Главная · Болезни кишечника · Уныние - это состояние апатии и подавленности. Как победить уныние. Парацельс: Маг и врачеватель Что по мнению парацельса приводило к унынию

Уныние - это состояние апатии и подавленности. Как победить уныние. Парацельс: Маг и врачеватель Что по мнению парацельса приводило к унынию

Загадочная личность великого Парацельса (настоящее имя - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, 1493-1541), известного врача, философа, мага и алхимика эпохи Возрождения, привлекала внимание человечества во все времена. Он родился в горной Швейцарии в семье врача на переломе веков. Его жизнь была наполнена признанием и гонениями, фантастическими приключениями и путешествиями. Будучи всесторонне развитым человеком, Парацельс изучал медицину, космологию, антропологию, пневматологию (учение о Духе), магию, алхимию, астрологию и теософию. Он понимал, что "говорят" звезды, минералы, растения, и создал учение на основе законов Природы, которой преданно служил и поклонялся. Но главной заботой великого врачевателя был Человек: призывая на помощь все свои знания, он всегда старался облегчить страдания больного.

Парацельс родился под созвездием Скорпиона - согласно астрологии, этот знак зодиака благоприятен для врачей, изготовителей ядов и лекарств. Хозяин Скорпиона, гордый и воинственный Марс, сильному дает боевую смелость, а слабому - задиристость и желчность. Вся жизнь Филиппа Теофраста фон Гогенхайма подтверждает этот гороскоп. Он смело отстаивал свое право добывать знания во всех частях Земли и среди любых слоев общества. У цыган он узнал о лекарственных травах, у арабов - о влиянии небесных тел на все земное и искусстве изготовления талисманов. В поисках истины Парацельс отправлялся в самые невероятные путешествия. Он странствовал по Германии, Франции, Италии, Нидерландам, Дании, Швеции и России. По слухам, он побывал даже в Африке и Азии, где постиг великие тайны природы. Из-за сложного и экстравагантного характера ученый часто настраивал людей против себя, а многим его страсть к путешествиям казалась бродяжничеством. Но Парацельс был истинным гуманистом - он считал, что милосердие и сострадание к больному должны быть неотъемлемыми качествами доктора. Великий врачеватель язвительно и беспощадно критиковал аптекарей, которые при изготовлении лекарств руководствовались не нуждами пациентов, а собственной материальной выгодой. Он одним из первых стал писать научные книги не на латыни, а на языке обычных людей, чтобы те могли применять его учение на практике.

Парацельс был сторонником герметической медицины, полагавшей, что все причины болезней происходят от невидимой природы человека. Гермес Трижды Величайший, которого древние лекари считали основателем искусства врачевания, не отрицая важности физического тела, верил, что материальная конституция человека является эманацией его невидимых духовных принципов. Все в мире имеет один источник, работает по единым законам и состоит из одних и тех же элементов. Постигнув законы Вселенной, можно объяснить происходящее в человеке; изучив же человека - лучше понять, что происходит в Космосе. Каждая вещь (в философском понимании этого слова) имеет два тела - видимое (субстанциональное) и невидимое (эфирное). Человек с болезненным умом может отравить свою собственную эфирную природу, и эта инфекция, нарушая жизненные силы, позднее разовьется в физическуюя болезнь. Отрицательные астральные влияния отравляют не весь мир, а лишь участки, где существуют определенные условия для заражения. Например, существующее в нашей душе зло активизирует негативное влияние звезд, что, в свою очередь, вызывает заболевание.

Парацельс, развивая традиции герметической медицины, учил, что небосвод является частью или внутренним содержанием видимого человеческого тела. Как на небе, так и в теле человека звезды свободно, не смешиваясь, парят и оказывают на него определенное влияние. Врачу необходимо знать об этих влияниях, ведь если небо и звезды может видеть каждый, то заглянуть внутрь человеческого организма сумеет только тот, кто познает тонкие астральные связи. Вслед за античными философами мыслитель высказывал предположение, что каждое живое существо не ограничено физическим телом, а имеет еще и другие, невидимые тела. Они состоят из вещества, отличного от атомов и молекул. Эти невидимые субстанции Платон называл душой и духом, Парацельс - астральным телом, человеческой и божественной душой, а философы Индии, помимо физического тела, выделяли еще шесть невидимых субстанций. Говоря о тесной взаимосвязи человека с Вселенной, Парацельс подразумевал в первую очередь не физические контакты, а взаимодействие, происходящее на тонких, невидимых уровнях. Благодаря этим связям Космос влияет на человека, а тот, в свою очередь, может воздействовать на Вселенную не только физически, но и своими мыслями и чувствами. Отсюда - ответственность личности перед Космосом. Поэтому Парацельс в своих трудах резко критикует моральную распущенность, злобу, агрессивность, зависть и прочие дурные человеческие качества. Ученый призывает людей не только учиться контролировать эмоции, но и избавляться от пороков, развивая в себе возвышенное состояние души. Аккумуляция негативного влечет за собой непредсказуемую реакцию Природы в виде стихийных катаклизмов, заболеваний, массовых истерий. Эти постулаты развивал в своих трудах Карл Густав Юнг, множество рассуждений на эту тему можно найти в Агни-Йоге. Похожей точки зрения придерживается и современная психосоматическая медицина. Но Парацельс идет еще дальше - он раскрывает природу магнетизма и успешно применяет его как метод лечения различных заболеваний задолго до Месмера. Мыслитель понимает это явление как жизненную энергию, происходящую от духовного тела Земли. Ученый считал, что магнит обладает свойством притягивать не только железо, но и определенные токи, существующие в организме человека. Основываясь на этом, он лечил магнитом кровотечения и падучую. Современные исследователи трудов великого врачевателя отмечают, что его утверждения не выглядят совершенно абсурдными, так как кровяные тельца и нейроны содержат железо.

Во времена Парацельса ученые сознавали непосредственное влияние сил природы на происходящее в окружающем их мире. Астрономия и астрология еще не оформились в отдельные науки, а Иоганн Кеплер, вычисляя орбиты планет, одновременно составлял гороскопы. Не было еще и химии - существовала только алхимия. Использование амулетов, талисманов, заговоров при лечении болезней практиковалось повсеместно. Парацельс, анализируя эти факты, выяснил, что применение во врачебной практике магических предметов порождает весьма интересные эффекты. Для этих целей он самостоятельно разрабатывает наброски многих амулетов и печатей, использует так называемую алхимическую процедуру для лечения душевных болезней. Парацельс указывает, что врачу необходимы алхимические знания, так как болезни минералов аналогичны человеческим, а человек - это всего лишь смесь химических элементов. Он одним из первых использует химические препараты при лечении пациентов, за что подвергается нападкам и преследованиям со стороны ученых-коллег. Базельские же врачи и аптекари обвиняют Парацельса в религиозной неблагонадежности и изгоняют его из города.

Парацельс смело отвергал авторитеты и отстаивал собственные воззрения в области медицины. В его родовом поместье Гугенхайме выпадала обильная роса, и Филипп Теофраст обнаружил, что, собранная при определенном расположении планет, она обладала исключительной целебной силой, так как синтезировала в себе различные свойства небесных тел. Кроме того, ученый открыл, что многие заболевания эффективно излечиваются растениями, напоминающими своими формами соответствующие человеческие органы. Лекарственные травы следует собирать в то время, когда покровительствующая им планета управляет процессами на Земле, и "сущность" растения следует извлечь, пока оно свежее. Парацельс приводит список наиболее часто используемых им трав, названий планет, с которыми они симпатически связаны, а также перечень основных болезней, для лечения которых эти растения наиболее эффективны. Солнце: розмарин, лаванда, шалфей, мелисса (острые воспаления, сердечные заболевания, ревматизм); Луна: тимьян, черная чемерица, рута пахучая (душевные болезни, истерия, нервные заболевания); Меркурий: медуница лекарственная, алтей, подорожник большой (пневмония, катар, туберкулез легких, воспаление слизистых оболочек); Венера: коровяк обыкновенный, сельдерей (отечные опухоли, болезни почек и мочевого пузыря); Марс: чертополох, крапива двудомная (лихорадки, болезни острого и сильного характера, лихорадки с сыпью); Юпитер: рута пахучая, печеночница, венерин волос, чистотел большой, лен обыкновенный, конопля посевная (желтуха, заболевания печени); Сатурн: селезеночник очереднолистый, норичник узловатый, дубровник скородония (ипохондрия, геморрой, меланхолия). Излюбленным же растением самого Парацельса был зверобой продырявленный - почти универсальное лекарство, способное изгонять враждебных человеку духов, вызывающих приступы падучей, умопомешательство, галлюцинации и т.д.

Современники Парацельса, согласно герметической медицине, выделяли семь причин возникновения болезни. Первая - враждебные человеку духи, которые существуют за счет жизненной энергии тех, в кого они вселяются. Вторая - нарушение согласованности духовной и материальной природы, приводящее к умственным или физическим расстройствам. Третья причина - ненормальность умственного настроения. Меланхолия, отрицательные эмоции, чрезмерные страсти (похоть, алчность, ненависть) воздействуют на астральное тело, а через него - на физическое тело человека. Это приводит к раку, лихорадке и туберкулезу. Древние полагали, что возбудители болезни - миниатюрные создания, рождающиеся от злых человеческих мыслей и действий. Четвертая причина возникновения болезни - то, что на Востоке называют кармой, то есть закон расплаты за несдержанность и проступки в прошлой жизни. Пятая - зависимость человека от расположения и степени влияния на него небесных тел: сильный и мудрый человек сам управляет своими звездами, а слабый и плохой - ими управляем. Шестая - неправильное ²использование⌡ органов тела, например перегрузка мышц. Седьмая, последняя причина - наличие в организме посторонних субстанций, таких как ядовитые вещества, шлаки и т.д.

Болезнь можно предотвратить или вылечить также семью способами. Первый - заклинания и вызывание духов. Второй метод состоит в использовании вибрации звуковых волн, когда дисгармония нейтрализуется посредством произнесения священных имен, а также игры на музыкальных инструментах и пения. Еще египетские жрецы при помощи специальных песнопений и мантр, в которых акцентировались определенные согласные и гласные, создавали некую частоту колебания звуковых волн и тем самым помогали Природе восстанавливать поврежденные органы. Иногда, особенно в период выздоровления, использовался метод цветовой терапии. Третий способ лечения состоял в использовании талисманов, украшений, амулетов, четвертый - в исцелении травами, а пятый - в чтении молитв. Древние веровали, что Бог помогает людям в облегчении их страданий. Парацельс утверждал, что вера должна лечить все, однако немногие обладают ею в достаточной мере. Описывая недуги, возникающие по психологическим причинам, ученый отмечает, что воображение - источник многих болезней, а вера - лекарство от всех.

Точно так же исцеляющая сила препаратов зачастую состоит не в духе, заключенном в них, а в духе, с которым их принимают. Сила же амулетов заключается не столько в материале, из которого они сделаны, сколько в вере, с которой их носят. Шестой метод предупреждает болезнь. Это диета, ведение правильного образа жизни, солнечные и воздушные процедуры. Парацельс отмечал, что животные отказываются есть и пить вредные для них продукты, они инстинктивно выбирают то, в чем нуждается их организм. И только обладающий разумом человек не прислушивается к своим природным инстинктам - он ест и пьет то, что ему вредит, но удовлетворяет его искусственно выработанный вкус. Постоянно действуя против законов природы, нomo sapiens гораздо больше подвержен болезням, чем животные. Пока его тело сильное, организм сопротивляется вредным воздействиям, что приводит к потере жизненных сил. Но отсутствие периодов отдыха, восстановления, выведения накопленных вредных веществ приводит к различным заболеваниям - ревматизму, подагре, водянке и т. д. В то время когда организм ослаблен и все жизненные силы иссякли, на этом фоне могут возникнуть зачатки другой болезни. Таким образом одна болезнь проистекает из другой. Поэтому седьмым способом исцеления было использование методов ²практической медицины⌡ - кровопускания, очищения и т.д.

Парацельс использовал все семь методов, и его злейшие враги признавали, что великий врачеватель достигал фантастических результатов даже при лечении рака и проказы. Но вместе с тем, борясь с человеческими болезнями, ученый считал их чем-то естественным, необходимо существующим, производным от человеческой жизни, а не ненавистными ²инородными телами⌡, как мы их сейчас привыкли понимать. В его главном труде ²De vita longa⌡ содержатся уникальные мысли о человеческом здоровье и бессмертии.

Искреннюю любовь простых людей Парацельсу все же посчастливилось ощутить при жизни. Благодарность и народное признание не оставили его и после завершения земного пути. По одной из версий, великий врачеватель погиб от рук убийц, нанятых учеными-врагами, которые любой ценой желали избавиться от соперника. На мраморном надгробном камне Парацельса начертано:

²Здесь похоронен Филипп Теофраст, знаменитый Доктор Медицины, который лечил Раны, Проказу, Подагру, Водянку и другие неизлечимые Болезни Тела, обладал Волшебным Знанием и раздавал добро Бедным. В год 1541-й на 24-й день сентября он сменил Жизнь на Смерть. На Вечный Покой⌡


Ф илипп Аврелий Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, известный как Парацельс, родился 17 декабря 1493 года в семье врачей. С молодых лет Парацельс, начитавшись сочинений Исаака Голландца, решил стать реформатором медицинской науки, для чего и отправился в путешествия на 12 лет. Посетил многие страны, включая Россию, став военным лекарем; вернувшись в Германию, Парацельс принялся за серьезную общемедицинскую практику и достиг больших успехов.

Но профессиональные успехи и необузданный темперамент вызвали у многих врачей зависть и ненависть, хотя Парацельс лечил к тому времени уже такие болезни, как рак, холера, проказа и др. Парацельс вынужден был менять место работы, города и страны, но везде его гений вызывал лишь зависть и злобу. Многие свои научные работы Парацельс продиктовал своим ученикам, и они не публиковались и со временем исчезли.

Сам Парацельс учился у великого алхимика и мага Соломона Трисмозина - автора алхимических работ "Великолепное солнце" и "Алхимические блуждания", добившегося умения делать золото из любых металлов и посвященного в Учение Гермеса. Наследие великих врачей древности - Аристотеля, Галена, Авиценны и др. Парацельс отверг и считал, что в основе медицинской науки лежит изучение фундаментальных законов Природы, объясняющих природу человека. Парацельс огромное значение придавал экспериментам и умению врача наблюдать. Сам выполнил великое множество самых разнообразных опытов и наблюдений, о некоторых из них рассказал в своих письменных работах, написанных, кстати, очень простым и понятным языком, в отличие от аналогичных работ его современников. 24 сентября 1541 года он был убит на улице своими врагами.

Парацельс был великим врачом и ученым, он первый в Европе создал магнитную теорию Вселенной. Парацельс считал, что праматерией является магнитная энергия. Именно магнитная энергия рождает из небытия твердое вещество и все известные виды энергий. Магнитная энергия наполняет весь видимый мир, пронизывает собой звезды, планеты и человека. Все основные свойства предметов и человека зависят от количества имеющейся в них магнитной энергии. Благодаря магнитной энергии, люди и планеты испытывают взаимное влияние. Парацельс считал, что мозг человека в особом трансе с помощью магнитной энергии может подчинить себе и управлять внешней средой и другими людьми, т.е. в основе психической энергетической силы человека лежит магнитная энергия, она же определяет и состояние физического здоровья.

Парацельс считал, что в трансе с помощью магнитной энергии психического воздействия человек может мгновенно исцелять любые заболевания и изменять свойства предметов и даже металлов. Идеи Парацельса о магнитной Вселенной и роли магнитной энергии до сих пор разделяют многие исследователи. За всю многовековую историю Ордена Парацельс был одним из его величайших представителей.

Еще со времен Гермеса, после написания им секретных манускриптов по медицине ("Пастофорус"), пошла традиция разделения медицины на научную официальную и тайную мистическую (для высокопосвященных жрецов). Суть тайной медицины сводится к утверждению, что природа всех вещей, в том числе и человека, двоична - все имеет твердую видимую форму и энергетическую невидимую. Невидимая энергетическая форма является первичной по отношению к видимой, и плотное вещество рассматривается всего лишь как способ существования первичной энергии.

Первичная энергия является феноменом космического порядка и на Земле работает одинаково, как и в Космосе, поэтому принято называть эту энергетическую оболочку эфирным телом, которое является комплексом различных физических полей и излучений в виде яйца, окружающего более плотные проявления материального мира. Но в живой материи, в том числе растениях, животных и человеке присутствует и третья составляющая - биогравитационная. Это информационномагнитная форма существования материи, ее наиболее тонкая и еще более первичная форма, которая и определяет в живом то, что мы называем Жизнь, Таким образом, феномен Жизни - это явление космическое, это своего рода праматерия, поэтому считается, что магнитная составляющая должна присутствовать в любом виде материи и чем выше ее энергетичность и энтропийность, тем выше процентное соотношение между этой биомагкитной составляющей и другими видами материи.

Космос материален, и ничего сверхъестественного в нем нет, поэтому считается, что в электрическом, магнитном, гравитационном, ядерном и любых иных физических полях или любых излучениях, или в любом веществе и т. д. обязательно присутствует эта главная, наиболее сущностная праматерия, отличительной особенностью которой является то, что она несет в себе информацию и имеет универсальную для всего Космоса протогравитационную (протомагнитную) составляющую. Именно эта составляющая получила название Космическая составляющая (так как ее источник весь Космос, всё, - Единое, а не отдельный объект или субъект) или "Звездная", "Астральная". Информация, которая имеет волновую электромагнитную природу и наполняет собой единое космическое протогравитационное (протомагнитное) поле, у простых людей получила название Космической Мысли или Космического Разума, или еще проще - Бога-Отца.

Таким образом, во всем присутствует и все собою пронизает этот третий (космический) вид материи - информационно-энергетический (где энергетический аспект, как мы рассмотрели выше, имеет протогравитационную природу). Отсюда Гермес (и в Ордене эта традиция сохранена) предложил назвать эту форму существования материи "астральной" или, для простых людей, "духовной" ("божественной", "Вечной" и т. д.).

Сокращая изложение Учения Гермеса (ведь мы хотим рассказать о Парацельсе), отметим, что человек, согласно приведенной выше древненаучной парадигме, имеет три тела:
Древняя секретная мистическая медицина Ордена разработала следующие стратегические концепции лечебного воздействия на человека:

1. Диагностика и воздействие на астральное тело - техникой воздействия на информационное поле пациента и через него на информационные процессы в организме.

2. Диагностика и воздействие на эфирное тело - психотехникой лечебной биогравитации.

3. Диагностика и воздействие на плотное физическое тело - эффективной методологией на основе достижений всех отраслей официальной, строго научной медицины, которая в разные эпохи у разных народов казалась единственной и лучшей, и опиралась на все научные достижения современных ей наук.

4. Основной технический принцип секретного лечения - "грубое" управляется "тонким". Это значит, если причина физическая, то лечится биополе, если причина в повреждении биополя, то лечится астральное тело, а если причина на астральном уровне, то лечение выполняется на духовном информационно-космическом уровне.

Великий Парацельс, будучи одним из Отцов Ордена, опираясь на Учение Гермеса и опыт Ордена, привнес в Учение и много личного. Как и Пифагор, Парацельс был разносторонне образован, много путешествовал и постоянно, всю свою жизнь, учился, совершенствуя свое профессиональное мастерство.

Парацельс говорил, что болезнь не может приспосабливаться к знаниям и опыту врача, наоборот, это врач должен от своего опыта и абстрактных истин в каждом конкретном случае творчески приспосабливаться и постоянно учиться и совершенствоваться на каждом больном, на каждом проявлении какой-либо болезни, в этом случае каждый больной - это новая профессиональная вершина, которую врач или покоряет, или нет - третьего не дано, третье - это удел непрофессионалов и дилетантов, которые никогда не научатся понимать истинные Причины различных проявлений Единого Принципа, а значит - Одной Болезни - человека. Зная основные Принципы Природы, врач не борется с ними, а с их помощью целенаправленно управляет всем тем, что происходит в организме пациента. Более того, он создает условия наибольшего благоприятствования дли работы естественных Принципов Природы, а так как Природа всегда "срабатывает", если нет серьезных препятствий. то врач и пациент всегда побеждают болезнь совместными усилиями.

Известный историк мистики М. Холл рассказывает о Парацельсе следующее (для того, чтобы максимально избежать личного, возможно субъективного, в духе русской мистической традиции, взгляда на историю и оценку роли в ней великих людей, а также, чтобы избежать "навязывания" личных взглядов, приходится часто прибегать к другим профессиональным, не русским авторитетным историческим свидетельствам;

"Убеждение в том, что все причины болезней происходят от невидимой природы человека, есть фундаментальный принцип тайной медицины, так как Гермес, никоим образом не отрицая важности физического тела, тем не менее считают, что материальная конституция человека является эманацией или объективизацией его невидимых духовных принципов. Эти взгляды разделял и Парацельс. (В приведенном тексте и далее будет сохранена терминология Холла, которая соответствует "языку" 20-х годов нашего столетия.) Имеется одна жизненная субстанция в Природе, на которой основаны все вещи. Она называется археусом или жизненной силой, которая есть синоним астрального света или духовного воздуха.

Свет - это творческий агент, вибрации которого являются движением жизни всех вещей. Свет, скрытый в Универсальном эфире, излучается из центров, которые, накопив его, направляют свет на Движение и Жизнь, образуя тем самым творящие токи, астрализованный свет в звездах, оживленный в животных, очеловеченный в людях, свет, который растит все растения, заставляет блестеть металлы, производит все формы природы и уравновешивает все через законы универсального притяжения, - это свет, который лежит в основе природы магнетизма, это свет, который пропитывает кровь, будучи выделенным через дыхание (легкими и кожей) из воздуха.

Археус - это жизненная энергия и происходит из духовного тела Земли. Каждая сотворенная вещь имеет два тела, одно из которых видимое и субстанциональное, а другое невидимое и трансцендентное. Второе состоит из эфирных аналогов физической формы. Оно составляет оболочку археуса и может быть названо жизненным телом. Эта эфирная теневая оболочка не распадается со смертью, но остается до тех пор. пока не распадется полностью физическая форма. Эти эфирные двойники видны иногда на могилах и являются основанием веры в духов. Будучи гораздо тоньше в своей субстанции, нежели земные тела, эфирный двойник гораздо более подвержен импульсам и рассогласованию. Беспорядок в этом астральном теле является причиной многих болезней. Человек с болезненным умом, по Парацельсу, отравляет свою собственную эфирную природу, и эта инфекция, нарушая естественный ток жизненной силы проявляется как физическая болезнь.

Все растения и минералы имеют невидимую природу, состоящую из археусов. но каждая проявляется по-своему. Например, если для исследования астрально-светового тела цветка разрезать его на куски, растолочь в ступе и даже сжечь до пепла, все равно любая часть цветка, даже его сок в высокочастотном электромагнитном поле покажут эффект Кирлиан, то есть полную форму живого цветка. Эта форма, демонстрируемая на экранах приборов ученых, и есть астральносветовое тело цветка, которое никак не уничтожается, что бы мы с цветком ни делали.

Парацельс, считая расстройства эфирного двойника наиболее важной причиной любой болезни, искал способы коррекции и гармонизации этой субстанции. Для чего приводил ее в контакт с другими телами, чья жизненная энергия могла бы снабдить необходимыми элементами и была достаточно сильной для преодоления болезни, существующей в ауре страдающего. Как только устраняется невидимая причина, болезнь проходит.

Оболочка для археуса, или жизненная сила, называлась Парацельсом мумией. Хорошим примером физической мумии является опыт наличия лекарства в сильных гомеопатических разбавлениях, когда уже не остается ни одного атома вещества лекарства, а раствор все равно действует как лекарство - как будто в нем присутствуют реальные молекулы лекарства. Другой пример - вакцина, которая есть оболочка полуастрального вируса. Все, что может служить медиумом для передачи археуса, независимо от того, органическое или неорганическое оно, физическое или частично духовное, именовалось мумией. Наиболее универсальной формой мумии был эфир, который современная наука принимает в качестве гипотетической субстанции, служащей посредником между жизненной энергией и органической или неорганической субстанцией.

Управление универсальной энергией невозможно, разве что через ее оболочку (мумию). Хорошим примером является пища. Человек не запасает питания от мертвых животных или растений, но, вбирая в себя их структуры, он сначала получает контроль над мумией, или эфирным двойником животного или растения. Получив контроль, человеческий организм затем направляет поток археуса для собственных целей. Парацельс говорил: „Все, что составляет жизнь, содержится в мумии, и, наделяя что-либо мумией, мы наделяем его жизнью, в том числе и когда мы это делаем ментально в магических целях".

В этом состоит секрет лечебных и магических свойств талисманов и амулетов, оживление неодушевленных предметов и покойников, потому что именно мумии субстанций, из которых они состоят, служат каналами между лицом, их носящим, и определенными манифестациями универсальной жизненной силы. Согласно Парацельсу, растения очищают атмосферу, принимая в себя окись углерода, выдыхаемую животными и людьми, но таким же образом растения могут перенимать от людей и животных болезни.

Те низшие формы жизни, организмы и нужды которых отличны от людских, способны ассимилировать эти субстанции без вреда. Иногда же растения или животные умирают, жертвуя собой ради более разумных и, следовательно, более полезных созданий, которые при этом выживают. Парацельс считал, что в любом из этих случаев пациент постепенно выздоравливает. Когда низшая жизнь ассимилирует полностью чужую мумию из пациента, она либо умирает сама, либо распадается в результате неспособности сделать это. В обоих случаях налицо лечебный эффект.

Для определения того, какое растение или животное принимает мумию определенной болезни, необходимо много лет. Парацельс считал, что во многих случаях растения напоминали своими формами те человеческие органы, которым они могли служить наиболее эффективно. Медицинская система Парацельса была основана на теории, что устранение больной эфирной мумии из организма пациента и поглощение ее распадающейся вещью меньшего значения приводит к изменению потока археуса в человеческом организме, который заживляет и питает выздоравливающий организм, избавленный от болезни". Таким образом, мы видим, что Парацельс, согласно западным историческим свидетельствам, был мастером "ментальной хирургии", когда излечение человека техникой магической медицины выполнялось частичным снятием и удалением "больного" биополя с пациента и передачей его животному или растению, которое обычно сразу погибало, но зато пациент начинал быстро выздоравливать.

Подобные методы лечения, но только с водой, выполняют еще и в настоящее время русский врач Сарчук и француз Бенвенист, но по-настоящему секреты этого метода хранятся только в Ордене.

Многие ошибки и неточности в понимании Парацельсом Учения Гермеса объясняются состоянием мистики и науки его времени, пониманием основных причин болезней и концепцией "феномена человекам. Парацельс считал, что здоровое состояние человека является нормой, а болезнь есть результат отказа человека следовать естественным законам Природы. Главными мистическими причинами болезней считались следующие:

1. Духи. Это вселение в человека или действие на человека (постоянно или от случая к случаю) неких астральных невидимых или видимых вампирических сущностей, которые питаются энергией пациента и поэтому делают его больным. В этом случае излечение достигается изгнанием духа из человека заклинанием или молитвой. Например, Иисус вылечил одного пациента, заставив злого духа (дьявола) выйти из него и вселиться в стадо свиней. Другой пример - если в пациента вселился злой дух по чьему-либо злонамеренному магическому действию, то молитвой, крестом и иконой духа можно выгнать из пациента и отправить к тому, кто его наслал, как это делал Именем Бога Иоанн Кронштадский. В некоторых случаях процесс изгнания беса о. Иоанн сопровождал еще и завершающим ударом крестом в район чуть выше междубровья, в результате приступ "бесоблудия" прекращался, больной (или больная, одержимая бесом) падал без сознания на пол церкви, его подхватывали помощники, чтобы избежать травм от падения, и через некоторое время к одержимому возвращалось сознание, он приходил в себя, вставал и становился сразу здоровым - одержимость полностью исчезала. Кроме заклинаний, молитв и метода о. Иоанна существовал и древний тантрический метод удаления беса и очищения через мистический половой акт (в России этот метод известен благодаря скандальной "деятельности" Г. Распутина по изгнанию им бесов из одержимых, и не только из них).

2. Рассогласование работы астрального и физического тел. Нарушение гармоничной и естественной циркуляции астральных энергетических токов в физическом теле пациента приводит к психическим или физическим заболеваниям. Лечение выполнялось цветотерапией по Пифагору, музыкотерапией, библиотерапией, заклинаниями, молитвами, священными мантрами, травами и лекарствами, иглотерапией, массажем специальных точек или каналов, огненной терапией, трансом, экстатической Верой (искренней верой пациента в божью помощь), тантрическими методами и др. Наиболее эффективными считались методы с использованием глубоких трансовых состояний и источников гармоничных вибраций. В этом случае хирургия считалась противопоказанной, так как нарушала естественную гармонию тела.

3. Тяжелые мысли и отрицательные эмоции. Страх, подавленность, отсутствие желания жить, горе от потери близкого, зависть, иобая сильная эмоция по поводу чего-либо, неуверенность и неопреде-ленность положения, меланхолия, страсти - все эти психологические и эмоциональные состояния обязательно переходят в физические нарушения работы организма, и патологический физиологический сдвиг тем сильнее, чем длительные действия отрицательных и чрезмерных эмоций. А физиологические нарушения изменяют характер естественных излучений тела и биополе (эфирное тело) человека резко изменяется, нарушается его нормальная работа, которая в основном регулирует и определяет нормальное взаимодействие внутренней среды организма с внешней.
Особенно важен здесь энергетический обмен, осуществляемый биологически активными точками и отдельными наиболее активными участками тела (мозг, позвоночник, глаза, уши, стопы, ладони, горло, сердце, пупок и др.). Психологические причины наступающей болезни в виде нарушений психического поля мозга резко изменяют естественное информационное функционирование всего организма, что приводит к патологическим изменениям в астральном (информационном) теле человека. Подводя итоги вышесказанному, отметим, что мыслительная и эмоциональная деятельность человека серьезным образом отражается на его здоровье и, прежде всего, эмоциональная деятельность поражает эфирное тело, а мыслительная - астральное тело.

Мысли и настроение Парацельс лечил регуляцией двигательной активности, так как он считал, что между мышечным тонусом и настроением есть прямая физиологическая связь - чем выше мышечная активность, тем выше настроение, и наоборот, чем ниже мышечная активность, тем ниже настроение и тем больший вред наносится организму, основной закон жизни которого - движение. Кроме того, Парацельс использовал влияние астрономических факторов на мыслительную и эмоциональную деятельность человека - учитывалось положение звезд, планет, Солнца, Луны, погодные и климатические условия, время суток и т. д. Парацельс знал секреты различных минералов и камней, их лечебное действие в зависимо-сти от астрономических факторов и типа заболевания.
Большое значение придавалось травам и продуктам питания, в их зависимости от астрономических факторов и способности влиять на психику и эмоции, использовались и различные лекарства, даже такие экзотические, как вода, полученная из росы с определенных трав при определенном расположении планет.
Важнейшими методами лечения "плохих" мыслей и "плохих" эмоций являлись гетеротранс, психическая саморегуляция и совершенствование моральных и нравственных качеств личности пациента, а также специальные методы очистки организма и главных органов от шлаков, появляющихся в результате нездорового образа жизни. Большое значение придавалось прямому общению с Природой, которое эффективно нормализовало качество мыслей и эмоций. Очень серьезные лечебные результаты достигались использованием техники регуляции и коррекции биополя, внутренних и внешних энерготоков и информационных процессов.

4. Закон причин и следствий. Действие этого закона приводит к тому, что если есть причина, то не избежать и следствия. То есть, некоторые болезни даются человеку как наказание за ошибки отцов наследственным путем, или из-за неправильного образа жизни появляется болезнь, как расплата за нездоровый, аморальный образ мышления и жизни. Такие "кармические" заболевания лечить очень сложно, так как Парацельс считал, что одной из такого рода причин может быть и "прошлая" жизнь вновь воплощенного астрального тела. Лечение кармических болезней (наследственных или приобретенных) выполнялось техникой духовной медицины - специальными молитвами, мантрами и заклинаниями Именами Бога, в зависимости от вероисповедания пациента. В тех случаях, когда пациент не был религиозно инициирован (например, не был крещен, если он христианин), то ему предписывалось немедленно пройти обряд инициации в любую из мировых религий, например, немедленно искренне принять обряд крещения и стать христианином. Только в этом случае можно вылечить кармическую болезнь Именем Бога, в ином случае молитвы, мантры и заклинания не "срабатывают" и излечение не наступает никогда! Самой эффективной считалась психотехника любой духовной самореализации.

5. Астрологические причины. Парацельс считал, что астрономические факторы, вызванные движением звезд и планет по абсолютной величине сами по себе незначительны, так же как метеозависимостъ, и на основную массу людей не влияют. Но на людей, ослабленных физически или психически, они могут влиять уже существенно и заметно, вплоть до вызывания болезней. Лечение заключалось в необходимости развить и повысить иммунитет, для чего сменить вредный для здоровья образ жизни на здоровый. Для укрепления физического здоровья рекомендовались собранная при определенном расположении планет роса, прогулки и пребывание на свежем воздухе, солнечные и водные процедуры, двигательная активность и игры, нормальный сон. упорядоченный ритм работы и отдыха, чувство меры и постепенности во всем и др. Для укрепления психического здоровья рекомендовалась психическая саморегуляция, транс, духовная практика самореализации, половая сдержанность, укрепление нервной системы лекарственными препаратами, массажем, диетой, травами, физиопроцедурами и др. Важными считались необходимость лечебной разъяснительной беседы и избавление пациента (при необходимости) от травмирующего фактора - социального, психологического или физиологического, если таковой существует.

6. Отклонение от нервной и физической нормы. Парацельс считал, что в природе человека существует некий оптимум нервной и физической активности. Изменение его в ту или иную сторону сопровождается соответствующими специфическими физиологическими сдвигами. И в том случае, если отклонение от оптимума значительно, то и физиологические сдвиги соответственно увеличиваются и могут вызывать патологические процессы и болезни.
Например, определим дневную норму физической активности человека в 15 км обязательной ходьбы в соответствующем уровню здоровья темпе. Начнем отклонять немного эту "норму" в сторону увеличения, то есть увеличим нагрузку до 20 км в день или слегка повысим темп ходьбы. Появится "реакция" организма на превышение нагрузки, что через несколько повторений (дней) даст выраженный легкий физиологический сдвиг (тренировочный эффект), кстати, повышающий общий и специальный уровень здоровья. Увеличим отклонение от "нормы" резко, например, не идти, а бежать 30-40 км в день, и этом случае мы будем наблюдать сильные физиологические сдвиги, а в некоторых случаях - патологию и заболевания.
А если еще больше увеличить нагрузку и сделать ее запредельной, не совместимой с возможностями организма в данный момент, - тогда физиологические сдвиги настолько велики, что становятся смертельно опасными, как в знаменитом случае с первым марафонцем Древней Греции, когда один грек пробежал 42 км из одного города в другой, чтобы сообщить о победе, сообщил и тут же замертво упал. Уровень нагрузки значительно превысил уровень его физической "нормы" и вызвал физиологические сдвиги, не совместимые с жизнью. А что будет, если "норму" значительно уменьшить, например, до 3-5 км в день. Тогда мы получим физиологические изменения, вызывающие целый ряд заболеваний, связанных с гиподинамией, то есть малоподвижным образом жизни, А что будет, если человека совсем обездвижить? Он просто через некоторое время умрет.
Таким образом, мы видим, что Парацельс считал, что для здоровья вредно отклонение от природной психической и физической "нормы". Поэтому он не рекомендовал сильно печалиться или сильно радоваться, чрезмерно физически переутомляться или, наоборот, вести малоподвижный образ жизни. Он считал, что во всем следует соответствовать Природе и жить по ее "нормальным" законам, которые она определила человеку и человек не может с ними не считаться, иначе это приведет к болезни. Особое значение он придавал профилактике от чрезмерных физических и психических нагрузок, профилактике нервного перенапряжения и истощения. Парацельс считал, что именно "не нормальное" состояние нервной системы является главной причиной большинства заболеваний.

Парацельс указывал на необходимость строгой личной гигиены во всем, в том числе и в мыслях. Он много говорил о необходимости уметь ухаживать за своим физическим телом, за своей психикой и быть внимательным к окружающей среде. Парацельс считал, что не любое место благоприятно для жизни человека и в некоторых случаях требовал немедленно сменить место жительства и среду обитания, речь шла о так называемых патогенных участках земли, жить на которых не разрешалось.

В заключение рассказа о великом Парацельсе необходимо отметить, что русская наука с большим уважением относится к наследию этого врача и ученого, хотя некоторые ученые-атеисты не принимают его основных идей, например, такую: "Есть большая разница между Силой, которая устраняет невидимые причины болезней, что и есть истинная Магия, и силой, через которую проявляются просто внешние эффекты и исчезновение симптомов, называемые психотерапией или шарлатанством".

Против слепой веры в авторитеты, косности, книжной «учености» в медицине, химии и общих вопросах естествознания решительно выступил Парацельс. Он порицал тех врачей, которые не имели естественных, и особенно химических, знаний, а прописывали лекарства «по книгам». Теофраст Парацельс считал, что врач должен лечить прежде всего на основе собственного опыта, не замыкаться в узком кругу коллег и знать о достижениях естественных наук в других странах. В день Святого Иоанна в 1527 г. Парацельс вместе со своими учениками и друзьями демонстративно сжег труды, которые, по его мнению, не содержали ничего, кроме компиляций из рукописей великих врачей. Парацельс хотел, чтобы весь вред, который принесли эти труды, исчез вместе с дымом от них. Основатель иатрохимии одобрял деятельность тех, кто обогащал естествознание и медицину собственными наблюдениями и экспериментами.

Анализ трудов Парацельса показывает, что он был одновременно теоретиком и практиком. Приведем названия лишь некоторых из них: «Высшая медицинская наука», «О тинктуре врачей», «Изумительное чудо или о пяти сущностях всех болезней», «Высшая мудрость или о четырех важнейших столпах (философия, астрономия, алхимия и особые черты врача)», «Сокровище сокровищ алхимиков», «О болезнях, происходящих от тартара», «Великое чудесное лекарство».

Прогрессивный подход Парацельса к изучению природы - стремление совершенствовать знания за счет наблюдений и опытов - значил для развития науки много больше, чем основные положения разработанных им теорий. Теоретические представления Парацельса основывались главным образом на взглядах арабских ученых, развивавших положения Аристотеля. Но Теофраст Парацельс усовершенствовал эти взгляды. К описываемым арабскими алхимиками двум «началам»: сере и ртути Парацельс добавил третий - соль. Таким образом, он распространил теоретические представления на соли - Тважную группу соединений, число которых после открытия неорганических кислот значительно возросло. Однако Парацельс признавал и существование четырех элементов Эмпедокла и элементов-качеств Аристотеля. Более того, он считал, что эти четыре первоэлемента - вода, огонь, земля и воздух - лежат в основе трех принципов - серы, ртути и соли. Представлению о четырех первоэлементах, существовавшему до конца XVIII в., отдавалось большее предпочтение, и для объяснения разнообразных явлений оно считалось более общим по сравнению с учением о трех принципах.

Все вещества живой и неживой природы были, по представлениям Парацельса, созданы непосредственно из трех первоначал - принципов. К такому толкованию вещественного мира Парацельс пришел в результате исследований различных веществ и наблюдений над явлениями природы. Он уделял большое внимание проблеме смешения первоэлементов, приводящего к образованию новых веществ различного состава. По мнению Парацельса, организм здоров, если «принципы» в нем смешаны в нужной пропорции, и нездоров, если законы смешения были нарушены. На этом основывались предложенные Парацельсом методы лечения больных. Он доказывал врачам необходимость исправления нарушенных соотношений «принципов» в организме больного с помощью лекарств, полученных в лабораториях химическим путем.

Принятые Парацельсом способы характеристики трех принципов применялись еще во времена раннего средневековья. Ртуть обозначала принцип тяжелого, жидкого и текучего, сера - принцип горючего и теплого, соль - принцип растворимого в воде и устойчивого к горению. Эти принципы более точно характеризовали химическую природу веществ, чем элементы-качества Аристотеля. Таким образом, Парацельс развивал представления арабских алхимиков, которые тесно связывали «принципы» с определенными химическими веществами и характеризовали первоэлементы их важнейшими свойствами. Так ученые получили важный способ классификации веществ по их внешним признакам. Однако в этом способе, как оказалось, заключалось противоречие: чем больше накапливалось знаний о веществах, тем теснее становились рамки представлений о трех «принципах» как основе образования веществ.

Парацельс создал новое научное направление - иатрохимию, поставив химические знания на службу медицине. Он был прежде всего врачом, поэтому его интересовали главным образом химические способы получения лекарств. «Правы не те, кто говорят, что алхимия делает золото и серебро, но те, кто говорят, что она создает лекарства и направляет их против болезней»,- считал Парацельс. Характерно, что главное назначение веществ, полученных химическим путем, он видел в применении их в качестве лекарств, тогда как до Парацельса они использовались преимущественно как яды. Благоприятное, исцеляющее действие некоторых из его лекарств навело Парацельса на мысль о важности дозирования введенных им в медицинскую практику препаратов - соединения мышьяка, солей меди, свинца, серебра, ртути.

Таким образом, перед химией была поставлена новая задача: получать как можно более чистые соединения и испытывать их эффективность в виде лекарственных средств. В результате этих работ в обществе крепло убеждение, что врачу совершенно необходимы химические навыки и знания. Парацельс был уверен, что «никакой врач не может обойтись без этого искусства, оно нужно всем - от княжеского повара до работника, готовящего корм для свиней». Однако получение химическим путем большого количества лекарств, обладающих мощным действием на человеческий организм, увеличивало опасность злоупотребления ими. Появилось множество шарлатанов, бессмысленно «назначающих» лекарственные препараты, что нередко заканчивалось трагически, особенно когда применялись соединения мышьяка. Из-за этого в XVI-XVII вв. больные боялись новых «химических лекарств» не меньше, чем чумы.

Иатрохимия сыграла важную роль для развития химических знаний в университетах, где она широко преподавалась. Несомненно, она была в то время наиболее важной частью химии.

В XVI-XVII вв. химики старались точнее характеризовать свойства различных соединений. Так, Либавий использовал следующие признаки: форму (кристаллов), вес [массу], запах, вкус, способность реагировать с другими веществами, магнетизм. Рудольф Глаубер и Роберт Бойль различали соли по форме их кристаллов. Бойль также определял плотность жидкостей и твердых веществ.

По мере того как росли и уточнялись знания о соединениях и их способности взаимодействовать друг с другом, химики все сильнее утверждались во мнении, что все вещества обладают сугубо специфическими свойствами. Особенно важную роль в описании этих свойств играло понятие «магистерия». Им характеризовали чистые вещества, которые, прежде всего, выделяются из смесей. В представлении о магистерии содержались некоторые черты, получившие впоследствии развитие в современном понятии об элементе.

В формировании химических представлений существенную роль сыграли те факты, что металлы могли вступать в соединения с другими веществами, а потом извлекаться из этих соединений без всяких потерь. Например, в опубликованной в 1540 г. книге В. Бирингуччо «О пиротехнике» сообщалось, что серебро, растворенное в азотной кислоте, можно выделить из раствора независимо от того, было ли до этого оно «разрушено» другими соединениями и утратило ли (как тогда казалось) свои первоначальные свойства. Все больше исследователей обращали внимание на то, что при прокаливании [окислении] вес [масса] металлов, например свинца, увеличивается. Бирингуччо обнаружил, что увеличение составляет 1/10 начального веса. В дальнейшем это наблюдение также имело значение для определения понятия «элемент». О. Тахений, Р. Бойль, Ж. Рей, Дж. Мэйоу, М. В. Ломоносов много раз наблюдали такое явление и пытались его объяснить.

Благодаря исследованиям А. Сала, Р. Глаубера, О. Тахения, И. Кункеля, Р. Бойля и Н. Лемери, широко применявших химический анализ «мокрым путем», стали быстро накапливаться знания о реакциях между растворенными веществами. Тем самым получили дальнейшее развитие возникшие еще в античности представления о сродстве веществ. Парацельс установил, что ртуть взаимодействует с другими металлами с различной быстротой. А. Сала обнаружил в 1617 г., что по способности выпадать в осадок из солевых растворов при реакциях обмена металлы могут быть поставлены в ряд в определенной последовательности. В 1649 г. Глаубер «составил» ряд металлов в зависимости от их растворимости в кислотах. Г. Э. Шталь также исследовал (1697-1718 г.) растворимость металлов в кислотах и установил такую последовательность: цинк - железо - медь - свинец (или олово) - ртуть - серебро - золото. Особенности растворения Шталь объяснял на основе флогистонной теории, согласно которой металлы являются соединениями флогистона и «металлической земли». Чем быстрее флогистон отделяется от металла, тем быстрее растворяется металл. Металл при этом превращается в «металлическую землю».

Самые известные в истории теории о долгой и здоровой жизни

Теория жизни Парацельса

Парацельс (Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм) (1493 - 1541) - знаменитый швейцарский алхимик и врач, оккультист и фармацевт, писатель и путешественник. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины, противопоставив им «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа.
Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства. В своей методике врач пытался совместить самые, казалось бы, несовместимые способы влияния на физическое и психическое состояние пациента.
Он стремился лечить болезни семью путями: вызыванием духов; «вибрацией» - цветовой терапией, музыкой, пением и заклинаниями; с помощью талисманов, амулетов и чар; травами; молитвой: диетой и правильным образом жизни; кровопусканием и различными методиками очищения организма.
Будучи приверженцем астрологии, он пояснял, что

«Солнцу (Амертату - покровителю растительного мира) соответствует лечение травами, таинственной Луне - магическое воздействие амулетов и чар, воинственному Марсу - кровопускание и прочие насильственные способы очищения организма, медиумическому Меркурию соответствует практика вызывания духов, религиозному Юпитеру - исцеляющая сила молитвы, с гармоничной природой Венеры согласуется музыкальная и цветовая терапия, а с аскетическим Сатурном - диета и правильный образ жизни». Но, вместе с тем, если человек подчиняет свою судьбу небесным телам, то, по Парацельсу, «это происходит оттого, что такой человек не знает самого себя и не умеет применить силы скрытые в нём, он не знает, что сам в себе носит небесные светила, что является микрокосмом и таит в себе небесный свод со всеми его творческими силами!».

Ученый-мистик утверждал, что универсального средства от всех болезней не существует, и указывал на необходимость поисков специфических средств против отдельных болезней. Современная медицина обязана Парацельсу фармакологией, поскольку он был первым врачом, сделавшим ставку на лечение лекарственными препаратами, первым, кто отошел от традиционной практики кровопускания и применения рвотных, слабительных и потогонных средств. Именно ему принадлежит знаменитая фраза, известная всем фармацевтам мира:
«Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» («Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза»).
Человек, по мнению ученого, образован духом, душой и телом, которое, в свою очередь, состоит из первоэлементов. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Если в организме избыток серы, то человек заболевает лихорадкой или чумой; при избытке ртути наступает паралич, а слишком большое обилие солей вызывает расстройство желудка и водянку. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие при помощи определенных химических препаратов.

Но источником долголетия считал естественную взаимосвязь духовного равновесия и трех химических начал. Он исходил из идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и Бога, именуя при этом человека не только «микрокосмом», малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, но и «квинтэссенцией», или пятой, истинной сущностью мира. По Парацельсу, человек производится Богом из «вытяжки» целого мира и несет в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами. Вместе с тем, если чрезмерное увлечение астрологией и мистикой поглощает человека, то «это происходит оттого, что такой человек не знает самого себя и не умеет применить силы, скрытые в нем, он не знает, что сам в себе носит небесные светила, что является микрокосмом и таит в себе небесный свод до всеми его творческими силами». Великий врач-алхимик указывал на необходимость строгой личной гигиены во всем, в том числе и в мыслях; умение ухаживать за своим физическим телом, за своей психикой и быть внимательным к окружающей среде.

Из высказываний Парацельса:

Нет ничего, что могло бы избавить смертное тело от смерти, но есть нечто, могущее отодвинуть гибель, возвратить молодость и продлить человеческую жизнь".
***
Все есть продукт единого, всемирного, творческого усилия... Нет ничего мертвого в Природе. Все является органическим и живущим, и потому весь мир есть живой организм.
***
Истинный человек не есть человек внешний, но душа, сообщающаяся с Божественным Духом.
***
Тот, кто хочет знать пути Природы, должен исходить их собственными ногами. То, что записано в книге Природы, записано буквами. Но листы этой книги - это разные земли. И если таковы Законы Природы, то надо переворачивать эти листы.