Главная · Запор · Преображение Господне (Яблочный Спас) по православному календарю. Преображение господне

Преображение Господне (Яблочный Спас) по православному календарю. Преображение господне

О духовном смысле праздника Преображения Господня, о нашем восхождении вслед за Христом, о событии праздника и о том, почему именно Моисей и Илия явились Спасителю, о том, как подготовиться к этому дню и как провести его, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров .

«Преобразился еси на горе, Христе Боже…» Кто не помнит начальных слов тропаря двунадесятого празднества Преображения Господня! Тогда на горе Фавор Спаситель, еще в глубокой ночи совершив восхождение с тремя преданнейшими и усерднейшими Своими учениками: - апостолом любви, братом его Иаковом и пылким Петром, беседовал с Отцом Небесным, и ученики, воздремавшие, вдруг увидели непостижимое: как лик Христа просветился ярче солнечного света, а Его ризы стали белоснежными, так что превосходили своей чистотой снег, лежащий на горе Кармил. И белильщик на земле, замечает евангелист, не может так выбелить ткань, как были чисты ризы Христа (ср.: Мк. 9: 3). Ученики, при раскрывшемся у них по воле Божией духовном зрении, увидели славу Господню, которую Сын всегда имел, как и Отец, будучи с Ним единосущным по воплощении. Но здесь человеческая природа, неразлучно и неслитно соединенная с Божеством, засияла - так кусок металла, помещенный в среду огня, раскалившись, сам начинает источать свет и тепло, будто становясь огнем, - но вместе с тем и не изменив своего земного естества.

Праздник Преображения. Он и древними святыми отцами, и русскими проповедниками, и поэтами Серебряного века воспет, потому что знаменует собою начало русской осени, ведь не случайно, еще по греческой традиции, народ приносит в храм плоды земные и начатки урожая, и священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, как это было принято на Пелопоннесе и в Херсонесе, читают особую молитву для верных, прося Господа Бога просветить их сердца лучами богопознания, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом Спасителем в . И действительно, дорогие друзья, о празднике Преображения говорит всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета, говорит применительно к нам, чадам Церкви, которых святые апостолы называют чадами света, сынами Царствия. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся» (Пс. 33: 5). Вкусите, братия и сестры, в день Преображения от святой евхаристической Чаши Пречистого Тела и Крови нашего Спасителя, вкусите и видите, яко благ Господь. А что мы увидим? Увидят окружающие нас люди свет Небесного Отца, о котором Спаситель говорит так ясно и доходчиво: «Да просветится свет ваш (Фаворский свет. - прот. А.В. ) пред людьми, да видят благие дела ваши, красоту души и тела, осиянную Духом Святым, и прославят они Отца вашего, Который на небесах» (ср.: Мф. 5: 16).

Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига

В день Преображения, принимая, как и апостолы, незлобивым, кротким и чистым сердцем Божественную благодать, льющуюся с вершины горы Фавор, мы начинаем понимать, почему первоверховный апостол Павел называл христиан светилами, сияющими в этом развращенном мире. Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига. Ведь цель и почесть духовного звания о Христе Иисусе заключается не в чем ином, как в стяжании благодати Святого Духа, в готовности и способности раскрыть лепестки своей души, воспринять эти божественные лучи, источником которых является неподвижное Солнце Любви, или Солнце Правды, на языке пророка Малахии, - Господь и Бог наш Иисус Христос.

Вспомним, дорогие друзья, обстоятельства этого удивительного и таинственного праздника, подняться до духовного осмысления которого не так просто, но, конечно, возможно, если мы, как птенцы, собираемся под крылышком Матери нашей - Церкви, а она через гимнографов и песнотворцев: Косму Маиумского, Иоанна Дамаскина - в тропарях и песнопениях праздника (нужно очень внимательно их слушать, а не смотреть по сторонам), очистив наше восприятие, поднимет нас до разумения фаворских тайн. Обратим внимание, что трое из учеников следовали неотступно за Господом, покуда Он восходил на эту гору. А почему не взяли Иуду? - спросит кто-нибудь из вас. А потому, - отвечают толковники Священного Писания, - что рыжебородый предатель был весьма ленив и плотоугодлив. Он мечтал сесть рядом с Мессией в Его Царствии, которое, впрочем, представлял себе чисто земным, но не удосужился проснуться, когда Господь, постучав в горницу, где почивали апостолы, призвал усерднейших следовать за Ним. Так и нам нужно немножко поднапрячься, немножко потрудиться, чтобы 6/19 августа не оказаться не у дел, не оказаться разочарованными и неудовлетворенными, потому что без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Подумаем, как нелегко было апостолам следовать за Христом. Если вы бывали на горе Фавор, то, наверное, догадываетесь, что тогда не было серпантина, шоссе, по которому нынче таксисты за несколько шекелей или пяток долларов довезут вас до вершины, где можно приобщиться духом к великой тайне Преображения. Подниматься нужно было пешком, а значит - через колючки и заросли кустов. Может быть, и были какие-то тропинки, по которым пастухи водили своих овец, но, очевидно, подъем этот был малый подвиг, который безропотно несли апостолы, не желая отставать от своего Учителя. Так вот и нам, дорогие друзья, необходимо было уже за несколько дней до Преображения чуть-чуть поднапрячься, вступить в борьбу с суетными, тщеславными помыслами, оставить всякое миродержание, особенно словоохотливость, связанную по необходимости с осуждением, усерднее заняться чтением Священного Писания, которое просвещает не столько мозг, сколько душу, окрыляет, делает способным думать о Боге, тянуться к Нему, размышлять о Нем, молиться Ему.

Раз Моисей смиренно склонил главу пред Христом, значит, Христос и есть Основатель и Ветхого, и Нового Завета

Итак, оказавшись там, на вершине, Петр, Иоанн и Иаков внимали происходящему. А внезапно увидев просветленный лик Господа, они со страхом, и трепетом, и ужасом узрели Моисея и Илию. Моисей - законодатель, Илия - тот, кто предварит Второе пришествие Иисуса Христа перед близкой кончиной мира, пророк-ревнитель. Почему, - спросите вы, - именно эти два ветхозаветных святых, а не кто-то из судей или древних воинов, наподобие Иисуса Навина, предстал Господу и беседовал с Ним? Очевидно, сокровенный смысл явления именно этих двух величайших представителей Ветхого Завета заключается в следующем: раз, смиренно склонив главу пред Господом, Моисей, тот, кто принес с Синая 10 заповедей человеческому роду, беседовал с Ним, как дитя с Отцом, как ученик с Учителем, то отсюда следует, что Христос и есть Основатель как Ветхого, так и Нового Завета. Христос - не противник отеческим заповедям, но Он есть Господь и Судия, Он пришел исполнить закон и отменить его обрядовую часть, оставив нравственное содержание. Ну а Илия-ревнитель, который, как вы помните, мог даже огнем встретить дерзких богохульников, покушавшихся на жизнь огнепламенного пророка, беседуя со Христом, тем самым свидетельствовал апостолам (а они были люди всё-таки грамотные и понимающие), что перед ними - апостолами, Илией и Моисеем -долгожданный Мессия, чаяние языков, Тот, Кто пришел Израиль не столько от внешнего господства римлян, сколько от тирании диавола, от господства страстей, пришел сокрушить саму смерть, проложив путь новый и живой к Воскресению.

А затем сходит светлое облако, в котором сокрываются Илия и Моисей, и остается один Христос. И апостолы - давайте вспомним икону Преображения - упав от страха, замерев… - очень живописно православная традиция изображает учеников: кто на карачках, кто - распластав руки и ноги, как лягушонок, если можно так выразиться… Апостолы, от этого Божественного света павшие ниц, слышат голос Самого Небесного Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Навсегда они - Петр, Иоанн и Иаков - сокроют в своих душах сладостный и вместе с тем страшный для человеческой немощной природы голос Небесного Отца. И один из них, Петр, в своем Послании впоследствии скажет об этом голосе, снизшедшем из велелепной славы, голосе, который засвидетельствовал Богосыновство, Божество Господа Иисуса Христа.

Снизойдя с горы, апостолы еще сами носили в себе это сияние небесного огня. И лик Христа светился чудесно, так что народ было ринулся к Спасителю, Который тотчас по схождении с горы свершил чудесное деяние - исцелил бесноватого отрока, сказав его несчастному отцу: «Если можешь сколько-нибудь веровать - веруй: всё возможно верующему». Так и у нас с вами: придет праздник Преображения; дай Бог, мы с вами исповедуемся, приобщимся Христовых Тайн, чтобы не быть сторонними наблюдателями, но участниками Божественной Литургии, и, вкусив сладостной жизни будущего века, преобразившись дивным преображением, пронизанные лучами Божественной славы, мы обретем благодатное детство во Христе. Нам, как Петру, не захочется выходить из храма.

Помните, как Петр, не понимая, что он говорит, от избытка вышеестественной радости сказал: «Господи, хорошо нам здесь! Давай поставим три сени - три кущи: Тебе, Моисею и Илии. Только не будем возвращаться в этот суетный, жестокий, лукавый мир, где Тебя, Господи, ждут надменные фарисеи, лукавые саддукеи, ищущие Твоей смерти. Останься здесь навсегда!» Однако просьба Петра не была уважена. Почему? Потому что Спаситель, явив Свою Божественную славу ученикам, готовился к Своему крестному пути, уверяя последователей, что страдания, которые встретятся Спасителю в Гефсиманском саду и в Иерусалиме, не вынужденные.

Христос - не невольная жертва Голгофской муки, но Он самоохотно, как Богочеловек, из послушания Небесному Отцу и из любви к погибающему человеческому роду, восходит на Крест, чтобы, вкусив горчайшую мучительную смерть, победить ее, изжить Своим воскресением. Да, в ту Гефсиманскую ночь они, апостолы, все, кроме Иоанна Богослова, разбежались, словно испуганные дети, устрашенные свирепостью лиц Иуды и храмовых стражников, но по Воскресении вспомнили - вспомнили всё. Вспомнили и эти дивные часы на Фаворской горе. И с тем большим упорством и радостью они благовествовали вселенной веру во Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, Который и нас с вами, Своих детей, приобщает к нетленной, живоносной и целительной Божественной благодати, просвещая наш ум, ментальные способности, умиряя наше сердце, отгоняя от наших душ уныние и печаль, самое тело делая послушным инструментом разумной души.

Поднимемся и мы в этот день на гору Фавор - помыслом и чувством, чтобы предстоять Христу

Много сказано, но не сказано ничего, если не говорить о внутреннем значении и величии этого дивного и прекрасного осеннего праздника. И я очень надеюсь, дорогие друзья, что никто из вас не лишит себя по глупости или по суетности этой ни с чем не сравнимой радости богообщения, но каждый, по мере своих сил, поднимется на гору Фавор - поднимется не телесными ногами, но помыслом, чувством, чтобы предстоять в этот дивный праздник Христу, нашему Солнышку, в Котором нет ни единого пятна.

Православная церковь отмечает один из важнейших христианских праздников - Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа.

Торжества в честь праздника Преображения Господня были установлены в православной церкви в IV веке, после того как святая равноапостольная царица Елена на месте Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. В это же время на месте, где спали святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн, был возведен трехпрестольный храм. В VI веке здесь были построены три храма — во имя Спасителя, святого пророка Моисея и святого пророка Илии. В XII веке на Фаворе существовали православный и католический монастыри, но сначала дамасский султан Мелек-Адель изгнал всех монахов и разрушил монастыри, затем в 1263 году египетский султан Бейбарс разгромил все святыни на горе. Фаворские монастыри до середины XIX столетия находились в полном запустении и лежали в развалинах. Возрождение на горе православного храма начал архимандрит Иринарх, который поселился на этом святом месте вместе с иеродиаконом Нестором. Устроив на горе алтарь, старец стал служить молебны для паломников, которые жертвовали деньги на строительство храма. Архимандрит Иринарх не дожил один год до освящения храма, которое было совершено иерусалимским патриархом Кириллом в августе 1862 года. Современный греческий православный храм на Фаворе трехпрестольный : центральный престол посвящен Преображению Господню, правый - пророкам Моисею и Илии, левый - великомученикам Георгию Победоносцу и Димитрию Солунскому.

В некоторой степени праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за его любовь, за дарование щедрого урожая. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии (причащения). Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку.

В русской народной традиции Преображение называется вторым или Яблочным Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки - самый распространенный плод на Руси.

Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии.

В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Яблочный спас 2016 отмечают 19 августа. Яблочный спас или праздник Преображение Господне отмечается Православной Церковью с IV века и относится к важнейшим праздникам после Пасхи, связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии.

С Яблочным спасом связано большое количество примет, традиций и обычаев. О них, а так же о том, что можно делать, а чего нельзя на Яблочный спас, меню праздника, а так же поздравления с Преображением Господня (Яблочным спасом) в информационной подборке на нашем сайте.

Яблочный спас 2016: приметы, традиции и обычаи

Яблочный спас в 2016 году отмечается 19 августа. Яблочный спас – второй летний спас, первый спас – Медовый, отмечался 14 августа. Третий, Ореховый спас будет праздноваться 29 августа.

Яблочный спас по народным приметам является предвестником осени. Раньше считалось, что до Яблочного спаса нельзя было употреблять яблоки в пищу, а вот в сам Яблочный спас яблоки ели целый день, готовили из них различные блюда, заготавливали их на зиму.

В Яблочный Спас в церкви освещали яблоки, а так же все фрукты нового урожая.

Яблочный спас: приметы

Существует множество примет, связанных с Яблочным спасом. Вот только несколько из существующих:

Все яблоки на Яблочный спас имеют необычные свойства, так что если в этот день съесть яблоко, при этом загадав желание, оно непременно исполнится.

Если на Яблочный спас на вас дважды сядет муха, то вам обязательно будет сопутствовать удача.

Какая погода стоит на Яблочный спас, такой будет и предстоящий январь. Так же если на Яблочный спас будет сухо, то и осень будет такая же.

Что делать на Яблочный спас

По традиции на Яблочный спас принято угощать друг друга яблоками. Так же яблоками угощали не только знакомых, друзей и близких, но и нищих, стариков, сирот. Сначала нужно раздать яблоки всем нуждающимся, а затем только пробовать яблоки и блюда из них самому.

Что приготовить на Яблочный Спас

В Яблочный спас готовят различные блюда из яблок. Это варенья, джемы, пироги с яблоками, различные десерты.

Как известно, Яблочный спас приходится на Успенский пост. Пост этот достаточно строг и запрещает употребление мяса, масла и многих других продуктов. Однако, все это прекрасно можно заменить овощами, фруктами, грибами. Кстати, только на Яблочный спас в Успенский пост разрешается употреблять в пищу рыбу.

Что можно делать, а чего нельзя на Яблочный спас

Что же можно делать на Яблочный спас кроме сбора, заготовки яблок и приготовления из них всевозможных блюд? В этот день обязательно нужно сходить в церковь или храм. С собой взять корзинку с фруктами, желательно яблоками или виноградом, чтобы священник после службы благословил богатые плоды нового урожая. Так же те, кто не успел осветить мед на Медовый спас, смогут сделать это 19 августа.

А вот работать по дому на Яблочный спас запрещается категорически. Стирка, уборка или шитье в этот праздник под запретом.

Яблочный спас 2016: поздравления в стихах и смс

Подборка поздравлений с Яблочным спасом поможет вам в том случае, если вы захотите порадовать друзей, близких или знакомых стихами или смс-ками, посвященными именно этому празднику.

Дурманящий и сладкий сон,
И яблок полон уж подол,
Берешь, трешь о рубаху плод,
Кусаешь, чудо, рядом вот!
И забываешь все, вокруг,
Лишь ранний час и сердца стук!
Спас яблочный пришел, проник,
Он поглотил, разлился, вник,
Он в каждом, он во всем, он здесь,
Он дарит всем благую весть!

Отгорело лето свечкой,
Обесцветив волос наш,
Так наивно, так беспечно,
Осень тихо подкралась.
По утру роса ложится,
На полях уже туман,
Мне на веки не простится,
С красотой, которой пьян!
Яблоки в саду налились,
Глухо падают в листву,
Все желания свершились,
В миг единственный пойму!
Праздник на душе томится,
Радуюсь, не удержу.
Яблочный к нам спас «стучится»,
Праздновать его спешу!

Яблоки румяные налились на ветке,
Сладкие и пряные, красные и белые,
День пришел когда пора, наслаждаться соком,
По утру с росой срывать с дерева высоко,
Плод запретный, сладкий плод - яблоки, ранетки,
Веселись, гуляй народ, яблоко и спас «идет»!

Преображение Господне: поздравления с праздником

Другое название Яблочного спаса-праздник Преображения Господне, этот день отмечается Православной церковью с IV века и является одним из важнейших после Пасхи праздников.

Преображением своим
Господь всем веру подарил.
На добрые дела, поступки
Земных, нас всех благословил.

День Преображения Господня
В душу пусть торжественно войдёт.
Пусть же этот праздник на сегодня
Веру в чудеса тебе вернёт.

В этот день Господь преобразился,
Как преображается осенняя природа,
Чтобы показать всем людям мира,
Что владеет силой Он от Бога.

Праздники Преображения и Спаса -
Пусть напоминают нам о том,
Как людей одаривать прекрасно,
Как чудесно всем творить добро.

С давних времен имели большое значение для людей. По наблюдениям, который из года в год подтверждались, с приходом Яблочного Спаса заканчивается лето, а осень смело начинает отвоевывать свои владения. Поэтому наши предки внимательно изучали погоду на Преображение Господне, ведь по ней можно было определить, будет ли солнечно или же дождливо в осенние месяцы.

Среди традиций на Преображение всегда выделяли организацию скромных домашних застолий, ведь в этот день наконец можно было начинать есть мед и яблоки, которые до этого периода были под запретом. Что обязательно делают , причем идут туда не с пустыми руками. В этот день, который совпадает с Преображением Господнем, в корзинке приносят яблоки, мед и пшеничные колосья, чтобы посвятить их. Также среди традиций Яблочного спаса многие соблюдают обычай посещать могилы родственников, оставляя им несколько яблок, освященных в храме. А самая важная традиция на Преображение Господне всегда была такой - люди святили фрукты и раздавали их прохожим, тем самым благословляя других.

С давних времен на Второй Спас собирали яблоки и ели их с медом и сахаром, запекали, а также готовили из них разные блюда, например, пироги. У нас на сайте вы можете найти оригинальные и пошаговую инструкцию, - все это пригодится на Яблочный спас.

Преображения Господне 2016: можно ли работать в этот день

Сейчас многим людям интересно, можно ли работать в Яблочный спас. В современном потоке жизни невозможно взять выходной, даже если это народный и церковный праздник. Каждый сам решает для себя, стоит ли ему брать на себя физическую нагрузку и работу по дому, однако главное - это не забывать о духовных вещах и по возможности посетить церковь. А вот вопрос можно ли есть яблоки до Яблочного спаса более прост, ведь фрукты есть можно. Раньше люди верили, что на том свете Божья Матерь раздает яблоки тем детям, чьи родители воздерживаются от поедания фруктов на Яблочный спас. Но это обычные суеверия, которые придумали в народе.

На Яблочный спас было принято говорить заговоры, которые должны были помочь наладить отношения в семье, подарить здоровье и молодость людям, которые произносили их вслух. Считалось, что именно на Яблочный спас такие слова будут иметь особенную силу.

Яблочный спас - заговор на молодость: «Колыбель природы, в ясный день и в непогоду, яблоко мое заворожи, молодость ко мне приворожи».

Яблочный спас - заговор на мир в доме: «Мед, смягчи ты пыл разгневавшегося, усмири его и убери все обиды».

Яблочный спас - заговор на счастье: «Во мне - и счастье, и радость и благо. От меня - худо, горе и скверна. Как весьма сладки три медка - и пчелиный, и цветочный, и липовый. Так пусть же и моя жизнь будет наполнена всеми этими тремя радостями».