «поступательном развитии». О реальном положении дел в затухающей экономике умалчивалось. И не случайно концепция «развитого социализма» была впоследствии названа идеологией застоя.

Чем хуже шли дела в экономике, тем сильнее становился контроль государства над обществом.

Узаконен партийный контроль над всеми сторонами жизни общества и за деятельностью государственных органов.

В 1977 году принята новая Конституция СССР, которая закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе. Партия была названа «ядром политической системы» страны. Однако реально власть в стране принадлежала даже не партии – она была в руках узкого круга партийных лидеров во главе с Брежневым. Они и принимали важнейшие политические и социально-экономические решения.

В эти годы прекратилась критика культа личности Сталина. Наоборот, скрыто проводилась линия по его реабилитации. Одновременно шла кампания по возвеличению самого Брежнева. В 1966 году должность Первый секретарь ЦК КПСС переименована в Генеральный секретарь ЦК КПСС. Стало нормой на любых публичных партийных форумах подчеркивать созидающую и мудрую руководящую роль «дорогого Леонида Ильича». Все достижения страны связывались с его именем. Ни один человек в мире не имел столько отечественных и иностранных наград, сколько получил Брежнев.

Увеличилось финансирование оборонных программ. В 1967 году началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет. Создана мощная система противовоздушной и противоракетной обороны. С 1976 года в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности. Был обеспечен военный паритет с США.

Однако военные расходы тяжелым бременем ложились на бюджет страны. Из-за них приходилось замораживать социальные программы. Благосостояние советских людей оставалось на стабильно низком уровне. Растущий дефицит многих продуктов питания и товаров первой необходимости становился нормой жизни.

На этом фоне в стране нарастало протестное, диссидентское движение. Для его подавления была создана мощная система госбезопасности. В 1967 году КГБ СССР возглавил Ю.В.Андропов. С его приходом в органы госбезопасности борьба с инакомыслием усилилась. По инициативе Андропова было создано Пятое управление КГБ по борьбе с диссидентами, сотрудники которого были внедрены почти во все учреждения, общественные организации и движения страны. Широко применялись слежка, прослушивание телефонов. Появился новый способ борьбы с инакомыслящими: их нередко помещали в психбольницы, где «лечили» годами. Самых неудобных лишали советского гражданства и выдворяли за пределы СССР. Эта судьба постигла многих талантливых людей.

Борьба с диссидентством обрела соответствующее теоретическое обоснование, оправдывавшее действия властей в глазах общественности. Было видоизменено сталинское положение об обострении классовой борьбы. Оформился тезис об обострении идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем по мере продвижения к коммунизму. Он объяснял общественности преследование инакомыслящих как борьбу с агентами Запада, подрывающими советские устои. Со второй половины 60-х годов усилился идеологический контроль за СМИ, учреждениями культуры. Все чаще по идеологическим мотивам запрещались книги, кинофильмы, музыкальные произведения. Вводились новые запреты и ограничения в духовной жизни общества, ужесточалась цензура в СМИ и в сфере культуры.

Однако диссидентское движение в СССР только ширилось. В 1969 году была создана первая в стране открытая общественная ассоциация – Инициативная группа защиты прав человека в СССР. Активную правозащитную деятельность вел академик А.Д.Сахаров.

Впервые инакомыслие появилось в армии. 1969 году был раскрыт и разгромлен подпольный «Союз борьбы за демократические права», созданный офицерами Балтийского флота.

В 1976 году в Москве заработала группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР.

Противоречия между властью и обществом обострялись. И остановить этот процесс власть уже не могла. Число недовольных системой только увеличивалось. Система была обречена.

65.Внешняя политика СССР в 1964 – 1982 гг .

Отношения СССР с ведущими капиталистическими державами . Задачи и приоритетные направления внешней политики. “Разрядка” международной напряженности и ее причины. Решение “германской” проблемы. Переговоры по разоружению на высшем уровне (нераспространение и сокращение различных видов оружия массового поражения). Договор о ПРО. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Заключительный Акт и его значение). Кризис политики “разрядки”. Новый виток гонки вооружений.

Отношения СССР с социалистическими и развивающимися странами . Кризисные явления и поиск новых форм сотрудничества. Деятельность СЭВ. Совместные экономические проекты. Подавление “пражской весны” вооруженными силами ОВД. “Доктрина Брежнева”. Кризис в Польше и действия советского руководства. Противостояние СССР − КНР. Роль Советского Союза в международном коммунистическом движении. Советское влияние на государства “третьего мира”. Экономическое сотрудничество с развивающимися странами. Участие СССР в локальных конфликтах на Ближнем Востоке, в Азии, Африке и Латинской Америке. Война в Афганистане.

Политический режим . Период с 1964 по 1982гг. получил название периода застоя. Политичес­кий режим и в это время не изменился: он остался тотали-тарным, но приобрел новые черты.

После отставки Н.Хрущева в руководстве КПСС сложились три группи­ровки, между которыми началась борьба за власть. Одна группировка (Ко­сыгин, Андропов, Микоян) выступила за продолжение политики реформ и десталинизации. Вторая группировка (Шеленин, Суслов) предлагала вернуть­ся к практике сталинизма. Третья группировка (Брежнев и др.) выступала против каких-либо изменений.

В 1964-65гг. сторонники Л.Брежнева поддержали А.Косыгина и Ю.Андро­пова. В стране стали осуществляться реформы. Они дали положительные ре-зультаты. Но реформы вызывали все более растущее раздражение высшей номенклатуры. Это обстоятельство учел Брежнев. На ХХШ съезде КПСС он пошел навстречу сталинистам: съезд объявил критику сталинизма "очерните-льством". Благодаря этим уступ­кам Л.Брежневу удалось провести своих сто-ронников в ЦК. Сам же он стал генеральным секретарем ЦК КПСС.

В 1966-69гг. Л.Брежнев усиленно занимался организационной работой: вез-де и всюду на руководящую работу он ставил своих людей. И когда три чле-на Политбюро ЦК КПСС (Суслов, Шелепин и Мазуров) выступили с крити-кой деятельности генсека, то Л.Брежнев нашел поддержку у министра оборо­ны. Суслов сразу развернул кампанию по восхвалению Брежнева как "верно-ного ленинца". Началась работа по созданию нового культа личности: появи-лись передовые статьи в газетах с цитатами Брежнева, огромные портреты "вождя" на улицах и площадях, стало печататься собрание сочи­нений.

В начале 70-х гг. окончательно утвердился новый курс, консерватив­ный в своей основе (не надо ничего менять). Идеологическим обоснованием нового курса стало утверждение, что в нашей стране построено раз­витое социалис-тическое общество. Вновь история стала рассматриваться "как история слав-ных побед". Началась реабилитация Сталина и сталин­ского периода.

В 1977 г. была принята новая конституция СССР, в которой была закреп-лена руководящая роль КПСС в жизни страны (ст.6). Этого не было даже в сталинской конституции 1936 г. Но Л.Брежневу и его окружению не удалось пол­ностью возродить сталинские порядки.

Конец 70-х гг.- нача­ло 80-х гг. стали апофеозом разложения тоталитарного режима. Старый больной генсек не мог стать объектом культа личности. Его окружение, состоявшее из друзей и приятелей, погря­зло в коррупции. В этих делах были замешаны дочь и сын генсека. Воровали не только на всесоюзном уровне, воровали и облас­тные, и городские и районные князьки.



Этому беззаконию и произволу пыталась противостоять небольшая груп-па диссидентов (инакомыслящих). Во главе этой группы стояли извест­ные ученые А.Сахаров и И.Шафаревич. Они пытались защитить конституцион­ные права советских граждан: писали письма советским руководите­лям, об-ращались к мировой общественности. КГБ удалось разгромить движение дис­сидентов.

Экономика. После отставки Н.С.Хрущева новое руководство СССР стало проводить экономические реформы. Душой реформ стал председатель Сове-та Министров СССР А.Н.Косыгин. Суть его предло­жений заключалась в том, чтобы, не меняя существа командной экономики, реформировать ее состав-ные части. Необходимо было изменить систему планирования: планирование начиналось снизу, на предприятиях, сокращались плановые показатели, которые нельзя было менять без согласования с предприятиями. По замыслу Косыгина должна была из­мениться и система финансирования: никто не получал деньги иначе, как через кредит (взял - отдал). Реформа пре-дусматривала оставление части прибыли на предпри­ятиях. Они могли ее ис-пользовать для материального стимулирования ра­ботников и для развития социальной сферы (строительства жилья, детских садов, баз отдыха). Фак-тически реформа означала перевод пред­приятий на частичный хозрасчет и тем самым ограничивала власть минис­терств.

В 1965г. советское руководство одобрило предложения Косыгина. Уже в 1966-1967гг. реформа дала положительные результаты: повысились тем­пы экономического роста и зарплата работников, стала расши­ряться социальная сфера. Однако стараниями министров к концу 60-х гг. реформа была свернута. Министры нашли поддержку у Л. Брежнева. В этих условиях Косыгин заявил о своей отставке. Но она не была принята.



После провала экономической реформы А.Н.Косыгин делал попытки рефо­рмирования отдельных звеньев экономики. По его предложению стали созда­ваться агро-промышленные объединения (чтобы соединить производство сырья и его переработку и уменьшить потери сельхозпродукции), научно-производственные объединения (чтобы соединить науку и производство, чтобы изобретения ученых сразу шли в производство), торгово-промышлен­ные объединения (чтобы предприятия сами продавали свою продукцию и зависели от покупателей). Эти меры несколько оживили советскую эконо­мику.

Советское руководство немало делало для подъема сельского хозяйства. Оно ввело гарантированную ежемесячную оплату труда колхозников, повы-сило закупочные цены на сельхозпродукцию. Капиталовложения в се­льское хозяйство за 1964-1980гг. составили 500 млрд. руб. Однако эти меры на дали ожидаемых результатов: урожайность была одной из низ­ких в Европе (в СССР- 14 ц с 1га, а в Голландии – 62 ц с га). Велики были потери сельхоз-продукции при уборке, транспортировке и переработ­ке (1/3). В мае 1981г. советское руководство приняло специальную Продовольственную программу СССР.

Уже в конце 70-х - начале 80-х гг. некоторые экономисты ста­ли понимать, что советская экономика сама себя уничтожает. Нужен был переход к другой модели экономики, которая для Косыгина была неприемлема.

Внешняя политика . К середине 60-х гг. международная обстановка для СССР была сложной: социалистический лагерь был расколот, обострились отношения с Западом из-за агрессии США против Вьетнама, политика СССР в странах третье­го мира не дала ожидаемых результатов.

В этих условиях руководство СССР провозгласило главным направлением внешней политики борьбу за разряд­ку международной напряженности . Ито-гом взаимного стремления к миру стали подписанные в эти годы договоры: о нераспространении ядерно­го оружия, о запрещении размещения всех видов оружия массового унич­тожения на дне морей и океанов, об ограничении стратегического наступательного вооружения.

Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975г. в Хельсинки Заключи­тельного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 стран Европы, а также США и Канады. Все эти страны обяза­лись уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга, не вмешиваться во внутренние дела, а также решать все спорные вопро­сы мирным путем.

К сожалению, Хельсинкский документ не стал руководством к действию. Советское руководство расценило этот документ как собственную побе­ду и попыталось ее закрепить, нарушая принятые обязательства. Страны Запада пошли по тому же пути.

Брежневское руководство пыталось преодолеть раскол в социалисти­ческом лагере. Оно пыталось экономически сплотить социалистические страны. С этой целью были построены нефтепровод "Дружба", газопровод" "Союз" и единая энергосистема "Мир". Была принята программа экономи­ческой инте-грации на 20 лет. Большую часть затрат на эти работы нёс Советский Союз. Эти затраты не дали ожидаемых результатов: они не могли решить всех эко-номических проблем и соцстраны одна за другой стали расширять эконо-мическое сотрудничество со странами Запада. Экономические проблемы порождали и социальную напряженность в этих странах.

На Западе говорили «о доктрине Брежнева», суть которой заключалась в ограничении суверенитета социалистических стран. Ярким примером осуществления этой доктрины стали события в Чехосло­вакии в 1968г. Там новые руководители страны попытались решить нако­пившиеся проблемы путем перехода к рыночной экономике и расширения демократии. Эти реформы были грубо оборваны советским руководством, которое свергло правительство реформаторов.

Брежневское руководство в начале 70-х гг. навязало свою волю и Польше и Венгрии. Но не везде доктрина Брежнева срабатывала. Шли своим путем Югославия, Албания, Ки­тай и Северная Корея. Старалась идти своим путем и Румыния.

В 1979 г. обострился политический кризис в Польше. Брежнев предложил поль­скому руководству военную помощь, но последнее решительно отказа-лось. В том же году началась война Китая против Вьетнама. Социалистичес­кий лагерь разваливался...

Сложными и противоречивыми были отношения СССР со странами Зада-да. Во второй половине 60-х гг. произошло ухудшение отношений с США, которые вели войну против Вьетнама.

В начале 70-х гг. в стра­нах Запада наступил энергетический кризис. И дешевая советская нефть смягчила отношения между СССР и странами Запада. Но в середине 70-хгг. Запад вышел из энергетичес­кого кризиса и произошло ухудшение его отношений с Москвой. Тем более на нефтедоллары СССР провёл модернизацию своих ядерных сил. Надо отметить, что с большинством стран Запада у СССР весь этот период были нормальные отношения.

В период брежневского руководства СССР увеличил материальную по­мощь странам третьего мира . Миллиарды нефтедолларов шли на поддерж­ку "прогрессивных режимов" в Ираке, Ливии, Сомали, Эфиопии и других стра­нах. Эти позиции в странах третьего мира ослабли после ввода совет­ских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Подавляющее большинство стран мира расценило эту акцию как агрессию. Так это и было. Советский воинский десант смог захватить президентский дворец и физически уни­чтожить президента Афганистана Х.Амина. После этого в Афганистан были введены со­ветские войска по просьбе нового президента Б.Кармадя, которого никто не выбирал. Он был ставленником Москвы.

Таким образом, брежневское руководство не смогло решить многие вне­шнеполитические задачи: преодолеть раскол в социалистическом содру­жестве, остановить гонку вооружений и усилить свое влияние в странах «третьего мира».

46. Перестройка в СССР: этапы и направления преобразований.

Смерть Черненко в марте 1985 г. положила начало новому периоду в со-ветской истории. К власти в СССР пришли новые люди во главе с М.С. Гор-бачевым. Они поставили вопрос о необходимости обновления социализ­ма при сохранении руководящей роли КПСС. Сторонники перемен не были едины: большинство (Лигачев, Рыжков) были за обновление совет­ской модели социализма, меньшинство (Горбачев, Яковлев) готовы были пойти дальше. В Политбюро ЦК КПСС были и противники перемен (Громыко, Ро-манов, Гришин), но они составляли меньшинство.

Новое руководство СССР встало на путь реформ потому, что обострились кризисные явления в экономике и резко упал жизненный уровень советских людей.

В проведении реформ можно выделить три этапа: 1) 1985 г. - начало 1987г., 2) 1987г.- начало 1990г., 3) 1990 - 1991 гг.

Первый этап реформ . В апреле 1985г. был при­нят курс накачественное преобразование всех сторон жизни советско­го общества", т.е. на перестройку. Считали, что у социалистической системы большие резервы, которые надо использовать. Предполагали модернизировать машинострое­ние и на его основе модернизировать все другие отрасли экономики. Планировали устранить такие недостатки, как низкую дисциплину тру­да и низкое качество выпускаемой продукции. С этой целью началась борьба с пьянством и алкоголизмом. Для повышения качества продукции ввели государственную приёмку. В ходе этих преобразований были расширены права трудовых коллективов.

Одновременно с преобразованиями в экономике осуществлялись и полити­ческие преобразования. Они проходили под лозунгом: "Больше соци­ализма!" В этот период предпринимались усилия по активизации деятель­ности Сове-тов, оживлению деятельности прокоммунистических обществен­ных органи-заций. Главным стала борьба за укрепление социалистической законности. Некоторые коррупционеры из высшей номенклатуры получиои тюремное наказание.

В январе 1987г. были подведены итоги первого этапа реформ. Они оказа­зались отрицательными. В экономике дефицит увеличился до 37млрд. руб., обострились диспропорции в народном хозяйстве, был подорван потреби­тельский рынок.

Но даже эти робкие попытки реформ вызва­ли сопротивление у консервато-ров. И консерваторы были удалены из пар­тийных и государственных орга-нов.

В выс­шем руководстве СССР остались только обновленцы и реформаторы. Между ними и начались споры о путях дальнейшего развития страны. В январе 1987 г. М.Горбачев предложил новый курс. Он заявил, что "без политической реформы невозмож­на экономическая реформа. Социализм де-формирован. Сталинский социализм необходимо заменить демократическим социализмом. А путь к этому лежит через политику гласности". Обнов­ленное руководство КПСС поддержало курс Горбачева.

В январе 1987г. начался второй этап реформ . Начала осуществляться по-литика гласности. Целью гласности был показ пороков сталинской модели социализма и формирование концепции социализма с человеческим лицом. Политика гласности была активно поддержана обществом. Начался газет-ный и журнальный бум. Читатели узнали правду о всех периодах советской истории: о красном терроре, об убий­стве царской семьи, о голоде 1921г., о вывозе культурных ценностей за границу, о советской агрессии против рес-публик Закавказья, о сговоре Сталина с Гитлером в 1939г., о Новочеркасском расстреле 1962г., о кор­рупции в брежневские времена. В ходе осуществления политики глас­ности была создана комиссия ЦК КПСС, которая стала изучать дела о реп­рессиях.

В Политбюро ЦК КПСС обострились противоречия между двумя группи­ровками, которые имели разные представления о пределах гласности. В марте 1988г. Е. Лигачев использовал письмо тогда мало кому известной Нины Андреевой "Не могу поступиться принципами". Она утверждала, что поли­тика гласности - шельмование "славной советской истории". Воспо-льзо­вавшись тем, что Горбачев и Яковлев тогда находись с заграничным ви­зитом, Лигачев опубликовал "письмо" во всех партийных газетах. Но через 2 недели всё встало на свои места: "письмо" Н.Андреевой было осужде­но, как антиперестроечное.

Во второй период перестройки осуществлялись и экономические рефор­мы. Был взят курс на создание социалистического рыночного хозяйства. В ходе осуществления этого курса предприятия были переведены на полный хозрас-счет, трудовые коллективы получили право выбирать своих руководителей. В 1988г. были приняты законы об индивидуальной трудовой деятельности, об аренде и о кооперации. Однако эти меры ухудшили положение в экономике: исчезли дешевые товары, резко обост­рился дефицит основных товаров.

Что в этих условиях делал М. Горбачев? Он предлагает курс на гу­манный демократический социализм и переход к рыночной экономике.

Третий этап перестройки . На этом этапе удалось провести только полити-ческие реформы. Были проведены демократические выборы народных депу-татов СССР на альтернативной основе, была дана амнистия политическим заключенным, были реаби­литированы все жертвы незаконных репрессий, была введена свобода слова, разрешена деятельность других политических партий, были разрешены забастовки. В марте 1990г. М. Горбачев стал прези-дентом СССР. Эти рефор­мы ослабили позиции КПСС (была отменена и ст.6 Конституции, где за­креплялась руководящая роль КПСС).

М. Горбачеву не удалось осуществить плавный переход к рыночной эконо-мике. Этому помешала позиция руководства России во главе с Б. Ельциным, а также желание номенклатуры воспользоваться ослаблением власти и прива-тизировать, прибрать к своим рукам, государственную соб­ственность.

Перестройка была насильственно прервана августовским путчем 1991г.

47. Становление новой российской государственности в 1990-е гг.: направление развития в политике и экономике, достижения и просчеты.

«Шоковая терапия ». В 1992 г. в России, ставшей самостоятель­ным госу-дарством после распада СССР, стал неизбежным переход к рыночной эко-номике. Повседневным явлением стали пустые прилав­ки магазинов. Соци-альная напряженность нарастала.

Идеологом и основным проводником политики реформ стал Е.Гайдар, получивший пост вице-премьера в новом пра­вительстве. Идеологи реформ полагали, что сам рынок без помощи госу­дарства создаст оптимальную стру-ктуру экономического развития. Правительство рассчитывало на получение крупных креди­тов от международных финансовых институтов – Междунаро-дно­го валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконст­рукции и развития (МБРР).

С начала января 1992 г. цены на большинство това­ров были отпущены. С целью сбалансировать бюджет правитель­ство пошло на резкое сокращение государственных программ: резко упало государственное финансирование армии, снизился государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха многие предприятия, до крайне низкого уровня упали социальные расходы.

В результате приватизации уже в первый год в руки частных предпринима-телей перешло более 110 тыс. промыш­ленных предприятий. В ходе привати­зации власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который стал бы опорой нового политического режима. Поэтому за бесценок приватизировались предприятия и целые отрасли. Но новые хозяева не при-влекали необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики.

Спад производства и технологическое отставание приняли опасные разме-ры. Отечественные товаропро­изводители утратили контроль над 50 % нацио-нального рынка, который был занят дешевыми импортными товарами.

Приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5 % населе-ния страны извлекли выгоду от приватизации. Ведущее место среди них за-няли представители бюрократического аппара­та, проводившие приватиза-цию. По бросовым ценам скупи­ли богатства страны представители «тене-вой» экономики и кри­минала.

Снижение социальной защищенности граждан России приве­ло к тому, что ежегодная убыль населения России составляла около 1 млн. человек.

К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Лишь продажа за рубеж сырья позволяла поддер­живать экономику.

17 августа 1998 г. произошел финансовый кризис, выз­вавший многократ-ное падение курса рубля. Результатом кризиса стало дальнейшее ухудшение жизни. Тем не менее кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа про­мышленных и продовольственных товаров, что способ-ствовало росту отечественного производства. Дополнительным благоприят­ным фактором стали установившиеся в этот период высокие цены на нефть на мировом рынке.

Общественно-политическое развитие в 1991-1993 гг . Эконо­мическая по-литика правительства привела к росту социальной на­пряженности в обществе и обострению политической борьбы.

Непримиримую позицию по отношению к оппозиции занял пре­зидент Ель-цин. 21 сентября 1993 г. Ельцин незаконно приостановил деятельность Съез­да народных депутатов и Верховного Совета России. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. признал указ президента недействите-льным, как противо­речащий Конституции. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти. Был приведен к присяге новый президент - А. В. Руцкой, вице-президент Российской Федерации.

Белый дом, где находился Верховный Совет, был блокиро­ван войсками.

4 октября войска стали расстреливать здание Верховного Со­вета. В ходе событий несколько сот человек были убиты, многие ранены.

Осенью 1993 г. был подготовлен проект но­вой Конституции, существенно увеличивший власть президента. В соответствии с новой Конституцией, ко-торая была принята на референдуме 12 декабря 1993 г., президент получил полномочия формировать правительство, распускать органы законодатель-ной власти в оговоренных слу­чаях и издавать указы по ключевым политичес-ким вопросам. Зако­нодательным органом власти стал двухпалатный парла-мент - Федеральное собрание.

Общественно-политическое развитие в 1994 – 2000 гг . В декабре 1993 г. состоялись выборы в Государственную думу. С трудом в Государственную Думу прошел проправительственный блок «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром. На всеобщих выборах в 1995 г. этот блок не смог попасть в парла-мент.

Напряженной была президентская предвыбор­ная кампания 1996 г. Пер-вый тур выборов не определил победителя. По итогам второго тура было объявлено, что победу одержал Ельцин.

Для периода 1995-1999 гг . была характерна частая смена пра­вительств. В эти годы большого размаха достигло забастовочное движение. Во многих республиках усиливался сепаратизм. Попытка восстановить правопорядок в Чечне привела к войне в 1995 - 1996 гг. Военные действия были неудачны для российской армии из-за непоследовательности центральных властей. Чечня факти­чески стала независимым государством.

После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин назначил на пост пре-мьер-министра Е. М. Примакова, который опирался на думское большинство. Новому пра­вительству удалось добиться роста промышленности, пре­краще-ния массовых забастовок. Однако попытка Думы отстранить от власти Ель-цина в мае 1999 г, привела к отставке правительства Примакова.

Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Даге­стан. Боевые действия на Северном Кавказе были успешными для российской армии.

Осенью 1999 г. произошли террористические акты - взрывы жилых домов в Москве и ряде других городов. Их связали с дей­ствиями чеченских терро-ристов. Осенью началась антитеррори­стическая операция в Чечне. К началу 2000 г. войска заняли почти всю территорию республики, разгромили основ-ные силы сепара­тистов.

31 декабря 1999 г. Ельцин заявил о сложении с себя обязанностей прези-дента. Ис­полняющим обязанности президента стал премьер-министр В.В. Путин. На президент­ских выборах 26 марта 2000 г. он одержал победу в первом туре и стал президентом России.

Всеобщая история. Краткий курс. Основные вопросы

1. Источники сведений о прошлом человечества.

2. Предыстория человеческого общества.

3.Первобытная история.

4. От первобытности к цивилизации.

Правление Л.И. Брежнева (1964-1982 гг.)

После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев (с 1966 г. – генеральный секретарь, с 1977 г. – одновременно и Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост Председателя Совета Министров СССР занял А.Н. Косыгин.

И по характеру, и по интеллекту Брежнев не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для реализации коренного обновления общества. Ведущее место в управлении страной заняло неофициальное «малое» Политбюро, куда входили министр обороны Д.Ф. Устинов, министр иностранных дел А.А. Громыко, секретарь ЦК М.А. Суслов, председатель КГБ Ю.В. Андропов, которые определяли внутреннюю и внешнюю политику.

Основой курса становится «стабильность», означавшая отказ от всяких попыток радикального обновления общества. И власть, и общество устали от чрезвычайных условий и постоянного напряжения, в которых страна жила предыдущие полвека.

Политическое развитие. Характерными чертами политического развития страны во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. стали централизация и бюрократизация управленческого аппарата. Принимавшиеся резолюции о дальнейшей демократизации общественной жизни оставались декларативными.

Правление Брежнева явилось «золотым временем» для бюрократии. При Сталине она жила под постоянным страхом ареста, при постоянных хрущевских реорганизациях она также чувствовала себя неспокойно. После смерти Сталина и смещения Хрущева элита хотела спокойной жизни, уверенности в завтрашнем дне, желала оградить себя от кадровых перестановок. Брежнев идеально подходил на роль выразителя интересов чиновничества.

Общая численность управленцев к концу правления Брежнева составила почти 18 млн. человек (на 6-7 работающих – один управленец). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. На содержание такого аппарата к середине 1980-х гг. ежегодно расходовалось более 40 млрд. руб., или 10% бюджета.

К началу 1980-х гг. только в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тыс. различных приказов, инструкций и других подзаконных актов, которые регламентировали каждый шаг хозяйственников, сковывали их инициативу.



В 1977 г. принята новая Конституция СССР. В ней отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. 6-я статья официально закрепила положение КПСС как «ядра» советской политической системы, «руководящей и направляющей силы» общества развитого социализма. Важнейшей задачей провозглашалось формирование и укрепление новой интернациональной общности – советского народа.

Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 1980-х гг. 19 млн. человек. Реальная власть сосредоточилась в аппарате, который достиг почти 500 тыс. человек. Рядовые коммунисты отстранялись от реального участия в определении политики партии.

Из Устава партии был исключен пункт о сменяемости кадров, ослаб контроль над номенклатурой. Начался кадровый «застой». Высшая элита страны с 1970-х гг. начинает все больше воспроизводить себя не за счет выдвиженцев снизу, а путем отбора и подготовки кадров в элитных школах. Таковыми были Академия общественных наук при ЦК КПСС, Высшая партийная школа и др.

К концу 1970-х гг. высшее руководство страны превратилось в настоящую геронтократию. Средний возраст членов Политбюро к концу правления Брежнева достиг почти 70 лет. Заседания Политбюро, принимавшего важнейшие политические решения, зачастую длились не более 15-20 мин. Сам Брежнев, переживший в 1976 г. тяжелую болезнь, так и не восстановился после нее, и с конца 1970-х гг. пытался отойти от руководства страной, но соратники убедили его остаться. Для них он был гарантом сохранения собственной власти.

«Застой» эпохи развитого социализма стал временем расцвета номенклатурных привилегий, которые включали госдачи, спецпайки, спецлечение и т.п. Однако их нельзя было перевести в личную собственность и передать детям. Это вызывало желание сменить строй.

Расцвели такие явления, как кумовщина, клановость, коррупция. Ординарным явлением становится злоупотребление служебным положением, стремление пристроить родственников к «хлебной» должности, в элитарный вуз и пр.

Началось сращивание партийно-государственного аппарата с теневой экономикой. Масштабы последней приобретали все более угрожающий характер. В середине 1970-х гг. дельцы теневой экономики отчуждали себе примерно седьмую часть доходов трудящихся, к началу 1980-х гг. – 18%, к 1985 г. – 21%, а в 1989 г. – 25%.

Застойные явления в жизни советского общества 1970-х – первой половины 1980-х гг. затронули также сферу идеологии. Была свернута критика Сталина, со страниц газет и журналов изгонялись упоминания о массовых репрессиях 1930-х – начала 1950-х гг. («неосталинизм»), усилились гонения на любые проявления инакомыслия. Реальная жизнь все сильнее расходилась с официальной идеологией.

С середины 1960-х гг. в СССР формировалось диссидентское движение (в переводе «диссиденты» – инакомыслящие, несогласные). Диссиденты требовали неукоснительного соблюдения прав человека. Власть против них применяла репрессивные меры (аресты, ссылка, помещение в психиатрические лечебницы, увольнение с работы, исключение из партии). Символами правозащитного и диссидентского движения стали академик А.Д. Сахаров (выслан в Горький) и писатель А.И. Солженицын (депортирован за границу).

Диссидентами была налажена публикация за рубежом запрещенных в стране книг и нелегальное их распространение на территории СССР («тамиздат»). Возникла так называемая неподцензурная печать («самиздат»). Деятельность диссидентов оказывала большое влияние на общественное мнение в стране и сыграла значительную роль в расшатывании основ советского государства.

Экономическое развитие. Снижение качества управленческого слоя повлияло и на экономическое развитие страны.

В 1965 г. была проведена экономическая реформа под руководством А.Н. Косыгина. В промышленности восстанавливался отраслевой принцип управления, вместо совнархозов вновь образовывались министерства. Предприятия частично переходили на хозрасчет: в их распоряжении оставалась прибыль от реализации сверхплановой продукции. Эту прибыль предприятия могли направлять на развитие производства или стимулирование труда персонала.

По важнейшим социально-экономическим параметрам восьмая пятилетка (1966-1970) была наилучшей за послевоенный период. Объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе ВАЗ, КамАЗ, Ижевский автозавод). Однако реформа не изменила основ хозяйственного механизма, а многие ее меры из-за сопротивления бюрократии были свернуты.

С начала 1970-х гг. темпы роста экономики стали снижаться: темпы прироста национального дохода упали с 7,7% в восьмой пятилетке (1966-1970) до 3,8% в одиннадцатой пятилетке (1981-1985), снизились темпы роста производительности труда.

Главной бедой советской экономики этого периода было то, что она почти не была связана с научно-техническим прогрессом. Промышленность продолжала сохранять экстенсивный характер. Стержнем экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы. На долю предприятий военно-промышленного комплекса приходилось около 2/3 продукции советского машиностроения.

Форсированными темпами развивалась добыча нефти и газа в Западной Сибири. В 1980 г. топливно-энергетический комплекс СССР давал 10% мировой добычи нефти и газа. Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало-Амурской магистрали (БАМ), строительство которой началось в 1974 г.

В результате ставка делалась на закупки за рубежом промышленного оборудования, товаров широкого потребления и зерна в обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь – нефти).

В сельском хозяйстве упор был также сделан на экономические рычаги – повышение заготовительных цен, увеличение капиталовложений, перевод колхозников на гарантированную зарплату и пенсии. Увеличивался выпуск сельскохозяйственной техники, повышалось ее качество. Завершилась электрификация сельского хозяйства, осуществлялись химизация, мелиорация. Высокими темпами велись сельское строительство, на селе строились дороги, проводилась газификация. Развивалась аграрная наука, сельское хозяйство насыщалось специалистами.

Масштабными были программы развития Нечерноземья (1974) и Продовольственная программа (1982).

Бичом народного хозяйства оставались отвлечение на «шефскую помощь» селу во время уборочной страды до 20% всего активного населения страны и огромные, до 30-40%, потери урожая. Сельское хозяйство все меньше справлялось с задачами продовольственного снабжения страны. С 1970-х гг. в разряд дефицита все чаше попадали мясо, колбасы, а в ряде районов – сыры и молочные продукты.

Развитие образования. С 1966 г. в стране начинался переход средней школы на новые учебные планы и программы. Их характеризовали: преемственность в изучении материала с 1-го по 10-й класс, начало систематического преподавания систем наук (предметное обучение) с 4-го класса. Была осуществлена подготовка высококачественных учебников, пособий и методических руководств для педагогов. В результате с середины 1960-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, а затем в течение 10 лет (к середине 1970-х гг.) – ко всеобщему среднему образованию.

Развитие науки. Наиболее ярким свидетельством расцвета советской науки являются достижения в области освоения космоса. СССР продолжил изучение Луны с помощью космических аппаратов. В 1965 г. была сфотографирована обратная сторона Луны. Выдающимся достижением явилась доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение. Советские космические аппараты достигли поверхности планеты Венера и передали на Землю ценные сведения о ее атмосфере. Выдающиеся открытия были сделаны в области плазмы, квантовой физики.

Социальная политика. В социальной политике упор делался на рост благосостояния населения. Реальные доходы в расчете на душу населения за 1965-1975 гг. выросли на 46%, в 1976-1980 гг. – еще на 18%, в 1981-1985 – на 10%. Соответственно, вырос уровень потребностей, которые советская промышленность удовлетворить была не в состоянии. Дефицит товаров восполнялся импортом, на который расходовались «нефтедоллары». Но и в этом случае выросшие запросы полностью не покрывались.

Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском. Советские люди пользовались бесплатным образованием, медицинским обслуживанием, государство несло большие расходы на содержание жилищного фонда.

Главным достижением в этот период стало масштабное жилищное строительство. На протяжении 1970-х гг. в стране ежегодно вводилось более 100 млн. кв. м жилья, что позволило улучшить жилищные условия более чем 107 млн. человек. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры, причем выдавались они бесплатно.

Внешняя политика.С конца 1960-х и до конца 1970-х гг. конфронтация сменилась «разрядкой» международной напряженности. СССР подписал договоры: о нераспространении ядерного оружия (1968); договор ОСВ-1 с США (1972) об ограничении противоракетной обороны; договор ОСВ-2 (1979) по ограничению ракет средней дальности.

Кульминацией «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) в Хельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Государства обязалась соблюдать принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путем.

В начале 1970-х гг. США признали наличие военно-стратегического паритета (равенства) с Советским Союзом.

В отношениях с социалистическими странами СССР продолжал политику «старшего партнера». В 1968 г. было подавлено восстание в Чехословакии («Пражская весна»), в которой хотели построить «социализм с человеческим лицом». В Чехословакию были введены войска.

Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение китайскими войсками в районе острова Даманский на р. Уссури.

В 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска, началась советско-афганская война (1979-1989). После ввода войск в Афганистан отношения со странами Запада резко ухудшились. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор ОСВ-2.

Обострение международной обстановки, падение авторитета CССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса в административно-командной системе.

Правление Ю.В. Андропова и К.У. Черненко. Первая половина 1980-х гг. отмечена частой сменой высшего руководства страны («гонка на катафалках»). В ноябре 1982 г. умер Брежнев. Новым руководителем страны стал 68-летний Ю.В. Андропов (1982-1984), успевший отметиться борьбой с коррупцией и укреплением трудовой дисциплины. После его смерти (февраль 1984 г.) к власти пришел тяжело больной 72-летний К.У. Черненко (умер в марте 1985 г.). Ничем заметным он не запомнился. Затем генеральным секретарем ЦК был избран самый молодой, 54-летний член Политбюро М.С. Горбачев.

29. Первые пятилетние планы развития народного хозяйства СССР и их значение.

Первый пятилетний план (1929--32) был разработан на основе Директив Пятнадцатого съезда ВКП (б) (1927), утвержден 5-м Всесоюзным съездом Советов (1929). Он явился логическим продолжением и развитием идей долгосрочного плана ГОЭЛРО. Главная задача 1-й пятилетки состояла в построении фундамента социалистической экономики, дальнейшем вытеснении капиталистических элементов города и деревни, в укреплении обороноспособности страны. План предусматривал задания и мероприятия, направленные на превращение СССР из аграрной в развитую индустриальную державу, на коллективизацию значительного числа крестьянских хозяйств. Работа по подготовке плана проходила в острой борьбе против троцкистов, отстаивавших лозунг т. н. "сверхиндустриализации", и правой оппозиции, требовавшей равнения на "узкие места" в народном хозяйстве, низких темпов развития, особенно отраслей тяжёлой промышленности.

Центральной частью плана явилась его строительная программа, которая была направлена на осуществление коренных сдвигов в технике производства, его организации (преобладание крупных социалистических предприятий) и размещении. При этом учитывались технико-экономические показатели будущих предприятий, необходимость быстрого развития хозяйства национальных окраин. Общий объём капитальных вложений за пятилетие составил 7,8 млрд. руб., что в 2 раза больше, чем было вложено за предыдущие 11 лет (1918--28). Половина всех капитальных вложений направлялась на развитие промышленности (из них свыше 75% в отрасли тяжёлой индустрии) и транспорта.

Ряд производственных и строительных заданий 1-го пятилетнего плана был дополнен и конкретизирован решениями 16-го съезда партии о создании 2-й угольно-металлургической базы на Урале и в Сибири.

Основными источниками капитальных вложений были прибыль и рентные доходы государственных и кооперативных предприятий. Важную роль играли средства трудящихся, получаемые государством посредством выпуска и размещения среди рабочих, колхозников и служащих облигаций государственных займов. Для выполнения строительной программы была повышена доля накопления в национальном доходе с 21,3% в 1928 до 26,9% в 1932. Широко развернулось социалистическое соревнование за досрочное выполнение пятилетки. В результате пятилетка была выполнена за 4 года и 3 месяца.

Введено в действие 1500 новых крупных государственных промышленных предприятий, заново создан ряд новых отраслей: тракторо-, автомобиле-, станко- и приборостроение, производство алюминия, авиационная и химическая промышленность. В чёрной металлургии -- важнейшей отрасли тяжёлой промышленности, ставшей основой индустриализации страны, созданы электрометаллургия, производство ферросплавов и сверхтвёрдых сплавов, качественных сталей. Коренным образом реконструированы нефтяная и др. отрасли тяжёлой промышленности.

Вступили в строй Днепрогэс им. В. И. Ленина, Зуевская, Челябинская, Сталинградская и Белорусская районные тепловые электростанции. Создана 2-я угольно-металлургическая база на востоке СССР -- Урало-Кузнецкий комбинат. Построены Кузнецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе, Кузбассе и Караганде, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Кондопожский и Вишерский целлюлозно-бумажные комбинаты, Березниковский азотнотуковый завод, Ивановский меланжевый комбинат, 1-й Государственный подшипниковый завод в Москве и многие др. предприятия.

Национальный доход СССР увеличился почти в 2 раза, промышленное производство -- более чем в 2 раза, производительность труда в промышленности -- на 41%. Произошли крупные структурные сдвиги в промышленности и во всей экономике страны. Удельный вес продукции группы "А" в валовой продукции всей промышленности повысился с 39,5% в 1928 до 53,4% в 1932. Доля промышленности в общем объёме валовой продукции промышленности и сельского хозяйства увеличилась с 51,5% до 70,2%. Продукция машиностроения и металлообработки выросла в 4 раза. В 1932 почти 78% посевных площадей принадлежало колхозам, совхозам и др. государственным хозяйствам, которые давали 84% товарной зерновой продукции страны.

В годы пятилетки проведена основная работа по осуществлению плана ГОЭЛРО. Программа строительства электростанций, намеченная этим планом, была перевыполнена. Мощность электростанций СССР за эти годы возросла почти в 2,5 раза, выработка электроэнергии -- в 2,7 раза.

Социалистическая индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства сопровождались значительным расширением культурной базы, ростом числа квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Численность учащихся в высших учебных заведениях в 1932/33 учебном году увеличилась по сравнению с 1927/28 в 3 раза, в техникумах -- более чем в 3 раз, удвоилось число учащихся в начальных школах.

В итоге выполнения задач 1-й пятилетки построен фундамент социалистической экономики -- мощная тяжёлая индустрия и механизированное коллективное сельское хозяйство, что означало утверждение социалистической собственности на средства производства. В стране была ликвидирована безработица и введён 7-часовой рабочий день.

Особенно значительный хозяйственный и культурный рост происходил в республиках и областях. При общем по Союзу увеличении производства в 2 раза, в национальных республиках и областях этот показатель возрос в 3,5 раза. Линия на ускоренную индустриализацию национальных республик и областей проводилась и в последующих пятилетках. Успехи 1-й пятилетки развеяли миф буржуазной печати о нереальности советских экономических планов, неоспоримо показали огромные возможности и преимущества социалистического планового хозяйства.

После того как на заседании Пленума ЦК КПСС большинством голосов Н.С. Хрущев был отправлен в отставку, к власти в Советском Союзе пришел Л.И. Брежнев. Вначале его не воспринимали как долгосрочную политическую фигуру, но впоследствии оказалось, что Первый, а потом Генеральный секретарь ЦК КПСС удержал власть в своих руках надолго. При Л.И. Брежневе была принята новая Конституция СССР 1977 г., в которой объявлялись новые права и свободы советских граждан, а также подтверждалось право на выход из СССР союзных республик. Апогеем правления Брежнева считается Московская Олимпиада 1980 г., на которой советская сборная одержала решающую победу. В последние годы Л.И. Брежнев был очень слаб физически из-за своего преклонного возраста и болезней. После его смерти у руководства Советским Союзом побывало несколько человек и СССР постепенно приближался к своему распаду.

Последние годы правления Н.С. Хрущева (рис. 2) ознаменовались серьезными, но не всегда продуманными изменениями во внутренней и внешней политике Советского Союза. Все это привело к тому, что чиновничий аппарат начал выражать некоторую оппозиционность по отношению к главе государства. Это обстоятельство, а также стремление к власти многих тогдашних лидеров ЦК КПСС привели к отстранению Хрущева от власти. Во время его отдыха в Сочи был созван Пленум ЦК КПСС, на котором руководство решило отстранить его от управления государством. В октябре 1964 г. большинство членов ЦК высказалось за то, чтобы Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев. А.Н. Косыгин (рис. 3), сподвижник Брежнева, стал председателем Правительства.

Рис. 2. Н.С. Хрущев - смещенный с должности Первого секретаря ЦК КПСС СССР в 1964 г. ()

Рис. 3. А.Н. Косыгин - Председатель Правительства при Л.И. Брежневе ()

Н.С. Хрущев был первым советским лидером, которого отправили в отставку. Он искренне недоумевал, как Л.И. Брежнев смог обойти его и стать руководителем государства. На самом деле еще до 1964 г. Брежнев был реальным главой советского государства. В 1960 г. он занял пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, а именно этот орган в Советском Союзе считался обладающим верховной государственной властью. Но решающую роль в СССР играли партийные органы, поэтому роль Хрущева была первой.

Об отставке Н.С. Хрущева советские граждане формально узнали из газет. Никаких противоречий в них вынесено не было, а сказано было, что Хрущев отстранен от должности Первого секретаря ЦК КПСС и управления государством по состоянию здоровья. Но в газете «Правда» вышла статья, инициатором которой в какой-то степени был Л.И. Брежнев, говорившая о чуждых партии волюнтаризме и прожектерстве, которые должны были быть преодолены в ближайшее время. Между строк советские граждане усмотрели, что это относится к Хрущеву.

В 1964 г. Л.И. Брежнев не воспринимался как долгосрочная политическая фигура в СССР. Но он быстро сделал военную и политическую карьеру. Брежнев стал маршалом, а к концу жизни Генеральный секретарь ЦК КПСС получил уже 5 орденов Героя (1 раз Герой социалистического труда и четырежды Герой Советского Союза). Подобных людей в истории СССР больше не было.

Л.И. Брежнев прославился своей любовью к медалям и орденам: к концу жизни у него было более сотни советских и иностранных знаков отличия. Даже после того как Брежнев умер, эти ордена никто не отозвал обратно, кроме Ордена Победы и высшей польской государственной награды.

В 1977 г. Л.И. Брежнев вернул себе должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР, тем самым став единоличным главой государства - всего Советского Союза.

Несмотря на то что коммунизм построить в Советском Союзе не удалось, в стране к 1980-м гг. были определенные достижения в экономической, а также в социальной жизни.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, получившая название «Конституции развитого социализма» (рис. 4). В тексте Конституции СССР 1977 г. появились новые права и свободы человека, которых не было в предыдущих Конституциях. К политическим правам были добавлены право обсуждения государственных вопросов и вопросов местного значения, а к социальным - право на охрану здоровья, жилище, выбор профессии и свободу творчества. Для 1970-х гг. такие права выглядели очень актуально. Кроме того, Конституция 1977 г., сохраняя принципы федеративного устройства Советского Союза, подтверждала право каждой союзной республики на выход из СССР. Именно факт возможности выхода союзных республик из СССР позволил дать политическое обоснование процессу парада суверенитетов 1990-1991 гг. Республики мотивировали свой выход именно текстом Конституции СССР 1977 г.

Рис. 4. Конституция СССР 1977 г. ()

Апогеем брежневской эпохи считается 1980 г., так как в это время прошла московская Олимпиада (рис. 5) - Летние Олимпийские Игры, проводившиеся с 19 июля по 3 августа 1980 г. Это была первая Олимпиада, которая проводилась в Восточной Европе, а также в социалистической стране. Московская Олимпиада 1980 г. оказалась очень удачной для Советского Союза - советская сборная одержала на ней полную победу. Однако команд на данной Олимпиаде было не очень много, так как 50 стран бойкотировали ее из-за введения СССР войск в Афганистан в 1979 г. Тем не менее именно Олимпиада 1980 г. считается моментом наибольшего расцвета Советского Союза.

Рис. 5. Открытие Московской Олимпиады 1980 г. ()

Постепенно к 1980-м гг. здоровье Л.И. Брежнева начало постепенно ухудшаться - он перенес несколько инсультов. Речь Генерального секретаря стала невнятной, а свои тексты он практически все читал по бумажке. Любопытно, что по бумажке свои речи начали читать вслед за Брежневым его приближенные, а потом и начальники всех уровней.

Начиная с 1979 г. Л.И. Брежнев хотел уйти в отставку по собственному желанию, но ему не дали этого сделать члены Политбюро. Как бы то ни было, физическая слабость Брежнева становилась все более заметной. Именно в это время он стал персонажем многочисленных анекдотов. Власть оказалась для главы государства непосильным бременем в конце жизни. Ему приходилось напрягать все свои силы для исполнения государственных обязанностей.

7 ноября 1982 г. Л.И. Брежнев последний раз появился на публике - принимал парад и демонстрацию трудящихся в честь Великой Октябрьской Революции. Он простоял несколько часов на холодном пронизывающем ветру, в то время как у Брежнева было сильнейшее воспаление легких. Организм 75-летнего человека не выдержал таких перегрузок. 9 ноября 1982 г. Л.И. Брежнев умер (рис. 6). Первым о смерти Генерального секретаря узнал председатель КГБ, а уже потом родственники Брежнева и граждане Советского Союза.

Рис. 6. Похороны Л.И. Брежнева ()

Похороны Л.И. Брежнева приобрели определенное символическое звучание. Дело в том, что с ноября 1982 г. начался очень быстрый закат Советского Союза. После Брежнева на посту главы государства перебывало несколько человек за 4 года - стабильности и процветанию СССР это не способствовало.

2. Волкогонов Д.А. Семь вождей. - В 2-х книгах. - Кн. 2. - М.: АО «Издательство «Новости», 1996.

3. Измозик В.С., Рудник С.Н. История России. 11 класс. - М., «Вентана-Граф», 2013.

4. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. 11 класс. Базовый уровень. - М., «Дрофа», 2012.

5. Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. - М., 1991.

6. Семанов С.Н. Брежнев. Правитель «Золотого века». - М., изд-во «Вече», 2002.

1. Интернет портал «Герои Страны» ()

2. Интернет портал «Леонид Ильич Брежнев» ()

3. Интернет портал «СтудопедиЯ» ()

Домашнее задание

1. Расскажите, как проходила отставка Н.С. Хрущева.

2. Каким образом Л.И. Брежнев пришел к власти? Что отличало его от прежнего главы государства?

3. Что было нового в Конституции СССР 1977 г.?

4. Охарактеризуйте Московскую Олимпиаду 1980 г. как международное событие. Как она проходила и какие последствия имела?

5. Расскажите о последних годах жизни Л.И. Брежнева. Почему он правил государством до самой смерти, хотя был уже очень стар и слаб?

1964-1982

Данный период истории относится ко времени, при которой во главе СССР стоял Л.И.Брежнев. Эпоха получило фигуральное название "застой", так как характеризовалась снижением темпов экономического роста по сравнению с предыдущими периодами, экстенсивными методами развития сельского хозяйства и промышленности.

Одним из событий, произошедших за этот отрезок российской истории, было проведение экономической реформы А.Н.Косыгина 1965 года. Реформа характеризовалась масштабными преобразованиями в промышленной и сельскохозяйственной сфере: сокращение плановых показателей, введение системы экономического стимулирования, частичная децентрализация планирования, переход на хозрасчёт. Реформа А.Н.Косыгина стала значительным событием в истории СССР, так как позволила увеличить темпы экономического роста, повысила размер налоговых отчислений в пользу государства и уровень жизни граждан, заинтересованных в результате своего труда, поэтому выпускавших продукцию сверх плана и, как следствие, получавших дополнительный заработок.

Другим событием данного периода было принятие Конституции СССР в октябре 1977. Основными положениями этого документа были утверждение о том, что в СССР построен "развитой социализм", о необходимости достижения однородности многонационального советского общества, о "руководящей и направляющей" роли КПСС в жизни страны (статья 6), о наделении граждан демократическим правами. Принятие Конституции в 1977 году стало важным событием в истории государства, так как она отражала реалии того периода, отличавшиеся от положения советского общества в 1930е (до этого основным законом СССР была Конституция 1936 года); в Конституцию СССР 1977 года были впервые внесены международные обязательства СССР (положения Заключительного акта ЗБСЕ 1975 года).

Оба этих события обусловлены необходимостью реформирования экономической и политической сферы в советском обществе в 1960-70е годы 20 века в связи с неудачами реформаторской деятельности при Н.С.Хрущеве, когда созданием совнархозов и внедрением территориального способа управления экономика СССР потерпела дезорганизацию и спад темпов экономического роста. Реформа А.Н.Косыгина была призвана стабилизировать экономическую обстановку в СССР, вывести экономику государства на мировой уровень, поднять сельское хозяйство и увеличить темпы роста промышленности. Конституция СССР 1977 года как основной закон государства затрагивала все стороны жизни в СССР, закрепляла права и обязанности граждан и государства. К сожалению, реализация экономической реформы носила половинчатый характер, так как большинство её положений требовали коренных изменений в экономической системе СССР вплоть до отказа от централизованной хозяйственной системы. Принятие Конституции 1977 года не повлекло за собой существенных преобразований в жизни общества, так как многие демократические права (к примеру, свобода слова) нарушались, а статья 6 фактически закрепляла за КПСС право вмешательства во все сферы жизни.

Основными деятелями, принимавшими непосредственное участие в указанных событиях, были Л.И.Брежнев и А.Н.Косыгин. Л.И.Брежнев, занимавший в 1966-1982 пост генерального секретаря КПСС и в 1977-1982 пост Председателя Президиума ВС СССР, как глава государства приводил в действие экономическую реформу 1965 и Конституцию СССР 1977. А.Н.Косыгин, будучи на посту Председателя Совета министров в 1964-1976, был одним из инициаторов и исполнителей экономической реформы 1965. Действия этих двух политических фигур были направлены на реформирование политической и экономической жизни СССР в 1960-е – 1970-е годы, способствовали экономическому росту и стабилизации политической обстановки в СССР в данный период.

Такую точку зрения отстаивал в работе

Я согласна с мнением историка и думаю, что период 1964-1982 годов очень значим в истории нашей страны как эпоха, в которую правительство предпринимало попытки реформирования командно-административной системы хозяйствования и расширения демократических свобод граждан СССР. Такие исторические личности как Л.И.Брежнев и А.Н.Косыгин внесли большой вклад в развитие государства и способствовали проведению экономической реформы 1965 года и утверждению Конституции 1977 года.