Главная · Запор · Человек волк болезнь. Что такое ликантропия. Ликантропия - миф или реальность

Человек волк болезнь. Что такое ликантропия. Ликантропия - миф или реальность

Люди-феномены Непомнящий Николай Николаевич

Что такое ликантропия?

Что такое ликантропия?

Оборотень – одна из центральных фигур древнейших суеверий. Вместе с вампирами, ведьмами, русалками, призраками и колдунами он существует уже тысячи лет, наводя ужас на взрослых и детей в больших городах и глухих местечках.

Слово «ликантроп», от которого он получил свое название, буквально означает «человек-волк» и происходит от греческого likantropia. Некоторые словари определяют это слово как «превращение ведьмы в волка». Тема человека-волка была распространена и в устных преданиях, и в хрониках почти по всему миру. Во Франции это чудище было известно как лу-гару, в других частях Европы как вервольф, или верман, волкодлак, или волколок – в облюбованной им Трансильвании, полтеник – в Болгарии.

Истории о волке, человеке-звере и оборотне овладевали людьми такого ума и таланта, как Жан-Жак Руссо, Карл Линней и Джонатан Свифт. Талантливые писатели создали целую серию замечательных произведений об оборотнях. Можно назвать таких авторов, как Фредерик Марриет, Редьярд Киплинг и Гай Эндон (создатель оборотня Парижа), а в конце прошлого века этой темой увлекались Джеймс Блиш и Питер Флеминг.

Однако оборотень не так хорошо известен, как его собрат – злодей вампир. Все приписываемые ему мифические качества могут быть довольно легко развенчаны современной наукой, но, по-видимому, действительно существовала некая болезнь, которая поражала целые деревни, превращая людей в неистовых зверей. Поэтому-то мало удивления вызывают кровавые оргии в Европе в XVI веке, когда эти несчастные, подозреваемые в демонизме, преследовались, травились собаками и погибали сотнями.

Из статьи Шарлотт Отен, исследовательницы феномена оборотничества:

– Впервые слово «ликантроп» мне попалось в пьесе Джона Уэбстера «Герцогиня Амальфи», где герцог, разрывающий могилы и бродящий среди них с перекинутой через плечо ногой мертвеца, страдал «очень скверной болезнью, называемой ликантропия».

Мое вскрывшееся невежество породило интерес к ликантропии, и я обнаружила, что ее упоминает не только этот драматург. Врачи, философы, историки, судьи и короли в периоды Средневековья и Ренессанса знали о ней либо встречались с ее проявлениями. Я стала исследовать старинные источники по этому предмету, и собранный материал, который затем воплотился в эту книгу, помог, кроме всего прочего, пролить свет на многие аспекты жизни тех времен.

Сегодняшняя одержимость вампирами, оборотнями, оккультными науками – суть бегство от действительности. Литература же по ликантропии эпохи Средних веков и Возрождения отнюдь не эскапистская – она реалистическая. В этой литературе, смело касающейся самых темных сторон человеческой души, описываются порождаемые ими неистовые порывы и дикие побуждения, разрушающие саму человеческую природу, а также обсуждаются средства реабилитации.

Бервопьф. Гравюра на дереве. Германия. 1722 г.

Первой критической работой на эту тему на английском языке, видимо, была книга Сабайны Бэринг-Гоулд об оборотнях (1865 г.), в которой она сосредоточила свое внимание на разнообразных случаях проявления ликантропии.

В наши дни слово «оборотень» почти всегда ассоциируется с чем-то страшным, зловещим, неправдоподобным, иррациональным. Никто из здравомыслящих людей сегодня не поверит, что возможно физическое превращение человека в волка или какое-либо другое животное. Оборотня, который буквально обращается из человека в волка, сегодня можно увидеть в фильмах, где его жуткие нападения на людей, многочисленные убийства, зверства и людоедство являются всего лишь кинематографическими приемами гипнотизирования и устрашения зрителя, наслаждающегося своим косвенным участием в творящихся на экране кошмарах.

Интерес к оборотничеству поистине неистощим. Двадцатый век знает такие фильмы, как «Человек-волк» (1941), «Франкенштейн встречает Человека-волка» (1943), «Женщина-волк в Лондоне» (1946), «Оборотень» (1956), «Я был оборотнем-подростком» (1957), «Оборотень в девичьей спальне» (1961) – это лишь маленькая часть списка из более чем пятидесяти фильмов, указанных в «Справочнике-каталоге фантастических фильмов» (1973) Уолта Ли. Вероятно, самым известным оборотнем киноэкрана является Лон Чейни Мл., чья кинематографическая трансформация из человека в волка занимала не менее шести часов предварительной подготовки в гримерной. Образы оборотней, представляемых фильмами, очень разнообразны, от подлинно художественных, порой даже вызывающих симпатию, до нарочито устрашающих и забавно-кровожадных.

Современная художественная литература демонстрирует более глубокий подход к теме оборотней. «Ферма призраков» Сибери Куинна, «Хромой священник» С. Карлтона, «Бегущий волк» Алджернона Блэквуда и «Убийство» Питера Флеминга обращаются к моральным аспектам неотмщенного убийства, искупления преступления, посмертной вины, любви и ненависти, богу и дьяволу.

В английском языке возникновение слова «werewolf» (оборотень) на пять столетий предшествовало появлению термина «lycanthrope». Эрнест Уикли в своей работе «О словах древних и современных» говорит, что слово wer «отмечено во всех германских языках и родственно латинскому vir, гэльскому fear, уэльскому gwr и санскритскому vira». Первое использование на письме слова «оборотень» обнаружено в «Церковных уложениях» короля Кнута (1017–1035): «…Поэтому должны призываться пастыри на защиту людей от этого хищника – это епископы и священники, обязанные предохранять и ограждать свою паству мудрыми наставлениями, так чтобы безумно дерзкий оборотень не смог причинить большой вред и не покусал бы духовное стадо слишком сильно…»

Появившееся в англосаксонских уложениях слово «оборотень» знаменательно тем, что оно заменило собой библейского «волка». Дьявол известен тем, что вербует людей в союзники и слуги, зачисляя их в свое демоническое войско. Для этого же он пользуется и своей способностью превращать людей в оборотней: оборотничество – всего лишь дьявольское наваждение, но, испытывая такую духовную метаморфозу, человек начинает сотрудничать с дьяволом. Епископов и священников предупреждают о скрытом, трудно распознаваемом превращении, несущем угрозу духовной жизни паствы.

Однако оборотень в средневековых английских рассказах не выступает обобщенным олицетворением зла, но изображается как беспомощная жертва семейных козней, обычно супружеской измены. Кельтское сказание об «Артуре и Горлагоне» (его латинская версия появилась в конце XIV века) тоже повествует о том, как женское предательство вызвало физическое превращение.

У сэра Томаса Мэлори в «Смерти Артура» (1470) описывается похожая история, когда славный рыцарь был «предан своей женой, благодаря которой он стал оборотнем».

Во французском «Романе Гийома де Палерно» (около 1350 года), переведенном на английский, испанский принц превращается в оборотня своей жестокой мачехой. Одним из главных персонажей оборотень предстает и в средневековой поэме «Уильям и Оборотень».

Слова «ликантропия» и «ликантроп» впервые появились в английском языке в труде Реджиналда Скотта «Разоблачение колдовства» в 1584 году. Как явствует из этого названия, о ликантропии в XVI веке говорилось в связи с колдовством. Скотт, не профессиональный философ и не теолог, опираясь на мнение древних и утверждения современных ему медиков, отвергает идею телесного превращения. Сомневаясь в реальности дьявола и, соответственно, в его способности превращать человеческую плоть в звериную, Скотт говорит о страдающих ликантропией как о больных Lupina melancholia или Lupina insania. Он подвергает сомнению заявления людей, которые верят в заклинания и заговоры и сами охвачены «гневом и ненавистью» к ликантропам, критикует взгляды Римско-католической церкви на демонов и колдовство и резко выступает против антиколдовской теории и практики великого французского законника Бодэна.

В те времена вопрос о человеческих превращениях беспокоил людей и имел для них личное, общественное и религиозное значение. Он активно обсуждался философами и теологами, королями и судьями, историками и врачами, поэтами и драматургами и, естественно, обычными людьми. Своими злодеяниями ликантропы вызывали всеобщие потрясения, воздействуя на психическое здоровье, духовное благополучие общества, его нормальное функционирование. В 1603 году во Франции в суде разбирался один из самых нашумевших случаев ликантропии – история Жана Гренье.

Другие судебные протоколы тех времен содержат признания в использовании пояса, кушака или мази, полученных от дьявола или кого-нибудь из его эмиссаров, в похищении трупов, в страсти к инцесту, к убийству и тяге к поеданию человеческого мяса. О состоявшемся в 1590 году суде над Петером Штуббе, обвиненном в многочисленных убийствах, изнасилованиях, инцесте и людоедстве, было известно во всей Европе. Сохранилась деревянная гравюра его казни, изображающая вздетую на кол отрубленную голову в окружении голов его жертв.

А свидетельства очевидцев тех времен рассказывают, например, о скрывавшемся на церковном дворе среди могил бедном крестьянине из Алкмара (Голландия), имевшем бледную кожу и уродливый пугающий облик; о лающих и завывающих по ночам на кладбищах и пустырях в Ливонии оборотнях с «ввалившимися глазами, покрытыми струпьями ногами и сухой бледной кожей», выкапывающих и глодающих человечьи кости.

Озабоченные происходящими с людьми метаморфозами, философы, теологи, юристы и медики ощущали потребность в исследовании природы ликантропии, что оказалось трудной метафизической задачей: в круг обсуждения были вовлечены свойства материи, сущности ангелов, демонов, людей, животных, сущность восприятия, галлюцинаций, психического расстройства и, как основополагающая тема – природа Бога-Создателя и дьявола, – лежащая в основе главного морального вопроса о причине превращений. Существовало множество различных теорий, большая часть которых соглашалась с дьявольским, хотя и иллюзорным, характером ликантропии, при которой Сатана принимает волчий облик или заставляет людей думать, что они сами стали волками. Сообщений о случаях каннибализма, изнасилованиях, убийствах, инцестах и скотоложстве было очень много, и лучшие умы общества предпринимали отчаянные попытки поиска решений социокультурных и патологических проблем, которые они отражали.

Наблюдения Эрвинга Кирша в отношении ведьм и колдунов можно отнести также и к ликантропам: «Многие писатели ошибочно относят к Средним векам расцвет демонологии и охоты на ведьм и связывают затихание этой деятельности с эпохой Возрождения и периодом развития европейской науки и техники (1500–1700). Исследования старинных церковных деклараций показывают, что в ранний период Средних веков церковь отрицала реальность колдовства и была относительно терпима к тем, кого молва называла колдунами и ведьмами или кто сам себя таковыми объявлял. Вера в колдовство стала распространяться в эпоху Ренессанса, а своего пика ведьмомания достигла лишь в середине XVII века».

В этом же веке английский король Яков I написал трактат по демонологии, включавший и короткую главу о «людях-волках», в которой он приходит к заключению, что оборотни – это не одержимые демонами или злыми духами, а просто впавшие в самообман «меланхолики», которые подражают в своем поведении волкам и под действием диких неудержимых порывов могут становиться опасными.

В трактате Генри Холленда «Против колдовства» (1590) есть диалог, в котором ликантропия рассматривается с медицинской и одновременно с мистической точек зрения:

«Мифодемон: Что вы можете сказать о ликантропии, превращении мужчин и женщин в волков, кошек и тому подобное, процессе, который явно противоречит нашей природе и кажется, скорее, просто поэтической гиперболой?

Теофил: Эти вещи не являются следствием колдовства главным образом, тем не менее, я не отрицаю, что ведьмы могут – как правило, в состоянии меланхолии – переживать видения и всяческие дьявольские наваждения. Но реальных перевоплощений не бывает. [Ведьмы] это всего лишь орудие в руках Сатаны, и они не могут творить такие вещи без него, а сила его самого ограничивается Богом».

На протяжении всего времени существования болезни совокупность ее симптомов оставалась неизменной, и в эпоху Возрождения посвященные ей работы писались в рамках древней классической медицины. В 1621 году вышел труд Роберта Бертона «Анатомия меланхолии», где он рассматривает ее и с философской и с психологической точек зрения, касается ее речевых аспектов, а также делает некоторый обзор связанной с ней литературы. Бертон полагал, что ликантропия является формой безумия. Врач Джон Уэбстер в книге «Разоблачение предполагаемого колдовства» (1677) дает свой комментарий: «Некоторым людям, пребывающим в состоянии меланхолии – в какой-либо из ее разновидностей, – начинает казаться (по причине больного воображения), что они превращаются в волков».

Долгая история медицины дала жизнь многим теориям болезней, среди которых с данным недугом могут быть связаны две: «порфирия», при которой зубы человека меняют цвет, кожа на солнечном свету покрывается волдырями, а формы тела искажаются, и гипертрихоз, когда тело человека покрывается шерстью типа звериной (об этом см. ниже).

Сегодня психиатры объясняют ликантропию как следствие шизофрении, органического мозгового синдрома с душевным расстройством, маниакально-депрессивного психоза и психомоторной эпилепсии. Психологи, специализирующиеся на детских душевных болезнях, предполагают, что аутизм может вызывать проявления одичания у детей.

И каковы бы ни были причины, диагнозы и прогнозы, учитывая многочисленность свидетельств, касающихся оборотней, не приходится удивляться появлению большой массы самой разнообразной литературы, посвященной ликантропии.

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Что такое леи? Охота за леями привлекает людей с разным уровнем образования и интересов, от восторженных поклонников мистиков и оккультных наук до убежденных скептиков вроде доктора Дона Робинса, химика-исследователя из Института археологии при Лондонском

Из книги Освобождение автора

Из книги Гиперборейское учение автора Татищев Б Ю

Что такое «ЗЛО». Продолжая тот же образный ряд, уместно спросить: «А не существует ли способа устранить деформации «колеса», чтоб оно вращалось ровно и мощно, успешно перемещая «повозку» повседневности через прекрасную реальность к реальностям прекраснейшим?» Проще

Из книги Смерть и бессмертие автора Блаватская Елена Петровна

ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИЯ И ЧТО ТАКОЕ СИЛА? [Ответ другого теософа]Все «обсуждения этого вопроса», какими бы «желательными» они ни были, окажутся в целом несостоятельными, ибо «научная проблема» как таковая должна выдерживаться в строгих рамках современной материалистической

Из книги От тайны к тайне автора Прийма Алексей

ЧТО ЭТО ТАКОЕ? А вот еще одно сообщение - от гражданки Трифоновой из города Аткарска Саратовской области, апрель 1983 года:- Расскажу вам, что случилось на днях с моим мужем Виктором. Поздней ночью он и его товарищ ехали на машине по проселочной дороге. Оставалось

Из книги Практики древней Северной Традиции. Книга 1. Приподнимая занавес былого автора Шерстенников Николай Иванович

Что это такое? Практики древней Традиции - это система приемов, методов и мысленных действий, с помощью которых можно создавать определенные образы и переживать специфические ощущения. Образы и ощущения благотворно влияют на психологическое и физиологическое

Из книги Откровение автора Климов Григорий Петрович

01. Григорий Петрович Вы работаете с людьми особого типа, людьми с комплексом власти – уже 50 лет. Что это за люди? Что такое “Комплекс власти”? Что такое “Комплекс вождя”? В чем заключается суть этой

Из книги Биолокация для начинающих автора Бриль Мария

И все же – что это такое? Слово «патогенный» образовано от сочетания греческих pathos – болезнь и genesis – возникновение. Если к нему присоединить «гео», то вместе получится – страдание, болезнь Земли. То есть негативные процессы протекают не в космосе, не в воде, а именно в

Из книги Книга оборотней автора Бэринг-Гулд Сэбайн

Глава вторая ЛИКАНТРОПИЯ В ДРЕВНОСТИ Что такое ликантропия? - Марцелл Сидийский. - Вергилий. - Геродот. - Овидий. - Плиний. - Агриопас. - Петроний. - Легенды Аркадии. - ТолкованиеЧто такое ликантропия? Ликантропия - это превращение мужчины или женщины в волка,

Из книги ДМТ - Молекула духа автора Страссман Рик

2. Что такое ДМТ N,N-диметилтриптамин, или ДМТ - главное действующее лицо этой книги. Несмотря на простоту своего химического состава, эта молекула «духа» предоставляет нашему осознанию доступ к самым удивительным и неожиданным видениям, мыслям и чувствам. Она открывает

Из книги Оборотни. Легенды и реальность. Проклятая кровь автора Берг Александр

Клиническая ликантропия Клиническая ликантропия, или просто ликантропия, - психоз, при котором больному кажется, что он превращается или превратился в зверя. Доминиканские монахи Джеймс Шпрингер и Генрих Крамер категорично заявляли, что превращение человека в волка

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Что такое Ум, что такое мысль В предыдущей книге мы с вами определили мысль как мы-сль - мы-слить. Мысль - это то, что содействует слиянию, как показывает само слово (наши предки всегда и всё называли своими именами). Всё, что разделяет, разъединяет и приводит к вражде, - это

Из книги Вы – ясновидящий! Как открыть третий глаз автора Муратова Ольга

Что такое сон? Сон – это микросмерть или глубокая медитация. Когда мы засыпаем, наша душа путешествует по разным измерениям, оказывается в разных ситуациях, в прошлом, настоящем и будущем. Порой мы соприкасаемся с миром мертвых, к нам приходят наши умершие близкие люди. С

Из книги Секреты сновидений автора Шварц Теодор

Что такое сон Разобраться в природе сна люди пытались всегда. Мистики, шаманы, жрецы делали это своими способами – с помощью интуиции, медитаций и прозрений. Ученые старались приблизиться к истине, используя логику и научные эксперименты. Какой путь лучше – не нам судить.

Из книги Никак. Нигде. Никогда автора Bанг Джулия

Что такое Дух Хаоса, Бог, наконец, что такое Хаос? Между нами т. н. духи (обозначение придумано людьми), это и есть т. н. боги (обозначение придумано людьми), то есть часть Хаоса, несущая в себе когерентный заряд волнообразных колебаний на частоте Хаоса.«В физике

Из книги Освобождение [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития. I ступень] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

Что такое здоровье и что такое болезнь Теперь, когда вы уже научились ощущать мир энергий, контролировать свои центральные энергетические потоки, налаживать правильный энергообмен с Космосом и Землей, вы имеете право заняться и телом, приведя его в гармонию и равновесие

Сознанием человека владеет с самых древних времен идея превращения в животное. И только в наши дни случаи такого явления были логически объяснены. При некоторых психических заболеваниях, например, при шизофрении, больному кажется, что он превращается в животное. Он убежден, что перевоплощается в кошку, лягушку, медведя, лису, но самое популярное животное - волк. Именно превращение в волка и объясняет, что такое ликантропия. С греческого языка слово «ликантропия» переводится как «человек-волк».

Описание этого «мифического» явления содержат самые древние тексты. В седьмом столетии об этом состоянии писал Огинета Павел - греческий врач, который считал, что самым действенным способом, помогающим излечиться от ликантропии, является кровопускание.

Такой метод лечения объяснялся распространением теории, согласно которой в организме человека преобладает какой-то один из четырех жидких элементов: кровь, слизь, обычная или черная желчь. Каждый элемент связан с определенной чертой характера. Идеальное равноценное наличие этих жидкостей говорит о физическом и душевном здоровье человека. Если одна из них находится в организме в избытке, возникает дисбаланс, который становится причиной физиологических и психических отклонений. При ликантропии преобладает именно при ее избытке развиваются мании, различные расстройства психики, депрессии, безумие, галлюцинации.

Ликантропия в легендах и истории

Первые упоминания о том, что такое ликантропия, зарегистрированы еще в легендах Древней Греции.

Согласно одной из версий, заболевание получило название от имени героя древнегреческой легенды - царя Ликаона. Он в качестве шутки решил накормить Зевса человечиной, мясом убитого им же собственного сына. В наказание за такое злодеяние Зевс превратил его в волка и обрек на вечные скитания вместе со стаей зверей.

История о Ликаоне - это первое сказание, в котором письменно упоминается оборотень. Но следует заметить, что в Древнем Риме и Греции отношение к волкам было благосклонным и уважительным, их считали справедливыми и мудрыми животными. А в Древнем Риме существовал даже культ волков - именно волчица выкормила молоком основателей города Рема и Ромула. И в настоящее время образ Капитолийской волчицы в Италии является эталоном материнства.

Древние легенды описывают как полное, так и частичное превращение человека в зверя - минотавры, кентавры, сирены.

В скандинавской мифологии волки сыграли тоже весомую роль - верховного бога Одина сопровождали два волка, Джерри и Фрекки. Разрушительная сила волка воплотилась в Фенрире (гигантский волк, которого сковали и упрятали в подземелье до наступления конца света, когда он освободится от оков и примет участие в битве богов, которая и разрушит мир).

В легендах разных стран оборотнями становились разные животные, в зависимости от фауны местности. В Западной Европе большая часть сказаний сложена об оборотнях-волках, в Центральной и Восточной Европе - о медведях, в Японии - о лисах, в Африканских странах - об обезьянах или гиенах.

Во времена Средневековья волкам приписывали всевозможные грехи, это животное стало образом зла и демонизма. Начались инквизиции, и как в случаях с ведьмами, ликантропия носила только обвинительный характер. По обвинениям в оборотничестве в Средние века были замучены и казнены десятки тысяч человек. Большинство таких обвинений были результатом сведения личных счетов между людьми и к реальным больным никакого отношения не имели. Под пытками люди соглашались и давали показания. Были, конечно, случаи, когда в руки инквизиторов попадали реальные больные ликантропией, но они были редкими и только подогревали пыл палачей.

После окончания рассвета инквизиции отношение к оборотничеству стало более ровным, начались попытки изучения этого явления. В 18-19 веках уже велись исследования природы этого заболевания. К этому же времени относятся и первые описанные реальные случаи болезни ликантропии.

Суть заболевания

Итак, что такое ликантропия? Это заболевание в психиатрии. Оно пришло из Средневековья, когда его связывали с мистицизмом. В настоящее время заболевание имеет клинические признаки, симптомы и методы лечения.

Поэтому в наши дни на вопрос, что такое ликантропия, может ответить любой психиатр или психотерапевт. Это расстройство психики, при котором нарушается самовосприятие и поведение, при котором человек себя чувствует животным и проявляет свойственные ему повадки. Его невозможно переубедить.

Причины болезни

С медицинской точки зрения причиной развития ликантропии является нарушение работы некоторых участков головного мозга, которые отвечают за ощущения и движения. То есть это психическое нарушение, но к психологии оно имеет опосредованное отношение: это заболевание не связано с временным дисбалансом на почве заниженной самооценки или стресса. В комплексе больные ликантропией имеют параноидальный бред, биполярное расстройство личности, острый психоз, эпилепсию.

Как заразиться ликантропией? Еще в древних письменах утверждалось, что возможна наследственная передача болезни. Что заболеть ею можно по наследству, было доказано после выяснения причины недуга - психические заболевания, например, шизофрения.

Симптомы заболевания

В настоящее время в медицине ликантропия считается синдромом, который возникает при нескольких психических болезнях. Диагноз «Клиническая ликантропия» ставится при наличии следующих симптомов:

  • Параноидальный бред о превращении - больной утверждает, что он превращается в животное, указывает в кого конкретно, утверждает, что видит в зеркале не свое лицо, а морду зверя. Часто он сопровождает рассказ деталями превращения, описывает ощущения.
  • Поведение человека полностью копирует повадки животного, в которого он «превращается». Больные воют, лают, передвигаются на четвереньках, царапаются, снимают с себя одежду, спят на земле, питаются только той пищей, которой, по их мнению, питается зверь.

У больного проявляются признаки, напоминающие шизофрению:

  • навязчивые мысли;
  • активность в ночное время, хроническая бессонница;
  • желание рассказать о своей тайне всему миру.

Особенности поведения

Люди, страдающие ликантропией, пребывая в трансе, уверены, что их тело стало другим. При этом, когда они приходят в себя, они помнят детально свое перевоплощение. Они описывают, что перед началом приступа испытывают легкий озноб, который постепенно переходит в лихорадку. Состояние сопровождается жуткой головной болью и жаждой.

Также во время приступа отмечается затрудненное дыхание, сильное потоотделение. Руки, как утверждают больные, удлиняются, кожа опухает и становится грубее. Пальцы ног сильно искривляются и напоминают когти. Ликантропу во время приступа трудно носить обувь и одежду, поэтому он от нее избавляется.

Происходят изменения и в сознании больного человека, он начинает страдать от клаустрофобии, он старается покинуть дом, комнату. После этого возникают спазмы в желудке, появляется тошнота и жжение в районе грудной клетки.

Речь больного во время приступа становится невнятной, появляется гортанное бормотание. После чего, как описывают больные, появляется на лице и голове грубая шерсть, и он начинает выглядеть как животное.

Как только происходит метаморфоза, оборотень жаждет крови, это желание он не может преодолеть и бросается на поиски жертвы. Нападает он на первого попавшегося человека, после чего ложится спать, а утром, обратно превращается в человека.

Секреты ликантропии

За всю историю существования этой болезни больные признавались в том, что использовали наркотики, натирались особыми мазями. В таких случаях у них происходило расширение сознания, появлялось чувство, что они неимоверно сильны, как психически, так и физически. Они испытывают галлюцинации, которые запоминают и считают реальностью.

Но если человек убежден, что он оборотень, без приема галюциногенов, психиатры ставят диагноз «Клиническая ликантропия».

Распространенность явления

Несмотря на широкую известность термина и частое упоминание его в СМИ, большая часть которых опирается на исторические, «эзотерические», мифологические исследования, медицинских исследований, с учетом симптомов, методов лечения - очень мало.

За последние десятилетия в литературе встречается описание нескольких случаев. Первый зарегистрирован у молодого солдата, который длительное время принимал наркотики, после использования которых он видел, что превращается в волка. Ему был поставлен диагноз - шизофрения, после лечения его состояние улучшилось, но затем идеи одержимости возвратились, он исчез, и медики этого больного дальше не исследовали.

Второй случай - мужчина средних лет, у которого прогрессировало снижение интеллекта, постепенно появлялись такие симптомы: склонность спать на земле, есть сырое мясо, выть на луну, передвигаться на четвереньках. Его исследовали и выявили дегенерацию коры головного мозга. Благодаря медикаментозному лечению обострений у него не отмечалось, но полностью его излечить не удалось.

Медицина уделяет мало внимания данному заболеванию, которое считается одним из вариантов галлюцинаторного и бредового состояния. Еще одной причиной слабой изученности явления является редкость ее проявления.

Гипертрихоз и ликантропия

Возможная причина распространения сказаний про оборотней - заболевание, которое называется гипертрихоз - повышенное кожное оволосенение, при котором волосы густо покрывают тело и лицо, и больной человек начинает напоминать животное. Это заболевание носит наследственный характер. Описано множество случаев. Особенно часто встречается у народов, у которых были приняты близкородственные браки (для проявления дефектов генов необходимо их повторное появление в нескольких поколениях). Врачи до сих пор затрудняются ответить на вопрос, как излечиться от ликантропии и гипертрихоза. Они черпают знания о симптоматике, проявлениях, причинах этих заболеваний из медицинских источников прошлых времен, а связь ликантропии и гипертрихоза до сих пор еще вообще изучена мало.

Как вылечить ликантропию?

Это заболевание не всегда излечивается. Шизофрения корректируется антипсихотиками и нейролептиками, но этот метод излечения от ликантропии приводит к стиханию проявлений, но существует высокий риск рецидива заболевания, при котором все симптомы возвращаются.

Последствия приема наркотиков, галлюциногенов лечатся плохо. Максимум, чего можно добиться, - снижение приступов агрессии и угрозы для окружающих.

Вылечиться от ликантропии, если наблюдается биполярное расстройство и депрессия, можно с помощью транквилизаторов, но также остается высокая вероятность того, что некоторые симптомы сохранятся.

Специального лекарства от ликантропии нет. Ее симптомы лечатся антидепрессантами, препаратами от бессонницы, беседами с психиатром. Заболевание можно стабилизировать, но излечить его полностью невозможно.

Миф или реальность

Споры о том, существует ли болезнь ликантропия, регулярно ведутся в медицинской среде. Отношение к ней, как к порфирии - болезнь вампиров, которая возникает из-за генетических нарушений, вызванных родственными браками. При этом заболевании нарушается выработка гемоглобина, что приводит к разрушению кожных покровов под воздействием солнечного света.

Порфирия и ликантропия раньше считались мифическими явлениями. Однако с развитием медицинских знаний стали считать, что ликантропия - это нарушение психики человека. Признали ее заболеванием только в 1850 году, с этого момента было зафиксировано 56 случаев.

Ликантропия: реальные случаи в наше время

Самым изученным и известным остается синдром оборотня испанского серийного убийцы Бланко Мануэля, которого отправили на принудительное лечение в 1852 году. Ему удалось добиться от суда признания того, что часть преступлений совершил волк, в которого он превращался. Он доказывал свою правоту, демонстрируя воображаемые клыки, питаясь только сырым мясом.

Проявлением ликантропии в реальном времени является семья Асиево (более 30 человек), которая проживает в Мексике. Они страдают от генетической болезни, которая передается по наследству и проявляется в сильном изменении человеческого внешнего облика. Поверхность тела у них покрыта густой шерстью, даже у женщин. Изменена осанка, мимика, жесты.

Как утверждают ученые, эта болезнь вызвана генетической мутацией. Уже много сотен лет они заключают только внутриродовые браки. Сейчас они проживают на севере Мексики в горном городе Закатекас. Местные жители и соседи относятся к ним очень враждебно. В настоящее время ведутся медицинские исследования этой болезни, врачи надеются изолировать ген ликантропии и подарить потомкам этого семейства полноценную жизнь.

Клиническая ликантропия

Клиническая ликантропия, или просто ликантропия, - психоз, при котором больному кажется, что он превращается или превратился в зверя. Доминиканские монахи Джеймс Шпрингер и Генрих Крамер категорично заявляли, что превращение человека в волка невозможно. Они утверждали, что с помощью различных снадобий и заклинаний колдун или чародей может заставить того, кто на него смотрит, вообразить, что он превратился в волка или другое животное, но физически превратить человека в зверя невозможно.

Тем не менее как болезнь, заставляющая человека думать, что он превратился в зверя и должен вести себя соответственно, это явление известно с самых древних времен.

Еще примерно в 125 году до нашей эры римский поэт Марцелл Сидет писал о болезни, при которой человека охватывает мания, сопровождающаяся ужасным аппетитом и волчьей свирепостью. Согласно Сидету, люди сильнее подвержены ей в начале года, особенно в феврале, когда болезнь усиливается и может наблюдаться в самых острых формах. Подвергшиеся ее влиянию потом удаляются на заброшенные кладбища и живут там, точно свирепые голодные волки. Считалось, что оборотень - это плохой, грешный человек, которого боги превратили в зверя в наказание. Однако такие люди физически остаются людьми, лишь воображая себя зверями, а не становятся волками.

Случаи, связанные с оборотнями, долгое время рассматривались официальной наукой не более как сказки. По крайней мере до тех пор, пока в 1963 году доктор Ли Иллис не представил работу, которая называлась «О порфирии и этимологии оборотней». В ней доктор доказывал, что вспышки оборотничества имеют медицинское обоснование. Он утверждал, что речь идет о порфириновой болезни - тяжелом заболевании, которое выражается в повышенной восприимчивости к свету, вызывает изменение окраски зубов и кожи и часто приводит к маниакально-депрессивным состояниям и ликантропии. В результате люди теряют человеческий облик и нередко лишаются рассудка. В своей работе доктор Ли Иллис привел около восьмидесяти подобных случаев, с которыми он встречался в своей практике.

То, что болезнь передается через укусы, доктор считал вздором. В своей книге он говорил, что эта болезнь не заразна, поскольку является наследственной - тем, что современная наука называет генетическими отклонениями, связанными с расовой принадлежностью человека. В связи с этим он отмечает, что не случайно в Европе болезнь, заставлявшая людей считать себя неистовыми зверями, поражала иногда целые деревни и небольшие города. Крестьяне бегали на четвереньках, выли и даже загрызали собственных коров. Конечно, этих несчастных никто не обследовал и не лечил. Их преследовали и травили собаками. Кто-то исцелялся сам собой, но сотни из них погибли как звери. В то же время, например, на Цейлоне вообще никогда не слышали об оборотнях, в особенности о вервольфах.

Открытие, совершенное Ли Иллисом, во многом объясняет природу феномена, который в научных кругах долгие годы считался чепухой и суевериями. Однако оно не дает ответа на некоторые вопросы, главный из которых состоит в следующем: каким образом оборотень может вновь приобретать человеческий облик через несколько часов после обращения в зверя. Сам доктор Иллис считает такое превращение теоретически возможным, но маловероятным.

Все качества, приписываемые оборотню, легко развенчиваются современной наукой, которая доказывает невозможность подобных перевоплощений для живого существа. В наше время большинство тех, кто считает себя оборотнями, - пациенты психиатрических клиник. Сегодня людей обоего пола, вообразивших и ощущающих себя оборотнями, врачи называют «ликантропы», и это слово стало психиатрическим диагнозом.

Автор семитомной энциклопедии по медицине, один из наиболее авторитетных врачей своего времени, Павел Эгинета, живший в Александрии в VII веке, первым описал ликантропию в медицинских терминах. Он провел анализ болезни и назвал причины, ее вызывающие: умственные расстройства, патологии и галлюциногенные лекарства. Симптомы ликантропии: бледность, слабость, сухие глаза и язык (без слез и слюны), постоянная жажда, незаживающие раны, навязчивые желания и состояния.

К XVI веку было написано множество работ на эту тему. Считалось, что оборотни - это не одержимые бесом или злыми духами люди, а просто «меланхолики, впавшие в самообман». Известный врач того времени Роберт Бертон тоже считал ликантропию формой безумия. Его фармакологические исследования показали, что в состав приготавливаемых колдунами мазей для «оборачивания» входили сильные галлюциногены. А стимулом для людоедства - существенным, если не определяющим фактором - могло являться острое недоедание.

Сегодня психиатры объясняют ликантропию как следствие органическо-мозгового синдрома, сопряженного с душевным расстройством, маниакально-депрессивным психозом и психомоторной эпилепсией, то есть как следствие шизофрении и «сопутствующих» расстройств. У детей ликантропия может стать следствием врожденного аутизма.

Считается, что диагноз ликантропии можно ставить при любом из двух симптомов: больной сам рассказывает, что он иногда чувствует или чувствовал, что превратился в зверя; или больной ведет себя достаточно по-звериному, например воет, лает или ползает на четвереньках.

Так, один 28-летний убийца во Франции, страдавший паранойей, шизофренией и ликантропией, в 1932 году описал свою болезнь таким образом.

Когда я расстроен, я чувствую, как будто превращаюсь в кого-то другого; у меня цепенеют пальцы, словно булавки и иглы воткнуты мне в ладонь; я теряю контроль над собой. Я чувствую, что превращаюсь в волка. Я смотрю на себя в зеркало и вижу процесс превращения. Мое лицо теперь не мое, оно совершенно преображается. Я пристально всматриваюсь, мои зрачки расширяются, и я ощущаю, как будто у меня вырастает шерсть по всему телу, а зубы становятся длиннее.

Современные ликантропы отличаются куда большей фантазией: они «превращаются» не только и не столько в волков, сколько в других существ, в том числе в инопланетян, которые общаются с космосом и бывают в других мирах. Затем снова «становятся» обычными людьми.

Врачи называют одной из причин такого психиатрического феномена защитную реакцию. Когда у человека психологические проблемы, он уходит от реальности, живет в выдуманном или виртуальном мире. Там он значим, там его любят, а иногда и преследуют - отсюда все мании и навязчивые состояния. Как правило, приступы ликантропии у человека либо кратковременны, но повторяются часто, либо он вообще не выходит из «приступа», считая себя зверем, и никакого «просветления» не происходит.

Человеческая психика очень плохо изучена, поэтому даже сегодня с психиатрами трудно спорить. И мало кто верит в возможность физического превращения человека в волка или какое-либо иное животное. Однако полностью переубедить всех, что оборотней не существует, даже в XXI веке, даже всем врачам вместе, вряд ли удастся.

Кроме «психической» ликантропии, когда человек считает себя зверем, есть и «физическая» - когда человек имеет физические признаки волка, обычно рудиментарные от рождения. Так, в Мексике, в Гуаладжаре, находится центр биомедицинских исследований, в котором доктор Льюис Фигуерра уже много лет изучает «генетическую ликантропию». Доктор исследует одну из мексиканских семей, состоящую из 32 человек, - семью Ацива. Все они страдают от редкой генетической болезни, которая передается по наследству и вызывает сильное изменение человеческого облика. Вся поверхность тела людей из семьи Ацива (в том числе и у женщин) покрыта густой шерстью, даже на лице, ладонях и пятках. Совсем нетипичными являются также их осанка, голос и мимика.

Уже много десятков лет Ацивы заключают только внутриродовые браки, поэтому, как считает доктор Фигуерра, причиной их заболевания является ген, передаваемый по наследству. Данная мутация возникла у членов этой семьи еще в Средние века, но позже, до конца XX века, никак себя не проявляла.

Сейчас все Ацивы живут на севере Мексики, в горном городке Закатекас, который известен также по шестой книге Карлоса Кастанеды «Дар орла», в которой он рассказывает о способности шаманов, называемых в народе «нагуалес», превращаться в животных для достижения внутреннего Нагваля - просветления. Местные жители относятся к ним презрительно, если даже не враждебно, отказываясь поддерживать с «проклятым семейством» какие-либо связи.

Психическими отклонениями никто из Ацивы не страдает, поэтому вряд ли это заболевание можно причислить к ликантропии подобно тем, о которых говорилось раньше, но доктор Фигуерра, утверждающий, что эта болезнь неизлечима, называет ее «геном ликантропии», который он надеется рано или поздно найти и обезвредить.

Некоторые из исследователей трансформации оборотней говорят, что формы оборотня действительно зависят от его восприятия. Кроме этого утверждается, что сама сущность сохраняет память или информацию об изначальном теле, что дает возможность оборотню возвращать свою изначальную форму. Восприятие приводит к состоянию перехода сущности, то есть к состоянию трансформации. Наблюдая «всего лишь» клинических ликантропов, можно заметить, что трансформация - даже в рамках психического заболевания - начинается не сразу, а после определенного момента изменения свойств личности ликантропа как индивидуума.

В Германии существует Рейнский институт по изучению нетрадиционной медицины. Профессор этого института Гельмут Шульц много лет занимается исследованием оборотней и относится к этому явлению вполне серьезно. Шульц считает, что оборотничество - это наследственное генетическое заболевание. Шульц пишет, что наиболее часто оборотни рождаются в малонаселенной местности, где люди многие годы, поколение за поколением, живут в довольно замкнутом небольшом кругу, а следовательно, бывают и родственные браки. В одной из своих монографий Шульц пишет следующее.

Возможно, эта болезнь как раз и есть результат кровосмешения. Современная медицина сегодня не в состоянии разобраться в механизме заболевания. Но совершенно очевидна способность оборотней менять на некоторое время свою биологическую форму, не теряя белковой основы. Объяснять это богатое явление чисто психической аномалией, когда больной лишь воображает себя оборотнем, было бы очень глупой ошибкой.

Существует мнение, что клинический ликантроп является всего лишь стадией развития существа на пути его превращения в настоящего оборотня. Подразумевается, что меняется восприятие этого существа, происходит его адаптация к присутствию в новой сущности, а затем меняется и сама форма существа, приспосабливаясь под новую сущность. Нечто подобное наблюдается у тех, кто с детства занимается подводным плаванием. Наблюдая жизнь под водой, они ощущают свое единение с этим миром. Подводный мир становится их миром, их жизнью. Как следствие, такие люди начинают чувствовать себя лучше не в мире людей, а в ярком, красочном мире рыб и кораллов.

И в том и в другом случаях можно заметить, что для проявления этого эффекта необходимы определенные серьезные факторы. Поэтому не представляется возможным рассматривать появление оборотней как типичный случай. Скорее всего, это исключения. Чаще всего ликантроп не доходит в своем развитии до уровня оборотня. Это объясняется воздействием ограничивающей его среды обитания и воспитания.

Большинство исследователей этого вопроса утверждают, что вой волков, фазы Луны, запахи или окружающая обстановка влияют на сознание ликантропа, побуждая его к действию. Это воздействие можно охарактеризовать как многократно усиленное желание что-то сделать. В таком состоянии человек расщепляет свое сознание, подавляя в себе то существо, которое принято считать человеком.

Такое состояние крайне обостряет чувства, меняет восприятие. Этим в современной психиатрии и объясняют большинство случаев проявления клинической ликантропии.

Из книги Книга вампиров автора Деружинский Вадим Владимирович

ГЛАВА 27. О ПРИРОДЕ ВАМПИРИЗМА: СНОВИДЕНИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ После публикации в прессе ряда моих статей на тему вампирологии читательница из Минска Элина Девочко прислала свои размышления о природе вампиризма. Она писала:«Вампиризм - что это? Вопрос этот, как бы

Из книги Книга оборотней автора Бэринг-Гулд Сэбайн

Глава вторая ЛИКАНТРОПИЯ В ДРЕВНОСТИ Что такое ликантропия? - Марцелл Сидийский. - Вергилий. - Геродот. - Овидий. - Плиний. - Агриопас. - Петроний. - Легенды Аркадии. - ТолкованиеЧто такое ликантропия? Ликантропия - это превращение мужчины или женщины в волка,

Из книги Люди-феномены автора Непомнящий Николай Николаевич

Что такое ликантропия? Оборотень – одна из центральных фигур древнейших суеверий. Вместе с вампирами, ведьмами, русалками, призраками и колдунами он существует уже тысячи лет, наводя ужас на взрослых и детей в больших городах и глухих местечках.Слово «ликантроп», от

Из книги Тайны и загадки смерти автора Плотнова Дарья

Глава 1 Клиническая смерть Клиническая смерть – остановка сердца пациента на несколько минут с дальнейшим открытием в себе фантастических возможностей, осмыслением космических истин, приобретением миссии и назначений в жизни, и другими астральными

Из книги Экстрасенсорика. Ответы на вопросы здесь автора Хидирян Нонна

Испытание «клиническая смерть» Частенько до того, как нас позовут на испытание, я вижу образы, цвета, цифры, буквы.Накануне мне пришло видение: 5 стульев, на которых сидят люди. Второй по счету парень – с темными длинными волосами, очень мягкий и с красивыми чертами лица.Я

Из книги Опыт прошлых жизней. Как узнать о собственных ошибках и исправить их автора Линн Дениз

Клиническая смерть: соприкосновение со светом Тысячи людей пережили такие же, как у меня, состояния, при этом определенные детали в большинстве случаев совпадают. На начальных стадиях клинической смерти обычно ощущается глубокий покой и отсутствие принадлежности

Ликантропия – одно из самых загадочных явлений современной психиатрии. Эта болезнь пришла из Средневековья, в котором ее боялись и считали реальностью. Современное ее проявление лишено признаков мистицизма, зато обладает полноценными клиническими признаками и механизмом лечения.

Ликантропия - что это?

На вопрос о том, что такое ликантропия, может ответить любой психотерапевт или психиатр. Это расстройство самовосприятия и поведения, предполагающее, что его обладатель считает себя животным или проявляет свойственные ему повадки. Банальное переубеждение здесь не срабатывает, поскольку больной искренне верит в свое второе «Я», считая «разоблачителей» лгунами.

В Средние века врачи отказывались считать этот навязчивый синдром заболеванием. «Лечением» занималась церковь, предполагая под ним заточение в монастыре или сожжение на костре. Это не способствовало изучению синдрома, поэтому о нем известно сравнительно немного. Современный институт Гронингена в Нидерландах занимается изучением этого расстройства и сбором всех известных случаев.

Болезнь ликантропия

Клиническая ликантропия вызывается нарушением работы определенных участков коры головного мозга, отвечающих за движение и ощущение. С помощью сенсорной оболочки мозга человек формирует представление, как об окружающем мире, так и о себе самом. Дефекты оболочки позволяют обладателю синдрома считать себя животным и визуализировать его поведенческие привычки.

Психическое заболевание ликантропия

Стоит признать, что ликантропия у человека (от греч. «ликос» - волк и «антропос» - человек) действительно является психическим нарушением. К психологии оно имеет опосредованное отношение: это заболевание не может быть временным дисбалансом на почве стресса или . «Оборотни» всегда имеют в комплексе параноидальный бред, острый психоз, биполярное расстройство личности или эпилепсию.

Ликантропия - симптомы

Синдром оборотня в силу редкости и небольшой изученности обладает расплывчатым списком симптомов, легко причисляемых к целому перечню психических деформаций. Как бы ни была уникальна ликантропия, признаки ее похожи на шизофрению:

Специализированное лекарство от ликантропии пока не изобретено. Ее симптомы приглушаются теми же способами, которыми лечат аналогичные болезни с искаженным восприятием собственной личности. В их число входят антидепрессанты разной мощности, препараты от бессонницы и регулярные беседы с психотерапевтами. К сожалению, заболевание можно стабилизировать, но не излечить полностью.

Психиатры до сих пор знакомятся со всевозможными проявлениями ликантропии, поскольку она не менее разнообразна, чем мир животных. Люди-«оборотни» встречаются все реже или избегают встречи с врачами, подсознательно догадываясь об экстраординарности своего заболевания. Она плохо поддается лечению, но легко контролируется медиками.

Ликантропия - миф или реальность?

Споры о том, существует ли ликантропия и насколько она распространена, регулярно ведутся среди медиков. В этом она похожа на , возникшую из-за генетических отклонений, вызванных браками между родственниками. При ней нарушается выработка гемоглобина, провоцируя быстрое разрушение кожи под воздействием солнечного света.

Порфирия и ликантропия схожи в том, что раньше они считались чертами характера сказочных персонажей. С развитием медицины оказалось, что мифы и детские «страшилки» утрировали реальные проблемы со здоровьем. Синдром оборотня стали считать нарушением психологии в 1850 году: с того момента доктора насчитали 56 людей, считающих себя оборотнями, умеющими превращаться в дикое или домашнее животное.


Ликантропия - реальные случаи в наши дни

Такое необычное заболевание ликантропия, реальные случаи которой встречаются не так часто, вызывает у людей желание ассоциировать себя с волком. Из 56 случаев 13 были связаны с тем, что пациент считал себя этим животным и наотрез отказывался верить в свое «человеческое» происхождение. Остальные «оборотни» были уверены в том, что они – змеи, собаки, кошки, лягушки или пчелы. Врачи с удивлением признаются, что были уверены в том, что придется столкнуться с большим количеством больных.

Самым изученным остается синдром оборотня, настигший испанского серийного убийцу Мануэля Бланко, попавшего к врачам в 1852 году. Он добился от суда признания того, что часть преступлений совершил волк, в которого он превращался. Пытаясь убедить психиатров в своей правоте, он показывал им воображаемые клыки и требовал на обед исключительно сырое мясо. При взгляде в зеркало Мануэль говорил, что видит там волка.



Болезнь оборотней или оборотничества принято называть ликантропией. Впервые этот термин появился в 1584 г. В книге английского исследователя Р. Скотта «Разоблачение колдовства». Он ввел это понятие после тщательного изучения трудов древних медиков, которые считали оборотничество болезнью и пытались ее лечить.

В трудах александрийского врача Павла Эгинета содержится подробный анализ болезни и причин, ее вызывающих. Этот медик считал, что заболевание может быть вызвано различного рода умственными расстройствами и употреблением некоторых галлюциногенных средств.

Он также приводит описание симптомов, характерных для страдающих ликантропией людей. К ним он отнес ослабление зрительных функций, бледность кожных покровов, полное отсутствие слюны и слез, повышенную жажду, израненные нижние конечности.

Кроме этого, у больных ликантропией отмечалось непреодолимое желание идти ночью на кладбище и выть на луну до самого восхода солнца.

В качестве лечения от ликантропии эскулап рекомендовал очищение желудка, особую систему питания, кровопускание. Чтобы исключить ночное хождение и обеспечить спокойный сон, больному рекомендовалось натирать внутренние поверхности ноздрей опиумом.

Внешность человека, заболевшего ликантропией, очень быстро начинала изменяться. По рассказам больных, в начале приступа они испытывали легкий озноб, постепенно переходящий в лихорадку. При этом возникала сильнейшая головная боль и неутолимая жажда. Больной также страдал от затруднения дыхания, проступала испарина. Руки удлинялись и заметно опухали, кожные покровы на лице и конечностях расплывались и грубели. Пальцы на ногах сильно искривлялись, становясь похожими на когти. При этом ликантроп не мог носить обувь и старался избавиться от нее. Сознание ликантропа также изменялось: у него возникали признаки клаустрофобии - человек ощущал страх перед закрытыми помещениями и всеми силами старался выбраться из дома на улицу.

Далее появлялась тошнота, начинались спазмы желудка. Человек-ликантроп ощущал сильное жжение в грудной клетке. Речь его становилась невнятной, из горла вырывалось гортанное бормотание. На этой фазе приступа больной ликантропией старался освободиться от одежды, вставал на четвереньки. Кожные покровы начинали темнеть и покрывались матовой шерстью. На голове и лице вырастал грубый волосяной покров, делающий человека похожим на животное.

У оборотня просыпалась дикая жажда крови, не в силах преодолеть которую он убегал на поиски жертвы. Подошвы ног и ладони затвердевали настолько, что он мог бегать по острым камням, не причиняя себе ни малейшего вреда.

Нападал ликантроп на первого же попавшегося человека, острыми зубами прокусывал артерию в области шеи и выпивал кровь. Удовлетворив свою жажду, оборотень терял силы, падал на землю и засыпал до утра. На рассвете он снова становился человеком.

Оборотень заранее чувствовал приближение приступа, но предотвратить его был не в силах - быстрота превращения не позволяла принять каких-либо специальных мер.

Некоторые из ликантропов старались спрятаться в подвалах своих домов и пережить приступ оборотничества там. Другие уходили в чащу леса и старались выплеснуть свою агрессию на растения, катаясь по земле, громко рыча и царапая стволы деревьев.

Множество поверий об оборотнях существовало и в России. Здесь всегда верили в то, что искреннее слово, высказанное от всей души пожелание имеют определенную силу и могут исполниться. Это относится и к проклятию.

Люди считали, что проклятие, вырвавшееся в состоянии злобы, может привести к тому, что человек, которому оно было послано, превратится в оборотня.

По мнению православных священников, проклятия обязательно услышит Сатана и воспользуется этим, чтобы забрать душу проклятого в свои сети.

Так, известен случай появления оборотня в пригороде Москвы. В одном из районов участились случаи нападения на домашний скот. Пастух рассказал, что видел, как на его собаку напала огромных размеров медведица. На зверя была объявлена охота, но поймать его никак не удавалось. Люди заподозрили, что дело связано с нечистой силой, и обратились за помощью к местному священнику.

При помощи молитв медведицу удалось заманить в ловушку и убить серебряной пулей. Оказалось, что под медвежьей шкурой скрывалась обыкновенная женщина.

В окрестностях Москвы встречались оборотни, превращавшиеся в медведей, волков и даже крыс. Существует предание, что в волка обращался и разбойничал по дворам бояр знаменитый опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов.