Главная · Запор · Бежин луг сообщение о мальчиках. Конспект урока: " Характеристика мальчиков из рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг""

Бежин луг сообщение о мальчиках. Конспект урока: " Характеристика мальчиков из рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг""

Каждую из этих историй рассказывают и слушают пять очень разных и очень интересных мальчишек из окрестных деревень. Практика многолетнего изучения этого рассказа знала использование всех пяти характеристик мальчиков в рассказе «Бежин луг», но использовался и прием сопоставления характеристик двух главных рассказчиков. Мы также рекомендуем этот путь и используем его для неторопливого и четко расчлененного сочинения о крестьянском мальчике XIX в.- о своем ровеснике. Весь процесс работы над сопоставлением характеристик связан со стремлением понять, как автор создает каждую, какими способами выражает свое отношение к героям, как дает портретное описание и как в это описание включается авторская оценка, каким способом показывает нам на этапе самого первого, внешнего знакомства с героем свое к нему отношение. Иногда оно выражено в словах прямой оценки, иногда - при помощи моментов менее явных, описательных:

О том, что Павлуша понравился автору, сказано напрямик. По более скептическое отношение ко второму рассказчику выражено в манере описания, в общей характеристике лица (незначительно). Логика рассказа о человеке у себя пока только формируется. Мы помним, что и Павлуша и Ильюша рассказывали о светопреставлении. При этом Павлуша рассказывает о том, как все «перетрусились» во время солнечного затмения: и он сам, и все жители деревни, и даже барин, который предупреждал народ об этом событии. Рассказывает он неторопливо и весело. Единственный раз за всю ночь они смеются, слушая этот рассказ, который состоит из нескольких забавных сценок - зарисовок. Рассказ о прошедшем и, как уже выяснилось, напрасном страхе вызывает добродушную усмешку. Голос Васи заставляет задуматься и пугает. Он пытается во всем разобраться сам и думает напряженно, всегда приходя к конкретному решению.

Тут и стряпуха, которая перебила все горшки в печи, и бочар Вавила со жбаном на голове, которого приняли за Тришку, и староста, который в канаву залез, и старостиха, которая в подворотне застряла, и Дорофеич, который вскочил в овес «и давай кричать перепелом»… Смеясь над его рассказом, мы видим и самого рассказчика: его открытую прямоту и честность (он сказал и о том, что сам струсил, и показал, что бояться, оказывается, было нечего), его умение видеть смешное и относиться к нему без издевки. Видим его наблюдательность и способность рассказать обо всем обстоятельно, ярко, занимательно, даже весело.

Иное дело Ильюша - он сам врывается в рассказ Павлуши. Мы слышим легенду о Тришке, которая вызывает в нем страх и восхищение перед таинственной силой «удивительного человека». Он готов стыдить нас за то, что они не знают этого героя легенд: Илыоша свято верит, что настанет время и Тришка «будет соблазнять народ христианский». Его любовь ко всему таинственному, искренняя и самозабвенная вера во всякие чудеса, откровенный испуг перед неведомыми силами рисуют натуру слабую и поэтичную. Так, сопоставление эпизодов также дает возможность7 охарактеризовать - доказательно и уважительно - каждого из этик очень разных мальчуганов. Работу по сопоставлению можно обогатить обращением к лаборатории писателя; напомним, что в набросках к «Бсжину лугу» была такая запись: «Федя красив, смел, Павлуша труслив, Ильюша поэтичен, Костя - глупый и мрачный».

Нас обычно очень удивляет эта запись, и они готовы спорить с самим автором. Но нам важно не только их удивление и настрой на защиту уже сложившихся представлений, а еще одна возможность заглянуть в лабораторию писателя, тот повторный взгляд на каждого из мальчиков, который Читатели вынуждены сделать, услышав, как оценил их автор в предварительном наброске. Как он относится к непонятным, странным происшествиям, которые пугают других мальчиков, к тому, что происходит у костра? Многое, что пугает мальчиков (голос цапли, куличков), его не пугает, потому что он знает, что это такое, и потому не только сам не боится, но и успокаивает товарищей. В непонятном для себя старательно пытается разобраться (так, например, происходит с голосом из бучила). Его желание разобраться очень быстро переходит в действие: припомним, как стремительно помчался он за волками; любознательность и решительность, а не только смелость стоят за каждым из его поступков.

Откуда знал Илыоша то, о чем он рассказывал у костра? Только одна история произошла с ним самим. Обо всем остальном он слышал и запоминал рассказы разных людей. Можно даже припомнить этих людей: псарь Ермила, дедушка Трофимыч, бабка Ульяна. Конечно, они едва ли рассказывали все эти истории двенадцатилетнему мальчику. Он просто с необычайной жадностью ловил любые подобные рассказы и разговоры взрослых.

Он с увлечением и необычайной быстротой подхватывает любой разговор на «странную» тему. В его рассказах мы видим не только чрезвычайно целеустремленную память, но и увлеченность всем этим фантастическим миром, бурную и с детства определенным образом направленную фантазию.

Автор не выражает таких симпатий Ильюше, но и у этого мальчика, как ни странно, находится гораздо больше сторонников, чем предполагает Читатель. Особенно много сочувственных реплик слышишь от девочек: «Он так много помнит», «Такой слабый, а историй знает больше всех…»

Итак, мы строим разговор о мальчиках, в значительной мере опираясь на их беседу у костра. Но мальчики потому и разговорились, что они были под влиянием ночной темноты, полной неразгаданных звуков и готовой направить фантазию человека на поиски самых неожиданных объяснений неведомого. Так, начав анализ рассказа с наиболее интересного и доступного, мы приближаемся к одной из самых важных проблем, которые стоят в этом произведении,- к проблеме отношения человека к природе, к проблеме умения видеть и слышать все, что вокруг тебя, а значит, и умения рассказать обо всем этом.

    Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием. В произведениях Тургенева...

    Павлуша – один из мальчиков, встреченных охотником у ночного костра. Сначала мы узнали имя героя, потом автор описал внешность мальчика, в немногих репликах и поступках раскрылся характер двенадцатилетнего мужичка. Внешность Павлуши непримечательна:...

  1. Новое!

    Место и значение пейзажа в рассказе. (Описанию природы в рассказе Тургенева отводится много места; природа здесь - одно из действующих лиц, и это отмечено названием рассказа. «Бежин луг» начинается и заканчивается описанием природы, и центральная его...

  2. (1 вариант) В середине XIX века И.С. Тургенев создает свои знаменитые сборники охотничьих рассказов «Записки охотника». В центре сборника – судьба русского крестьянства, так волновавшая передовую интеллигенцию того времени. По-новому взглянул на жизнь...

Тип урока: обобщение изученного.

Цели урока:

образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; выяснить соответствие территориальных единиц, существовавших в 19 веке, с сегодняшним разделением;

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;

развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста;

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации журнала “Современник”, “Записки охотника”, издание “Записок охотника”, раздаточный материал (листы на столах), иллюстрации, презентация к рассказу “Бежин луг”; учебник-хрестоматия Т.Ф. Курдюмовой, 6 класс.

Ход урока

“Записки охотника” – по- видимому, самое долговечное из всего, что я написал.

И.С. Тургенев

1. Оргмомент.

Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о мальчиках– героях рассказа “Бежин луг” (См. тему и цели урока)

Мы снова возвращаемся к творчеству И.С. Тургенева. Эпиграфом к уроку служат слова самого писателя.

(Чтение эпиграфа учителем.)

– Почему так считал И.С. Тургенев? (Ответы учащихся.)

3. Проверка домашнего задания (карточка №1)

Вспомните биографию писателя. Скажите, как называется имение И.С.Тургенева, одно из самых известных литературных мест в России? Почему?

(Ответ учащегося на задание №1)

– Ребята, перечислите рассказы, которые вошли в цикл “Записки охотника”.(“Хорь и Калиныч”, “Степь”, “Уездный лекарь”, “Льгов”, “Ермолай и мельничиха” и другие.)

– Итак, из биографии Тургенева мы знаем, что он любил охотиться, поэтому много путешествовал, а, следовательно, бывал во многих местах.

– Ребята, назовите место, с которого начинается путешествие рассказчика? (Чернский уезд, Тульской губернии (С.125.)

– Как вы понимаете слово “уезд”? А как слова “губерния”? Подберите синонимы к этим словам. (“Уезд” – район, “губерния” – область.)

– Ребята, откройте читательские дневники. Давайте обратимся в карте литературного краеведения Липецкой области и попытаемся проследить творческий путь И.С.Тургенева.

И наши места не остались не замеченными Тургеневым. Первая запись, которая фиксировала замысел писателя о создании рассказа, была сделана в августе 1850 года: “Бежин луг. Описать, как мальчишки гоняют лошадей в пустыри на ночь”.

Герой-рассказчик охотится в Чернском уезд, Тульской губернии. В настоящее время – это место на карте находится в Тульской области между сёлами Кытино и Ступино. В конце 1950-х годов выходит в рассказ “Лебедянь”, в котором описаны вся красота природы г. Лебедяни, входящей в нашу молодую Липецкую область, образованную в 1954 году. В начале 1940-х годов писатель посетил этот город.

Итак, мы видим, что от “Бежина луга” Тургенев продолжает свой путь в Лебедянь.

4. Погружение в атмосферу, изображённую в рассказе “Бежин луг”

Рассказ о мальчиках в ночном – не просто очерк о представлениях детей одной из деревенек средней полосы России о мире вокруг них. Это и поэтическая картина родной природы, и описание уже определившихся характеров подростков и их взглядов, и раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей России.

На доске спроецирована иллюстрация художника В.Е.Маковского “Ночное”

Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку реку, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони.

Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разного рода былички, бывальщины. Для нас они интересны, необычны. Они – другие. Наверное, не меньший интерес испытывал герой-рассказчик “Бежина луга”.

– Перескажите встречу охотника с мальчиками. (Пересказ учащихся.)

– Ребята, вспомните, что означает понятие “очерк”. (Заслушивается ответ учащихся.)

Очерк – небольшое литературное произведение краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

Дайте определение слову “рассказ” (с. 395)

Рассказ-жанр эпоса, небольшое произведение, посвященное отдельному событию в жизни героя.

5. Работа с литературоведческим словарем (с.395.)

Что общего? Чем различаются?

По вопросу определения жанра мнения расходятся: очерк или рассказ. Так как Тургенев включил “Бежин луг” в сборник рассказов “Записки охотника”, то мы будем называть его рассказом, а не очерком.

  • Ребята, почему рассказ называется “Бежин луг”? Зачитайте. (С. 124)

(Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находился в 13-ти км от Спасского-Лутовинова.)

  • Кто главный герой произведения?

Попробуйте охарактеризовать сюжет очерка.

(Сюжета как такового нет, ничего не происходит )

Сюжет максимально ослаблен, и по нему нельзя сказать о героях.

Обычно пейзаж являлся фоном развития событий, то здесь, наоборот.

Что же тогда происходит. (Краткий пересказ текста.)

(Охотник заблудился после охоты, оказался ночью среди деревенских мальчишек, которые на лугу рассказывали страшные истории, а утром покинул “Бежин луг”.)

6. Беседа.

– Давайте исходя из понимания такой структуры подумаем: “ Почему именно “Бежин луг ”?(В сознании автора есть воспоминания о том, как он заблудился, картины природы в разное время суток, образы мальчишек, судьба Павлуши -все это связано с Бежиным лугом, как с географическим метом происшедшего, так и цельным ощущением автора от всех этих событий.)

Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?

Ребята, назовите героев рассказа “Бежин луг”? Сколько их?

(Их пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня.)

3) Давайте дадим общую характеристику мальчиков.

(Сообщение уч-ся по карточке №2.)

– Кто из мальчиков, по мнению рассказчика, был из богатой семьи? Какие особенности его поведения подметил рассказчик?

Мы наблюдаем за подростками на фоне летней ночи и видим, как сложились характеры и определились взгляды. О бедности и ранней работе крестьянских детей в 19 веке писали много и сочувственно.

Что еще, самое важное кроме бедности удалось показать автору?

(Тургеневу удалось показать не только их обездоленность, но и одаренность, духовную красоту ребят.)

4) А теперь следующее задание. Создайте портрет одного из мальчиков, (пять учеников описывают пять мальчиков .)

Можно создать характеристику, обратясь к иллюстрациям на ваших столах. (Иллюстрация Ильюши или Кости.)

Ребята, кто из мальчиков вам больше всего понравился? Найдите описание этого героя в тексте. Зачитайте.

– Почему выбрали этого героя?

Дома некоторые из вас подготовили рисунки.

– Какие индивидуальные черты внешности, характера героя, вы старались изобразить?

– Кто из мальчиков вызвал наибольший интерес и симпатию у рассказчика? Попробуйте объяснить, почему. Зачитайте из учебника этот фрагмент.

А теперь перейдем к подробной характеристике каждого мальчика. На доске вы видите план характеристики.

План характеристики

1. Портрет мальчика.

2. Его роль среди товарищей.

3. История, которую рассказал герой.

4. Поведение мальчика.

5. Характер героя.

– Давайте по нему охарактеризуем каждого мальчика. (Подбор цитат к пунктам плана.)

7. Характеристика героев

– Можно характеризовать мальчиков с помощью цитат, подобранных к каждому пункту плана.

Давайте обратимся к заданию №6.

Какую роль в рассказе играет фольклор? С какими фольклорными жанрами мы сталкиваемся?

(Ребята рассказывают разного рода былички, бывальщины. Фольклорные жанры: былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, анекдоты, песни, частушки, заклички, приговорки, дразнилки и другие.)

– Как вы понимаете слово быличка? А что означает слово бывальщина ? А что такое поверье ?

(Ученик работает у доски)

(Быличка – небольшой рассказ о действительном происшествии, случившемся с героем рассказа и его близкими.

Бывальщина – в русском народном творчестве – это короткие устные рассказы о будто бы имевших место невероятных происшествиях.

Поверье – предание, основанное на суеверных представлениях.)

– Чем бывальщина отличается от былички? (Таблица 1)

Дать задание на ноутбуках

– Сравните фрагменты. Вопросы для сравнения вы видите на доске.

Вопросы для сравнения фрагментов.

  • Что вы можете сказать об объеме высказывания?
  • А что о знаках препинания в каждом рассказе?
  • Как относится Павлуша к своему рассказу?
  • А как Ильюша?
  • Чем насыщена речь Ильюши и чего нет у Павлуши?
  • – Итак, сравните фрагменты. Что отличает их друг от друга?

    (Отличия:

    1) Объем высказывания : Павлуша кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Ильюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить слушателей. Применяет ораторский прием.

    2)Знаки препинания:

    У Павлуши нет ни одного вопросительного предложения, ни одного восклицания, ни одного многоточия.

    Но все это есть в речи у Ильюши: знаки, которые передают эмоциональный накал речи, налицо, вплоть до многоточий – они предполагают, что в это время речь, очевидно, прерывалась многозначительной паузой.

    Павлуше смешон собственный страх, который уже давно остался в прошлом.

    Илюша же в современном восторге от возможности испугать своих слушателей, да и сам не против того, чтобы еще раз пережить страшное воспоминание.

    9. Беседа по вопросам.

  • Подумайте, каковы причины повтора в речи Ильюши: “Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни!” (Убеждение в реальности этого события.)
  • Что еще присутствует в речи ребят? Какие это слова?

    (Диалектные и просторечные слова.)

    Приведите примеры диалектов.

    (“Откентелеева” (откуда), “на-поди, напредки (наперёд, сначала), “боча” (бондарь, ремесленник, изготовляющий бочки).

    – Приведите примеры просторечий.

    (“Хоша” (хоть), “перетрусился”

    (испугался), “эфто” (это), “слышь” (слышишь), “шти” (щи), “хрестьяне” (христиане – крестьяне”, “испить” (выпить, напиться), “зачнётся” (начнётся), “куды” (куда), “запужала” (напугала), “авось” (всё равно).

    Итак, какой мы можем сделать вывод в речи ребят?

    (Речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична.

    Речь Ильюши эмоциональна, он не только повествует – он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.)

    – Ребята, давайте обратимся к последнему заданию нашего читательского дневника.

    – Ребята, кем, по-вашему мнению, является рассказчик, повествуя о своём приключении? (Писатель.)

    – А кем он является по своему увлечению? (Охотник.)

    – А кем герой-рассказчик становится в окружении мальчиков, у костра? (Наблюдатель.)

    На доске:

    Писатель – охотник – активный наблюдатель

    10. Итог урока.

    Итак, сегодня на уроке мы обращались к проблеме взаимодействия человека и природы, которое приносит в рассказ автор; знакомились с пятью очень разными мальчиками у костра, с их размышлениями и сомнениями; работали над различными видами характеристик героев рассказа “Бежин луг”.

    Эта работа облегчит ваше домашнее задание.

    11. Домашнее задание.

    – Откройте тетради и запишите домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру “Характеристика литературного героя”. На эту тему мы продолжим работу на уроках русского языка в 7классе и на уроках литературы с в 9-11 классах. А пока, согласно плану, дайте характеристику одного героя.

    12. Выставление оценок.

    Учитель комментирует поставленные оценки.

    – Урок окончен, спасибо за внимание.

    К плеяде замечательных русских писателей 19 века, получивших мировое признание и любовь читателей ещё при жизни, относится Иван Сергеевич Тургенев. В своих произведениях он поэтически описывал картины русской природы, красоту человеческих чувств. Творчество Ивана Сергеевича - это сложный мир человеческой психологии. С рассказом «Бежин луг» в русскую литературу было впервые введено изображение детского мира и детской психологии. С появлением этого рассказа произошло расширение темы мира русских крестьян.

    История создания

    Крестьянские дети рисуются писателем с нежностью и любовью, он отмечает их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатель пробуждал у читателей любовь и уважение к крестьянским детям, заставлял думать об их дальнейших судьбах. Сам рассказ - это часть большого цикла под общим названием «Записки охотника». Примечателен цикл тем, что впервые в русской литературе на сцену выведены типы русских крестьян, описанные с такой симпатией и подробностями, что современники Тургенева сочли, что появилось новое сословие, которое достойно литературного описания.

    В 1843 г. И.С. Тургенев познакомился с известным критиком В.Г. Белинским, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». В 1845 г. Иван Сергеевич решил полностью посвятить себя литературе. Лето он проводил в деревне, отдавая всё свободное время охоте и общению с крестьянами и их детьми. Впервые планы создания произведения озвучиваются в августе сентябре 1850 г. Тогда на черновике рукописи появились записи, содержащие планы написания рассказа. В начале 1851 г. рассказ был написан в Петербурге и в феврале был опубликован в журнале «Современник».

    Анализ произведения

    Сюжет

    Рассказ ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Однажды в июле, во время охоты за тетеревами он заблудился и, идя на огонь горевшего костра, вышел на огромный луг, который местные жители называли Бежиным. Возле костра сидели пятеро крестьянских мальчиков. Попросившись у них на ночлег, охотник лёг у костра, наблюдая за мальчиками.

    В дальнейшем повествовании автор описывает пятерых героев: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора, их внешность, характеры и рассказы каждого из них. Тургенев всегда был неравнодушен к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывает он в своих произведениях. Большинство из них живёт тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

    Герои и характеристики

    С глубокой симпатией описывает автор пятерых мальчиков, у каждого из которых свой характер, внешность, свои особенности. Вот как описывает писатель одного из пятерых мальчиков, Павлушу. Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба.

    По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят. Этот мальчик вызывает наибольшие симпатии не только у автора, но и у читателя. С одной хворостиной, не испугавшись, ночью, он один поскакал на волка. Павлуша прекрасно знает всех зверей и птиц. Он смел и не боится примет. Когда он рассказывает, что ему показалось, как его звал водяной, трусоватый Илюша говорит, что это дурная примета. Но Павел отвечает ему, что в приметы он не верит, а верит в судьбу, от которой никуда не убежишь. В конце рассказа автор сообщает читателю, что Павлуша погиб, упав с лошади.

    Далее идёт Федя, мальчик четырнадцати лет «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». Он старше всех среди ребят. Ведёт он себя важно, по праву старшего. Говорит покровительственно, как бы опасаясь уронить своё достоинство.

    Третий мальчик, Илюша, был совсем другой. Тоже простой крестьянский паренёк. На вид ему не более двенадцати лет. Его незначительное вытянутое, горбоносое лицо имело постоянное выражение тупой, болезненной заботливости. Губы были сжаты и не шевелились, а брови были сдвинуты, как будто он всё время щурился от огня. Мальчик опрятный. Как описывает его внешность Тургенев, «верёвка тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку». Ему всего 12 лет, но он уже работает с братом на бумажной фабрике. Можно сделать вывод, что мальчик он трудолюбивый и ответственный. Илюша, как заметил автор, хорошо знал все народные поверья, которые напрочь отрицал Павлик.

    Костя выглядел не более, чем на 10 лет, маленькое веснушчатое личико было заострено, как у белочки, огромные чёрные глаза выделялись на нём. Одет он был тоже бедно, худенький, маленького росточка. Говорил тоненьким голоском. Внимание автора привлекает его печальный, задумчивый взгляд. Мальчик он немого трусливый, но, тем не менее, выходит с мальчиками каждую ночь пасти коней, сидеть у ночного костра и слушать страшные истории.

    Самый незаметный мальчик из всех пятерых - это десятилетний Ваня, лежавший возле костра, «смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову». Он - самый младший из всех, писатель не даёт ему портретной характеристики. Но все его действия, любование ночным небом, восхищение звёздами, которые он сравнивает с пчёлками, характеризуют его как любознательного, чуткого и очень душевного человечка.

    Все крестьянские дети, о которых говорится в рассказе, очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. С самого раннего детства они уже знают, что такое труд, самостоятельно познают окружающий мир. Этому способствует работа дома и в поле, и во время выездов в «ночное». Поэтому с такой любовью и трепетным вниманием описывает их Тургенев. Именно такие дети - наше будущее.

    Рассказ писателя не принадлежит только времени его создания, к 19 веку. Этот рассказ глубоко современен и своевременен во все времена. Сегодня, как никогда, требуется возврат к природе, к пониманию того, что надо её беречь и жить с ней в единении, как любимой матерью, но не мачехой. Воспитывать наших детей на труде и уважении к нему, на уважении к трудящемуся человеку. Тогда и окружающий нас мир изменится, станет чище и прекрасней.

    Презентация по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» ученицы 6 «Б» класса ГБОУ школы № 1324 (797) Курановой Марии

    «Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. Кругом не слышалось почти никакого шума. Одни огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг них… Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.»

    «Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские. (…) Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка.»

    1. - Ну, слушаем, - с покровительствующим видом сказал Федя. (Имеет право первого голоса как старший, его уважают ребята, слушают). 2. - Эка! - проговорил Федя после недолгого молчанья, - да как же это может этакая лесная нечисть хрестиянскую душу спортить… (верующий). 3. - А что, Ваня, - ласково заговорил Федя, - что, твоя сестра Анютка здорова? …что она к нам…не ходит?..Ты ей скажи, чтобы она ходила. (…) я ей гостинца дам. - А мне дашь? - И тебе дам. (добрый, заботливый) Характеристика Феди

    «…торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути…»

    Мое отношение к герою и к рассказу Из пяти представленных мальчиков в рассказе «Бежин луг» И. С. Тургенева мне больше всех понравился Федя. Он самый старший, самый умный, имеет опрятный вид. Немногословный, умеет слушать. Федя добрый, к ребятам обращается ласково - Павлуша, Илюшка. Заботливый – спрашивает маленького Ваню о здоровье его сестры Анютки, гостинец двоим обещает. В беседе вставляет свои реплики и комментарии по делу. Ночное для него не труд, а забава, повод пообщаться с крестьянскими ребятишками, которых он не гнушается и не презирает. В нем нет спеси. Образные описания жизни прошлой России в рассказе перерастают в размышления о загадке русской души. Природа оказывается необходимым фоном рассказа. Фольклор и литературная проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах. Рассказ интересный и какой - то родной. Я тоже со своим дедушкой в темноте на природе часто говорю о домовых и других поверьях.

    И. З. Суриков «В ночном» Летний вечер. За лесами Солнышко уж село; На краю далеком неба Зорька заалела; Но и та потухла. Топот В поле раздается: То табун коней в ночное По лугам несется. Ухватя коней за гриву, Скачут дети в поле. То-то радость и веселье, То-то детям воля!.. «Редко соединялись в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство», - Ф. И. Тютчев о «Записках охотника»

    Характеристика Мальчиков из произведения «Бежин луг» И.С.Тургенев

    Ночь. На лугу около костра пять мальчиков. В котелке варится картошка. Поблизости пасутся лошади. Вдруг собаки залаяли и бросились в темноту. Широкоплечий неуклюжий парнишка, молча, вскочил, прыгнул на лошадь и поскакал вслед за собаками.
    Это был Павел, один из героев рассказа Ивана Сергеевича Тургенева "Бежин луг". Павел понравился мне больше других ребят. Он был из бедной крестьянской семьи и одет был очень бедно, лицо изрыто оспой, а голова, как говорится, с пивной котел. Павел - немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля.
    Но было в Павле что-то очень привлекательное. Особенно ясный умный взгляд, сильный голос, спокойствие и уверенность. Еще больше привлекает в нем его деятельность. Все ребята сидели, а он варил картошку, следил за костром. И рассказы его отличались от рассказов других ребят. Павел всегда говорил только о том, что сам видел, в его рассказах был юмор. И когда он рассказывал, как ждали дня, когда Тришка-антихрист должен был спуститься на землю, все ребята смеялись.
    Еще из мальчиков мне понравился Костя. Правда, он во многом отличался от Павла. Костя на два года младше Павла. У него худое лицо, с острым, как у белки, подбородком, большие черные глаза смотрели всегда немножко грустно, как будто хотели что-то сказать, но на языке таких слов не было. Худенький, он был одет так же бедно, как и Павел. А лицо у него было усталое, с болезненным выражением. оказался ночью в лесу, то, наверное, тоже испугался бы ночных криков. Но не потому, конечно, что вообразил себе леших, а просто так, потому что как-то страшно в темноте.
    Мальчики, о которых пишет Тургенев, были неграмотными, суеверными, и они всерьез верили тому, что рассказывали Костя, Илюша и Федя.

    Но мне понравились не только Павел и Костя, но и остальные мальчики: Федя, Илюша и Ваня. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи. А у Илюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд.

    Зато они многое знали и умели делать: пасли лошадей, помогали взрослым в поле и дома, собирали в лесу ягоды, грибы, особенно хорошо чувствовал себя в ночном Павел. Он лучше всех знал природу, объяснял ребятам, какая птица кричит, кто в реке плещется.
    Костя сказал, что проходил мимо бучила, а там кто-то застонал жалостливо. Костя испугался, вообразив себе водяного. А Павлик сказал, что так могут кричать маленькие лягушки.
    В то же время Костя лучше всех описывал природу в своих рассказах. Он очень красочно описал, как плотник Гаврила встретил в лесу русалку. Павел любил настоящую жизнь леса и поля, а Костя видел во всем этом что-то сказочное.
    Мне, как и Тургеневу, в речи Павла понравился его юмор и здравый смысл, а в речи Кости - мечтательность, поэтичность.
    Было между ними еще одно отличие. Павел был смелым, решительным мальчиком. Я уже написала в начале, как Павел решительно поскакал на лошади. Это он хотел отпугнуть волка, а с собой не взял ничего, кроме хворостины. А когда вернулся, и не подумал похвастаться свой смелостью. А Костю даже сам Тургенев назвал трусишкой. И не зря. Ведь Костя пугался всего непонятного, даже крика лягушки в бучиле.
    Костя был добрым мальчиком. Он очень жалел Феклисту, мать утонувшего Васи. Когда Павел пошел к реке, Костя предостерег его, сказал: "Осторожно, не упади!"
    А Павел заботился о других не на словах, а на деле он бросился спасать от волка не свою лошадь, а всех лошадей. И картошку варил не для себя, а для всех ребят.

    Все пятеро ребят не похожи друг на друга. Они очень разные, но все-таки нашли общий язык, и были очень дружны между собой.

    Характеристика Мальчиков из произведения «Бежин луг» И.С.Тургенев Ночь. На лугу около костра пять мальчиков. В котелке варится картошка. Поблизости пасутся лошади. Вдруг собаки залаяли и бросились в темноту. Широкоплечий неуклюжий парнишка, мол