Главная · Запор · Психические феномены виды. Психологические феномены. Некоторые закономерности поведения. Телепатический контроль, проецирование и ощущение

Психические феномены виды. Психологические феномены. Некоторые закономерности поведения. Телепатический контроль, проецирование и ощущение

Страница 15 из 23

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ПЕРЕЖИВАНИЯХ. ВОЗНИКАЮЩИХ В ПЕРИОД САМОВНУШЕНИЯ (психические феномены при самовнушении)

Во время занятия самовнушением у обучающихся лиц нередко возникают своеобразные психические явления. Эти переживания часто наблюдаются в патологии и тогда называются психопатологическими. При самовнушении появление их не носило патологического характера, поэтому мы назвали их «психические явления (феномены)».
Возникновение таких единичных феноменов в виде отдельных проявлении изменения схемы тела (например, появление ощущения легкости, увеличения рук) при АТ описывалось, в частности, И. Шульцем (519). Но они приводились им, между прочим, в тексте протоколов некоторых самонаблюдений испытуемых и не охватывали всего многообразия психических явлений, возникающих при самовнушении. Возможно, это связано с тем, что ряд самовнушенных изменений в организме И. Шульцем не был получен, например, общая каталепсия, при которой данные явления особенно резко выражены.
Специальное изучение психических феноменов, наблюдаемых при самовнушении, было начато в 1958 г. нами "И впоследствии доложено и опубликовано в ряде сообщений. Позже отдельные авторы также отмечали кое-какие психические явления при занятиях самовнушением (АТ) -476, 169, 246, 437, 245, 82, 284 а.
К сожалению, приведенные сообщения были очень краткими, по существу являлись констатацией отдельных фактов и относились к тем случаям, когда самовнушение использовалось у больных, деперсонализационные переживания у которых могли, например, возникнуть уже лишь в связи с имеющимися болезненными нарушениями.
Вообще психические феномены, возникающие в период самовнушения, фактически не изучались. В то же время их исследование имело важное значение в первую очередь для понимания процесса самовнушения и самих феноменов (и их развития при некоторых нарушениях). Все это побудило нас заняться их изучением.
Характеристика состава испытуемых и методики работы. В этом разделе представлены и систематизированы данные, полученные v ряда здоровых лиц, занимавшихся пол нашим наблюдением самовнушением и не страдавших ранее какими-либо психическими пли неврологическими расстройствами. Исследования проведены с 1958 г. со 150 испытуемыми (82 мужчины и 68 женщин) в возрасте от 12 до 65 лет (большинство от 18 до 28 лет), при этом 93 - студенты вузов. Многие из них принимали участие в экспериментах, описанных в предыдущих разделах. Длительность занятий самовнушением колебалась от 10 дней до 2,5 года. Испытуемые сообщали о своих переживаниях в беседах, отчетах и дневниках. Нами был произведен соответствующий анализ этих переживаний с целью выявить их характер, условия возникновения и связь с выполняемыми в процессе обучения самовнушению упражнениями или полученными заданиями. Проанализировано 150 дневников и 1010 отчетов.
Результаты исследований. У всех испытуемых в период занятий самовнушением возникали своеобразные переживания. По характеру своего проявления они были выделены нами в следующие группы: собственно психические феномены; состояние «общей напряженности»; состояние «неудобного положения».
Отмечалось два основных вида условий, при.которых данные переживания возникали: упражнения в овладении способностью к самовнушению и непосредственное выполнение направленного воздействия на те или иные психофизиологические процессы.

Собственно психические феномены.

К этой группе мы отнесли: а) сновидные эпизоды, в) явления ментизма, с) грезоподобные состояния, d) явления деперсонализации с нарушением схемы тела (с периодически сопутствующей дереализацией).
а) сновидные эпизоды обычно могут возникать во время гипнотического сна, если загипнотизированный ни некоторое время остается в состоянии покоя и внушение ему в это время не проводится. При самовнушении мы отмечали сновидные эпизоды у 16 испытуемых. Они проявлялись в виде отчетливых сценических образов, сопровождавшихся переживанием иной ситуации. Обычно они возникали спонтанно в период выраженной самовнушенной погруженности, причем всегда в то время, когда занимающийся находился с закрытыми глазами в самовнушенной состоянии покоя и релаксации, и длились секунды. Воспоминания о них хранились в памяти.
Испытуемая Д-Da, 33 года, служащая, самовнушением занимается 1.5 месяца. В опыте от 6.03 1960 г. в период самовнушения сидела неподвижно с закрытыми глазами, дыхание ровное, выражение лица спокойное. В отчете сообщила, что внезапно после окопчапия самовнушения состояния покоя и расслабления мышц тела увидела перед собой море: «Яркий солнечный день, море медленно катило волны, которые плескались у ног, а брызги попадали на лицо и одежду. Приятный морской ветер обдувал лицо...» Это ясное зрительное переживание длилось секунды. Затем продолжала вызывать ощущение тяжести и тепла (согласно упражнениям);
в) явления ментизма. Ментизм - насильственный наплыв мыслей, представляет явление психического автоматизма. При этом в сознании помимо желания возникает поток мыслей случайного содержания. Ментизм иногда наблюдается в психопатологии (100, 101, 157, 233, 343, 449 и др.). При специальных исследованиях ментизм отмечался у лиц, принимавших мескалин. Как описывает Р. И. Месрович (233), в этот период появлялось ощущение «мысли плывут быстро, голова как проходной двор». По сообщению А. М. Свядоща, у здоровых лиц явления ментизма могут наблюдаться в момент перехода от сна к бодрствованию (гипнапомпический ментизм) или при засыпании (гипнагогический ментизм).
В наших исследованиях явления ментизма возникали у 14 испытуемых и выражались во внезапном появлении наплыва бессвязных мыслей, возникавших непроизвольно и не имевших отношения к выполняемому самовнушению. Они длились несколько мгновений и прекращались, когда занимающийся начинал активно внушать себе, в частности, состояние покоя.
Испытуемый Д-в, 21 год, студент мединститута, самовнушением занимается 1 год 2 месяца, в период занятий 12/1 1967 г. в положении сидя с закрытыми глазами вызвал отчетливое состояние покоя и мышечного расслабления. Внезапно появились мысли, не имеющие никакого отношения к тренировке: «Их было много, они как бы насильно лезли в голову, но не запоминались. Стал внушать себе, что я совершенно спокоен, и тут же активно продолжил занятия самовнушением. Все мысли исчезли, неприятных ощущений нет»;
с) грезоподные состояния. У 34 испытуемых отмечались явления пассивного всплывания отдельных воспоминаний, сопровождавшихся в ряде случаев соответствующими зрительными образами. Эти переживания также возникали в самовнушенном состоянии покоя и мышечного расслабления и отличались от явлений ментизма тем, что при них не было бурного, бессвязного потока мыслей. Они легко запоминались и в отличие от сновидений не сопровождались переживанием иной ситуации и могли быть прерваны усилием воли.
Испытуемая М., 26 лет, студентка мединститута, самовнушением занимается в течение года. В период обычной тренировки 20/1 1967 г. отмечала, что во время отчетливо выраженного самовнушенного состояния покоя и мышечного расслабления внезапно возникли воспоминания о пребывании дома на каникулах: «Некоторое время даже продолжала о них думать, затем вспомнила, что надо продолжать тренировку. Начала активно сосредоточиваться на выполнении самовнушения, и все мои воспоминания постепенно исчезли. Никаких неприятных ощущений не было»; явления деперсонализации с нарушением схемы тела (с периодически сопутствующей дереализацией). Под «схемой тела» понимается отражение в сознании основных качеств и способов функционирования как отдельных частей нашего тела и его органов, так и тела в его совокупности. При нарушениях схемы тела возникает несоответствие между ощущением, получаемым от того или иного органа, и тем, как этот орган был отражен в сознании (233).

Подробное исследование нарушения схемы тела началось проводиться с XIX века. Впоследствии расстройство схемы тела изучалось рядом отечественных и зарубежных ученых (45, 100, 101, 117, 121, 343, 233, 2, 162, 163, 196, 165, 232, 383 и др.).
Обычно у лиц, испытывающих нарушение схемы тела, появляются ощущения отсутствия членов или органов, изменения их формы, размеров, консистенции, веса, умножения членов или органов, возникновение чувства двойника и т. д.
Проявление нарушения схемы тела часто встречается в психопатологии.
В эксперименте оно было получено, в частности, после приема мескалина, гашиша (343, 71 и др.).
Иногда явления деперсонализации могут возникать на мгновение при переутомлении или волнении и у здоровых лиц (383).
В наших исследованиях у 149 испытуемых возникали явления деперсонализации с нарушением схемы тела. Эти переживания выражались в появлении ощущений, связанных с изменением веса, формы, величины тела и отдельных его частей, исчезновением («растворением») отдельных частей или всего тела, появлением чуждости, необычности отдельных частей тела, ощущения двойника. Иногда возникали явления дереализации, когда окружающее становилось каким-то нереальным, неясным, как бы скрытым за вуалью, неотчетливым. Данные феномены появлялись внезапно в период занятий самовнушением и затем исчезали при продолжении тренировки или после внушения себе соответствующего прекращения этих переживаний.

Состояние «общей напряженности».

У 23 испытуемых в процессе занятий самовнушением возникало своеобразное переживание, обозначенное нами как состояние «общей напряженности». Во время самовнушения (независимо от длительности разового сеанса тренировки) у них появлялось неодолимое желание открыть глаза, прекратить тренировку, встать и сделать несколько каких-либо физических движений. Одновременно это состояние сопровождалось рядом своеобразных переживаний: вначале возникало ощущение какого- то внутреннего волнения с чувством мигрирующего жжения и зуда в области подошв, голеней, рук, туловища, временами как бы идущего изнутри кнаружи, снаружи - кнутри. Периодами появлялось сердцебиение, чувство жара в области лица, иногда выступал холодный пот и т. д. Обычно, если такое переживание возникало у лиц, не владеющих хорошо самовнушением, то они тут же прерывали тренировку, поднимались и ходили некоторое время по комнате. При возникновении аналогичных ощущений у тренированных лиц они легко прерывали их самовнушением спокойствия и отдыха.
Испытуемая 3-на, 22 года, студентка мединститута, самовнушением занимается 1,5 месяца. В опыте от 2/IV 1960 г. проводила самовнушение в положении сидя с закрытыми глазами. Вначале была внешне спокойной. Через некоторое время пошевелилась и внезапно поднялась, сделала несколько шагов по комнате, передернув несколько раз плечами. При этом громко сказала: «Нет, больше не могу терпеть...» В этот период у 3. наблюдалась умеренная гиперемия лица. При отчете рассказала: «Вызвала самовнушением состояние покоя и мышечного расслабления, потом стала внушать себе, что руки теплые. Вначале была совершенно спокойной. Вдруг появилось какое-то неприятное ощущение зуда в ногах, но почесать их не хотелось. Почти одновременно несколько иное, но тоже неприятное чувство возникло во всей туловище. Эти ощущения внезапно появлялись и исчезали то в одном, то в другом месте. Стала какой-то напряженной, очень захотелось встать и изменить положение, походить, хотя до этого сидела спокойно и удобно. Пыталась успокоить себя, но ощущения усилились, в груди появилось чувство «распирания», лицу стало жарко, и, еще не поняв в чем дело, вынуждена была встать, сделать несколько движений плечами и пройтись по комнате...»

Состояние «неудобного положения».

Нередко в период самовнушения (особенно в начале обучения) у всех наших испытуемых во время пребывания в избранной для тренировки позе периодически возникало своеобразное ощущение, названное нами состоянием «неудобного положения». Это переживание в некоторой степени напоминало описанное состояние «общей напряженности», но носило в основном локальный характер, не сопровождалось выраженными вегетативными изменениями и проявлялось, в частности, в виде парестезий, чувства «натяжения» в отдельных группах мышц, неудобства положения той или иной части тела. Испытуемые обычно могли продолжать в этот период тренировку, но им было трудно сосредоточиться на выполняемом задании, и, чтобы избавиться от неприятных ощущений, они или прерывали занятия или пытались (и нередко небезуспешно) устранить их соответствующими самовнушениями.
Испытуемая Б., 22 года, студентка мединститута, самовнушением занимается в течение 6 месяцев. В отчете от 26/111 1966 г. рассказала: «Проводила обычные занятия самовнушением дома. Внушила себе состояние покоя и расслабления мышц тела. Ощущения были четкие, сидела удобно, пи о чем не хотелось думать. Внезапно появилось тянущее чувство в области бедер, захотелось пошевелить ими, чтобы переменить положение, одна нога как будто слегка онемела. Решила избавиться от этих ощущений самовнушением. Начала внушать себе, что все неприятное проходит, меня ничто не беспокоит... Спустя некоторое время все неприятные переживания исчезли, и могла продолжать тренировку...»
В соответствующих разделах, а также вышеописанных наблюдениях неоднократно приводятся сведения о переживаниях испытуемых в период выполнения того или иного упражнения и во время направленного воздействия на психофизиологические процессы. Поэтому лишь вкратце рассмотрим условия, при которых эти переживания возникали.
1. Упражнения в овладении способностью к самовнушению. Психические явления встречаются не при каждом занятии самовнушением и возникают обычно через 1-2 недели регулярной тренировки. При этом в одних упражнениях они проявляются чаще, в других - реже.
Таблица 7
Частота психических явлений при различных упражнениях самовнушения (наблюдения над 150 испытуемыми)

Полученные данные отмечают, что психические явления наиболее часто возникают при самовнушении тяжести (неподвижности) в конечностях, реже - во время самовнушения холода в области головы. Мы не выявили особой закономерности в проявлении тех или иных переживаний испытуемых в зависимости от выполняемых упражнений. Но, например, в состоянии покоя и мышечного расслабления преимущественно возникали сновидные эпизоды, грезоподобные состояния, явления ментизма. Меньше - деперсонализационные переживания с изменением схемы тела, явления дереализации, «общей напряженности» и «неудобного положения». Для деперсонализационных переживаний в этот период были характерны, в частности, следующие ощущения: изменение величины, веса конечностей и всего тела.
Самовнушение тяжести вызывало в основном деперсонализационные переживания с изменением схемы тела. Для них были характерны ощущения изменения величины, веса конечностей или всего тела, «растворение» конечностей или всего тела, отчуждение конечностей, парестезии и пр.
Самовнушение тепла в зависимости от локальной или общей направленности вызывало и соответствующие ощущения, в частности явления деперсонализации с нарушением схемы тела в отдельных частях или во всем теле. Наиболее характерными были переживания испытуемых в виде ощущения «увеличения» конечностей (иногда и всего тела) или их «растворения».
В некоторых случаях психические феномены возникали у испытуемых лишь при самовнушении ощущения тяжести и тепла одновременно, хотя и не наблюдались при каждом из них в отдельности. При самовнушении тепла у занимающихся иногда появлялись и состояния «общей напряженности», «неудобного положения».
Самовнушение холода вызывало явления парестезии, чувство онемения в той части тела, на которую оно было направлено. Периодически испытуемые ощущали также и «уменьшение» руки (или ноги).
Мы разобрали связь переживаний испытуемых лишь с основными упражнениями самовнушения, которые использовались нами в процессе специальной тренировки. Приведем некоторые наблюдения.
Испытуемая Л-ва, 35 лет, служащая, самовнушением занимается 1,5 месяца, в отчете от 20/ХП 1960 г. сообщила: «Вызывала ощущение тепла в области живота и почувствовала, как мой живот как бы растворился и я не ощущаю его. Окружающее воспринимала очень смутно, чувство, что живота нет, меня не беспокоило».
Испытуемый Ч., 22 года, студент мединститута, самовнушением занимается в течение 2 месяцев. В отчете от 15/11 1960 г. рассказал: «Вызывал самовнушением ощущение холода в руке, внезапно появилось такое чувство, будто рука уменьшилась, как бы сморщилась... Самовнушением покоя и расслабления мышц руки прекратил это ощущение, неприятных переживаний не было».

  1. Непосредственное выполнение направленного воздействия самовнушением на психофизиологические процессы. Особенно частыми были психические феномены в период произвольного направленного воздействия самовнушением на психофизиологические процессы, и в первую очередь при состояниях каталепсии и анестезии. Следует отметить, что в ряде случаев можно было направленно вызвать самовнушением определенные своеобразные переживания, например деперсонализацию. Так, при анестезии часто внушалось себе ощущение отсутствия руки, предполагая при этом, что если руки не должно быть, то и укол в нее не ощущается. Действительно, возникало четкое ощущение, что руки нет, и уколы в этот период испытуемым не ощущались. В то же время внушение себе с целью анестезии прохлады вызывало иногда деперсонализационные переживания с нарушением схемы тела аналогично упражнению самовнушения «Рука холодная». Кстати, некоторые добавочные упражнения, применяемые для более ускоренного обучения испытуемых самовнушению, также могли вызвать явления нарушения схемы тела, например внушение себе изменения величины языка.

В состоянии каталепсии, если она была частичной, то преобладали локальные изменения в той части тела, которая подвергалась самовнушению, в случае же общей - переживания затрагивали все тело испытуемого.
Таблица 8
Психические феномены, возникавшие во время самовнушения каталепсии (47 испытуемых)


Психические феномены

Количество
испытуемых

Ощущение легкости и воздушности тела или отдельных его частей..

Ощущение чуждости тела или отдельных его частей..

Изменение величины тела или отдельных его частей..

Ощущение исчезновения «растворения» тела или отдельных его частей...

Ощущение двойника

Отдельные описания (переживаний испытуемых в процессе самовнушенной каталепсии, а также и анестезии уже излагались в специальных разделах. Здесь укажем, что при общей каталепсии (каталептический мост, «восковая гибкость») у испытуемых, несмотря на повышенное мышечное напряжение, всегда отмечалось чувство легкости, невесомости, воздушности. Иногда было ощущение, что «тело как бы парит в воздухе или растворяется». При общей каталепсии (а иногда и анестезии) возникало ощущение двойника, когда испытуемый явно видел рядом с собой себя же.
Нередко у испытуемых во время эксперимента в процессе выраженности самовнушенных ощущений или на фоне внушенного себе состояния покоя и релаксации появлялись явления дереализации в виде кажущегося изменения окружающей обстановки или собственного ощущения реальности. При целенаправленном воздействии на дереализационные переживания или возвращении в обычное состояние они прекращались.
Испытуемая Ж., 21 год, студентка мединститута, самовнушением занимается 1 год 8 месяцев. В опыте от 1/Х 1965 г. в период внушения себе общем каталепсии - «восковой гибкости» - в состоянии покоя и релаксации внезапно почувствовала, что тело се будто разбухает, становится очень большим и как бы растворяется. Самовнушением прекратила это ощущение, продолжала тренировку с открытыми глазами и почувствовала, что окружающее несколько изменилось, «как бы закрылось кисеей». «Это было так странно, что даже слегка растерялась, сразу начала внушать себе состояние покоя - ощущение перемены окружающей обстановки исчезло».
При терапевтическом применении самовнушения в процессе тренировки у ряда больных нами неоднократно также отмечалось возникновение деперсонализационных переживаний с нарушением схемы тела и других психических феноменов. Особенно отчетливо это наблюдалось у лиц, страдавших вегето-сосудистыми нарушениями или невротическими состояниями. В то же время отдельные наблюдения дают возможность предполагать в этом случае и определенное диагностическое значение, например, явлений деперсонализации три тяжелых психопатологических нарушениях, скрытых в обычном состоянии и проявляющихся при самовнушении (в частности, при некоторых формах скрытого течения шизофрении).
Заключение. Проведенные исследования показали, что во время самовнушения у занимающихся нередко наблюдаются своеобразные переживания в виде сновидных эпизодов, явлений ментизма, грезоподобных состояний, явлений деперсонализации с нарушением схемы тела и периодически сопутствующей дереализацией, а также состояния, сопровождавшиеся ощущением «неудобного положения» или «общей напряженности».
Их можно разделить по механизму возникновения на 2 группы. В первую войдут феномены, вызванные состоянием диссоциации сна и бодрствования, которое развивается в период самовнушения как проявление своеобразного аутогипнотического состояния. Сюда в основном относятся сновидные эпизоды, явления ментизма и грезоподобные состояния. Во вторую - феномены, вызванные главным образом изменением проприо- и интерорецепции. Это, и первую очередь, явления деперсонализации с нарушением схемы тела и ряд ощущений, отмечаемых в «общей напряженности» и «неудобном положении».
Описанные переживания носят кратковременный обратимый характер, длятся секунды, бывают в основном тесно связаны с самовнушенными ощущениями, к ним имеется критическое отношение со стороны испытуемого, в ряде случаев они могут быть вызваны и произвольно, но всегда возможно их прекращение самостоятельно занимающимися. Некоторые из вышеописанных нами переживаний близки по своему проявлению к «гипопсихотическим состояниям» по М. А. Гольденбергу (392). Но под этим термином подразумеваются психические нарушения, не достигающие уровня развернутого психоза и являющиеся, по существу, предвестниками более тяжелых психических нарушений. Наши же испытуемые ни до начала занятий самовнушением, ни в течение длительного времени после прекращения регулярной тренировки какими-либо болезненными психическими нарушениями не страдали (катамнез ряда лиц, испытавших феномены в период самовнушения,- до 10 лет).

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

Ø психические процессы;

Ø психические состояния;

Ø психические свойства.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции . Окончание одного психического процесса тесно связано с началом нового процесса. Отсюда – непрерывность психической деятельности.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные (к ним относятся ощущение и восприятие, представление, память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые – решение, исполнение, волевое усилие и так далее.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и так далее).

Наиболее изученными являются:

Ø общее психическое состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности);

Ø эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и другие).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются психические свойства личности.

Под психическими свойствами личности следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в процессе практики, являясь результатом отражательной и практической деятельности.



Свойства личности многообразны. Они классифицируются в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых формируются:

Ø интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума;

Ø волевые свойства – решительность, настойчивость;

Ø эмоциональные свойства – чуткость, нежность, страстность, аффективность и тому подобные.

Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и представляют собой сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

Ø жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

Ø темперамент, то есть, систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения;

Ø способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

Ø характер как систему отношений и способов поведения.

Иногда с людьми происходит нечто такое, что выходит за пределы обычного. Это не значит, что эти явления сверхъестественные. Просто наука пока не может их объяснить. Их называют психическими феноменами. Существует много разновидностей таких явлений, и люди с большим интересом изучают их. Многие в них верят, другие а нет. Давайте рассмотрим некоторые из явлений такого рода. Один из них называется «полтергейст». Он связан со странными звуками, движением мебели, битьем посуды и другими странными происшествиями, которые люди, находящиеся в этот момент в квартире, никак не могут объяснить. Но чтобы такое произошло, почти всегда необходимо присутствие какого-то определенного человека.

Еще более интересны феномены, связанные с необычайными способностями психики некоторых людей. В таких случаях человек обладает знаниями о том, о чем не мог бы узнать каким-либо естественным путем. Например, может читать мысли другого человека или узнать о событии, случившемся где-то далеко или очень давно.

Чтение мыслей другого человека (не догадка, а именно чтение) называется телепатией.

Знание о каких-то далеких и давних происшествиях называется ясновидением. Было проведено очень много исследований, чтобы доказать существование или продемонстрировать случаи телепатии, но многие ученые утверждают, что эти эксперименты были проведены неправильно. Другой интересный психический феномен называется предсказанием. Это когда люди будто бы знают о событиях, которые должны произойти в будущем. Люди, не верящие в предсказания, могут спросить, почему эти людине богатеют на бирже или не предотвращают преступления.

В общем и целом, к психическим феноменам существует двоякое отношение: некоторые безоговорочно верят в них, а другие - среди них много ученых - не верят в них и считают, что такое не может иметь место и, следовательно, не бывает.

Психическое отражение имеет свои особенности: во-первых, это не мертвое, зеркальное однонаправленное отражение, а сложный, постоянно изменяющийся процесс, в котором любые внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека; во-вторых, оно основано на материальных нейрофизиологических процессах и является результатом высшей нервной деятельности; в-третьих, это всегда правильное, верное отражение действительности.

Особо при изучении темы следует обратить внимание на тот факт, что психика является результатом развития живой материи, которая возникла на определенной ступени развития живых организмов и прошла несколько стадий развития. Высшая стадия развития психики - сознание человека.

К существенным признакам (особенностям) сознания относятся следующие:

Отражение действительности через совокупность знаний, т.е. через обобщенный общечеловеческий опыт.

Предвидение событий, осознание цели деятельности, т.е. предвосхищение будущего результата деятельности, его психическое моделирование.

Обобщенное отражение существенных , закономерных связей действительности.

Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания.

Самосознание как система индивидуализированных ценностных ориентаций.

При формировании сознания человек реализует свое отношение:

¾ К материальному миру вещей и явлений;

¾ К другим людям, членам его общества;

¾ К самому себе как личности и члену общества.

Одной из форм сознания является правосознание. В широком смысле слова под правосознанием понимается весь правовой опыт поведения личности, группы, общества. Правосознание подразделяется на общественное, групповое, индивидуальное. Высший уровень правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией. Особенно следует уделить внимание дефектам правосознания – негативному отношению к праву, и формированию правового поведения.

В целом, знание закономерностей психики позволяет сотруднику ОВД более эффективно организовать свою деятельность, правильно построить взаимоотношения с другими людьми, уяснить причины нарушений норм во взаимоотношениях. Психологические понятия лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий (вина, личность преступника, цели и мотивы преступления). Правовое регулирование является формой социальной регуляции.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Основные психологические феномены существуют в форме процессов, состояний и качеств, каждое из которых может быть индивидуальным и групповым, внутренним (психическим) и внешним (поведенческим).

Психическими явлениями, обеспечивающими первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности являются психические процессы. Их принято подразделять на: познавательные, эмоциональные и волевые.

При изучении познавательных процессов необходимо придерживаться следующей схемы:

1) сущность данного познавательного процесса, его определение;

2) физиологические механизмы познавательного процесса;

3) виды (классификация) того или иного познавательного процесса;

4) закономерности данного познавательного процесса и их проявление в деятельности сотрудников ОВД.

Ощущение является начальным познавательным процессом. Оно дает человеку знание об отдельных качествах предметов. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, память, мышление. Физиологической основой для ощущений являются органы чувств (анализаторы - каналы связи с внешней и внутренней средой). Каждый орган чувств (анализатор) имеет кольцевой механизм и специализируется на приеме и переработке различных воздействий.

Классификация ощущений . Все ощущения делятся на 3 основные группы:

1) ощущения свойств предметов и явлений, находящихся вне нас: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные;

2) ощущения движения, положения частей нашего тела;

3) ощущение состояния внутренних органов - органические ощущения.

Важным является вопрос о психофизиологических закономерностях ощущений. К ним относятся: пороги ощущений (нижний, верхний и средний, или дифференциальный), адаптация, сенсибилизация, контраст ощущений, синестезия. Необходимо усвоить сущность этих закономерностей. Изучая различные стороны чувственного этапа познания, необходимо установить их отношение к отдельным аспектам деятельности сотрудников ОВД.

Восприятие - это отражение предметов и явлений в целостном виде. Образы восприятия построены на основе различных ощущений, однако не сводятся к их простой сумме. Восприятие связано с пониманием и осмысливанием образа, со словесным обозначением окружающих предметов. Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов.

Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепторов на зрительные, слуховые, осязательные. Могут быть сложными и комплексными (зрительно-слуховые, двигательно-зрительные и т.п.). К сложным видам относятся также восприятия пространства и времени.

В зависимости от участия воли в процессе восприятия последнее делится на непроизвольное и произвольное. Преднамеренное планомерное, специально организованное восприятие называется наблюдением; эффективность его зависит от четкости цели, анализа и обобщения наблюдаемых явлений.

Общими закономерностями восприятия являются следующие:

1) константность; 2) избирательная направленность; 3) предметность; 4) осмысленность и обобщенность; 5) целостность.

Курсантам необходимо уяснить сущность этих закономерностей и реализацию их в деятельности сотрудников ОВД.

Внимание - необходимое условие эффективности всех видов деятельности. Это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Направленность проявляется в избирательности. В зависимости от объекта выделяют формы внимания: сенсорное (перцептивное: зрительное и слуховое), интеллектуальное, моторное (двигательное).

Выделяют два основных вида внимания:

1. Непроизвольное внимание (НВ) возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, их новизна. НВ вызывают раздражители, соответствующие потребностям. НВ связано с общей направленностью личности (например, новую театральную афишу заметит человек, интересующийся театром). Основная функция - быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

2.Произвольное внимание (ПВ) сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Развивается на основе НВ, и как высший вид внимания сложился в процессе труда. Основная функция - активное регулирование протекания психических процессов.

Дополнительно в психологию было введено понятие «послепроизвольное внимание» - когда в целенаправленной деятельности для личности значимыми и интересными становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат. Деятельность захватывает, и человеку не требуется волевых усилий для поддержания внимания. Оно характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, плодотворной умственной деятельностью, плодотворной умственной деятельностью.

Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прежнего опыта. Тесно связана с восприятием и мышлением. Следы от событий и других раздражителей могут запечатлеваться на короткий срок - кратковременная память, на длительный срок - долговременная память. С точки зрения учения И.П. Павлова, нейрофизиологической основой памяти служит образование временных нервных связей в коре головного мозга.

Различают две формы памяти - произвольную и непроизвольную (объем произвольной памяти - 7±2) - и процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Виды памяти подразделяют на образную и логическую. Образная память в зависимости от модальности анализатора может быть зрительной, слуховой и двигательной. Известна также эмоциональная память - сохранение и воспроизведение пережитых человеком чувств. Важно обсудить феномен эйдетической памяти.

Закономерности памяти (условия успешного запоминания): значимость события, новизна, эмоциональная окраска, соответствие потребностям человека; влияние новой информации и фактора реминисценции.

Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т. е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, т. е. в том, что запоминается.

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Скорость определяется числом повторений, необходимых для запоминания. Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. Готовность памяти выражается в том, насколько может человек легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему нужно. Эти различия связаны с особенностями типов ВНД, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения, а также изменяются под влиянием условий жизни и воспитания.

Знание и понимание закономерностей памяти помогает правильнее организовать служебную деятельность. Эти закономерности учитываются при допросах, опросах граждан, когда сотруднику крайне важно получить полную и достоверную информацию.

Мышление возникает тогда, когда окружающая действительность требует от человека решить какую-либо задачу. Сотруднику ОВД постоянно приходится разрешать различные задачи. Следовательно, знание особенностей мыслительной деятельности поможет правильно организовать служебную деятельность. Для этого в процессе изучения темы необходимо усвоить сущность мышления как опосредствованного процесса, уяснить классификацию явлений мышления - мыслительные операции; формы мышления при решении задач; виды мышления - общие закономерности и индивидуальные особенности мышления. Два основных его параметра: опосредованность и обобщенность. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное (теоретическое)

Мышление имеет проблемный характер, т.к. всегда направлено на разрешение какой-либо проблемы, при этом непрерывно взаимодействует анализ и синтез, используются имеющиеся обобщения и устанавливаются новые взаимосвязи. На этой основе человек прогнозирует развитие событий, строит гипотезы. Мышление формирует интеллект человека. Интеллект – это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению.

Мышление связано с языком и речью. В этом - отличие психики человека от психики животного. У животных мышление всегда наглядно - действенное. Только с появлением слова становится возможным отвлечь от познаваемого объекта какое - либо свойство и закрепить это понятие в слове. Мысль отражает в слове материальную оболочку.

Всякая мысль возникает и развивается в связи с речью. Чем глубже продумана мысль, тем четче она выражается в слове и наоборот. Формируя размышления вслух, человек формулирует их и для себя. Благодаря этому становится возможным развернутое рассуждение (сопоставление мыслей, возникающих в процессе мышления).

Речь - процесс использования человеком языка с целью передачи и усвоения общественно - исторического опыта или установления коммуникации или планирования своих действий.

Речь может быть: монологической, диалогической, внутренняя, письменная.

Функции речи: речь имеет полифункциональный характер, т.е. выступает в различных деятельностях:

1. Коммуникативная функция (слово - средство общения);

2. Индикативная (слово - средство указания на предмет);

3. Интеллектуальная (слово - носитель обобщения, понятия). Все эти функции речи внутренне связаны друг с другом.

Достаточно тесно мышление связано с воображением: чем меньше имеется данных, тем быстрее к работе мышления подключается воображение. Сущность процесса воображения составляет – процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Формы воображения:

Агглютинация – предполагает склеивание различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей.

Гиперболизация – не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещение.

Заострение, подчеркивание каких-либо признаков,

Схематизация – если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

Физиологическая основа воображения: процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер – здесь идет преобразование представлений, обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Это связано с действием коры больших полушарий и гипоталамо-лимбической системы.

Виды воображения:

Активное воображение – пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Может быть творческим и воссоздающим.

Пассивное воображение – создание образов, которые не воплощаются и зачастую не могут быть осуществленными. Грезы – образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь – обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Функции воображения:

Представление действительности в образах, иметь возможность пользоваться мим, решая задачи.

Регулирование эмоциональных состояний, снятие напряженности.

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

Формирование внутреннего плана действий – способность выполнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Философский термин “феномен” произошел от греческого “ φαινόμενον”, что означает “являющееся”, “редкий факт”, “необычное явление”. Если оглянуться вокруг, то можно увидеть множество предметов, почувствовать запахи, теплоту или холод, увидеть красоту и восхититься ею, услышать музыку и прийти в восторг от ее мелодичных звуков. Все эти предметы и явления в философии принято называть этим термином. Одним словом все они - феномены. Это философские понятия, которые обозначают те явления, которые можно постичь в чувственном опыте. Все они могут стать объектом созерцания и научного наблюдения.

Виды феноменов

Исходя из вышесказанного, эти предметы и явления можно разделить на физические и психические. Согласно теории австрийского философа Франца Брентано, к первым относятся звуки, запахи, природный ландшафт, осадки, поля, леса, горы и долины, деревья и кустарники и остальные предметы окружающего нас мира. Все они даны нам в опыте, то есть у нас есть возможность их видеть, слышать, осязать и ощущать. А вот психические феномены - это вся наша психическая деятельность, то есть все те представления, которые посредством ощущений или воображения возникают у нас в сознании. К ним относятся акты слышания, представления, видения, ощущения, фантазирования, а также такие как воспоминание, сомнение, суждение; душевные переживания: радость, грусть, страх, надежда, отчаяние, мужество, трусость, любовь, гнев, ненависть, удивление, желание, волнение, восхищение и т. д.

Культурный феномен

Слово "культура" имеет великое множество значений. Она является объектом познания различных наук: философии, социологии, эстетики, культорологии, этнографии, политологии, психологии, педагогики, истории, искусствоведения и т. д. В широком понимании культура - это вся человеческая деятельность, которая может иметь самые разные проявления. Она включает в себя все способы и формы самопознания и самовыражения, которые накоплены социумом, да и отдельной личностью. В узком же понимании культурой является ряд кодов (норм поведения, правил, стереотипов, обычаев и ритуалов и т. д.), принятых в данном обществе, и которые управляют человеческим поведением. Одним словом, культура - это материальные и На нашей планете первые из них имеют особый смысл только для человека, поскольку они освящены обычаями, искусством, религией, одним словом - культурой. Что же касается духовных ценностей, то здесь не все так однозначно. Мы уже не раз становились свидетелями того, что и братья наши меньшие способны проявлять такие чувства, как преданность, любовь, привязанность, радость, грусть, обида, благодарность и т. д. и т. п.

Культура и социум

В социокультурном контексте понятие “феномен” получает статус категории. Это явление, которое исследуется в культуре. Сегодня это все чаще становится объектом различных научных работ: диссертаций, докладов, дипломных и курсовых. Однако их авторам крайне трудно дать точное определение данного явления. Каждый его трактует по-своему. Объединение таких двух понятий, как “социум” и “культура”, повсеместно. Культура участвует или присутствует практически во всех без исключения сферах человеческой жизнедеятельности. В нашу лексику постоянно входят такие выражения, как “социокультурное пространство”, “культурная политика”, “культура личности” и т. д. Многие из этих понятий стали для нас настолько привычными, что мы даже не замечаем, как часто употребляем их. Так как же понимать феномен культуры? Это в первую очередь особый способ человеческой жизнедеятельности, где объективное и субъективное выступают как единое целое. Посредством культуры происходит организация и регуляция жизнедеятельности человека, что ведет к увеличению уровня его активности как члена общества.

Социокультурное в работах Петирима Сорокина и Ф.Тенбрука

П. также исследовал это явление. Согласно ему, социокультурный феномен - это все то, что получают люди от своего окружения благодаря связи с культурой, которая, в свою очередь, является носителем “надорганических” ценностей. Под последними он понимал все то, что производит например, это могут быть языки, религия, философия, искусство, этика, право, манеры, привычки и т. д. и т. п. Одним словом, согласно Сорокину, «социокультурность» является базовой категорией социального мира, которая подразумевает неразрывность личности, культуры и общества. А немецкий философ Ф. Тенбрук называл эту связь «бесшовным соединением» трех составляющих: индивида, социума и системы моральных и материальных ценностей, то есть культуры.

Что можно считать социально-культурным феноменом?

Давайте сначала перечислим те явления, которые попадают под определение Это целый набор понятий, которые затрагивают личность, живущую в обществе себе подобных. Конечно, это не полный список, но вот некоторые из них:


А это перечень социокультурных феноменов. Он более обширен. Эти феномены - это объединенные в одно целое культурные и социальные явления. Вот они:

  • образование;
  • наука;
  • политика;
  • туризм;
  • духовность;
  • телесность;
  • воспитание;
  • семья;
  • мода;
  • бренд;
  • религия;
  • миф, легенда;
  • доверие;
  • счастье;
  • горе;
  • правовая действительность;
  • материнство;
  • толерантность;
  • кич и т. д.

Этот список можно продолжить до бесконечности.

Социокультурный феномен развития

В нашем мире ничто не постоянно и не стоит на месте. Все явления либо совершенствуются, либо разрушаются, двигаясь к своей окончательной гибели. Совершенствование - социокультурный феномен развития. Это процесс, направленный на положительное изменение как материальных, так и духовных объектов с одной единственной целью - стать лучше. Из курса философии известно, что способность изменяться является универсальным свойством как материи, так и сознания. В этом заключается общий для всех (природы, познания и общества) принцип существования.

Личность как психологический феномен

Существо, обладающее то есть живой человек, является личностью. У него очень сложная структура, которая является целостным системным образованием, совокупностью действий, отношений, значимых, с точки зрения общества, психических свойств индивида, которые были сформированы в результате онтогенеза. Они определяют его действия и поступки как поведение субъекта общения и деятельности, обладающего сознанием. Личность способна к саморегуляции, а также к динамичному функционированию в обществе. При этом ее свойства, отношения и действия гармонично взаимодействуют между собой. Наверняка все знакомы с такой оценкой личности, как “стержень”. Этим свойством наделены те индивиды, которые обладают сильным характером. Однако в психологии "стержневое" образование личности объясняется иначе - это его самооценка. Она строится на основании отношения индивида к самому себе. На это также влияет то, как человек оценивает других людей. В традиционном понимании личностью является индивид, который выступает как субъект общественных (социальных) отношений и духовной деятельности. В эту структуру также входят физические и физиологические особенности организма человека, а также его психологические характеристики. Таким образом, кроме социальных и социокультурных феноменов существует психологический феномен. Это те явления, которые касаются отдельной личности и ее внутреннего мира: это чувства, эмоции, переживания и т. д. Так, психологическим феноменом может быть любовь, ненависть, агрессия, симпатия, манипуляция и т. д.

Заключение

Независимо от того, к какой категории они относятся, феномены - это все то, что может стать объектом наблюдения с целью познания.