Главная · Запор · Генерал Захаров Георгий Федорович: биография, военная служба, память. Кто есть кто в рвсн. захаров владимир леонидович В послевоенные годы

Генерал Захаров Георгий Федорович: биография, военная служба, память. Кто есть кто в рвсн. захаров владимир леонидович В послевоенные годы


Захаров Г. Ф.

Источник: www.biograph-soldat.ru
Дата: 1950-е годы

Захаров Георгий Фёдорович – генерал, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Биография
Георгий Захаров родился в семье крестьянина-бедняка 23 апреля (5 мая) 1897 года в ныне не существующем селе Шилово Камышинского уезда (современная территория Красноармейского района) . В 11 лет Георгий попал в Саратов, где подрабатывал на заводах и складах, учился в воскресной школе. С 1915 года в царской армии, после окончания школы прапорщиков в 1916 году попал на западный фронт Первой мировой войны, где воевал в звании подпоручика. После Октябрьской революции вернулся в Саратов, в 1919 году вступил в РКП(б) и с августа того же года сражался с белогвардейцами на Восточном фронте, командуя 4-й стрелковой ротой 51-го отдельного батальона 4-й армии. В 1920 году закончил Саратовские пехотные курсы, в одном из боёв гражданской войны на Урале был ранен, после лечения командовал 1-м стрелковым батальоном во Владикавказе. В 1923 году Захаров окончил курсы "Выстрел", в 1933 году – Военную академию имени Фрунзе, в 1939 году – Военную академию Генштаба, после чего до начала Великой Отечественной войны возглавлял штаб Уральского военного округа. После нападения гитлеровской Германии на СССР Георгий Фёдорович с августа 1941-го по май 1942 года был начальником штаба 22-й армии, штаба Брянского фронта и заместителем командующего войсками Западного фронта (участвовал, в частности, в Ржевско-Вяземской операции), затем три месяца возглавлял штаб Северо-Кавказского фронта, с августа 1942-го по февраль 1943 года являлся начальником штаба и заместителем командующего войсками Юго-Восточного, Сталинградского и Южного фронтов. С февраля по июль 1943 года командовал 51-й армией, затем до июня 1944 года – 2-й гвардейской армией (Донбасская наступательная операция, форсирование Днепра, бои за Крым и Севастополь), после чего четыре месяца являлся командующим войсками 2-го Белорусского фронта. 28 июля 1944 года Георгию Фёдоровичу Захарову было присвоено звание генерала армии. До марта 1945 года Захаров возглавлял 4-ю гвардейскую армию (Будапештская, Балатонская оборонительная и Венская наступательная операции), заканчивал войну заместителем командующего войсками 4-го Украинского фронта. С наступлением мирного времени занимал разные командные должности, являлся депутатом Верховного Совета СССР 3-го созыва. Профессиональные и личные качества Захарова получали разные оценки, от критических на начальном этапе войны до положительных с развитием наступления советских войск. Генерала запомнили как человека самолюбивого, сурового и порой способного на грубость. Умер Георгий Фёдорович 26 января 1957 года, похоронен на Новодевичьем кладбище (могилу украшает скульптурный памятник).

Родился 24 Апреля 1908 года в деревне Старое Семенкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. С 1930 года в Красной Армии. В 1933 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

Участник национально - революционной войны в Испании 1936 - 1939 годов. В воздушных боях сбил 6 вражеских самолётов лично и 4 в группе. В 1938 году, участвуя в оказании интернациональной помощи народу Китая в борьбе с японскими захватчиками, уничтожил ещё 2 самолёта.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Сражался на Западном, 3-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Командовал авиационной дивизией, в состав которой входил и полк "Нормандия - Неман", укомплектованный французскими лётчиками - добровольцами.

Генерал - майор авиации Г. Н. Захаров отличился при освобождении Витебска, Орши, Минска, Гродно. Лично сбил 10 самолётов противника, из них 2 над Минском в первый день войны. 19 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. С 1961 года - в запасе. Жил в Москве. Написал 2 книги воспоминаний о своей боевой деятельности: "Рассказы о истребителях" и "Я - истребитель". Умер 6 Января 1996 года.

Георгий Захаров родился 24 Апреля 1908 года в деревне Старое Семенкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. Окончив сельскохозяйственный техникум работал в совхозе. С 1930 года в Красной Армии. Окончил 7-ю Сталинградскую школу пилотов и курсы при Военной академии Генерального штаба. Службу начал в 109-й истребительной эскадрильи Киевской Воздушной бригады.

В 1936 году, уже Старшим лейтенантом, командиром звена, добровольцем отбыл для оказания помощи Республиканской Испании. Первый вылет совершил 4 Ноября 1936 года над Maдридом, на биплане И-15. 9 Ноября 1936 года сбил первый самолёт противника, который идентифицировал, как лёгкий бомбардировщик Arado Ar.68 (это был итальянский разведчик "Ромео"). В Феврале 1937 года сбил истребитель Fiat CR-32.

Лучшие дня

В одном из вылетов, над Мадридом, он был атакован группой из 12 истребителей. Проведя бой в одиночку, Захаров сбил 3 машины и вернулся на свой аэродром. Сам он вспоминал о том поединке так:

"Они кинулись на мой самолёт скопом, мешая друг другу... Я крутился внутри клубка, пытаясь оттянуть их к Мадриду... я знал: ни секунды по прямой!... Трижды "Хейнкели" попадали в мой прицел, и трижды я жал на гашетки..."

После посадки в его самолёте насчитали 140 пробоин...

Георгий Захаров вернулся из Испании в 1938 году имея 6 личных и 4 групповые победы.

Затем Георгий отправился для оказания помощи в Китай, где одержал ещё 2 победы, летая на биплане И-152 (в Феврале и 29 Апреля 1938 года сбил по одному самолёту Мицубиси А5М).

По возвращении в Советский Союз ему присвоили звание Полковник, а в 1941 году и Генерал - майор авиации. Начало Великой Отечественной войны Г. Н. Захаров встретил командиром 43-й истребительной авиационной дивизии, базирующейся в Минске. Несмотря на высокую должность он продолжал летать на боевые задания и в первый же день войны уничтожил 2 Ju-88, в двух вылетах, летая на истребителе И-16. Вот как он сам описывает это:

"Низко над Минском ходили большие двухмоторные машины. Я видел их, подлетая, но мне и в голову не могло прийти, что это ходят Ju-88. Они ходили на малых высотах и прицельно швыряли бомбы на отдельные здания. Вражеских истребителей в небе не было. Подвергая город в течение дня непрерывной бомбардировке, превратив аэродром в жаровню, "Юнкерсы" под вечер чувствовали себя в полной безопасности.

Я находился выше, прямо над центром города, когда увидел Ju-88 над крышей здания штаба округа. Спикировал, пристроился ему в хвост и стрелял в упор длинными очередями. Ju-88 не загорелся, но внезапно накренился и упал в районе Оперного театра. Над окраиной я атаковал другого и поджёг его. Он уходил дымя, но я думаю, что не вытянул - как и у первого, у него слишком мал был запас высоты"...

Так Захаров продолжил свой боевой счёт, открытый ещё в Испании. В начале Октября, на том же И-16, он уничтожил корректировщик Hs-126. В Ноябре 1941 года Захарова назначили командиром Учебной истребительной авиашколы в Улан - Уде, но в Декабре 1942 года, он возвратился на фронт и принял под командование 303-ю истребительную авиадивизию. Позднее, в состав этой дивизии вошло и подразделение французских лётчиков - добровольцев "Нормандия - Неман". Он принял участие в борьбе под Курском, а затем дивизию перебросили на 3-й Украинский фронт.

Ярким примером, характерезующим личность Захарова, может служить такой случай. Это было под Тулой, после прибытия в Эскадрилью "Нормандия" новых лётчиков. Для знакомства, один из них выполнил полёт большой сложности. Замедленные бочки, перевёрнутый полёт. И всё это было мастерски исполнено у самой земли. Наши лётчики как заворожённые стояли на краю лётного поля. И Захаров не выдержал. Он вскочил в самолёт и стрелой взмыл в небо. Набрав скорость, он буквально прижался к земле в перевёрнутом полете. Филигранно выточил комдив фигуры высшего пилотажа, приземлил самолёт и вылез из кабины под восторженные крики одобрения французских лётчиков. Это была уже советская школа высшего пилотажа (необходимо учесть, что Г. Н. Захарову тогда было уже более 35 лет).

Летом 1944 года уничтожил истребитель Ме-109, а в 1945 году лётчики его дивизии сражались уже в Восточной Пруссии.

К Маю 1945 года командир 303-й истребительной авиационной дивизии (1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Генерал - майор Авиации Г. Н. Захаров совершил 153 успешных боевых вылета, провёл 48 воздушных боёв, в которых лично сбил 10 самолётов противника.

19 Апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Общим итогом боевой деятельности Г. Н. Захарова стали 18 личных и 4 групповые победы, одержанные им в 3-х войнах.

После окончания войны Георгий Нефедович продолжал службу в ВВС. В 1950 году окончил Военную академию Генерального Штаба. Затем занимал ряд ответственных командных должностей. За период службы награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Кутузова 2-й степени, Отечественной Войны 1-й степени, Aлександра Невского, Красной Звезды (дважды), французским орденом Почётного Легиона, многими медалями. Ушёл в отставку в 1960 году и жил в Москве.

Генерал Георгий Федорович Захаров - один из наиболее образованных военачальников Красной армии. Ко времени начала Великой Отечественной войны за его плечами уже имелся огромный опыт службы и участия в боях. Он командовал ротами, батальонами, полками, фронтами, армиями и военными округами. О том, как складывался боевой путь советского военачальника, расскажем в статье.

Ранние годы

Георгий Захаров появился на свет 23.04.1897 г. в деревеньке Шилово Саратовской губернии. Его родители были бедными крестьянами, семья состояла из тринадцати человек. Когда Георгию исполнилось одиннадцать лет, отец отвез его в Саратов для учебы в воскресной школе. Параллельно с этим мальчик работал то учеником на гвоздильном заводе, то упаковщиком на складе, то помощником в портняжной и сапожной мастерских. Так прошли детство и юность будущего генерала.

Захаров поступил на военную службу в 1915 году. Годом позже окончил школу прапорщиков. Был участником Первой мировой войны: в звании подпоручика воевал на Западном фронте и руководил полуротой.

Межвоенный период

Когда Георгий Федорович вернулся в Саратов, его назначили командовать партизанским отрядом, а затем отправили на Уральский фронт. С августа 1919 г. он сражался на Восточном фронте с белогвардейцами, руководил стрелковой ротой. В 1920 г. окончил пехотные курсы в Саратове. На Урале в одном из боев получил довольно серьезное ранение и вынужден был проходить длительное лечение. После выздоровления отправился во Владикавказ, чтобы там командовать стрелковым батальоном.

В 1922 г. Захарова откомандировали в Москву для учебы на курсах «Выстрел». Он окончил их по первому разряду и в 1923 году был назначен командиром батальона. На этой должности был недолго, после чего стал руководить полком курсантов Военной кремлевской школы ВЦИК. Однажды Георгия Федоровича вызвал к себе сам Владимир Ильич Ленин и стал подробно интересоваться тем, как живут учащиеся.

В 1929 г. Захаров был назначен командир-комиссаром полка Московской пролетарской дивизии и в этот же период поступил в Военную академию РККА на вечерний курс. По окончании обучения в 1933 году получил должность замкомандира стрелковой дивизии. С марта того же года в Военно-инженерной академии им. Куйбышева возглавил кафедру тактико-технического управления, с мая 1935 г. — кафедру инженерного обеспечения боев. В 1936 году Захарову присвоили звание майора, одновременно с этим его назначили начальником штаба Ленинградского стрелкового корпуса.

В 1937 г. ЦК ВКП(б) командировал Георгия Федоровича учиться в Военную академию Генштаба. По ее окончании в 1939 г. он получил звание полковника и стал во главе штаба Уральского военного округа. В этой должности оставался до начала Отечественной войны. В июне 1940 г. Захарову присвоили звание генерал-майора.

В годы ВОВ

Когда началась война, Георгий Федорович возглавил штаб двадцать второй армии. Маршал А. Еременко в своих воспоминаниях отзывался о нем как о очень волевом человеке, но грубоватом и вспыльчивом. С августа 1941 г. генерал Захаров был начальником штаба Брянского фронта, а с октября — командующим войсками этого же фронта.

В декабре 1941 года его назначили замкомандующего войсками Западного фронта, затем он руководил штабами Северо-Кавказского и Сталинградского фронтов. По словам генерала С. Иванова, Георгий Федорович был суровым человеком и больше тяготел не к штабной, а к командной работе.

В октябре 1942 - феврале 1943 гг. генерал Захаров был замкомандующего войсками Южного и Сталинградского фронтов. Сослуживцы отзывались о нем как об умном военачальнике, который не подчеркивал своего влияния, не ущемлял самолюбия солдат и умело подсказывал, если принимались неверные решения.

С февраля 1943 года Георгий Федорович был в должности командующего пятьдесят первой армией Южного фронта. В качестве командира принимал участие в Миусской операции. Затем управлял второй гвардейской армией того же фронта, а с июля 1944 г. перешел на второй Белорусский фронт, где был командующим войсками. Захаров стоял во главе фронта во время Белорусской и Ломжа-Ружанской наступательных операций. В конце июля 1944 г. ему присвоили звание генерала армии.

С ноября 1944 года военачальник командовал четвертой гвардейской армией. Генерал-лейтенант И. Аношин отзывался о Георгии Федоровиче как о самоуверенном человеке, не лишенном таланта и способностей. С апреля 1945 г. Захаров стал замкомандующего войсками четвертого Украинского фронта и в этой должности встретил победу.

Послевоенные годы

После войны Георгий Федорович командовал войсками Восточно-Сибирского и Южно-Уральского военных округов. В 1950-1953 гг. был начальником курсов «Выстрел». Затем возглавил Главное управление подготовки сухопутных войск. В 1950-1954 гг. являлся депутатом Верховного Совета СССР.

Генерал Захаров умер 26.01.1957 г. в Москве. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище, могилу украшает скульптурная композиция. Вместе с Георгием Федоровичем покоится его супруга, Мария Павловна.

Награды

Георгий Федорович прошел большой боевой путь и был награжден многими орденами и медалями. Он - обладатель ордена Ленина; трех орденов Суворова, два из которых первой степени, и один - второй; четырех орденов Красного знамени. В январе 1943 г. военачальник был удостоен ордена Кутузова первой степени. Также он имеет орден Б. Хмельницкого первой степени.

Память

В мае 1975 года одной из площадей Севастополя присвоили имя Захарова. В 1944 г., в период освобождения города от фашистов, Георгий Федорович в звании генерал-лейтенанта командовал второй гвардейской армией. Противники планировали нанести удар по северной стороне Севастополя и Перекопскому перешейку, но нашим солдатам во главе с Захаровым удалось прорвать укрепление на Перекопе и первыми выйти на северную сторону. В результате грамотного руководства армией боевые действия завершились освобождением города.

Площадь Захарова в Севастополе находится в Нахимовском районе, у пассажирского причала. До 1975 г. она называлась Северной, а до 1934 г. носила имя О. Шмидта, руководителя экспедиции ледокола «Челюскин».

В апреле 2010 г. в Республике Беларусь выпустили памятную монету в честь Георгия Захарова и второго Белорусского фронта. На денежном знаке изображен портрет генерала.

Родился 23 апреля 1897 года в селе Шилово ныне Саратовской области. На военной службе – с 1915 года, в Красной Армии – с 1919 года. Окончил школу прапорщиков (1916), пехотные курсы (1920), курсы «Выстрел» (1923), Военную академию имени М.В. Фрунзе (1933), Военную академию Генерального штаба (1939).

Участвовал в Первой мировой войне подпоручиком. В октябре 1917 года избран командиром полка. Во время Гражданской войны с августа 1919 года стал командиром роты, участвовал в боях на Восточном фронте. После окончания войны командовал батальоном, полком, был начальником военно-хозяйственного снабжения дивизии. С марта 1933 года – на преподавательской работе в Военно-инженерной академии РККА. В 1939-1941 годах – начальник штаба Уральского Военного Округа.

В первые дни Великой Отечественной войны – начальник штаба 22-й армии Западного фронта, которая отражала натиск превосходящих сил противника под Витебском, Великими Луками и Невелем. С августа 1941 года – начальник штаба, в октябре-ноябре – командующий Брянским фронтом, прикрывающим орловско-тульское и львовско-курское направления, с декабря – заместитель командующего Западным фронтом, участвовавшим в контрнаступлении под Москвой. С апреля 1942 года – начальник штаба Северо-Кавказского направления, с мая – командующий Северо-Кавказского фронта, с августа – командующий Юго-Западного (Сталинградского) фронта. С октября 1942 года Г.Ф. Захаров – заместитель командующего Сталинградским фронтом, успешно осуществляет руководство армиями левого крыла фронта в ходе контрнаступления советских войск. С января 1943 года – заместитель командующего Южным фронтом, а с февраля – командующий 51-й армией.

С июля 1943 года Г.Ф. Захаров командовал 2-й гвардейской армией, отличившейся при прорыве обороны противника на рубеже рек Миус и Молочная. Под его руководством войска армии прорвали мощные укрепления на перекопском перешейке в апреле 1944 года и участвовали в освобождении Севастополя. С 1944 года командовал 2-м Белорусским фронтом, с ноября – 4-й гвардейской армией, форсировавшей Дунай и принимавшей участие в окружении будапештской группировки противника. С апреля 1945 года командовал 4-м Украинским фронтом.

После войны командовал войсками Южно-Уральского(1945-46) и Восточно-Сибирского(1947-50) военных округов, был начальником курсов "Выстрел"(1950-53). С сентября 1954 года заместитель начальника Управления боевой подготовки Сухопутных войск.

Депутат Верховного Совета СССР III созыва.

Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова I степени, орденами Кутузова I степени, Богдана Хмельницкого I степени, Суворова II степени, медалями.

Родился 24 апреля 1908 года в деревне Старое Семенкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. С 1930 года в рядах Красной Армии. В 1933 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

Участник национально - революционной войны в Испании 1936 - 1939 годов. В воздушных боях сбил 6 вражеских самолётов лично и 4 в группе.

В 1938 году, участвуя в оказании интернациональной помощи народу Китая в борьбе с японскими захватчиками, Георгий Захаров уничтожил ещё 2 самолёта.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Сражался на Западном, 3-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Командовал авиационной дивизией, в состав которой входил и полк "Нормандия - Неман", укомплектованный французскими лётчиками - добровольцами.

Генерал - майор авиации Г. Н. Захаров отличился при освобождении Витебска, Орши, Минска, Гродно. Сбил ещё 10 самолётов противника, из них 2 над Минском в первый день войны.

После войны продолжал служить в ВВС. С 1961 года - в запасе. Жил в Москве. Написал 2 книги воспоминаний о своей боевой деятельности: "Рассказы о истребителях" и "Я - истребитель". Умер 6 января 1996 года.

* * *

Георгий Захаров родился 24 апреля 1908 года в селе Старое Семёнкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. В годы Гражданской войны беспризорничал. Окончив сельскохозяйственный техникум работал в совхозе. С 1930 года в рядах Красной Армии. Окончил 7-ю Сталинградскую школу пилотов в 1933 году и курсы при Военной академии Генерального штаба.

В звании лейтенанта служил сначала в Северо - Кавказском военном округе. Затем, был старшим лётчиком и командиром звена 109-й истребительной авиационной эскадрильи 36-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа. Был близким другом прославленного советского лётчика - аса Павла Васильевича Рычагова, трагически погибшего 28 октября 1941 года.

Уже старшим лейтенантом отбыл для оказания помощи Республиканской Испании. С 20 октября 1936 года по 7 апреля 1937 года был пилотом и командиром звена истребителей И-15. Летал также на трофейном итальянском истребителе "Фиат-32". Имел псевдонимы "Энрике Лопес" и "Родригес Кромберг".

Первый вылет совершил 4 ноября 1936 года над Maдридом. Согласно некоторым источникам советских времён, в одном из боёв сражался в одиночку против 12 истребителей Не-51 и сбил 1 (по другим данным 2 или даже 3) из них, а ещё 1 вражеский самолёт врезался в землю во время боя. Захаров благополучно вернулся на свой аэродром. Сам он вспоминал о том поединке так:

"Наконец всё готово. Устремляюсь вдогонку за своими. Мне надо занять место в строю раньше, чем начнётся бой. Насчёт задания у меня особых сомнений нет: беспрерывные бои над Мадридом приучили нас к тому, что главная наша задача - отражать налёты на столицу республики. Откуда чаще всего приходят фашисты - я тоже знаю достаточно хорошо. Так что главное - успеть пристроиться к группе. Я над Мадридом. Осматриваюсь - нет никого! Ни своих, ни противника...

На всякий случай продолжаю набирать высоту и иду дальше - к позициям противника. Может быть, Рычагов решил упредить фашистов и встретить их на подходе к Мадриду? Обзор у меня прекрасный, видимость - идеальная. Нет никого. Я один во всем мадридском небе...

Это уже странно. Обычно обнаружить группу, а тем более 2 - 3, большого труда не представляет. Особенно когда знаешь, что вот-вот должен начаться бой. Где же они могут быть?

Тщательно осматриваю горизонт в направлении солнца. От яркого света рябит в глазах, но всё же замечаю далёкие контуры бипланов. Напрягая зрение, пересчитываю их: 12 ! Павел заблаговременно решил обеспечить себе хорошую позицию и увёл группу с таким расчётом, чтобы к Мадриду идти со стороны солнца. Всё правильно, решаю про себя, мне следовало бы сразу более внимательно поискать группу в том направлении. Они идут по дуге, а внутри её как бы нахожусь я, поэтому довольно быстро сокращаю расстояние по прямой. Я хочу рассчитать так, чтобы выйти к головному звену и занять своё место слева от Рычагова. Но всё-таки опережаю, выскакиваю немного вперёд. Теперь надо, чтобы они меня заметили. Сбавляю скорость, покачиваю крыльями. Они замечают меня и быстро догоняют.

Ощущение нереальности происходящего... Я запомнил мгновенное своё ощущение, объяснить которое словами просто затрудняюсь, когда очередь из крупнокалиберного пулемёта чуть не отрубила крыло моей машины. Навык, однако, оказался сильнее разума: ещё не успев осознать полностью своё положение, я закрутил машину в глубокий вираж. Не давая вести по себе прицельный огонь, я тянул истребитель на максимальной перегрузке, но всем телом ощущал себя мишенью.

Сейчас я вижу только одну причину, по которой остался тогда жив в первую минуту: против меня было слишком много стрелков. Они кинулись на мой самолёт скопом, мешая друг другу. А первый же из них, который подошёл бы ко мне сзади поближе, разрезал бы мою машину пополам одной очередью. Но они открыли огонь все сразу, продырявили машину, а я был жив!

Я крутился внутри клубка, пытаясь их оттянуть к Мадриду, и в этом видел спасение. Ведь где-то совсем рядом были мои боевые товарищи, и я надеялся на их помощь. От перегрузок у меня темнело в глазах. Но я знал: ни секунды по прямой. Выдержала бы машина... Только бы она выдержала...

Трижды "Хейнкели" попадали в мой прицел, и трижды я жал на гашетки. Наконец, подо мной аэродром. Это последнее дело - наводить неприятеля на свой аэродром, но иного выбора у меня не было. На самолёте уже перебиты расчалки крыльев, они выгибаются. Я оглядываюсь назад, и в это время по кабине ещё одна сокрушительная очередь. Приборная доска разбита, замолчали верхние пулемёты, а "Хейнкель" всё висит и висит на хвосте, добивая машину. Но я всё-таки успеваю "притереть" её к земле.

Техники вытаскивают меня из истребителя, мы бежим в укрытие под деревья. Я падаю на землю, прижимаюсь спиной к стволу дерева и чувствую влагу на губах. Кто-то суёт мне флягу... Моя машина ремонту, конечно, не подлежала".

В своих мемуарах Георгий Захаров несколько лукавит: его самолёт не был настолько сильно повреждён - пробоин насчитывалось не 100, как пишут некоторые источники, а лишь 18 (по официальным документам), и машина была восстановлена.

Сам же он, как пишет Захаров, несмотря на тяжёлый бой, был готов к новым вылетам. Резервных самолётов, однако, в эскадрилье не оказалось. Рычагов, идя навстречу одному из лучших пилотов, приказал лётчику из своей Киевской бригады, "мягкому и добродушному" Петру Митрофанову, отдать машину Захарову.

В том бою против Захарова приняла участие эскадрилья итальянских лётчиков на Fiat CR-32 (а вовсе не немецких на Heinkel He-51, как пишет Захаров). Однако зарубежные исследователи в своих работах предпочитают обходить молчанием данный бой. Его результаты не укладывается в культивируемую на Западе картину превосходства любого иностранного лётчика над советским пилотом.

9 ноября 1936 года он сбил самолёт противника, который идентифицировал, как лёгкий бомбардировщик Arado-68 (на самом деле это был итальянский разведчик Romeo Ro.37bis).


8 декабря 1936 года советскими лётчиками по ошибке был сбит французский "Potez 540" с гражданской регистрацией F-A000. При вынужденной посадке самолёт скапотировал и загорелся. Один из пассажиров, французский журналист Луи Делапрэ (Louis Delapree) умер от ран. Евгений Ерлыкин в своём отчете писал, что этот "Потез" на счету его подгруппы И-15. Иностранные источники (со ссылкой на мемуары Андреса Гарсиа Лакале) уточняют имена пилотов, причастных к этой "победе" - Николай Шмельков и Георгий Захаров.

К 9 декабря 1936 года он сбил 1 самолёт лично ещё 2 - в паре (1 "Фоккер" + 0,5 "Хейнкель + 0,5 "Фиат").

11 февраля 1937 года 5 И-15, вылетевшие для сопровождения 2-х "Потез-54", встретились с 10 "Фиатами". В воздушном бою оба "Потеза" получили повреждения и сели вынужденно на республиканской территории и подломались (5 человек из их экипажа легко ранены). Это были последние самолёты французской эскадрильи "Испания" (Espana).

По результатам этого боя, наши лётчики заявили о 2-х победах над "Фиатами", на одну из которых претендует, по-видимому, Георгий Захаров.

По зарубежным данным, в этом бою был сбит итальянский ас Адриано Мантелли (Adriano Mantelli), имевший на счету 9 побед, который покинул свой Fiat CR-32 на парашюте. По другой версии - у него просто отказал мотор и он сел вынужденно перед наступавшими колоннами своих соотечественников.

Георгий Захаров вернулся из Испании в 1938 году имея на счету 6 личных и 4 групповые победы. [ По другим источникам имел 2 личные и 3 групповые победы. Кроме того, 8 декабря 1936 года, вместе с лейтенантом Н. И. Шмельковым, он по ошибке сбил французский пассажирский самолёт Потез-540, который при вынужденной посадке скапотировал и загорелся. ]

За бои в Испании он был награждён двумя орденами Красного Знамени (2.01.1937 и 17.07.1937).

После возвращения из Испании получил звание капитана и был назначен командиром отряда 109-й истребительной авиационной эскадрильи.

В 1937 году участвовал в войсковых испытаниях истребителя И-15бис.

Затем Георгий отправился для оказания помощи в Китай. С апреля 1938 года возглавлял истребительную группу советских лётчиков, увеличил свой общий налёт на 87 часов и боевой - на 20. Летая на биплане И-15бис, одержал ещё 2 групповые победы, сбив 2 самолёта Мицубиси A5М.

Во время перегона в Советский Союз трофейного японского истребителя A5M потерпел аварию, и при вынужденной посадке в горах, на берегу речки, сломал левую руку и ногу.

За бои в небе Китая награждён третьим орденом Красного Знамени (14.11.1938).

В 1939 году окончил курсы при Военной академии Генерального штаба, получил звание полковника и был назначен на должность командующего ВВС Сибирского военного округа. По другим данным, был командующим с ноября 1938 года по декабрь 1940 года.

С августа того же года он стал командиром 43-й истребительной авиационной дивизии Белорусского военного округа базирующейся в Минске. В этой должности и встретил Великую Отечественную войну.

Несмотря на высокую должность он продолжал летать на боевые задания. 22 июня 1941 года, в первый же день войны, на И-16 уничтожил в 2-х вылетах 2 бомбардировщика Ju-88. Вот как он сам описывает это:

"Низко над Минском ходили большие двухмоторные машины. Я видел их, подлетая, но мне и в голову не могло прийти, что это ходят Ju-88. Они ходили на малых высотах и прицельно швыряли бомбы на отдельные здания. Вражеских истребителей в небе не было. Подвергая город в течение дня непрерывной бомбардировке, превратив аэродром в жаровню, "Юнкерсы" под вечер чувствовали себя в полной безопасности.

Я находился выше, прямо над центром города, когда увидел Ju-88 над крышей здания штаба округа. Спикировал, пристроился ему в хвост и стрелял в упор длинными очередями. Ju-88 не загорелся, но внезапно накренился и упал в районе Оперного театра. Над окраиной я атаковал другого и поджёг его. Он уходил дымя, но я думаю, что не вытянул - как и у первого, у него слишком мал был запас высоты"...


Так Захаров продолжил свой боевой счёт, открытый ещё в Испании. В начале октября, на том же И-16, он уничтожил корректировщик Hs-126.

В ноябре 1941 года в период неудач Красной Армии он был снят с должности комдива и отправлен в Среднюю Азию командовать Учебной истребительной авиашколой в Улан - Уде, а ещё позже - начальником авиационного училища.

В декабре 1942 года возвратился на фронт и принял под командование 303-ю истребительную авиадивизию. Позднее, в состав этой дивизии вошло и подразделение французских лётчиков - добровольцев "Нормандия - Неман". Воевал на Западном фронте, принимал участие в борьбе под Курском, участвовал в освобождении Белоруссии.

Ярким примером, характерезующим личность Захарова, может служить такой случай. Это было под Тулой, после прибытия в Эскадрилью "Нормандия" новых лётчиков. Для знакомства, один из них выполнил полёт большой сложности. Замедленные бочки, перевёрнутый полёт. И всё это было мастерски исполнено у самой земли. Наши лётчики как заворожённые стояли на краю лётного поля. И Захаров не выдержал. Он вскочил в самолёт и стрелой взмыл в небо. Набрав скорость, он буквально прижался к земле в перевёрнутом полёте. Филигранно выточил комдив фигуры высшего пилотажа, приземлил самолёт и вылез из кабины под восторженные крики одобрения французских лётчиков. Это была уже советская школа высшего пилотажа (необходимо учесть, что Г. Н. Захарову тогда было уже более 35 лет).



Як-3 Г. Н. Захарова, 1945 год.

Летом 1944 года он уничтожил истребитель Ме-109. А с осени 1944 года стал летать на Як-3, на фюзеляже которого был изображён Георгий Победоносец на белом коне, поражающий змея и большая белая стрела.

В 1945 году лётчики его дивизии сражались уже в Восточной Пруссии.

К маю 1945 года командир 303-й истребительной авиационной дивизии (1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) генерал - майор авиации Г. Н. Захаров совершил 153 боевых вылета, провёл 48 воздушных боёв, в которых одержал 10 побед. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 2 личные и 3 групповые победы лётчика. ]

19 апреля 1945 года за умелое руководство, образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР Захаров Георгий Нефедович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6242).



Общим итогом боевой деятельности Г. Н. Захарова стали 22 воздушные победы, одержанные им лично и в группе с товарищами в период 3-х войн.

После окончания войны Георгий Нефедович продолжал службу в ВВС. Всего за свою лётную карьеру освоил 45 типов самолётов, налетал 7000 часов в воздухе. В 1950 году окончил Военную академию Генерального Штаба. Затем занимал ряд ответственных командных должностей.

Ушёл в отставку в 1960 году и жил в Москве. Написал книги: "Рассказы о истребителях" и "Я - истребитель". Умер 6 Января 1996 года.

За период службы награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Александра Невского, Красной Звезды (дважды), французским орденом "Почётного Легиона"; многими медалями, а также Российским орденом Жукова (25.04.1995 года).