Главная · Болезни кишечника · Правила гигиены детей и подростков. Уроки для школьников по правилам личной гигиены Основы гигиены школьников

Правила гигиены детей и подростков. Уроки для школьников по правилам личной гигиены Основы гигиены школьников

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18

городского округа- город Камышин Волгоградской области

Тема исследования:

МЫ ВЫБИРАЕМ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!

Работу выполнили:

Авдонина Камилла, Рыжих Елизавета

ученицы 3а класса

Руководитель:

Скрипниченко И.А.

учитель начальных классов

Введение

Здоровье человека закладывается в детстве. Детский организм гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится наше здоровье.

Большое значение в охране и укреплении здоровья принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Поэтому вопрос о гигиене мы считаем актуальным , особенно в отношении младших школьников.

Что такое «личная гигиена»? Зачем нужна «личная гигиена»? Какую роль она играет в укреплении и сохранении здоровья?

Ответы найдём в нашем исследовании.

Тема исследования: «Личная гигиена младшего школьника»

Цель исследования : Формирование осознанного отношения к здоровью и выработка конкретных гигиенических правил здорового образа жизни.

Задачи:

Найти и изучить теоретический материал по данной теме;

Определить основные составляющие гигиены человека;

Приобрести гигиенические знания и навыки,

Воспитывать уважения к себе, к своему здоровью.

Объект исследования : младший школьник

Предмет исследования: здоровый образ жизни

Гипотеза исследования: Предположим, что соблюдение правил личной гигиены и режимных моментов – эффективный и доступный метод укрепления и сохранения здоровья младшего школьника.

Методы исследования : думали самостоятельно, читали книги, спрашивали у взрослых, наблюдали, проводили опрос одноклассников, анализировали.

I . Основная часть

История. «Гигиея – богиня здоровья»

Термин « гигиена » происходит от греческого слова υγιεινός - целебный, приносящий пользу. Происхождение его связывают также с именем древнегреческой богини здоровья , дочери и (в римской мифологии Эскулапа), которая изображалась в виде красивой девушки, держащей на руках чашу, обвитую змеёй. У древних греков змея олицетворяла символ мудрости, она выпивала яд из чаши жизни и обезвреживала её. Чаша со змеёй сохранилась до сих пор как эмблема медицины.

Личная гигиена включает в себя:

1. уход за телом, волосами и полостью рта,

2. гигиену одежды и обуви,

3. гигиену жилища.

Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, так, как строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом высоких достижений в любом виде деятельности.

Понятие о личной гигиене

Личная гигиена – это свод правил, которые помогают поддерживать здоровье, а также предохраняют человека от болезней, преждевременной старости и смерти.

Если Вы едите здоровую пищу, чистите зубы, умываетесь, занимаетесь спортом и даже обливаетесь холодной водой, то это улучшает общее состояние организма, повышает иммунитет, продлевает жизнь.

1. Что включает личная гигиена?

Соблюдение чистоты тела, белья, одежды, жилища.

Всегда содержи в чистоте!

    тело

    волосы

    жилище

    одежду обувь

    полость рта

2. Предметы личной гигиены

« ВСЕ В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА.
ПОЭТОМУ МОЙТЕ ИХ ЧАЩЕ!»
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

2.1. Гигиена рук

Мойте руки чаще! Большинство кишечных инфекций и даже грипп передается через руки!

Тщательно следите за своими руками. Ногти должны быть чистыми и коротко подстриженными.

Регулярное мытье рук и уход за ногтями защитит от многих болезней.

2.2. Гигиена кожи

Кожа является наружным покровом тела человека. Она несет защитную функцию.

Для поддержания чистоты кожи ежедневно следует принимать душ. Мытье - основной вид ухода за кожей, при котором с ее поверхности удаляются пыль, микробы, пот, различные загрязнения.

Если вы устали и хотите взбодриться, вам поможет контрастный душ. Он прекрасно воздействует на кожу, так как улучшает ее кровоснабжение.

Правила ухода за телом

    Для мытья пользуйся туалетным мылом или гелем.

    Душ принимай ежедневно, особенно после работы, связанной с загрязнением кожи и сильным потоотделением.

    Мой тело теплой водой с мылом и мочалкой не реже раза в неделю.

    После мытья обтирайся свежим полотенцем, надевай чистое белье.

    2.3. Гигиена полости рта

Все в организме взаимосвязано. Состояние здоровья нашего организма отражается и на наших зубах. Каждый ребенок должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека.

Зубы следует чистить два раза в день с внешней и внутренней стороны. Для этого применяют:

1. Зубные порошки хорошо знакомы людям старшего поколения.

2. Зубные пасты гигиенического типа и лечебно-профилактического.

3. Зубные щетки для детей – маленькие с толстой ручкой. Применяя такую щётку , легче манипулировать во рту. И она лучше может очистить зубы. Чистка зубов щеткой развивает у ребенка мануальные навыки. Таким образом, чистка зубов будет дополнительной гимнастикой для ума!

4. Жевательная резинка и ополаскиватели - это только дополнительные средства гигиены полости рта, которые применяются после чистки зубов.

Правила ухода за зубами

    Чисти зубы ежедневно утром и вечером, пользуясь зубной щеткой и пастой.

    Полощи рот после еды.

    При первых признаках заболеваний зубов и десен незамедлительно обратись к стоматологу.

2.4. Уход за волосами

В основном вопрос этот касается девочек, особенно имеющих косы. Необходимо постоянно следить за опрятностью головы, научиться их расчесывать и заплетать волосы, мыть голову не реже одного раза в неделю.

Уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мытье. Недопустимо использовать для мытья волос хозяйственное мыло либо моющие ср е дства, предназначенные для стирки белья. Рекомендуется пользоваться туалетным мылом или шампунем.

Правила ухода за волосами

    Следует мыть голову теплой мягкой водой.

    Длинные волосы надо расчесывать, начиная с кончиков, а короткие – от корня.

    Расческа не должна иметь острых зубьев, должна быть редкая.

    Недопустимо пользоваться чужой расческой.

2.5. Гигиена одежды и обуви

Одежда предохраняет организм от неблагоприятных воздействий внешней среды, от повреждений и загрязнений. С гигиенической точки зрения она должна быть легкой и удобной.

Спортивная одежда. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. При занятиях на улице летом форма может состоять из майки, шортов. Негигиенично пользоваться спортивной одеждой в повседневной жизни.

Необходимо быть опрятным в одежде и обуви, уметь пользоваться одежной и обувной щетками и ежедневно чистить свою одежду и обувь.

Обувь должна быть легкой, эластичной и удобной. Лучше всего этим требованиям отвечает обувь из натуральной кожи.

Важна так называемая « внутренняя обувь » - носки, гольфы. Надо, чтобы они хорошо пропускали воздух, впитывали пот. Носки всегда должны быть чистыми, эластичными и мягкими.

2.6. Гигиена жилища

Наше жилище тоже нуждается в гигиене! Воздух жилого помещения легко подвергается загрязнению. Проветривание позволяет снизить загрязненность воздуха. Оно должно производиться не менее 3-х раз в день.

Уборка должна проводиться влажным способом или с помощью пылесоса. Сухое подметание приводит к подъему в воздух большого количества пыли и микробов.

Правила гигиены жилища

    Необходимо всегда вытирать ноги при входе в помещение!

    Дома, в школе переодевать сменную обувь.

    Проветривать свою комнату в течение дня и перед сном, а в школе на перемене проветривать класс.

    Систематически вытирать пыль и убирать свою комнату.

    Аккуратно и быстро стелить постель и ежедневно ее проветривать.

II . Анкетирование

Мы решили провести опрос среди учащихся младших классов, так как нам стало интересно: знают ли ребята младшей школы правила личной гигиены? Применяют ли они эти правила в жизни?

Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Как часто вы моете руки?

2. Сколько раз в день чистите зубы?

3. Ежедневно вы гуляете больше одного часа?

4. Вовремя ложитесь спать?

5. Делаете утреннюю гимнастику?

6. Много времени уделяете просмотру телевизора?

В анкетировании участвовали учащиеся младших классов. Из анкеты видно, что ребята по-разному относятся к соблюдению личной гигиены.

Проанализировав литературу и проведя наблюдения по вопросу личной гигиены, мы пришли к выводу: сохранить здоровье и продлить тем самым жизнь можно при соблюдении основных норм гигиены:

Ухода за телом, волосами и полостью рта,

Гигиены одежды и обуви,

Гигиены жилища.

Я призываю вас «ДЕЛАЙТЕ, КАК Я!» ролик Авдониной Камиллы

В народе говорят: «Чистота – залог здоровья».

Следуйте правилам личной гигиены, будете здоровы!

Спасибо!

Список литературы.

1. А. Ликум «Всё обо всём». 2008г.

2. Л.Я. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия».2007г.

3. Староверов Ю.И. Детские болезни: Энциклопедия для родителей, 2007г.

4.Я познаю мир. Медицина. 2006г.

5.ИНТЕРНЕТ – ресурсы:

Резко ухудшилось. Это явление вызвано несколькими причинами, одна из них - нарушение основ личной гигиены ребенком.

Правила, которые необходимо соблюдать в стенах дома

Школьника - это то, к чему должен стремиться каждый ребенок. Это то, к чему нужно приучать малыша с момента рождения! Чтобы ребенка не называли неряхой, родителям придется потрудиться над воспитанием чада в течение нескольких лет. Когда малыш подрастет, то уже без помощи мамы или папы самостоятельно будет умываться и чистить зубы.

Соблюдение школьника - важный момент в воспитании ребенка. Во-первых, родителю необходимо научить ребенка заправлять постель. Во-вторых, утром и вечером необходимо проветривать комнаты, где спят дети. Помните, что солнечный свет в течение 15 минут убивает микробы в воздухе и на поверхности пола и мебели. Поэтому незашторенные окна в солнечный день - отличная профилактика вирусных и инфекционных заболеваний. В-третьих, чистая посуда тоже является важным моментом в профилактике вирусных и инфекционных заболеваний.

Само собой, что чистку зубов и умывание по утрам и вечерам никто не отменял. Первоклассник должен выполнять эти процедуры самостоятельно! Убедите чадо, что обязательно нужно соблюдать правила личной гигиены. Школьника уговорить несложно.

Как правильно мыть руки

К мытью рук перед приемом пищи и после прогулок на улице нас приучают с раннего детства. Но исследования показали, что 95% детей и взрослых не умеют делать этого правильно! Как вы думаете, с чем это связано? Все достаточно просто. Когда мы открываем воду из крана, то грязными пальцами касаемся ручки или вентиля. Микробы, обитающие на поверхности кожи, немедленно перемещаются на руки! Помыв руки с мылом, мы закрываем кран, трогая те самые вентиля, и пересаживаем бацилл обратно на чистые руки. Эффект и польза от такого мытья сводится практически к нулю.

Возникает логичный вопрос: «Как же тогда правильно мыть руки?». Тут все просто. Алгоритм тот же. Но в момент закрытия крана необходимо взять в руки салфетку, накрыть ею вентиль и повернуть его нужное количество раз. Если у вас кран «однорукий», тот тут еще проще. Закрываем его тыльной стороной ладони. И, конечно же, не забываем мыть руки с дезинфицирующим средством.

Лайфхак при чистке зубов

Кто был хотя бы один раз в жизни на приеме у стоматолога, наверняка запомнил овальное и чистое зеркало на ручке, в которое видишь результат работы дантиста. В детский стаканчик у раковины можно поставить такое же, только миниатюрных размеров.

Эта мера позволит малышу наблюдать за зубами во время их чистки, рассматривать, что происходит с дальними зубами, насколько хорошо они вычищены. Если выполнять эту процедуру регулярно и качественно, то посещение дантиста будет сведено к минимуму.

Если ребенок заболел!

Когда ребенок или взрослый болен простудой или гриппом, то нужно ужесточать правила личной гигиены школьника. Памятка рекомендует на период болезни каждому члену семьи иметь свои столовые приборы (кружки, тарелки, вилки и ложки). Проветривайте помещение и комнату больного как можно чаще. Как заболевшему, так и здоровым необходимо носить маски на лице. Если больной чихает или кашляет, то он просто обязан закрывать рот или нос платочком, когда делает это!

Правила личной гигиены школьника: памятка (кратко)

  1. Начинать и заканчивать день необходимо с чистки зубов.
  2. Выполнив зарядку, необходимо заправить постель и отодвинуть шторы, раскрыв окно.
  3. Подстригать ногти на руках и ногах нужно каждую неделю. Лучше всего делать это вечером в воскресенье перед началом учебной недели, а затем идти в душ.
  4. Каждый вечер необходимо подмываться, как девочкам, так и мальчикам - об этом гласят правила личной гигиены школьника.
  5. Памятка напоминает, что несколько раз в неделю нужно тереть тело намыленной мочалкой. Эта процедура смоет грязь и микробы с поверхности эпидермиса, а также удалит частички ороговевшей кожи.
  6. Детям мыть голову положено не больше 2 раз в неделю. При частых простудных заболеваниях разрешается уменьшить количество процедур.
  7. Каждое утро ребенок обязан надевать чистые отутюженные трусики и носки (колготки).
  8. В школьной столовой нельзя пить из чужого стакана, а также нельзя пользоваться чужими столовыми приборами.
  9. Не следует делиться сменной обувью.
  10. Известно, что школьники на уроках любят грызть колпачки на ручках, а также стирательные резинки на макушке карандаша. Делать этого категорически нельзя.
  11. Наличие собственной расчески у школьника поможет избежать заражения педикулезом.

Что делать, если….

Если чадо забывает соблюдать правила личной гигиены школьника, памятка ему придет на помощь. Она должна быть размножена и как можно чаще попадаться на глаза ребенку. Также родители обязаны строго придерживаться этих правил. Если ребенок будет видеть, как мама или папа соблюдает нормы гигиены, то и сам будет с радостью их выполнять, подражая любимым родителям.

Следите за чистотой, и ваш организм будет благодарить вас за этот труд крепким иммунитетом!

Расстановка ударений: ГИГИЕ`НА ШКО`ЛЬНИКА

ГИГИЕНА ШКОЛЬНИКА. Здоровье ребёнка во многом зависит от регулярного и точного соблюдения правил гигиены. В школе навыки по гигиене воспитываются педагогами и школьным врачом. В нач. классах соответствующая воспитательная работа проводится не только на спец. уроках здоровья, но и на уроках по общеобразовательным предметам [напр., в программу по рус. языку (1-й класс) включается тема "Забота о здоровье", в программе 4-го класса по природоведению - тема "Тело человека и уход за ним" и т. д.]. Задача этих уроков - познакомить уч-ся с элементарными сведениями по охране здоровья и на основе их воспитывать первоначальные гигиенич. навыки.

Уч-ся средних и старших классов приобретают элементы гигиенич. знаний на уроках естествознания (гл. обр. при прохождении курса анатомии и физиологии человека). Воспитание гигиенич. навыков начинается с объяснения значения того или иного гигиенич. требования. Большое значение для воспитания навыков Г. ш. имеет личный пример педагогов, воспитателей, старших школьников, внешний вид и поведение к-рых должны быть образцом чистоты, аккуратности и порядка.

Большую роль в привитии гигиенич. навыков играет санитарная самодеятельность уч-ся - активная работа младших школьников санитарами (дети-санитары проверяют у уч-ся чистоту рук, шеи, ушей, носового платка, воротничка, следят за мытьём рук перед завтраком и т. д. и делают пометки в дневниках санитаров), а старших - сандружинницами. Способствует выработке гигиенич. навыков чистота в классах и других помещениях школы, школьного двора и т. п.

Гигиенич. знания, сообщаемые уч-ся, должны опираться на данные совр. медицины. Воспитание гигиенич. навыков может быть успешным только при тесном содружестве школы и семьи. Среди родителей должна проводиться систематическая и последовательная санитарно-просветительная работа. Врач, мед. сестра совместно с педагогами организуют "уголок для родителей", в к-ром вывешивают плакаты, текстовые таблицы, памятки, разъясняющие, как надо заботиться о здоровье школьника в семье. Наиболее действенным средством правильной организации заботы семьи о воспитании гигиенич. навыков являются посещения учителем уч-ся на дому. Во время этих посещений учитель знакомится с гигиенич. условиями в семье, с режимом дня уч-ся, с организацией и освещением его рабочего места и т. д.

Для того чтобы дети выполняли требования гигиены, они должны понимать их смысл и значение. Родители и взрослые члены семьи должны объяснять детям необходимость выполнения того или иного правила гигиены. Очень важно показать ребёнку, как следует правильно и хорошо выполнять ту или иную процедуру (напр., как правильно расчёсывать волосы, чистить зубы, мыть руки, проводить влажные обтирания с последующим растиранием тела полотенцем и т. п.). Показывать и поправлять ребёнка нужно до тех пор, пока он хорошо не усвоит все приёмы. Чтобы выполнение правил гигиены вошло в привычку, нужно приучать детей ежедневно в определённое время в установленной последовательности проводить все элементы режима, а также все процедуры по уходу за своим телом, одеждой и помещением; строго контролировать выполнение правил гигиены, поощряя аккуратность или, наоборот, разумно наказывая за неаккуратность и лень.

Приобретению детьми гигиенич. навыков способствует стремление их подражать взрослым. Поэтому родители, старшие братья и сестры своим обликом, привычками, поведением должны служить детям образцом чистоты, порядка и аккуратности. Требуя от детей выполнения режима дня, необходимо следить за тем, чтобы определённый установленный распорядок поддерживался и всеми остальными членами семьи.

Правильно организованный режим дня - это рациональное распределение времени уч. занятий, труда, отдыха, сна, приёма пищи, самообслуживания, утренней гимнастики и т. д. Режим дня школьника устанавливается в зависимости от его возраста, состояния здоровья, занятий в школе. Классный руководитель и школьный врач дают родителям консультацию по вопросу организации режима дня. При организации режима дня особое внимание следует уделить рациональному питанию ребёнка. Одним из основных гигиенич. требований, предъявляемых к организации режима дня, является чередование деятельности и полного отдыха, т. е. сна. Гигиенич. полноценность сна определяют: продолжительность, периодичность и глубина. Продолжительность сна связана с возрастом и физич. состоянием детей. Вставать и ложиться спать дети должны в определённое время (см. Сон). Особое внимание следует уделять чистоте воздуха комнаты, где спит ребёнок. Детей нужно приучать спать с открытыми окнами. Ребёнок должен иметь отдельную удобную и чистую постель.

Большое значение имеет закаливание организма ребёнка, к-рое следует проводить по определённой системе в течение всего года. При воспитании гигие-нич. навыков необходимо обратить внимание также на правильную осанку. Очень часто школьники стоят ссутулившись, слегка выпятив живот; при приготовлении уроков сидят согнувшись, приподняв правое и опустив левое плечо. Неправильная поза вызывает более быстрое утомление и может способствовать возникновению недостатков в физич. развитии: увеличение сутуловатости, искривление позвоночника и т. д. Правильная осанка способствует созданию наилучших условий для дыхания и кровообращения (см. Осанка).

Школьники ежедневно должны делать утреннюю гимнастику, к-рая способствует воспитанию правильной осанки и даёт зарядку бодрости ребёнку на весь день (см. Зарядка).

Кроме утренней гимнастики дома (по согласованию с врачом), можно при необходимости проводить кор-регирующую (исправляющую) гимнастику. Необходимо также обратить внимание на появление плоскостопия, к-рое может быть причиной быстрого утомления детей при ходьбе, долгом стоянии.

Г. ш. включает уход за глазами, т. е. гигиену зрения, ухудшение к-рого может быть одной из причин снижения успеваемости уч-ся.

Одним из основных элементов личной гигиены является повседневный уход за кожей лица, рук. Необходимо своевременно приучить ребёнка мыть руки перед едой и после всякого загрязнения, пользования уборной, после игры с домашними животными и т. п. Руки следует мыть обязательно с мылом. Школьникам лучше всего пользоваться детским или глицериновым мылом. Вытираться надо досуха, чтобы кожа не стала шероховатой и не появлялись трещины (т. н. "цыпки"). Каждый ребёнок должен иметь своё отдельное полотенце. Умываться надо утром и вечером водой обычной комнатной температуры. Особое внимание следует обращать на уход за ногтями. Их надо ежедневно промывать щёткой с мылом и коротко стричь. Ногти на пальцах рук стригут дугообразно, по возвышению пальцев. На ногах ногти следует стричь прямо, т. к. срезание углов способствует врастанию ногтей.

Ноги следует мыть ежедневно перед сном, как в целях закаливания организма, так и для поддержания чистоты и борьбы с потливостью. Причинами потливости могут быть редкое мытьё ног, перегревание их, ношение резиновой обуви и т. п. Потливость ног может быть устранена гигиенич. уходом и в первую очередь ежедневным мытьём их вначале тёплой, а потом прохладной водой. Если же потливость ног не проходит, то она, очевидно, связана с к.-л. заболеванием, в таком случае следует обратиться к врачу.

Дети должны еженедельно мыться горячей водой (температура 35° - 40°). Маленьких детей, имеющих более тонкую и нежную кожу, лучше мыть губкой, дети школьного возраста могут пользоваться мочалкой. Особого внимания требует уход за волосами. Сухие волосы рекомендуется мыть через 10 дней, а жирные - через 5 - 6 (по мере загрязнения). Жёсткую воду можно смягчить (добавить на таз 1 - 2 ложки питьевой соды). Если кожа на голове шелушится, а волосы сухие, то после мытья и просушивания целесообразно голову смазать касторовым, миндальным или репейным маслом. Каждый ребёнок должен иметь свою расчёску (а при необходимости свой частый гребень). Короткие волосы нужно расчёсывать от корня к концу волоса, а длинные - расчёсывать в несколько приёмов, начиная с конца их. Приучая девочек самостоятельно ухаживать за своими волосами, мать должна систематически осматривать голову дочери, а время от времени после мытья причёсывать её частым гребнем. Заплетая косы не следует их слишком туго стягивать, т. к. это способствует выпадению волос. Девочкам не следует постоянно носить косынки, т. к. при этом плохо растут волосы.

Воспитание у детей навыка систематич. ухода за зубами и полостью рта является одним из необходимых правил личной гигиены. Зубы нужно чистить ежедневно, обязательно перед сном, а лучше дважды в день утром и вечером; кроме того, рекомендуется полоскать рот тёплой водой после еды (см. Зубы).

Семья и школа должны воспитывать у ребёнка навыки гигиенич. поведения. Школьник должен знать что, кашляя или чихая, следует закрыть рот рукой и отвернуться от соседа. Следует воспитывать у детей привычку обмывать водой овощи и фрукты, т. к. на немытых фруктах, овощах, ягодах долго сохраняются микробы. Требованием личной гигиены является также чистота окружающих ребёнка предметов - игрушек, книг, одежды, а также чистота комнаты.

Школьников необходимо приучить правильно обращаться с книгой. Грязная и растрёпанная книга способствует распространению инфекции. Нужно особенно тщательно следить за чистотой книг, не давать здоровым книг, к-рыми пользовались больные дети, не позволять детям слюнявить страницы книги и перегибать их, не оставлять книг открытыми, т. к. бумага желтеет, печать выцветает, это ухудшает чёткость и разборчивость текста и отрицательно сказывается на зрении читающего. Книгу нужно обёртывать в чистую бумагу и менять обёртку по мере её загрязнения, хранить книги по возможности в закрытых полках.

Письменные принадлежности надо держать в пенале, после употребления перья вытирать перочисткой. Очинку карандашей производить над спец. коробочкой при помощи машинки или перочинного ножа. Нужно объяснить ребёнку вред привычки брать в рот карандаш, резинку.

Гигиенич. требования предъявляются к одежде и обуви детей (см. Одежда и обувь).

Г. ш. включает и гигиену жилища. Помещение, где живёт ребёнок, должно быть всегда чистым. В тёплое время года следует постоянно держать открытыми окна, а в холодное время - не менее четырёх раз проветривать комнату (еще лучше приучать детей спать при открытой форточке). Наиболее благоприятная температура в комнате 18°С. Уборку помещения нужно производить по утрам и по мере загрязнения. Во время уборки в тёплую погоду необходимо открывать окна, а в холодную - форточки. Полы нужно подметать, обёртывая щётку влажной тряпкой. Полы следует мыть не реже раза в неделю и вытирать посуше, чтобы не увеличивать влажность воздуха. Паркетные полы лучше натирать мастикой. Стены и двери следует протирать не реже одного раза в месяц. Пыль с мебели вытирается после подметания комнаты. Не менее важно соблюдать чистоту во всех подсобных помещениях квартиры.

Лит.: Сальникова Г. П., Гигиена школьника, 2 изд., М., 1959; Мильман И. И., Гигиеническое воспитание и обучение в начальных классах восьмилетней школы, 3 изд., М., 1961; Антропова М. В., Школьная гигиена, 2 изд., М., 1962. М. В. Антропова, Г. П. Сальникова. Москва.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Состояние кожи позволяет судить о степени устой­чивости организма к болезнетворным микробам, о наличии или отсутствии предрасположенности к аллергии, о состоянии желез внутренней секреции, о функции сердечно-сосудистой системы и т. д.

Правильный уход за кожей предотвращает воспалительные ее заболевания и преждевременное старение (образование морщин и складок, ухудшение цвета, снижение эластичности). С поверх­ности кожи необходимо постоянно удалять выделения сальных и потовых желез. Для этого открытые части тела моют водой с мылом ежедневно, закрытые-не реже одного раза в неделю. Умываться нужно водой комнатной температуры; горячая вода снижает эластичность кожи, делает ее дряблой; холодная вода нарушает нормальный отток выделений сальных желез, способст­вует закупорке их выводных протоков и образованию угрей.

Нужно научиться добросовестно умываться, мыть руки после по­сещения туалета и перед едой и выполнять другие гигиени­ческие процедуры. После умывания или мытья рук кожу тща­тельно вытирают, так как влажные участки кожи могут огру­беть и потрескаться.

Правила гигиены требуют от девочек и мальчиков наличия у каждого из них индивидуального полотенца, своей зубной щет­ки. Негигиеничным является пользование чужой одеждой и обувью, предметами туалета.

В 14-16 лет у многих школьников появ­ляются угри. Это временный побочный эффект полового созре­вания. Выводной проток сальной железы закупоривается, туда проникают болезнетворные микробы и вызывают воспаление. Во­круг закупоренного выводного протока кожа уплотняется и крас­неет, появляется узелок; он часто нагнаивается. При осложнени­ях воспаленные участки сливаются между собой; на их месте остаются в дальнейшем разного размера рубцы. Угри поражают лицо, грудь и верхнюю часть спины. Они могут появиться на короткое время (на несколько месяцев), но могут захватить большие участки кожи и вызвать длительные болезненные ее изменения, которые продолжаются иногда до 20-25 лет.



Для предупреждения угрей надо поддерживать чистоту кожи и своевременно предотвращать закупорку протоков сальных же­лез-регулярно умываться с мылом. Хорошо помогает попере­менное умывание горячей и холодной водой. При ежедневном употреблении пряных, острых продуктов, кофе, какао, крепкого чая, избытка углеводов и жиров заболевание угрями обостря­ется. В тяжелых случаях следует обращаться к врачу-дермато­логу.

В подростковом и юношеском воз­расте усиливается потоотделение. Нередко пот на какое-то время приобретает резкий и неприятный запах. Если ежедневно мыть под мышками, сбривать отрастающие волосы, на которых задер­живается и разлагается пот, потоотделение ослабевает. Порой в подростковом возрасте сильно потеют ноги, что часто связано с плоскостопием, тесной, неудобной, но модной обувью. Синте­тические носки и чулки, редкая их смена, нерегулярное мытье ног, употребление в пищу острых и пряных продуктов также способствуют потливости. Неприятный запах пота заметен для окружающих. Кроме того, при постоянном увлажнении и раздра­жении потом разрыхляется и частично мертвеет поверхностный слой кожи, возникают потертости, через которые в кожу прони­кают болезнетворные микроорганизмы, в первую очередь возбу­дители гнойничковых заболеваний стрептококк, стафилококк и грибки. Сильные опрелости и потертости повреждают поверхност­ный слой кожи, при этом образуются волдыри, эрозии, язвы, появляются зуд, жжение и даже боль.

Чтобы ноги не потели, на ночь их моют прохладной водой с мылом, ежедневно надевают чистые носки или чулки и следят, чтобы обувь всегда была сухой, удобной. Можно пользоваться специальными средствами для ухода за кожей ног, содержащими смягчающие, вяжущие, дубящие вещества. За ногами необходи­мо постоянно следить, тогда не придется прибегать к медицин­ской помощи.

Здоровые ногти имеют выпуклую форму, глад­кую блестящую поверхность и розовую окраску. Ногти защища­ют концы пальцев от травм. Если чрезмерно отращивать ногти и не следить за их чистотой, под ногтями скапливается огромное количество болезнетворных микроорганизмов.

Уход за ногтями несложен. На руках ногти стригут каждую неделю, на ногах-каждые 2-3 недели (ногти на ногах растут медленнее). Прежде чем обрезать ногти, кисти и стопы опуска­ются в теплую мыльную воду на несколько минут. Ногти размяг­чаются и при обрезании не ломаются, поверхность среза полу­чается ровной, и ноготь ни за что не цепляется. Возле ногтевого ложа часто появляются заусенцы; их осторожно срезают, а мес­то, где они были, смазывают одеколоном для дезинфекции. Срез ногтя должен быть полукруглым. Если ногти подрезать непра­вильно, острые края их врастают в кожу, вызывая боль и воспа­ление, форма пальца ухудшается.

Здоровые волосы мягки, эластичны, имеют есте­ственный блеск и украшают человека. Важно сохранять их при­родные свойства, а по возможности и улучшать их. Основное средство ухода за волосами - хорошо их промывать. Если сальные железы кожи головы выделяют много секрета (жирные во­лосы), их моют каждые 5-6 дней, если секрета выделяется мало (сухие волосы)-один раз в 7-10 дней. Нельзя использовать очень горячую воду для мытья головы, так как она усиливает выделения сальных желез. Для мытья индивидуально подбирает­ся моющее средство (шампунь, мыло), которое хорошо промы­вает волосы, избавляет кожу от перхоти и зуда. Хорошо моет волосы детское мыло. Избыточное потребление моющего средства пересушивает волосы. Достаточно один раз хорошо намылить их и смыть, еще раз намылить меньшим количеством моющего сред­ства и смыть через 2-3 минуты. После мытья волосы вытирают полотенцем и досушивают при комнатной температуре. Фен не­редко пересушивает волосы, при этом их концы расщепляются.

Расчесывают волосы после полного высыхания. Длинные во­лосы расчесывают с концов, короткие - от кожи. Расческа дол­жна быть без острых зубьев, и лучше, если она металличе­ская.

Для хорошего роста волос полезно менять прическу и время от времени слегка обрезать концы волос, особенно если они на­чинают расщепляться. Если ходить с непокрытой головой в хо­лодную погоду, переохлаждается кожа, поверхностные сосуды суживаются и питание волос, а следовательно, и рост их ухуд­шается.

Одежда должна быть удобной, легкой и теплой: ни одним из этих качеств не следует пренебрегать ради каких-либо требований моды. Многие девушки ходят в любую погоду в тонких синтетических чулках, не обращая внимания на мороз. Это опасно, так как кожа от холода синеет, грубеет, в ней развиваются трофические сетчатые багрово-синюшные пят­на, появляется зуд. Охлаждение нижней части тела способствует заболеванию мочевыводящих путей. Зимой необходимо носить теплое белье как девушкам, так и юношам, которые особенно склонны ходить даже в сильный мороз налегке.

Зимой обувь обязательно должна быть теплой. При хроническом охлаждении ног возникают спазмы сосудов и развиваются серьезные нарушения питания тканей ноги вслед­ствие затруднения тока крови. Узкая тесная обувь сдавливает ногу, деформирует стопу, усиливает склонность кожи к потоотде­лению. Если приходится носить обувь на резиновой подошве, в нее следует вложить войлочную подкладку и регулярно следить, чтобы она не становилась влажной. Для девушек и женщин не­приемлема обувь на очень высоком каблуке, так как неправиль­ное положение стопы с опорой на пальцы ведет к их деформации, резко уменьшает площадь опоры и устойчивость. В обуви на высоком каблуке легче подвернуть ногу в голеностопном суставе, легко потерять равновесие.

Вопросы задания

1. Гигиена кожи.

2. Профилактика угрей.

3. Профилактика потливости.

4. Уход за ногтями.

5. Гигиена волос.

6. Гигиена одежды.

7. Гигиена обуви.

Гигиена девушки

Девушкам необходимо тщательно следить за чистотой и опрятностью наружных поло­вых органов. Половые органы и складки кожи вокруг них моют утром и вечером теплой водой с мылом. Можно в этих целях ис­пользовать душ. Ежедневно надо менять трусы.

При негигиеническом содержании наружных половых органов на них скапливаются в огромных количествах болезнетворные микробы. Скопление выделений из половых органов на трусах является для них питательной средой. Размножаясь и проникая в половые органы и мочевыводящую систему, они раздражают слизистую оболочку, вызывают зуд и жжение и часто служат причиной тяжелых воспалительных заболеваний мочевыводящих путей (уретрит- воспаление мочеиспускательного канала, цис­тит -воспаление мочевого пузыря, пиелит -воспаление почеч­ных лоханок и т. п.).

При менструациях устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды и особенно к охлаждению снижается. Болезнетворные микроорга­низмы могут легко проникнуть в половые органы. Если во время менструации полежать на сырой земле, можно простудить при­датки (так в обиходе называют женские половые железы- яичники). Воспаление яичников очень трудно вылечить. Признаки воспаления -постоянные тянущие боли в нижней части живо­та, в пояснице. Купание и охлаждение во время менструации спо­собствуют воспалению слизистой оболочки матки (эндометрит), которое проявляется периодическими кровотечениями из нее, бо­лезненностью менструаций и часто заканчивается бесплодием - неспособностью иметь ребенка. Конечно, не всегда охлаждения и купания при менструациях вызывают тяжелые последствия, но многие женщины, легкомысленно относившиеся к своему здо­ровью в юности, позже долго и не всегда с успехом лечатся, чтобы иметь ребенка. Поэтому девушка не должна слушать подруг или знакомых, которые уверяют, что во время менструа­ции нечего бояться охлаждения. Во время менструации необхо­димо особенно тепло одеваться, избегать охлаждения ног, пояс­ницы, нижней части живота.

Во время менструации нельзя делать ничего, что могло бы вызвать кровотечение из матки: загорать, отправляться в поход или далекую экскурсию, участвовать в утомительных играх, тан­цах, совершать длительные поездки на велосипеде, прыгать, быстро бегать, а также есть острую и пряную пищу. Однако вредно, как это иногда делают, проводить первые дни менструа­ции в постели. Можно выполнять обычную учебную или домаш­нюю работу, избегая лишь значительной физической нагрузки.

Необходимо отмечать дату начала и окончания прошлой мен­струации, вести календарь. Зная длительность менструального цикла, можно планировать свои дела так, чтобы следующая менструация не совпала с физическими нагрузками или необ­ходимостью длительного пребывания вне дома. Кроме того, зна­ние срока следующей менструации позволяет подготовиться к ее началу заранее-взять с собой марлю, вату и т. п.

Во время менструации пользуются ватно-марлевыми проклад­ками (вата заворачивается в марлю) или гигиеническими сал­фетками. Меняют их по мере промокания. Во время менструации подмываться следует не реже 3-4 раза в сутки. Подмываются в направлении спереди назад текущей теплой водой (горячая и холодная вода способствует затягиванию менструации). Вытира­ют кожу и слизистую оболочку промокающими движениями, а не растирающими, так как последние способствуют образова­нию небольших ссадин и облегчают проникновение микроорга­низмов. При раздражении слизистой оболочки половых органов используют для подмывания настой ромашки или крепкого чая. Мыло должно быть нейтральным: детским, ланолиновым и т. д. Другие сорта туалетного мыла могут содержать вещества, обла­дающие раздражающим или сушащим действием. Принимать ванну или купаться в бане во время менструации нельзя, следует принимать теплый душ.

При болезненных менструациях девушки нередко принимают обезболивающие препараты (анальгин и др.), кладут на живот грелку. Однако грелка может усилить выделение крови, а бесконтрольно принимаемые лекарства вредно влияют на здоровье. Болезненность менструации не всегда с возрастом проходит са­мостоятельно; в тяжелых случаях необходимо своевременно об­ратиться за помощью к врачу-гинекологу. Гигиена молочных желез. С подросткового возраста девочкам необходим лифчик (бюстгальтер). Он должен поддерживать мо­лочные железы снизу, так как они склонны с течением времени постепенно отвисать. Но лифчик не должен сжимать их; некото­рое приподнятие молочных желез улучшает в них кровообраще­ние, а придавливание, напротив, его нарушает. Поэтому непра­вильно поступают те девочки, которые, стесняясь увеличиваю­щихся молочных желез, стараются их сжать лифчиком. Каждая девушка должна научиться подбирать себе такой бюстгальтер. который точно соответствовал бы индивидуальным особенностям фигуры. Своевременное ношение хорошего бюстгальтера способ­ствует нормальному развитию молочных желез и предотвращает преждевременное их старение и возможные нарушения функции в период, когда нужно будет кормить грудью ребенка.

Вопросы и задания

Личная гигиена школьника включает в себя правила, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка. Для их выполнения необходимо придерживаться рационального режима дня, правильного питания, чередования физического и умственного труда, труда и активного отдыха, а также соблюдение личной гигиены, в узком понимании этого слова. Кроме всего, гигиеническое воспитание — это составная часть общего воспитания, в процессе которого ребенку прививаются гигиенические навыки, что является неотъемлемой составляющей культурного поведения человека.

Основные правила гигиены для школьников

♦ ребенок должен самостоятельно умываться несколько раз в день. В холодное время года можно несколько реже. В теплое время года — рекомендуется чаще, поскольку воздух в теплое время года более загрязнен, а поверхность тела более открыта и более доступна для всевозможной инфекции; рекомендуется приучить ребенка умываться холодной водой — этим достигается прекрасный закаливающий эффект (имеет место активная рефлекторная реакция периферических кровеносных сосудов);

♦ во время утреннего умывания ребенок должен с тщательностью почистить нос; при высмаркивании из носоглотки и полости носа удаляется слизь, скопившаяся за ночь, а вместе со слизью удаляются и микроорганизмы, среди которых немало болезнетворных;

♦ один — два раза в день ребенок должен умываться с мылом; особенно важно умыться с мылом после возвращения с улицы, после школы; тщательное умывание с мылом способствует устранению с поверхности кожи инфекционных агентов (бактерий, вирусов, грибков) и иных загрязнений, которые могут стать причиной различных кожных заболеваний;

♦ чем чаще ребенок моет руки, тем лучше; обязательно мытье рук после посещения туалета, после прогулки на улице, после игр в песке, после работы на огороде и т.д.; обязательно мытье рук и всякий раз перед едой;

♦ ребенок должен чистить зубы со щеткой и хорошей зубной пастой не реже, чем два раза в день. Утром — после завтрака, вечером — перед сном; зубная щетка не должна быть слишком жесткой, чтобы не ранить слизистую оболочку десен, и не должна быть чересчур мягкой, иначе она не будет в полной мере соответствовать своему функциональному назначению; пожалуй, нет необходимости чистить зубы со щеткой чаще, нежели два раза в день, потому что при слишком частой и очень энергичной чистке не исключается возможность травмирования десен щетинкой щетки; вода, используемая во время чистки зубов, должна быть непременно теплая; нельзя чистить зубы с использованием холодной или горячей воды — такая чистка не столько предотвратит кариес, сколько будет способствовать разрушению зубной эмали;

♦ остатки плотной пищи (например, мяса), застрявшие между зубов, должны своевременно удаляться с помощью зубочистки (предпочтительнее — деревянной) или специальной ниточки; не удаленные с поверхности зубов остатки пищи — прекрасная среда для развития бактерий, жизнедеятельность которых приводит к кариесу

♦ в течение дня ребенок должен несколько раз прополаскивать полость рта теплой водой. Особенно важно это делать всякий раз после еды, чтобы удалить из полости рта остатки пищи; для данной цели подходит и теплая вода из-под крана, вовсе не обязательно готовить для таких профилактических полосканий специальные растворы с тем или иным антисептиком;

♦ один раз в день ребенок должен принимать душ или ванну. Мыть волосы с мылом или шампунем достаточно один — два раза в неделю; в теплое время года можно принимать душ или ванну чаще; обусловлено это тем, что в теплое время года ребенок больше потеет, и остатки пота могут стать причиной раздражения и последующего воспаления кожных покровов; помимо того, что душ или ванна хорошо очищают поверхность тела ребенка, эти процедуры еще обеспечивают хороший закаливающий эффект;

♦ при мытье обязательно должна использоваться мочалка (у детей особенно популярны поролоновые «губки»). При использовании намыленной мочалки загрязнения удаляются и в результате сложного физико-химического процесса (действие мыльного раствора), и механическим путем — и не только с поверхности кожи, но и из выводных протоков потовых и сальных желез, которые в простонародье известны как поры кожи;

♦ к душу следует относиться не только как к процедуре, в результате которой с поверхности тела удаляются загрязнения, но и как к закаливающей, оздоравливающей процедуре; струи воды механически воздействуют на нервные окончания, заложенные в коже, и вызывают рефлекторную реакцию со стороны организма — главным образом, со стороны кровеносной и лимфатической систем; воздействие душа на организм — аналогично воздействию поверхностного массажа (способствует устранению застойных явлений в организме, также способствует очищению организма от побочных, вредных продуктов обмена веществ, поступлению в ткани кислорода и питательных веществ и т.д.);

♦ ребенок младшего школьного возраста в бассейне может проводить много времени. Купание в бассейне способствует активному и гармоничному развитию дыхательной, сердечнососудистой, костно-суставной и мышечной систем, хорошо закаливает организм; перед купанием в бассейне ребенок должен обязательно принять душ; у ребенка, посещающего бассейн, должна быть соответствующая обувь, чтобы ребенок не поскользнулся и не травмировался; также у ребенка должна быть резиновая шапочка;

♦ удалению грязи из подногтевого пространства способствует использование при мытье рук специальной щетки; особенно активно такую щетку рекомендуется использовать в летнее время;

♦ перед сном ребенок должен обязательно вымыть ноги; это важно потому, что кожа на подошвах ног изобилует потовыми железами и, как правило, к концу дня на поверхности кожи образуются значительные скопления остатков пота, какие вместе с иными загрязнениями представляют прекрасную питательную среду для микроорганизмов, в том числе и грибков. Таким образом, помимо того, что остатки пота и загрязнения являются источником неприятного запаха, они еще могут стать причиной кожных заболеваний; регулярное мытье ног — процедура, направленная не только на удаление всех загрязнений, но и эффективная закаливающая процедура; В возрасте 7 лет ребенок уже обладает определенными гигиеническими навыками. Нужно только следить, чтобы он не ленился их соблюдать.

Важно научить ребенка правильно распределять время для выполнения уроков, чередовать виды занятий по разным предметам, делать перерывы между ними по 10-15 мин, во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза. Желательно организовать ребенку удобный школьный уголок. Стол для занятий ставят так, чтобы свет падал слева. Свет от настольной лампы (60 Вт) не должен бить в глаза и ослеплять ребенка. Неправильное освещение и неправильная высота стола и стула могут привести к нарушению зрения и осанки. Чтобы при письме уменьшалась нагрузка на позвоночник, сидеть надо прямо, опираясь на спинку стула, не наваливаться грудью на стол; ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах согнуты под прямым углом; необходима равномерная нагрузка на обе половины таза; голову следует держать вперед, расстояние от глаз до стола — 25 см.

Утро ребенка должно начинаться с гигиенической гимнастики, комплекс упражнений следует подобрать с учетом его здоровья и функциональных особенностей. До занятий в школе проводится вводная гимнастика, цель которой — подготовить организм к усидчивости, повысить уровень функционирования всех систем, сократить период вхождения в ритм занятий в школе. Ее длительность 7—10 мин, включает она 5-7 упражнений (ходьба, прыжки, наклоны, повороты и заключительные движения на внимание, которые выполняются не по показу, а по рассказу). Такую гимнастику целесообразно проводить и перед выполнением домашних заданий. Во время учебных занятий предусматриваются короткие перерывы для физкультминуток, гимнастики для глаз (чтобы изменить позу, углубить дыхание, улучшить кровообращение головы, дать отдых глазам).

Врач - педиатр поликлиники №5 Борисовской больницы №2 Радненок Е.Г.