Главная · Запор · Как были придуманы стрелки на глазах. Кто придумал обозначать в машине стрелкой на значке бензоколонки месторасположение топливного бака. XVIII в

Как были придуманы стрелки на глазах. Кто придумал обозначать в машине стрелкой на значке бензоколонки месторасположение топливного бака. XVIII в

Бьюсь об заклад, что большинство наших читателей уже знают, как, не выходя из машины, определить, с какой стороны находится бензобак. Но когда этот лайфхак впервые появился в Сети, это взорвало мозг многих автолюбителей. Этот фантастический и простой бит человеко-машинного интерфейса делает это изобретение безумным. К сожалению, до недавнего времени никто не знал имя блестящего дизайнера, который первым придумал обозначать на приборке значок бензоколонки со стрелкой, расположенной с той стороны, . Но теперь мир знает имя этого изобретателя. Но не все так просто. Оказывается, это решение еще раньше предложила использовать компания Мерседес. Но в итоге слава досталась не немцам.

Напомним, что речь идет о стрелке, которая обычно находится на приборной панели, рядом со значком бензоколонки. Стрелка указывает, с какой стороны расположена крышка топливного бака.

Итак, невоспетый герой/изобретатель стрелки на значке бензоколонки, которая находится на приборке любого автомобиля, - дизайнер Джим Мойлан, работавший в компании Ford. Идея пришла Мойлану в апреле 1986 года, когда он подъехал на корпоративном автомобиле Ford на АЗС. На улице в этот момент шел сильный дождь. Джим вышел из машины, чтобы заправить автомобиль, и с ужасом понял, что припарковал автомобиль не тем боком, поскольку топливный бак в этой машине оказался с другой стороны. В итоге Джим промок до нитки из-за того, что выбрал неправильную сторону для заправки. Приехав в офис, он придумал обозначать значок бензоколонки на приборной панели стрелкой, указывающей, с какой стороны в автомобиле находится крышка бензобака. Он изложил свои мысли на бумаге и отправил боссам. Начальство высоко оценило идею (еще больше их привлекло, что внедрение этой идеи обходилось дешево). В итоге впервые значок бензоколонки со стрелкой появился в 1989 году на автомобилях Ford Escort и Mercury.

Но не все так просто. Очень часто в мире лавры славы первоизобретателей достаются не тем, кто на самом деле что-то внедрил и придумал первым. Вот и идея со стрелкой на приборной панели, указывающей на расположение топливного бака в машине, на самом деле была реализована еще до того, как ее придумал Джим Мойлан. Дело в том, что еще до появления этой стрелки в автомобилях Ford Escort и Mercury эта идея была реализована компанией Mercedes. Но история сложилась так, что вся слава изобретения досталась дизайнеру компании Ford.


Нет, я не оспариваю историю Джима Мойлана. Но я на 100% уверен, что его идея родилась не на голом месте. Скорее всего, она была основана на том, что уже придумала компания Mercedes. Ведь идея со стрелкой на значке бензоколонки действительно имеет более ранний генезис.

Дело в том, что первый пример стрелки на бензоколонке, указывающей на расположение топливного бака, появился в 1976 году на приборной панели Mercedes-Benz W123.

Вот смотрите:

Да, по сравнению с современной реализацией стрелки на значке бензоколонки это решение от Mercedes не то же самое, но концептуально это очень близко к тому, что предложил дизайнер Джим Мойлан.

Комбинация приборов Mercedes-Benz W123 включала небольшую красную сигнальную лампу, которая предупреждала о низком уровне топлива в баке. Неизвестный дизайнер приборной панели W123 решил вместо квадратной или круглой сигнальной лампы сделать ее в виде стрелки, которую разместили рядом со значком бензоколонки . Причем самое интересное, что эта красная стрелка была повернута в ту сторону, где и располагался топливный бак в Mercedes-Benz W123.


Я не думаю, что это была простая случайность. Стрелка, по всей видимости, не только предназначалась для предупреждения о низком уровне топлива в баке, но и для того, чтобы обозначать месторасположение бензобака. Не верите? Тогда вот вам более ранняя часть приборной панели, где эта сигнальная лампа представлена в виде красного квадрата. Здесь функция сигнальной лампы заключается лишь в одном предупреждении водителя о низком уровне топлива в баке.

Переход же на маленькую треугольную стрелку вместо квадрата был преднамеренным и никак не случайным. Ведь стрелка реально показывала, с какой стороны у W123 расположен топливный бак. Вряд ли это совпадение по чистой случайности. В общем, эта стрелка имела тот же смысл, что и стрелка Джима Мойлана.

К сожалению, даже в Mercedes-Benz забыли об этой стрелке. Ведь позднее на многих автомобилях Mercedes эта стрелка исчезла и появилась только впервые на G-классе в 1997 году.

Может быть, сотрудникам компании Mercedes почаще нужно посещать свой музей, чтобы не забывать об изобретениях, созданных немецким брендом?

Самое интересное, что компания Mercedes молчит и не комментирует информацию о дизайнере Джиме Мойлане, которому сегодня предписывается изобретение стрелки на значке бензобака. Хотя очевидно, что это не так.

Стоит признать, что хоть Mercedes-Benz и опередил Джима Мойлана, инновация от дизайнера Ford оказалась гораздо более влиятельной. Значит, его слава заслуженна. Поэтому сегодня все благодарят именно Джима Мойлана, который официально считается изобретателем стрелки на значке бензоколонки, которая говорит каждому водителю современного автомобиля, с какой стороны находится топливный бак, чтобы заранее знать, какой стороной подгонять автомобиль к бензоколонке .

Тонкие, широкие, по длине глаз и устремленные к вискам стрелки придают глазам женщины загадочность и неповторимый шарм. Стрелки были в моде во все времена, их рисовали такие известные всему миру женщины как итальянская кинозвезда Софи Лорен и американская актриса Мерилин Монро. Сегодня никто не может их представить без нарисованных на глазах стрелок, которые являются визитной карточкой их образа и стиля. Впрочем, стрелки на глазах - это изобретение не прошлого века. Их история начинается гораздо раньше. Стрелки на глазах были невероятно популярны еще в древние времена

Древний Египет

Мода на стрелки пришла к нам из Древнего Египта. В Египте даже мужчины подводили глаза. Причем эти стрелки на глазах имели религиозный смысл: они имитировали разрез глаз кошек. А египтяне, как известно, поклонялись этим животным, считая их священными.
У египтян существовала целая индустрия по производству косметики. Веки красились в бирюзовый цвет (смесь зеленой меди и свинцовой руды), губы и щеки подрумянивались (порошок из красной глины), ладони, ступни и ногти на руках и на ногах покрывались розовой хной. А темная краска для подводки изготавливалась из смеси хны, глины и ила Нила. Для макияжа использовались специальные сосуды, которые имели форму ложки. Оттуда специальными палочками черную краску наносили стрелки на глаза: узкой полоской от уголков глаз практически до ушей, отчего глаза казались более крупными и удлиненными.

Существует мнение, что такая подводка служила также и для защиты глаз от различных заболеваний, связанных с жарким климатом пыльной пустыни. Входящие в состав подводки малахит и свинцовая руда, создавали преграду бактериям и останавливали начавшееся уже воспаление.

Древняя Греция и Древний Рим

В Древней Греции красились исключительно куртизанки. И только после походов Александра Македонского (334-327 г. до н.э.) в Азию и Египет греки начали подводить глаза. За ними эту моду переняли и римляне. Последние сначала наносили на лицо белую свинцовую пудру и только потом - краску на глаза (специальными палочками) . Краску делали, растапливая резину и добавляя в нее свинец, муравьиные яйца и дохлых мух. Эти стрелки на глазах, по сравнению с египетскими, были значительно короче, они едва выходили за пределы глаз. К тому же такая подводка на основе свинца была довольно вредной. Свинец быстро делал кожу дряблой, разъедал ее. Так что римские красотки старели очень быстро, поэтому с возрастом их стрелки на глазах становились все насыщеннее и толще.

Средние века - XI-XIV вв.

В этот время появляется новая "стрелочная" традиция - восточная (арабская). Обитательницы гаремов для рисования стрелок использовали смесь на основе сурьмы (металла), которую готовили из бараньего жира, миндального масла, басмы. Эту смесь наносили тонкой деревянной палочкой, иногда добавляя в нее золу. Кроме того, что сурьма делала глаза светлее и крупнее, считалось, что она еще и защищает от болезней. Помимо темного, из сурьмы делали и другой порошок - голубовато-белого цвета, им также рисовали стрелки. Арабский макияж не мог обойтись без золотого цвета. Благородные дамы поверх черных стрелок всегда рисовали золотые. Сурьмой полностью обводили глаз, вырисовывая миндалевидную форму. А поверх краски на верхнем веке добавляли золотые или голубые стрелки.

Возрождение - XIV-XVI вв.

В Европе на время забыли о декоративной косметике. О ней и о наших подружках-стрелках вспомнили лишь в середине XIV века в Италии, где сохранился "восточный" макияж. На лице, предварительно обильно покрытом белилами на основе свинца, как на холсте, заново рисовали брови, глаза, стрелки над ними и губы настоящие художники. Наверное, именно так и зародилось искусство визажиста. В XV веке произошел настоящий переворот в европейской моде. Косметика, несмотря на противодействие церкви, заняла прочные позиции в Европе, особенно во Франции, и ею пользовались не только женщины, но и мужчины. Причем стрелки на глазах, тоненькие и изящные, были фаворитами.

МАКИЯЖ ПРИВЕТСТВОВАЛСЯ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА И НЕ ВЕЗДЕ. К ПРИМЕРУ, В ДРЕВНОСТИ ИУДЕИ СЧИТАЛИ КОСМЕТИКУ БОЛЬШИМ ГРЕХОМ, ВЕДЬ ОНА ПОДЧЕРКИВАЛА ЧУВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

XVII век - Франция, вперед!

На долгое время звание законодателя мод перешло от Италии к Франции.
В XVII веке стрелки на глазах стали длинные, изогнутые.Самые отчаянные модницы даже закручивали их в своеобразные колечки, чтобы создать эффект объемных и завитых ресниц. Моду на такие завитые стрелки на глазах ввела в конце XVII века маркиза де Монтеспан, любовница Людовика XIV. Придворные щеголихи быстро подхватили моду, и благодаря этому она продержалась до начала XVIII века.

Стрелки были не только черного цвета, но и синего, фиолетового и даже бордо!


XVIII в. - Эпоха Просвящения

В XVIII веке косметику стали производить массово, на мануфактурах. В газетах и на специальных афишах появилась реклама косметических средств. Парфюмеры предлагали клиентам духи, пудру, помаду, притирания для отбеливания кожи, ароматическую воду, подводку для стрелок. Последняя продавалась в сухом виде, готовилась на основе все той же сурьмы, а при нанесении разводилась теплой водой.

В начале и середине XVIII века в моде был контрастный макияж: белая кожа (чтобы подчеркнуть белизну, модницы рисовали на висках тонкие голубые жилки), алые губы, пунцовые щеки, черные ресницы, жирно подведенные брови и крупные толстые изогнутые стрелки на глазах. В это время в моду входят изысканность и большие парики. Также в моду вошли специальные черные шелковые пластыри - «мушки». Считается, что появление «мушек» было вызвано эпидемией оспы, и сначала они скрывали рубцы, вызванные этой страшной болезнью. Очень щедро использовалась пудра, которая наносилась практически на все - и на парики, и на одежду, и на тело, которое не мылось месяцами. На лицо галантные дамы накладывали столько грима, что, говорят, мужья часто не узнавали своих жен. Глаза подчеркивались жирными стрелками. Однако, к концу XVIII века в моду входит естественный макияж. Стрелки становятся тоньше и короче.

XIX вв. - закат контрастного макияжа

Белоснежная кожа была по-прежнему в моде и в начале XIX века - правда, уже естественная, без всяких белил. Красавицы скрывались от солнца под вуалью.

Губная помада стала прошлым, а чистота лица считалась верхом цивилизованности.

Наступила эпоха романтизма с ее идеалом «воздушной» красоты - белая до прозрачности кожа и темные волосы.

Стрелки стали совсем малюсенькими - еле заметные штрихи у самых уголков глаз.

Толстые и длинные стрелки позволяли себе только дамы полусвета и содержанки. Уж они-то рисовали вволю - их стрелки призывно манили и обещали все доступные удовольствия.

XX век начинается


С приходом женской эмансипации в моду вошли обрамляющие лицо прически, а все внимание стремились привлечь к глазам и рту.

Поэтому стрелки на глазах стали буквально главным украшением женского лица, правда, они были очень маленькими, робкими, слегка выходящими за пределы глаза.

С 1919 ГОДА МАНЕКЕНЩИЦЫ СТАЛИ ВЫХОДИТЬ НА ПОДИУМ В ПОЛНОМ ГРИМЕ.
У НИХ БЫЛО ГУСТО НАПУДРЕННОЕ ЛИЦО, ГУБЫ СЕРДЕЧКОМ ПУРПУРНО-БОРДОВОГО ЦВЕТА, БРОВИ ПОЛНОСТЬЮ ВЫЩИПАНЫ И НАРИСОВАНЫ ЗАНОВО ТОНКИМ ПОЛУКРУГОМ, СТРЕЛКИ ОБРИСОВЫВАЛИ ГЛАЗ ПОЛНОСТЬЮ, НО НЕ ВЫХОДИЛИ ЗА ЕГО ПРЕДЕЛЫ.

В 1930-е годы впервые появляется жидкая подводка, которая позволяла рисовать очень четкие и острые стрелки.

Середина ХХ века - эпоха Мэрилин Монро


Вторая мировая война внесла свои коррективы. Теперь воинственные стрелки и красная губная помада стала важнейшей принадлежностью любой косметички.

В конце 50-х гг. эталон красоты - Мэрилин Монро, с ее широкими, четко нарисованными стрелками, которые делали глаза такими сексуальными.

Макияж Монро - это «оленьи» глаза: два слоя туши, тщательная прорисовка подводкой, яркие цветные тени; фарфоровая бледность лица, достигнутая с помощью плотного слоя грима; театральный изгиб бровей.

Для этого черной жидкой подводкой нужно провести линию как можно ближе к линии роста ресниц, от внутреннего уголка глаза к наружнему. Она должна быть довольно широкой и ровной. Затем необходимо слегка поднять линию вверх, делая ее все более тонкой. Кончик стрелки следует заострить


60-е годы и девочки-мальчики

В конце 60-х гг. акцент с губ переместился на глаза. Самое время для стрелок.

Идеал - стрелки Одри Хепберн - толстые, четкие, с маленьким острым кончиком и только на верхнем веке.
При помощи таких стрелок взгляду придавался очень трогательный и беззащитный вид.

Мальчишеские черты, модные в конце 60-х, воплотились в образе манекенщицы Твигги, с ее короткой прической, бледными губами и маленькими, очень тонкими стрелками на глазах.

Блестящие 70-е и дисковые 80-е

В 70-х гг. акцент по-прежнему делается на глаза. Но стрелки перестали быть черными - теперь они разноцветные, серебряные и золотые. Блестки царят повсюду.

А в начале 80-х гг. в моде вновь роковые женщины.
И опять контрастный макияж: белая кожа, яркие румяна, красная помада и черные, толстые и длинные стрелки.

Правда, теперь они более женственные - плавные и изогнутые.

Стрелки современности

Современные тенденции не ограничивают себя в выборе стрелок.

Праздничные стрелки - более насыщенные, можно даже с полной обводкой глаза, повседневные - легкие, серой подводкой или коричневым карандашом.

Стрелки можно делать и белыми тенями - получается очень необычно.

Можно сочетать белые и черные стрелки - графично и креативно.

Сегодня хитом считаются smoky-eyes в серо-черном, коричневом или лилово-коричневом исполнении с незаметными растушеванными, выполненными карандашом стрелками.

14 апреля 1629 года в Гааге в аристократической семье Константина Гюйгенса и Сусанны ван Барле, дочери амстердамского купца, родился Христиан Гюйгенс - голландский математик, физик и астроном. Получил прекрасное домашнее образование, затем учился в Лейденском университете. Рано проявил интерес к научным исследованиям.

Константин Гюйгенс, владелец Зюйлихема, Зеелхема и Монникенланда, был в Нидерландах известным человеком. Он был секретарем Фридриха Генриха Оранского, а затем Вильгельма Второго Оранского, и часто бывал в Англии и Франции. Однако он был не только дипломатом, но и литератором, автором театральных пьес и ученым-любителем. Он был близко знаком со многими известными учеными. Одним из них был Декарт, который в 1628 г. поселился в Голландии и регулярно посещал семью Гюйгенсов.

Когда Христиану было 8 лет, мать умерла. После ее смерти хозяйством семьи, насчитывавшей пять детей, занялась родственница. Старшим сыном в семье был Константин младший, затем следовали Христиан, Людвиг, Сусанна и Филипс. Их обучали домашние учителя. Детям преподавали арифметику, музыку, латинский, греческий, французский и итальянский языки и даже логику; их учили также танцевать и ездить верхом. Во всем этом особенно преуспевал Христиан. В возрасте девяти лет он мог говорить по латыни. За три года он научился играть на виоле да гамба, на лютне и на клавесине. Но особенно большие способности он проявлял в математике. Христиан сам построил себе токарный станок и научился неплохо на нем работать.

В 1645 г. шестнадцатилетний Христиан и его брат Константин, который был старше на один год, поступили на юридический факультет Лейденского университета, готовясь к дипломатической карьере. Однако Христиан занимался главным образом математикой. Его учителем был известный в то время математик Франц ван Схоутен, приверженец Декарта. В то время работы Декарта производили большое впечатление на Гюйгенса.

Другое сильное влияние тоже исходило из Франции. При посредничестве своего отца Христиан начал переписываться с парижским математиком Мерсенном. Эта переписка продолжалась недолго, так как Мерсенн в 1648 г. умер, но она имела для молодого Гюйгенса большое значение. Мерсенн был поражен способностями Христиана и в письме отцу Гюйгенса даже сравнивал его с Архимедом. Возможно, что именно это сравнение дало Константину основание называть своего сына "мой Архимед".
В 1647 г. Христиан перешел из Лейденского университета в только что открывшийся Оранский колледж в Бреде. Предполагалось, что Гюйгенс продолжит в Бреде свое юридическое образование, на сей раз со своим младшим братом Людвигом. Но, как и в Лейдене, Гюйгенс занимался главным образом математикой. Ни он, ни его брат не закончили обучения. В 1650 г. из-за дуэли между Людвигом и одним из студентов отец приказал им возвратиться домой. Христиан не сдал академического экзамена ни в Лейдене, ни в Бреде.

Первый труд Гюйгенса вышел в свет в 1651 г. под заглавием "Теоремы о квадратуре гиперболы, эллипса и круга". Три года спустя был опубликован его труд "Открытие о величине круга". Эта работа окончательно утвердила его репутацию математика. Между тем Гюйгенс решил полностью посвятить себя науке, не занимая никакой официальной должности и живя на собственные средства. Его единственной дипломатической миссией была поездка в 1649 г. в Данию. В этой поездке он сопровождал графа Генриха ван Нассау как его секретарь. Гюйгенс принял должность секретаря главным образом потому, что надеялся встретиться с Декартом, который с недавних пор был философом при дворе королевы Христины в Стокгольме. Но эта встреча не состоялась: Декарт умер в 1650 г.
В пятидесятых годах XVII в. продолжал возрастать интерес Гюйгенса к проблемам физики. Он углубился в законы поведения сталкивающихся тел и сумел получить ряд важных результатов. Хотя он изложил эти результаты в рукописи 1655 г., а некоторые из них огласил - например на заседании Лондонского Королевского общества,- они были полностью опубликованы лишь после его смерти. Рукопись была опубликована в посмертных сочинениях под заголовком "О движении тел под действием удара".

Во времена Гюйгенса знания о явлении столкновений были скудными и неясными. В 1647 г. Декарт разработал 7 правил для столкновения между двумя полностью упругими телами, но по поводу этих правил можно было сделать много замечаний. Во-первых, мыслимы были случаи, в которых эти правила были неприменимы. Кроме того, некоторые из них явно противоречили опыту. Фактически только одно было правильным, как позднее доказал Гюйгенс, а именно правило для случая, когда две частицы одинаковой массы приближаются друг к другу с одинаковой скоростью вдоль прямой траектории и затем сталкиваются друг с другом точно по центру (центральное столкновение).
Гюйгенс предложил аксиому, согласно которой процесс столкновения определяется относительной скоростью частиц. Это имеет следующее важное следствие. Если нам известна начальная и конечная скорость для определенного столкновения, мы можем предсказать также ход всякого другого столкновения, которое происходит с той же начальной относительной скоростью.

Установив, что для движущихся тел имеет физическое значение только относительная скорость этих тел, Гюйгенс стал первым ученым, сформулировавшим принцип относительности движения. Он состоит в том, что системы отсчета, которые движутся по отношению друг к другу с постоянной прямолинейной скоростью, равноценны для описания физических явлений. Эта эквивалентность называется в настоящее время принципом относительности Галилея, но правильнее было бы называть ее принципом относительности Гюйгенса.
Гюйгенс интересовался также оптикой. Он стремился к практической цели: к усовершенствованию существовавших телескопов и не ограничивался теоретическими исследованиями. Когда оказалось, что он не мог приобрести линзы хорошего качества, он стал сам шлифовать линзы. В этом ему помогал его брат Константин. Братья стали отличными шлифовщиками, и их линзы достигли невиданного в то время качества. Другим усовершенствованием был спроектированный Христианом окуляр, состоящий из двух линз (окуляр Гюйгенса).

Используя сконструированный им самим телескоп, Гюйгенс обнаружил в 1655 г. спутник Сатурна, который позднее был назван Титаном. Некоторое время спустя подтвердилась его гипотеза, что загадочные "придатки" Сатурна являются кольцом. Гюйгенс написал о спутнике Сатурна английскому ученому А. Уоллесу, а о кольце Сатурна сообщил с своих работах "Новые наблюдения спутника Сатурна" (1656) и "Система Сатурна" (1659).

Гюйгенс совместно с Р. Гуком предложил использовать точку таяния льда и точку кипения воды для градуировки термометров.

Гюйгенс впервые побывал в Париже в 1655 г. Он познакомился со многими выдающимися людьми, таким как философ Гассенди и математик Роберваль, участвовал в обсуждении последних событий в математике и естествознании и познакомился с новыми для него проблемами. Гюйгенс заинтересовался исчислением вероятностей. Его исследования в этой области привели к созданию трактата о расчетах при азартных играх, который был издан в 1657 г. на латинском языке, а позднее, в 1660 г., на голландском. Этот труд содержал в себе основы современной теории вероятностей.

В сентябре 1655 г. Гюйгенс возвратился в Голландию, где для него начался период упорной работы. Наряду с изучением исчисления вероятностей он занялся делом очень практическим: конструкцией точных часов. Такой инструмент был особенно важен для навигации, т.к. мог служить вспомогательным средством для определения долготы на море. За удачное решение этой проблемы было установлено несколько премий, в том числе королем испанским.
В 1657 г. по чертежу Гюйгенса были сконструированы часы, ход которых регулировался маятником. Мысль о том, чтобы использовать маятник, не была новой - еще Галилей пытался осуществить эту мысль на практике, - но Гюйгенс был первым, кто сконструировал пригодные часы с маятником. Проблема определения долготы на море продолжала занимать Гюйгенса до конца его жизни. В 1665 г. было опубликовано "Краткое руководство для использования часов в целях определения долготы". Его старания приспособить часы с маятником для использования на море привели в 1675 г. к конструкции часов с балансиром вместо маятника и спиральной пружиной вместо гирь. Эта конструкция, которая и теперь еще применяется во всех механических часах, завоевала всеобщее признание.

В октябре 1660 г. Гюйгенс снова отправился в Париж. К этому времени он уже пользовался такой известностью, что Людовик XIV дал ему аудиенцию. На этот раз он также с большим энтузиазмом участвовал во встречах в доме де Монморов. Через Лондон, где он познакомился с Р. Бойлем, он возвратился весной 1661 г. домой. Но не надолго. Уже в апреле 1663 г. Гюйгенс опять поехал в Париж; на сей раз он сопровождал своего отца, отправившегося туда с дипломатической миссией. Летом 1663 г. он ездил из Парижа в Лондон, где был принят членом в только что основанное там Королевское общество.
Между тем в Париже возник благоприятный для таких ученых, как Гюйгенс, климат. Новый первый министр "короля-солнца" Кольбер стремился сделать Францию центром культуры и науки. По его предложению король решил предоставить стипендии некоторым видным мастерам искусства и ученым, в том числе Гюйгенсу. Еще до своего возвращения в Голландию в мае 1664 г. он получил значительную для того времени сумму в 1200 ливров.

Кольбер решил основать Академию наук по примеру Лондонского Королевского общества, чтобы эта академия, во славу короля, организовывала встречи. Кольбер хотел, чтобы Гюйгенс занял видное положение в этой академии. Учреждение Академии потребовало немало времени. Только в 1665 г. оно стало фактом, и Гюйгенс смог отправиться в Париж, чтобы начать там свою работу. Он получал от короля ежегодно сумму в 6000 ливров - больше, чем какой-либо другой член академии. Кроме того он жил в квартире в здании Королевской библиотеки, где происходили также совещания членов Академии.

Гюйгенс был с самого начала неоспоримым лидером Академии. Члены Академии собирались два раза в неделю, по средам и субботам. По средам занимались математикой, включая механику и астрономию, а по субботам "естествознанием", к которому принадлежала вся биология. Гюйгенс сам составил несколько научных программ, определявших основные задачи Академии.
Некоторые из этих задач имели весьма конкретный характер, например испытание хода часов с маятником на плавающих кораблях, определение скорости света и определение длины окружности земного шара. В этих программах большое внимание уделялось также астрономии, и Академия интенсивно занималась астрономическими наблюдениями, причем ей очень помогали отличные телескопы и маятниковые часы, спроектированные Гюйгенсом.

То, что астрономия занимала столь важное место, не так удивительно, если принять во внимание, что эта наука положила в XVII в. начало обновлению картины мира. Во всей этой конкретной деятельности Гюйгенс преследовал весьма общую цель. В документе, который он составил в период между 1666 и 1668 г., он, указав на то, как важно накапливать по возможности больше знаний о природе, пишет: "Кроме того, предлагается исследовать первопричины, которые в совершенном согласии обусловливают как строение всех физических тел, так и все наблюдаемые нами явления, полезность чего окажется бесконечной, когда эта цель будет достигнута. Человечество сможет использовать вновь создаваемые объекты, будучи уверенным в том, как они будут себя вести".
Став членом Академии, Гюйгенс оставался в Париже с двумя перерывами до 1681 г. С 1670 до 1671, затем с 1676 до 1678 г. он находился в Голландии, оба раза, чтобы поправить свое здоровье после тяжелой болезни. В Париже Гюйгенс находился в окружении, которое стимулировало его научную деятельность. Ему там нравилось, и он пользовался большим уважением. В Париже он написал две важных книги: "Маятниковые часы" (1673) и "Трактат о свете", который был опубликован лишь в 1690 г.

"Маятниковые часы" считаются главным произведением Гюйгенса и содержат результаты его исследований, относящихся к этому вопросу. Некоторые разделы имеют технический, другие - чисто математический характер. В "Трактате о свете" излагается совершенно новая теория света; она с успехом используется для разъяснения одного уже в то время известного загадочного явления: двойного преломления света в исландском шпате (расщепление луча света, падающего на кристалл исландского шпата, на два). Гюйгенс сумел объяснить это явление. Менее поразительные свойства света, такие как отражение и обычное преломление, также нашли простое объяснение в его теории.

Теорию света Гюйгенса часто называют теорией волн, но вернее называть ее теорией толчка. Гюйгенс использовал этот механизм для объяснения распространения света. Он предположил существование всюду промежуточной материи, "эфира", который в его представлении состоял из очень плотно упакованных очень мелких твердых частиц. По мнению Гюйгенса, свет был ни чем иным, как регулярно следующими друг за другом толчками, распространяющимися вышеописанным способом от помещенного в какое-то место источника света. Исходя из того, что каждая частица эфира действует как передаточный центр, он смог доказать, что толчки распространяются в пространстве сферообразно.

При создании теории света Гюйгенс исходил из новых тогда опытных данных, что скорость распространения света имеет конечную величину. Долгое время думали, что свет - мгновенное явление в том смысле, что он распространяется с бесконечной скоростью, однако в 1676 г. датский астроном О. Рёмер на основании своих наблюдений над спутниками Юпитера пришел к заключению, что скорость света конечна. Гюйгенс был убежден в правильности этого вывода. На основании наблюдений Ремера он оценил, что скорость света немного больше 200 000 км/с (действительная скорость равна почти 300 000 км/с).
Между теорией толчка Гюйгенса и теорией волн, собственно говоря, мало разницы. Если импульсы излучаются источником света через регулярные интервалы, образуется настоящее волнообразное движение или колебания, причем направление колебаний совпадает с направлением распространения (продольные колебания).

В теории волн свет распространяется, заполняя сферическое пространство. Сферические границы называются в настоящее время "фронтами" волн. Принцип, согласно которому любая частица эфира действует как передаточный центр, в этой теории обычно выражается утверждением, что любая точка фронта волн сама является источником новых вторичных фронтов. Этот принцип, который применим ко всем волновым явлениям в материальных средах, известен как принцип Гюйгенса.
В 1680 году Гюйгенс разработал проект «планетной машины» - прообраза современного планетария. Для этого разработал необходимую математическую модель. В 1681-87 годах Гюйгенс сконструировал двухлинзовый окуляр, носящий его имя и применяемый до сих пор.

В 1681 г. Гюйгенс заболел так серьезно, что ему пришлось уехать в Голландию. Ему уже не пришлось вернуться в Париж. Когда через два года его здоровье поправилось, оказалось, что его присутствие в Париже уже нежелательно. После смерти Кольбера в 1683 г. во Франции установился климат нетерпимости, особенно по отношению к протестантам. Это проявилось с полной отчетливостью в отмене в 1685 г. Нантского эдикта. Гюйгенс стал жертвой как этого антипротестантства, так и недоброжелательных чувств его соперников в Академии. Таким образом, он остался в Голландии. Вместе с отцом он провел лето в загородном доме Хофвиик в Ворбурге, а зиму в Гааге. После того как его отец умер в 1687 г. в возрасте 90 лет, Гюйгенс жил один.

Еще один раз он предпринял долгое путешествие. Часть лета 1689 г. он провел в Англии, где у него состоялось несколько встреч с человеком, который постепенно его опережал: Исааком Ньютоном. Мнения Гюйгенса и Ньютона по некоторым вопросам фундаментально расходились.
В основном труде Ньютона "Математические начала натуральной философии" понятие "сила" играет совсем другую роль, чем в механике Гюйгенса. Для Ньютона достаточно знать, как сила действует, и он не спрашивает о ее причине. Сила - основное понятие. Эта исходная точка полностью противоречила механистической философии Гюйгенса, который требовал, чтобы для каждой силы была найдена причина в виде прямого контакта между материальными телами.

Понятие "действие на расстоянии" также было неприемлемо для Гюйгенса. Это понятие играет у Ньютона роль в связи с силой тяготения и означает, что сила не распространяется в среде, а действует мгновенно на расстоянии. Теория силы тяготения, принадлежавшая Гюйгенсу, была чисто механической по своему характеру. В своем труде "О причине тяготения", который был опубликована 1690 г. в одном томе с "Трактатом о свете", он исходил из существования "тонкой материи", состоящей из очень мелких частиц (еще мельче, чем частицы эфира), которые циркулируют вокруг Земли во всех направлениях с очень большой скоростью. Согласно мнению Гюйгенса, сила тяготения возникает из-за того, что при столкновении с частицами материальные тела получают импульс, направленный в сторону Земли. В этой теории, которая являлась развитием идеи Декарта, невозможно было найти удовлетворительного объяснения для некоторых важных фактов, например для того факта, что ускорение силы тяжести одинаково для всех тел. Поэтому неудивительно, что теория Ньютона - гораздо менее искусственная и вполне удовлетворительная также в экспериментальном отношении - быстро нашла всеобщее признание.
В отношении света мнения Ньютона и Гюйгенса также расходились. Ньютон считал, что свет состоит из потока частиц. Как теория света Гюйгенса была вскоре отвергнута в пользу теории Ньютона. Но в XIX в. на основании экспериментов ученые пришли к заключению, что теория Ньютона была неправильной, и ее следует заменить теорией волн. В настоящее время свету приписывают как свойства частиц, так и свойства волн.

Третьим пунктом, по которому мнения Гюйгенса и Ньютона расходились, была относительность движения. Мы видели, что Гюйгенс сформулировал принцип относительности для равномерных прямолинейных движений и применил его к явлениям столкновения. Но он пошел еще дальше. Он считал, что все движения, также и вращательные, имеют относительный характер и абсолютного движения не существует. Это противоречило мнению Ньютона, который уверял, что вращения абсолютны, и в доказательство этого указывал на то, что при вращательных движениях всегда действуют центробежные силы.
В последние годы своей жизни Гюйгенс изложил свои предположения о существовании жизни на других планетах в книге, изданной после его смерти в 1698 г. под заглавием "Космотеорос". В ней он считает невероятным, чтобы Земля была единственной планетой, на которой существовали бы живые существа, и приходит к выводу, что формы жизни на других планетах не должны сильно отличаться от форм жизни на Земле.

Весной 1695 г. Гюйгенс заболел. Он скончался 8 июля 1695 г., вероятно, в своей квартире на Ноордэйнде в Гааге. 17 июля Христиан Гюйгенс был похоронен в семейном склепе в церкви Св. Якова в Гааге.

История появления брюк в Европе началась со скифских меховых и кожаных штанов. Всадников, ездивших без седла и по многу часов не слезавших с лошадей, они спасали от непогоды и защищали кожу. Этот вид одежды у скифов переняли галлы и германцы, то есть варвары. Поэтому у патрициев Древнего Рима штаны считались «варварской одеждой», а за их ношение полагалось строгое наказание.
Их разрешали надевать воинам лишь в длительных конных переходах. И понадобились долгие столетия, прежде чем мода обратила на штаны свое внимание.

В Средние века появились штаны-чулки. Каждый чулок прикреплялся шнурками к поясу, а позднее - к куртке. В XIV-XV веках стало модным носить пару чулок разного цвета. В Италии к ним пришивали кожаную подошву, чтобы не надевать обувь.
В XVI веке в Испании появились «кальсесы» - короткие штанишки-подушки, набитые для придания объема сеном, конским волосом, пухом. Сверху надевались вторые, с разрезами, через которые была видна дорогая ткань нижних.
Далее брючная мода менялась с калейдоскопической быстротой.
«Ландскнехты» появились благодаря немецким солдатам, которые нарезали изношенные штаны лентами и закрепляли у пояса и колен. А вот щеголи, взявшие на вооружение этот фасон, для пошива таких брюк тратили немыслимое количество дорогой ткани. Их сменили мушкетерские шоссы, которые доходили до колена и были украшены кружевом и бантами. Дальше последовали ренгравы - трусы с оборками, которые было принято носить поверх штанов. Они настолько радовали глаз французской знати, что были в фаворе вплоть до конца XVII века.
Но самая большая популярность досталась так называемым подколенным брюкам-кюлотам. Их носили и аристократы, и военные, и простые горожане.
В России по указанию Петра I кюлоты, застегнутые на пуговицу под коленом, приказано было носить и дворянам, и горожанам. Несмотря на отчаянное сопротивление купцов и мещан, отдававших предпочтение штанам, заправленным в сапоги, эта мода продержалась до конца XVIII века.
Во времена Французской революции аристократы презрительно называли революционеров «санкюлоты», что означало «бесштанники», хотя простолюдины уже давно носили длинные штаны. Со временем и молодые аристократы переняли такую длину. Чтобы они были гладко натянутыми, к ним пришивали штрипки, или, на русский манер, - стремешки.

Сегодня стрелки считаются самым модным элементом в макияже глаз. Интересно, что они берут свое начало еще в глубокой древности. Мы предлагаем вам узнать, кто и зачем впервые стал подводить глаза, и как менялся этот макияж с годами.

Фото: Splash News/All Over Press

Стрелки в Древнем Египте

Модный ныне макияж «стрелки» появился в далеком прошлом. Впервые его упоминание связывают с правительницей Древнего Египта Клеопатрой, которая использовала подводку не только для красоты, но и для защиты от сглаза. В то время косметика была связана с ритуалами и играла особую роль не только в реальной, но и загробной жизни. Считалось, что это может приблизить тело к богам после смерти.

Карандаш для глаз был необходимой вещью как для женщин, так и для мужчин. Его также применяли в антибактериальных целях, подводя верхнее и нижнее веко пастой из воды и минеральных смесей, в частности галенита.

По дошедшим до наших дней свидетельствам, сама Клеопатра отдавала предпочтение широким графичным стрелкам, подчеркивающим ее образ властительницы, который позже был неоднократно воплощен в кино. Одним из самых эффектных перевоплощений считается работа Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра», вышедшем в 1963 году.