Главная · Запор · Конспект урока биологии на тему "клетка элементарная единица жизни". План конспект урока по биологии на тему " клеточное строение организма" Составьте схему деления клеток

Конспект урока биологии на тему "клетка элементарная единица жизни". План конспект урока по биологии на тему " клеточное строение организма" Составьте схему деления клеток

Урок биологии в 8 классе

Тема: Клеточное строение организма.

Задачи:

    сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС и ее виды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК);

    сформировать представление о том, что клетка – главный структурный и функциональный элемент организма;

    продолжить формировать умения распознавать структурные компоненты животной клетки на микропрепаратах, таблицах и т.д.;

    развивать навыки работы со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами; развивать умение выделять главное;

    совершенствовать логическое мышление.

Ход урока:

    Орг. момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    Изучение новой темы.

Все живые существа состоят из клеток. Давайте вспомним, что такое клетка.

Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности живых организмов . (Запись в словарь).

Как и все живые организмы, части и органы тела человека построены из клеток.

Свойства клеток :: они растут, размножаются, участвуют в обмене веществ, активно реагируют на раздражение, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации.

Все клетки разнообразны по форме и размеру. Форма и размеры клеток зависят от их функции. Так, например, существуют клетки, имеющие форму двояковогнутого диска (эритроцит), или длинного волокна (нервная клетка).

По форме выделяют клетки:

С отростками

Веретенообразные

Круглые

Плоские.

Размеры клеток тела человека варьируются от 2–7 мкм (у тромбоцитов) до гигантских размеров (до 140 мкм у яйцеклетки).

Несмотря на такое разнообразие все клетки тела человека имеют единый план строения. Основные части клетки: ядро, цитоплазма и клеточная мембрана.

Отграничивает клетку от окружающей среды клеточная мембрана . Мембрана служит защитной оболочкой клетки и активно участвует в регуляции обмена веществ между клеткой и окружающей средой, а также осуществляет связь с другими клетками.

Ядро – важная часть клетки, оно содержит наследственную информацию клетки.

Цитоплазма заполняет большую часть клетки. Цитоплазма состоит из двух частей: жидкой части – гиалоплазмы и органоидов.

Органоиды – постоянные структуры клетки, выполняющие определенные функции. (запись в словарь).

Давайте более подробно рассмотрим органоиды клетки человека.

Презентация: органоиды клетки.

Заполнение таблицы «Органоиды клетки» (работа с учебником)

Эндоплазматическая сеть

А)гранулярная (шероховатая)

Б) агранулярная (гладкая)

Система трубочек

На поверхности – рибосомы

Гладкая поверхность

Синтез белка

Синтез гликогена и жиров

Рибосомы

Самые маленькие органоиды округлой формы

Образование белка

Аппарат Гольджи

Трубочки и цистерны

Накопление и транспортировка веществ

Митохондрии

Состоит из двух мембран, внутренняя образует складки

Образование энергии (АТФ)

Лизосомы

Округлые тельца

Расщепление веществ

    Выполнение лабораторной работы «Строеиие клетки» ( в раб. тетр. зад.20 на стр. 18)

Работа в парах, учащиеся рассматривают микропрепараты клеток эпителиальной ткани, соединительной ткани (клеток крови), нервной клетки, мышечной ткани.

    Закрепление.

    1. Выполнение интерактивного задания с

      Определите органоиды клетки (рисунок).

    Подведение итога урока.

    Сообщение домашнего задания.

Цель урока: изучить строение растительной клетки.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях;

Раскрыть особенности строения растительной клетки и значение её частей;

Развивающие :

Развивать сопоставительный анализ, через сравнение строения различных клеток (растительной и животной);

Продолжить развитие логического мышления, через решение проблемных вопросов;

Продолжить работу над развитием наблюдательности, -через работу с наглядным материалом;

Развивать личностные качества: умение самостоятельно работать, умение работать быстро и аккуратно.

Воспитательная : воспитать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ № 484

С.Федечкина

План-конспект

урока по биологии с учащимися 6 "б" класса

Тема урока: Строение растительной клетки.

Цель урока: изучить строение растительной клетки.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях;

Раскрыть особенности строения растительной клетки и значение её частей;

Развивающие :

Развивать сопоставительный анализ, через сравнение строения различных клеток (растительной и животной);

Продолжить развитие логического мышления, через решение проблемных вопросов;

Продолжить работу над развитием наблюдательности, -через работу с наглядным материалом;

Развивать личностные качества: умение самостоятельно работать, умение работать быстро и аккуратно.

Воспитательная : воспитать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов

Оборудование: лупы различных размеров, таблица "Строение растительной клетки", таблицы с изображением различных микроскопов, световой микроскоп, модель растительной клетки; портреты ученых: Антонии Ван Левенгука, Роберта Гука, Теодора Шванна и Матиаса Шлейдана.

Ключевые слова и понятия: клетка, строение растительной клетки, органоиды клетки, цитоплазма, плазматическая мембрана, ядро, пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, клеточный центр, рибосомы, лизосомы, митохондрии.

Методы и методические приемы: беседы, с опорой на схемы в учебнике и на доске. Самостоятельная работа.

Ход урока

1. Актуализация знаний

А) Фронтальный опрос

Ответьте на вопросы:

1.Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

2.Кто такие эукариоты (примеры организмов)?

3.Чем они отличаются от прокариот (примеры организмов)?

4.Какие растения называются высшими?

5.В чем основное отличие высших растений от низших?

6.Приведите примеры высших и низших растений.

Б) Вызывается один ученик. Задание. Покажите основные части микроскопа.

2. Постановка познавательной задачи урока.

3. Изучение нового материала.

Беседа с учащимися

А) Увеличительные приборы.

Учитель показывает лупу.

Как называется этот прибор?

Что можно делать с помощь увеличительно стекла? (ответ учащихся.)

Вот видите, как много способов применения можно найти для простой лупы!

А как думаете, когда впервые была изобретена лупа?

Лупа была известна еще в древней Греции. За 400 лет до нашей эры Аристофан описал свойства увеличительного стекла. Но обычная лупа не дает большого увеличения. Во сколько раз лупа может увеличивать предметы? (ответ учащихся.) Обычная лупа увеличивает в 2-30 раз. Но есть прибор, увеличивающий гораздо сильнее. Что это за прибор? (ответ учащихся) Конечно же, это микроскоп. Первый микроскоп появился около 300 лет назад. Изобретателем считается Антонио Ван Левенгук.Он впервые обнаружил живые существа в капле воды. Его микроскоп давал увеличение почти в 300 раз.

Но кто же дальше усовершенствовал микроскоп? (ответ учащихся.) Это был английский учёный Роберт Гук. Он изобрел специальный осветитель для микроскопа. Микроскоп Гука был гораздо больше похож на современный световой микроскоп. Кто знает, что принесло известность этому учёному? (ответ учащихся.) Он впервые увидел клетки, рассматривая срез пробки дуба. Ячейки он назвал « клетками».

Но ученые долгое время считали, что из клеток состоят только растения.

Идею о том, что все живые организмы состоят из клеток, выдвинули два немецких ученых: Теодор Шванн и Матиас Шлейден. Эта идея получила название клеточной теории. Это произошло в 1839 году.

Б) Строение растительной клетки.

Клетка - это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки отделены друг от друга плазматической мембраной- плотной прозрачной оболочкой. Основная задача мембраны - защита содержимого клетки от воздействия внешней среды. Местами на ней можно увидеть более тонкие участки-поры. Мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку (клеточную стенку), состоящую из клетчатки. Она очень прочная и за счет этого придает клетке прочность и защищает ее от внешнего воздействия. Между оболочками клеток находится межклеточное вещество. При разрушении клетки межклеточное вещество разъединяются.

Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой - бесцветным вязким веществом. В ней протекают различные химические процессы. В живой клетке цитоплазма постоянно движется. Скорость движения зависит от температуры, освещения и других условий. Движение цитоплазмы обеспечивает перенос питательных веществ.

В цитоплазме располагаются органоиды клетки. Органоиды - дифференцированные участки цитоплазмы, имеющие определенное строение и функции.

Важнейшим органом клетки является ядро. Оно крупное и четко выраженное. В ядре находится одно или несколько ядрышек. Около ядра находится клеточный центр.

Функцию транспортировки различных веществ в клетке выполняет эндоплазматическая сеть.

В растительной клетке присутствуют и другие органоиды, например, аппарат Гольджи, рибосомы, лизосомы, митохондрии.

Кроме того, в растительной клетке имеются пластиды. Существуют три вида пластид. Они различаются по форме, размерам, функциям. Хлоропласты имеют зеленую окраску, хромопласты - красную, а лейкопласты - белую.

Помимо этого в клетке находятся различные включения – временные образования, например, крахмальные зерна, капли жиров.

В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются вакуолями.

Заполни таблицу (пользуясь текстом учебника И.Н.Пономаревой параграф7)

Пример заполнения таблицы. В целях экономии времени таблица с названиями граф в печатной версии даю сама (учитель).

Название органоида

Описание

Функции

Цитоплазма

Внутренняя полужидкая среда клетки, в которой находится ядро, органоиды и включения.

Объединяет все органоиды клетки, в ней протекают все процессы обмена веществ.

Плазматическая мембрана

Тонкая прозрачная пленка, состоящая из молекул белков и липидов, на внешней стороне имеется клеточная оболочка, состоящая из целлюлозы.

Защита клетки от внешнего, придание клетки определенной формы, участие в обмене веществ между клеткой и внешней средой, в контактировании клеток друг с другом.

Ядро

Окружено ядерной оболочкой, пронизанной порами, внутри находится одно или несколько ядрышек, хромосом.

Хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ.

Пластиды:

Присутствуют только в растительных клетках.

Хлоропласты

Овальной формы, заполнены хлорофиллом.

Фотосинтез.

Хромопласты

Имеют желтую, оранжевую или красную окраску.

Обеспечивает окраску плодов, лепестков, осенних листьев.

Лейкопласты

Бесцветные, округлой формы, содержатся в неокрашенных частях растений(стебли, клубни, корни)

Накопление запасных питательных веществ

Эндоплазматическая сеть

Сеть многочисленных каналов и полостей в цитоплазме клетки.

Синтез накопление и выделение продуктов обмена

Аппарат Гольджи

Имеет сложную структуру, состоящую из полостей, трубочек и пузырьков.

Накопление и выделение продуктов обмена.

Клеточный центр

Только у низших растений.

Состоит из двух цилиндрических телец, расположенных под углом друг к другу.

Принимает участие в делении клетки.

Рибосомы

Мелкие тельца, по форме напоминающие восьмерку

Сборка сложных молекул белков.

Митохондрии

Мелкие тельца различной формы с многочисленными выростами на внутренней части мембране.

Образование и накопление энергии (синтез АТФ)

После выполнения работы 2-3 человека зачитывают результат работы.

4. Закрепление знаний и умений, полученных на уроке.

Ответь на вопросы:

1.Докажите, что клетка является живым организмом.

2.Что такое органоид?

3.Какие органоиды растительной клетки вы знаете?

4.Каких органоидов нет в растительной клетке?

5.Что такое цитоплазма?

6.Какова основная функция ядра?

5.Объявление итогов урока

6Домашнее задание

Параграф номер 7

Учитель биологии

И. Иванова


Урок 8
Тема: «Жизненные свойства клетки»

Цель урока: изучение жизненных свойств клетки, закрепление материала о строении клеток в процессе выполнения лабораторной работы, отработка навыков работы с микроскопом.

Оборудование: таблица и модель «Строение клетки», маркеры, ватманы, стикеры

Ход урока

    Мотивационный этап

В Казахстане принято здороваться пожимая руки друг другу

В Италии горячо обниматься

В Бразилии поглаживать спины

В НИКОРАГО ПРИНЯТО ЗДОРОВАТЬСЯ ПЛЕЧАМИ

В Македонии – локтями

У Австралийских аборигенов принято тройное приветствие подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, покачивая бедрами в право и влево

Прикоснитесь ладошками друг к другу

Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.

А какой у нас урок?

Урок биологии.

Деление класса на группы

Все вы наверное помните детскую считалочку « На золотом крыльце сидели, царь, царевич, король, королевич…»

Перед вами маршрутный лист (Вы должны заполнить фамилию и имя ученика) Выбрать спикера группы.

На прошлых занятиях Вы изучили строение клетки и ее органоидов

За правильный ответ 1 балл

Видео фрагмент

1. Какая наука изучает клетки? Когда и кем впервые была открыта клетка?

(Цитология. В 1665 г. Роберт Гук впервые открыл существование клетки при изучении среза коры пробкового дерева.)

2. Почему клеточные структуры называют «органоидами», а не «органами»?

(Орган – многоклеточная структура, а органоид – часть клетки, выполняющая функции, свойственные органам в многоклеточных организмах.)

3. Какая часть клетки выполняет защитную функцию?

(Клеточная мембрана защищает клетку от окружающей среды и обеспечивает избирательную проницаемость веществ в клетку.)

4. Чем представлена транспортная система клетки?

(Эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи участвуют в транспорте веществ в пределах клетки, а клеточная мембрана осуществляет перенос веществ внутрь и наружу.)

5. Какова структура и функции ядра клетки?

(Ядро содержит наследственную информацию о признаках данной клетки и целого организма, которая реализуется в синтезе определенных белков. Снаружи – ядерная мембрана, внутри – хроматин с уплотнениями – ядрышками.)

6. Что вы знаете о структуре и функциях хромосом?

(Хромосомы представляют собой комплекс ДНК и белков.

ДНК имеет вид двойной спирали и состоит из отдельных участков – генов, каждый из которых отвечает за синтез одного белка клетки и, следовательно, за развитие определенного признака. В соматических клетках 46 хромосом, в гаметах (половых клетках) – 23 хромосомы.)

7. Какие органоиды и каким образом обеспечивают клетку энергией для осуществления ее жизненных функций?

(Митохондрии за счет окисления органических веществ синтезируют молекулы АТФ, в которых накапливается необходимая клетке энергия.)

8. В чем состоит функция лизосом?

(Растворение отработанных веществ и частей клетки. У животных с метаморфозом лизосомы участвуют в редукции отдельных органов, например хвоста у головастиков. В случае длительного голодания разрушают все органоиды, кроме ядра, для поддержания жизни организма.)

9. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?

(Через клеточные мембраны соседних клеток, цитоплазматические мостики и межклеточное вещество. Через гиалоплазму.)

3. Изучение нового материала.

Многие ученые, исследовавшие клетки, пришли к выводу, что клетки животных, растений и микроорганизмов сходны по химическому составу и строению, это одно из основных положений клеточной теории.

Как вы понимаете выражение «Клетка – функциональная единица организма?»

Клетки всех живых существ сходны еще и процессами, протекающими в них.

Ярмарка идей

Проблемный вопрос------Какими жизненными функциями обладает клетка?

У вас на столах листы ватмана, нужно составить кластер по теме «Жизненные свойство клетки»

1. Обмен веществ – совокупность реакций, включающих поступление в клетку питательных веществ и выделение продуктов обмена; реакции биосинтеза сложных соединений и реакции распада веществ. Для обмена веществ в клетке необходимы –ферменты. Объясните что такое пластический и энергетический обмен?

2. Биосинтез – способность живых клеток синтезировать определенные вещества из поступающих в нее компонентов. Большинство реакций ферментативные. Ферменты – это биологические катализаторы, ускоряющие во много раз течение химических процессов. Это специфические белки, присутствующие во всех живых клетках

Задание: провести опыт

Налить в стакан пероксид водорода, встряхнуть аккуратно. Что происходит?. Затем режем мясо и бросаем его в стакан. Что образуется. Как это можно объяснить?

(мясе содержится фермент. Одна молекула фермента может при нуле градусов расщепить за одну минуту миллион молекул пероксида водорода. Этот фермент называется каталаза)

3. Дыхание – окисление и распад питательных веществ с выделением заключенной в них энергии, которая запасается в форме молекул АТФ и расходуется на внутриклеточные нужды при необходимости.

4. Рост – увеличение размеров клетки, количества цитоплазмы и органоидов в процессе активного биосинтеза веществ.

5. Раздражимость – способность клеток реагировать на изменение факторов окружающей среды изменением своей жизнедеятельности. В чем сущность процесса раздражимости и раздражения?

6. Деление – воспроизведение дочерних клеток из материнской. Лежит в основе регенерации тканей и органов, а также размножения и развития организмов.

Рассмотреть в учебнике изображение стр 19 рис.5 процесса деления клетки. Каково значение деления клетки?

4. Закрепление изученного материала.

5. Задание на дом.

Повторить материал на стр. 28–29, составить на отдельном листочке тест о строении, химическом составе и жизненных функциях клетки, состоящий из 15 вопросов.

Рефлексия «Все в твоих руках»

А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко.

Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На этом мы закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.

Клетка - целостная и сложная биологическая система, мельчайшая единица строения многоклеточных организмов. Части клетки обеспечивают её нормальную жизнедеятельность, а при размножении - передачу наследственных признаков от родителей детям. В отличие от растительных клеток в клетках животных нет пластид , отсутствует клеточная оболочка .

Тела всех живых организмов состоят из клеток. Есть организмы, тела которых состоят только из одной клетки, - это бактерии, одноклеточные водоросли и грибы, простейшие. Тела большинства животных состоят из множества клеток.

Изучением строения, развития и деятельности клеток занимается наука цитология (от греч. цитос - «клетка», логос - «наука»).

Клетки всех животных имеют общее строение и отличаются от клеток растений. Большинство клеток животных очень мелкие: их размеры - 10-100 микрон (микрометр). Поэтому изучать их строение приходится при большом увеличении микроскопа. Формы клеток животных очень различны: клетки мышц сильно вытянуты в длину, имеют веретеновидную форму, клетки крови - овальной формы, клетки кожи - плоские, вытянутые в высоту или бокаловидные. У одних клеток есть отростки и выступы, другие клетки гладкие.

Размер и форма клеток зависят от того, какую работу (функцию) они выполняют в организме.

Снаружи животная клетка покрыта эластичной клеточной мембраной . Она отделяет содержимое клетки от наружной среды и способна пропускать внутрь клетки одни вещества, а из клетки - другие, обеспечивая обмен веществ. В растительной клетке снаружи от мембраны расположена плотная оболочка , содержащая целлюлозу. В отличие от растительных клеток клетки животных такой оболочки не имеют.

Основное содержимое клетки, заполняющее весь её объём, - вязкая зернистая цитоплазма . Она постоянно движется, в ней протекают все жизненные процессы клетки. В цитоплазме периодически образуются пузырьки, наполненные жидкостью, - вакуоли . Они играют важную роль в пищеварении: здесь накапливаются питательные вещества; через вакуоли удаляются вредные продукты жизнедеятельности, и в результате поддерживается относительно постоянный состав цитоплазмы. Между клеткой и окружающей средой осуществляется обмен веществ .

Центральное место в цитоплазме занимает плотное округлое тельце - ядро . В нём находятся хромосомы , состоящие из длинных молекул органического вещества. Они регулируют процессы, протекающие в клетке, обеспечивают передачу наследственных признаков дочерним клеткам при размножении.

Помимо ядра в цитоплазме расположены другие органоиды (органеллы) — компоненты клетки, выполняющие определённые функции, - «клеточные органы».

Митохондрии отвечают за преобразование и запасание энергии, которая затем расходуется на жизненные процессы клетки. На рибосомах образуются белки, в аппарате Гольджи - жиры и углеводы. Кроме того, внутри аппарата Гольджи белки, жиры и углеводы накапливаются. Сюда они поступают по трубочкам эндоплазматической сети - этот органоид охватывает сетью разветвлённых канальцев всё пространство клетки и отвечает за транспортировку образованных в клетке веществ. В аппарате Гольджи вещества «упаковываются» в виде комочков и капелек, а потом уходят в цитоплазму и используются по назначению. Лизосомы участвуют в разрушении ненужных белков, жиров и углеводов.

В клетках животных отсутствуют пластиды , характерные для растительных клеток. Отсутствие хлоропластов - важное отличие животных клеток. Именно в них у растений происходит синтез органических веществ из неорганических. Животные, в отличие от растений, питаются готовыми органическими веществами.

Клетка животных содержит органоид , которого нет в растительных клетках. Он называется клеточным центром . Основу клеточного центра составляют два цилиндрических тельца. Они играют важную роль в делении клеток животных, обеспечивая равномерное распределение наследственного материала материнской клетки в образовавшихся клетках.

В цитоплазме клеток всех живых организмов можно обнаружить многочисленные мелкие и крупные зёрна, капельки белков, жиров и углеводов. Эти вещества образуются в разных частях клетки, транспортируются, распределяются и используются в процессе обмена веществ.

Это конспект по теме . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Тема: Клетка элементарная единица жизни.

Вид урока: урок применения знаний.

Форма урока: комбинированный урок.

Цель: расширить знания по теме «Клетка элементарная единица жизни». Изучить строение и функции плазматической мембраны. Сравнить строение растительной и животной клеток найти черты сходства и отличия.

Оборудование: презентация, микроскопы, микропрепараты растительной и животной клеток.

Задачи:

1. Образовательные:

    более подробно изучить историю открытия клетки и возникновения клеточной теории;

    обобщить и закрепить знания учащихся о строении растительной и животной клеток;

    рассмотреть строение и функции плазматической мембраны;

    сравнить строение растительной и животной клеток, найти черты сходства и отличия.

2. Развивающие:

    способствовать развитию общеучебных и общебиологических навыков: наблюдения, сравнения, обобщения и формулирования доказательств и выводов;

    развитию умения находить ошибки, объяснять их;

    работать с дополнительной литературой и выполнять творческие задания;

3. Воспитательные:

    содействовать формированию материалистического представления учащихся о научной картине мира;

    показать важность научных открытий в жизни общества и развитии науки биологии;

    содействовать эстетическому развитию учащихся через использование наглядных материалов урока;

Ход урока:

    Организационный момент.

    Изучение нового материала:

Урок я хочу начать словами ученого имя которого вам известно. Послушайте и ответьте на вопросы : (слайд)

- Кому принадлежат эти слова?

- Что вы можете сказать о деятельности этого человека?

«Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него… Острый как бритва перочинным ножом… Очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на черное предметное стекло… стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью плоско-выпуклого зеркала, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами… Эти поры, или ячейки, были не слишком глубокими, а состояли из очень маленьких ячеек, вычлененных из одной длинной непрерывной поры особыми перегородками. Такое строение свойственно не одной только пробке.» (слайд)

Ответ учащихся:

Эти слова принадлежат английскому ученому Роберту Гуку. Он рассматривал срез пробки растения. Именно Гук в 1665г открыл клетку. (видеофрагмент №1)

Немного подробнее об этом открытии расскажет... (сообщение 3 мин)

Первым человеком, увидевшим клетки, был английский ученый Роберт Гук (известный нам благодаря закону Гука). (слайд)

В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа.

Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, похожие на пчелиные соты, построенные из ячеек, напомнивших ему монастырские кельи, и он назвал эти ячейки клетками (по-английски cell означает «келья, ячейка, клетка»). Фактически Роберт Гук увидел только оболочки растительных клеток.

(слайд)

В 1680 году голландский мастер Антони ван Левенгук (1632–1723) с помощью микроскопа с увеличением в 270 раз впервые увидел в капле воды «зверьков» - движущиеся живые организмы - одноклеточные организмы (бактерии).

Первые микроскописты вслед за Гуком обращали внимание только на оболочки клеток. Понять их нетрудно. Микроскопы в то время были несовершенны и давали малое увеличение.

(слайд)

Длительное время основным структурным компонентом клетки считалась оболочка. Лишь в 1825 году чешский ученый Я.Пуркине (1787-1869) обратил внимание на полужидкое студенистое содержимое клеток и назвал его протоплазмой (теперь ее называют цитоплазмой).

(слайд)

Только в 1833 г. английский ботаник Р. Броун (1773-1858), первооткрыватель хаотического теплового движения частиц (названного впоследствии в его честь броуновским), открыл в клетках ядра. Броун в те годы интересовался строением и развитием диковинных растений - тропических орхидей. Он делал срезы этих растений и исследовал их с помощью микроскопа. Броун впервые заметил в центре клеток какие-то странные, никем не описанные сферические структуры. Он назвал эту клеточную структуру ядром.

Итак, клетка была открыта и ученые приступили к ее исследованию. Давайте вместе сформулируем определение, что такое клетка? (видеофрагмент №2)

Клетка – наименьшая структурная единица организма растений и животных. Клетка от греч. “hitos” – полость. (слайд)

Клетка - удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Клеточное строение - один из общих признаков всех живых организмов. Это положение получило развитие в клеточной теории М. Шлейдена и Т. Шванна. (видеофрагмент №3)

Об истории возникновения клеточной теории кратко расскажут... (выступления учащихся) (слайд)

Немецкий ботаник М. Шлейден установил, что растения имеют клеточное строение. Именно открытие Броуна послужило ключом к открытию Шлейдена. Дело в том, что часто оболочки клеток, особенно молодых, видны в микроскоп плохо. Другое дело - ядра. Легче обнаружить ядро, а затем уж оболочку клетки. Этим и воспользовался Шлейден. Он начал методично просматривать срезы за срезами, искать ядра, затем оболочки, повторять все снова и снова на срезах разных органов и частей растений. После почти пяти лет методичных изысканий Шлейден закончил свою работу. Он убедительно доказал, что все органы растений имеют клеточную природу.

Шлейден обосновал свою теорию для растений. Но оставались еще животные. Каково их строение, можно ли говорить о едином для всего живого законе клеточного строения? Ведь наряду с исследованиями, доказывавшими клеточное строение животных тканей, были работы, в которых это заключение резко оспаривалось. Делая срезы костей, зубов и ряда других тканей животных, ученые никаких клеток не видели. Состояли ли они раньше из клеток? Как видоизменялись?

Ответ на эти вопросы дал другой немецкий ученый - Т. Шванн, создавший клеточную теорию строения животных тканей. Натолкнул Шванна на это открытие Шлейден. Шлейден дал в руки Шванна хороший компас - ядро. Шванн в своей работе применил тот же прием - сначала искать ядра клеток, затем их оболочки.

В рекордно короткий срок - всего за год - Шванн закончил свой титанический труд и уже в 1839 г: опубликовал результаты в работе «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», где сформулировал основные положения клеточной теории.

Откройте учебники на странице 50 найдите и прочитайте основные положения клеточной теории и запишите их в тетрадь.

(слайд)

Основные положения клеточной теории:

    Клетка является основной структурно – функциональной единицей жизни. Все живое состоит из клеток.

    Все клетки схожи по химическому составу, строению и функциям.

    Новые клетки образуются путем деления исходных клеток.

Вы многое знаете о клетке из курсов биологии 6, 7, 8 классов. Давайте вспомним строение растительной и животной клетки, выполнив задание на доске.

Вы знаете, что любая клетка состоит из трех частей: мембраны, ядра и цитоплазмы. Более подробно остановимся на строении и функциях плазматической мембраны (работа по слайдам № 12,13,14 презентации). Она образована фосфолипидами и белками. Белки погружены на разную глубину в фосфолипидный слой или расположены на внешней и внутренней стороне мембраны.

Функции:

    Через поры в мембране проходят все питательные вещества и выводятся все конечные ненужные продукты;

    Обладает односторонней и избирательной проницаемостью;

    Обеспечивает взаимосвязь клетки и окружающей среды.

Фагоцитоз – способность мембраны впячиваться внутрь, захватывая твердые частицы.

Пиноцитоз – поступление в клетку через мембрану межклеточной жидкости.

(в ходе объяснения ведется краткая запись в тетрадь).

Но сегодня на уроке мы должны рассмотреть не только строение растительной и животной клеток, но и сравнить их, выделить черты сходства и отличия, сделать выводы.

Поможет вам это сделать еще одно задание: вы видите на доске пустые растительную и животную клетки. Распределите органоиды по клеткам и ответьте на вопросы:

Какие органоиды вы поместили только в растительную клетку?

Какие органоиды вы поместили только в животную клетку?

Какие части и органоиды есть и в растительной и в животной клетке?

Сформулируйте вывод. Что общего в строении растительной и животной клеток? Какие существуют отличия?

(слайд)

    В животной клетке есть центриоли. У высших растений в клетках их нет;

    В животной клетке отсутствуют пластиды;

    Плотная целлюлозная оболочка бывает только у растений;

    У растений бывают крупные вакуоли, а у животных они встречаются только у простейших (сократительные).

Лабораторная работа №1

(знакомство с инструктивной карточкой у каждого на столе)

На выполнение лабораторной работы вам дается 7 минут.

Тема: Сравнение растительной и животной клеток. Цель: (сформулируйте самостоятельно и запишите цель лабораторной работы исходя из ее темы) Оборудование: микроскоп, микропрепараты растительной и животной клеток.

Ход работы:

    Рассмотреть микропрепараты растительной и животной клеток. На основании изученного заполнить таблицу знаками «+» или «-»

Части и органоиды клетки

    Сделайте вывод:
А. О чем может свидетельствовать принципиальное сходство строения клеток растительного и животного организма? Б. о чем может свидетельствовать наличие различий в строении и функционировании клеток растений и животных?

Выводы по лабораторной работе:

А). О чем может свидетельствовать принципиальное сходство строения клеток растительного и животного организма? Примерный ответ учащихся. (Принципиальное сходство строения и химического состава клеток растений и животных указывает на общность их происхождения, вероятно, от одноклеточных водных организмов.)

Б). О чем может свидетельствовать наличие различий в строении и функционировании клеток растений и животных? Примерный ответ учащихся. (Животные и растения далеко отошли друг от друга в процессе развития. У них разные типы питания (автотрофный и гетеротрофный), различные способы защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды и т.д. Естественно, все это должно было отразиться на строении их клеток.)

3. Закрепление

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели историю открытия и изучения клетки, а так же историю становления клеточной теории, познакомились с её основными положениями. Сравнили строение растительной и животной клеток нашли черты сходства и отличия, сделали выводы. На следующем уроке мы продолжим изучение органоидов клетки более подробно.

А сейчас ответьте на вопросы:

    Кто и в каком году открыл клетку?

    Что такое клетка?

    Кто был основоположником клеточной теории?

    Сформулируйте основные положения клеточной теории.

    Каково строение плазматической мембраны?

    Какие функции выполняет плазматическая мембрана?

    Что такое фагоцитоз?

    Что такое пиноцитоз?

    Перечислите отличия растительной и животной клеток.

    Домашнее задание: