Главная · Болезни кишечника · Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Сочинение на тему «Основные темы и мотивы пушкинской лирики

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Сочинение на тему «Основные темы и мотивы пушкинской лирики

Основные темы и мотивы лирики Пушкина

1. Мотив свободы: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Свободы сеятель пустынный», «Арион». Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность. Свобода – основа дружбы, условие творчества. Слова «свобода», «вольность», «вольный» - ключевые слова пушкинского словаря.

2. Тема назначения поэта и поэзии: «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Творчество должно служить высшему идеалу. Твёрдость, решительность, взыскательность, презрение к «суду глупца», к наградам и почестям – вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов.

4. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье», «я вас любил», «на холмах Грузии», «Признание», «Мадонна». Основные черты любовной лирики Пушкина – благородство, искренность чувств, способность самоотречения, бескорыстное восхищение красотой. Любовь – источник вдохновения.

5. Философская тема: «Три ключа, «Элегия»(1830), «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Пора, мой друг, пора…», Странник». Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мира.

Тема 1.3 Поэма «Медный всадник» .

История создания

Поэма «Медный всадник» была написана в Болдине осенью 1833 года. В этом произведении Пушкин описывает одно из самых страшных наводнений, которое произошло в 1824 году и принесло страшные разрушения городу.

Герои поэмы

В «Медном всаднике» два главных героя: Петр I, присутствующий в поэме в виде оживающей статуи Медного всадника, и мелкий чиновник Евгений. Развитие конфликта между ними определяет основную мысль произведения.

Авторское отношение к Петру Великому неоднозначно. С одной стороны, в начале произведения Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва». С другой –Петр - самодержец представлен в поэме не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворение бесчеловечной государственности.

Евгений - «человек обыкновенный» («маленький» человек): он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь.

Конфликт

Конфликт «Медного всадника» состоит в столкновении личности с неизбежным ходом истории, в противостоянии коллективной, общественной воли (в лице Петра Великого) и воли личной (в лице Евгения). Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и государственными интересами и интересами личности.


"И всплыл Петрополь, как Тритон, "Где же дом?"
По пояс в воду погружен".

И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой -
Как будто грома грохотанье..."

Иллюстрации художника А.Бенуа

Тема 1.4 М.Ю. Лермонтов (1814-1841). Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 г. в Москве в семье армейского капитана. После ранней смерти матери воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии. Получил превосходное домашнее образование.

С 1827 года Лермонтов живёт в Москве, обучается в Благородном пансионе Московского университета, позднее в Московском университете на нравственно- политическом, а затем словесном отделении. Ранние поэтические опыты свидетельствуют об увлечении романтической литературой. Пережитые в 1830-1832 годах увлечения Е.Сушковой, Н.Ивановой, В. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов. Одновременно идёт работа над романтическими поэмами «Корсар», «Преступник», «Два брата», «Демон», «Исповедь».

Оставив университет, Лермонтов в 1832 г. переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом гусарского полка в 1834 году.

К началу 1837 года у него нет литературного статуса: многочисленные стихотворения и поэмы в печать не отданы, романы не закончены.

Слава к Лермонтову приходит со стихотворением «Смерть поэта»(1837). Стихотворение вызвало гнев Николая I, Лермонтов был арестован и вскоре переведён прапорщиком на Кавказ. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки.

С 1838 по 1840 год служит в гусарском полку, завоёвывая большой свет и мир литературы. В это время написан роман «Герой нашего времени».

После дуэли с сыном французского посла Лермонтов был переведён на Кавказ. Весной 1841 года, возвращаясь из отпуска, поэт задерживается в Пятигорске. Случайная ссора с Н.Мартыновым приводит к дуэли и гибели Лермонтова.

Лермонтов начинал писать как романтик. В атмосфере 30-х годов, характеризующихся наступлением реакции, Лермонтов переживал общественные противоречия России как всемирные противоречия. Центральной темой его поэзии стал конфликт между сильной личностью и существующей действительностью. Героическая личность, несущая в себе все противоречия мироздания - вот лирический герой Лермонтова. Стремление к абсолютной внутренней свободе, внутренний разлад героя, отражающий дисгармонию Вселенной, борьба в человеческой душе добра и зла, мотивы странничества, одиночества являются основными в лирике поэта.

Творчество Лермонтова принято делить на два этапа: ранний (1828- 1836) и зрелый (1837 - 1841).

· Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.

· В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.


Тема 1.5 Н.В. Гоголь (1809-1852). Сведения из биографии.

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Происходил Гоголь из семьи небогатых помещиков. В 1818 - 1819 годах Николай Васильевич учился в Полтавском уездном училище, а с 1821 по 1828 годы - в Нежинской гимназии высших наук. К этому периоду относятся первые литературные опыты Гоголя в прозе и в стихах.
Окончив гимназию, он в декабре 1828 года переехал в Петербург. В 1829 году Гоголь опубликовал первый литературный труд – «Ганс Кюхельгартен», однако это произведение не имело успеха. Гоголь уезжает в Германию, однако вскоре возвращается. В 1831 году Гоголь познакомился с А.С.Пушкиным, что оказало положительное влияние на дальнейшее творчество Гоголя. В 1831 - 1832 годах Гоголь пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки»; это произведение делает его знаменитым. А после публикации сборников «Миргород» (1835) и «Арабески» (1835) В.Г.Белинский назвал Гоголя «главою литературы, главою поэтов».
В 1836 году в Александринском театре был поставлен «Ревизор» Гоголя, однако эта постановка разочаровала писателя, так как из острой социальной комедии превратилась в водевиль.
Летом 1836 года Гоголь уезжает в Италию, в Рим. Там он начинает работу над романом «Мертвые души», который был напечатан в 1842 году, работа над вторым томом, который был начат еще в 1840 году, продвигалась трудно и мучительно.
Вскоре вышло четырехтомное собрание сочинений Гоголя, где была и повесть «Шинель», воплотившая в себя тему униженности «маленького человека».
Летом 1845 года Гоголь, находясь в тяжелом душевном состоянии, сжег рукопись второго тома «Мертвых душ».
Весной 1848 года Гоголь окончательно вернулся в Россию (совершив впоследствии лишь две непродолжительные поездки за границу), в Москву, продолжив работу над вторым томом «Мертвых душ».
В начале 1852 года новая редакция романа была практически готова, однако 12 февраля 1852 года, в связи с болезнью и глубоким душевным кризисом, писатель сжег и этот труд. Через несколько дней, 21 февраля, он умер. Гоголя похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря. В 1931 году останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Одной из отличительных особенностей творчества А. С. Пушкина является необыкновенная разносторонность его творческого дарования. Глубоко искренняя реалистическая лирика поэта - невероятно важная полная гениальной легкости и глубины часть творчества поэта. Лирический дар дает поэту возможность выражать свои чувства и настроения остро и быстро реагировать на изменения общественно-политической и литературной жизни.

Пушкин прежде всего - выразитель передовых для своего века взглядов певец политической свободы. Наиболее четко его взгляды отразились в оде «Вольность» написанной им в 1817 году. Произведение отражает разнообразные чувства автора: пламенное желание свободы негодование против тиранов. Революционно звучали для читателей заключительные строки второй строфы:

Тираны мира! трепещите!

А вы мужайтесь и внемлите

Восстаньте падшие рабы!

Эта же тема тема вольности и борьбы с самодержавием звучит и в стихотворении «К Чаадаеву». Пушкин призывает отчизне посвятить «души прекрасные порывы» бороться за ее свободу. Любовь к родине для него неразрывна с борьбой и он верит в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа: «Взойдет она звезда пленительного счастья!».

Ярким примером политической лирики А. С. Пушкина является стихотворение «Деревня» в котором благодаря приему противопоставления ярко и резко подчеркивается несправедливость и жестокость крепостного права. Именуя себя «другом человечества » Пушкин говорит о «диком барстве» которое «присвоило себе и труд и собственность и время земледельца». Беспощадная эксплуатация крестьянства и благополучие господствующего класса возмущают поэта до глубины души и у него срываются горькие слова: «О если б голос мой умел сердца тревожить!». Его пламенное желание - увидеть «народ неугнетенный» и взошедшую над страной «прекрасную зарю свободы просвещенной». Тема свободы борьбы счастья народа проходит через все творчество поэта. Здесь и его «Сказки» стихотворения «В Сибирь» «Арион» и другие. Много прекрасных стихотворений посвятил Пушкин самому замечательному чувству - дружбе. По характеру очень общительный Пушкин имел много друзей. Это в первую очередь его лицейские друзья которым он ежегодно посвящал свои стихотворения. Дружба была для него той силой которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь вливает бодрость в жизненной борьбе. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитал тесный круг друзей:

И признаюсь мне во сто крат милее

Младых повес счастливая семья

Где ум кипит где в мыслях волен я.

Гимном дружбы можно назвать его послание к лицейским друзьям из ссылки «19 октября 1827 года». Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью глубоко искренним чувством любви к друзьям.

Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем в которых поэт с исключительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Любовь к родной природе нашла свое художественное выражение в стихотворениях поэмах романе «Евгений Онегин». Сначала его стихи носят романтический характер например стихотворение «К морю». В нем звучит речь насыщенная восклицаниями обращениями риторическими вопросами эпитетами и метафорами. Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии мощной и гордой красоты. В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует внешне скромную но милую его сердцу красоту родной природы. Как замечательны его картинки осени зима в «Евгении Онегине» описания замечательной крымской природы в «Бахчисарайском фонтане »! Всем знакомы его стихотворения «Зимний вечер» «Зимнее утро» «Туча» «Вновь я посетил» и другие.

Пушкин сравнивал поэта с эхом которое откликается на всякий призывный звук жизни. Лирика поэта знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни о счастье человека с его нравственным идеалом особенно воплощенном в стихах о любви. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты» как «чистейшей прелести чистейший образец». Любви присуще и трагическое - ревность разлука смерть. Пушкин его лирический герой всегда желает счастья той которую он любит так безнадежно:

Я вас любил так искренно так нежно

Как дай вам бог любимой быть другим.

Нередко тема любви сливается в стихотворении Пушкина с лирическим пейзажем который так гармонирует с тем чувством которое владеет поэтом. Особенно это прослеживается в стихотворениях: «Кто знает край где небо блещет» «На холмах Грузии лежит ночная мгла». Эти основные темы лирики поэта отчетливы и в его романтических поэмах цикле произведений о Петре I в его поэме «Полтава» и повестях Белкина романе «Евгений Онегин» и трагедии «Борис Годунов».

Но особо хочется остановиться еще на одной теме - это размышления о судьбе поэта его назначении в условиях жестокой николаевской реакции. Он создает стихотворение «Пророк» написанное непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами. В образе пророка выступает поэт-гражданин несущий свое пламенное свободное слово в народ. Только тот поэт по мнению Пушкина кто всегда душой и помыслами со своим народом. Только он может оправдать свое назначение: правдивым поэтическим словом пробуждать в человечестве высокие чувства. Он призывает поэта «глаголом жечь сердца людей».

Подводя итог своему творчеству А. С. Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» утверждает что заслужил право на признание и любовь народа тем что:

…чувства добрые я лирой пробуждал

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

и милость к падшим призывал.

Равнодушно принимая хвалу и клевету «обиды не страшась не требуя венца» Пушкин следовал своему призванию. Лирика Пушкина являясь живым откликом поэта на современную ему жизнь в то же время перерастает его время и не теряет своего значения и в наши дни. Мы ценим у Пушкина полноту восприятия жизни жизнерадостность свободолюбие высокую гуманность призыв к служению Родине. Думаю что стихи Пушкина вечны что они интересны людям разных поколений «всех времен и народов».

Другие работы по теме:

Дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. "Дружество" для него - это целый круг людей, близких "по судьбе", это "братство", "наш союз", сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы - строфа из "19 октября" 1825 г. Михайловское:

В лирике А. С. Пушкина существует множество тем но можно выделить три главные темы любовь и дружба назначение поэта и поэзии и вольнолюбивая лирика. К вольнолюбивой лирике относятся такие произведения как ода.

Реферат (лат reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. (Из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова)

«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса

Старославянизмы – старейшие заимствования из близкородственного языка

Вольнолюбивая лирика Пушкина Эпоха, в которую жил и творил А. С. Пушкин, была временем подавления всякой живой мысли, передовой идеи. Авангардная часть русского дворянства, недовольная политикой царя, объединялась в тайные общества для борьбы с самодержавием и крепостным правом. Молодой Пушкин всей душой поддерживал передовые идеи.

Первой знаменательной вехой в биографии А. С. Пушкина стал Царскосельский Лицей. Завершая работу над «Евгением Онегиным», предпоследнюю - восьмую - главу он открывает вступлением: размышлениями о том, как и когда начался этот путь, путь поэта, осмысливающего судьбу своего поколения и с исторической, и с философской позиции.

Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики А.А. Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить ее сокровенный мир, передать свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой.

Имя А.А. Ахматовой стоит в одном ряду с такими поэтами, как М. Кузмин, О. Мандельштам, Н. Гумилев, когда речь заходит об акмеизме. Для начала стоит разобраться, что же такое акмеизм. Этим термином называют течение в русской поэзии 1910-х гг. последователи которого отошли от символистских стремлений к идеальному, от текучих и многозначных образов и обратились к материальному, предметному миру, естественности и точному значению слова.

Основные мотивы лирики Пушкина Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются самые существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина - это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, которое касается его лично.

Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в ней и строфы‑откровения, строфы – признания Пушкина в любви, и нежные послания, и четверостишия в альбом, и мимолетные зарисовки вспыхнувшего чувства, и поистине волшебные в изображении предмета пылкой страсти поэта сонеты.

Если говорят о литературе первой половины ХIХ века, то первыми на ум обыкновенно приходят имена Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевиче Лермонтова. Это не просто выдающиеся поэты своего времени – можно сказать, что каждый из них и есть свое время. Тематика лирики обоих поэтов разнообразна – свобода, Родина, любовь и дружба, поэт и его назначение.

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года в день святого праздника Вознесения Господня. Он появился на свет в чудесном весеннем месяце - и явил собою светлую, дивную весну чудесной русской литературы. Пушкин родился в последний год XVIII века, блистательного века классицизма, - и взял от него самое ценное: способность в художественном творчестве умом охлаждать страсти… Пушкин родился в день Вознесения - и весь его жизненный и творческий путь представляет собою восхождение к недостижимому на земле идеалу Совершенства, который в его понимании явил собою тройственный образ Истины, Добра и Красоты.

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина "Сожженное письмо" Автор: Пушкин А.С. Стихотворение «Сожженное письмо» было написано в 1825 году, в преиод ссылки Пушкина в село Михайловское.

Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Освободительная война способствовала общественному подъему: люди 1810- 1820-х годов ощущали себя участниками и деятелями Истории (с большой буквы), жили для будущей славы. При этом особые надежды возлагались на Пушкина как на самого талантливого поэта поколения, призванного стать “рупором”, “провозвестником” свободолюбивых идей.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный. "

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.

Немаловажную роль в творчестве поэта занимает тема любви и дружбы.

В многочисленных стихотворениях, посвященных друзьям и возлюбленным, созданы яркие образы друзей и любимых женщин.

Татьяна и Ольга Ларины (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") Автор: Пушкин А.С. В произведении А.С.Пушкина"Евгений Онегин" рассказывается о двух совершенно разных дев ушках-Татьяне и Ольге.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.

Анализ стихотворения Пушкина А.С. "Арион" Автор: Пушкин А.С. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Арион». Нас было много на челне; Иные парус напрягали,

Любовная лирика А. С. Пушкина Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин - непревзойденный мастер лирических произведений, которые он писал на протяжении всей своей недолгой жизни. Мотивы лирики поэта, глубина мыслей и чувств в каждом стихотворении разнообразны. Это и патриотическая вольнолюбивая лирика, лирика дружбы и, наконец, лирика любви.

3Сочинение N 1 Тема любви и дружбы в лирике Пушкина. Богат и разнообразен мир лирики Пушкина.Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви и дружбы.Стихи Пушкина ярко

Стихотворение А.С. Пушкина "Сожженное письмо" - это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный где каждый образ, каждая деталь является приемом выражения всего богатства чувств.

А.С. Пушкин - "солнце русской поэзии", её великое начало и совершенное выражение. Философское осмысление ведущих и общезначимых для всего человечества проблем в лирике двадцатых годов и в стихах Пушкина более позднего периода, анализ произведений.

Государственный историко-литературный государственный музей-заповедник А. С. Пушкина - музей Одинцовского района Московской области. Описание

Лирика Александра Сергеевича Пушкина — это не только стихи о любви. Это стихи и о дружбе, о предназначении поэта и поэзии, а также гражданская лирика.
Примерами гражданской лирики являются ода «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Во глубине сибирских руд».
Самое первое произведение на эту тему — ода «Вольность». Ее написал в 18 лет. Первая же строка говорит нам, о чем будут эти стихи:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Уже в юности Пушкин чувствовал, что его произведения будут восславлять свободу, борьбу за нее, потому что был воспитан на произведениях таких вольнодумных авторов, как , Бомарше и Вольтер. Особое влияние на его становление как поэта-вольнодумца оказали Н.М. Карамзин — дядя Александра Сергеевича, учителя В.А. , Г.Р. Державин. Его молодость проходит бурно: романы, дуэли, пишутся резкие стихи, остроты и эпиграммы. Его дружба с Чаадаевым, Н.И. Тургеневым, который является противником крепостничества, также оказывают влияние на творчество А.С. Пушкина. Влияние взглядов сказывается в стихотворении «Деревня»:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца,
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачиться по браздам.

Однако Пушкин верит, что стремление бороться за свободу обязательно принесет свои плоды:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А.С. Пушкина всегда волновало предназначение поэта и поэзии. Он всегда высоко оценивал роль поэта в обществе. Уже его лицейские стихи говорили о том, что Пушкин задумывался над тем, какова роль поэта в современном ему обществе.
В одном из первых стихов «К другу стихотворцу» присутствуют такие размышления:

Не так, любезный друг, писатели богаты,
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки,
Лачужка под землей, высоки чердаки.

Предупреждая «друга» о трудной и незавидной судьбе поэта, Пушкин, однако, сам выбирает именно путь поэта:

И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,
Сердись, кричи, бранись, — а я таки поэт.

Его не трогает суждение общества о нем, поэт должен быть свободен от этого и идти своим путем, что Пушкин и доказывает своими стихами. Во времена Пушкина считалось плохим тоном не уметь писать стихи. Но не все те, кто их писал, достигли такого уровня, как Пушкин. Ему удавались все жанры поэзии: ода, элегия, сатира, эпиграмма. Его стихи далеки от классицизма. Пушкин отказывается воспевать царей, но воспевает «свободу миру» и своими стихами «поражает пороки» общества, о которых он писал, еще будучи совсем юным. Свою жизненную позицию А.С. Пушкин обозначил не только свободолюбивыми стихами, но и дружбой с декабристами. «На тебя устремлены глаза России, тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин», — эти строки написал Пушкину Рылеев.
Без стихов о любви совершенно невозможно представить поэзию Пушкина. В них раскрывается талант видеть и ощущать красоту человеческих чувств. Его стихи доказывают, что Пушкин ценил чувства так же высоко, как дружбу и служение отчизне.
Все его стихи о любви создают ощущение, что это чувство беспредельно и что ему «все возрасты покорны». Любовь околдовывает не только молодых, но и зрелых, умудренных жизненным опытом. Стихотворение «Желание», которое написано в лицейские годы, передает тоску первой несчастной любви, от которой герой не хочет избавляться, несмотря на то, что она несет с собой боль:

Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!

Со временем, с порой взросления восприятие любви у поэта меняется. Любовь уже не столь мучительна, а наоборот, источник жизни. Она творит с людьми чудеса, душа пробуждается.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Это стихотворение посвящено А.П. Керн. Знакомство с ней произвело на 20-летнего Пушкина незабываемое впечатление, он посвятил ей 7 посланий на французском языке.
Уже много лет спустя, плененный красотой звучания этих строк, композитор М. Глинка написал романс. Анна Керн сама отдала ему стихи, написанные рукой Пушкина, о чем потом очень жалела. Глинка стихи потерял. Но романс все-таки был написан в 1840 году и посвящен дочери А.П. Керн. В нее был влюблен М. Глинка. Так прекрасные стихи о «гении чистой красоты» нашли свое продолжение в чувствах совершенно другого человека. Но не только Керн Пушкин посвящал свои стихи. Многие женщины: Е.К. Воронцова, Е.П. Полторацкая, Е.Н. Ушакова, княгиня З.А. Волконская — были удостоены такой чести. Пушкин видел в них не только внешнюю красоту. Он очень ценил женский ум.
Нельзя обойти стороной его любовь к своей жене Наталье Гончаровой. Пушкин пишет о первой встрече: «Когда я увидел ее в первый раз, я полюбил ее, голова моя закружилась».
Женившись на Наталье Гончаровой, Пушкин всю свою недолгую жизнь с ней восхищался своей женой. Она для него всегда была прелесть, милое, доброе создание:

Я влюблен, я очарован,
Я совсем оганчарован.

Пушкин настолько очарован одной из красавиц Петербурга, что, судя по слову «оганчарован», поэт просто потерял себя.
Стихотворение «Мадонна» — еще одно доказательство того, что для А.С. Пушкина Н.Н. Гончарова — совершенный идеал. И на самом деле она была такой. Жена поэта, по воспоминаниям современников, была красива настолько, что в свет ее начали выводить с 15 лет. Поэтому неудивительно, что поэт написал о ней:

Исполнились мои желанья.
Творец Тебя мне ниспослал, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Все стихи А.С. Пушкина, написанные о любви, говорят нам о том, что любовь — это не эгоистичное чувство. Любовь — чувство, которое возвышает человека над обыденностью. Влюбленный человек становится духовно чище, душа в этот момент источает доброжелательность и благородство. Любовь делает мир ярче и прекраснее. Красота для Пушкина — святыня. Нельзя написать о таких чувствах, не испытав их самому. Поэтому стихи о любви А.С. Пушкина такие прекрасные — поэт все это прочувствовал и пережил сам.

От греч. thema (основа сюжета произведения).

Интимная лирика

М.Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…»

Б.Л. Пастернак «Зимний вечер».

Пейзажная лирика

А.А. Фет «Чудная картина…»

С.А. Есенин «за темной прядью перелесиц…».

Лирика дружбы

Б.Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня».

Тема поэта и поэзии

М.И. Цветаева «Роландов Рог».

Патриотическая и гражданская лирика

Н.А. Некрасов «Родина»

А.А. Ахматова «не с теми я, кто бросил землю…»

Философская лирика

Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм»

И.А. Бунин «Вечер».

Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Обратите внимание! Не перепутайте лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкина является Повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину.

Создавая образ лирического героя, поэт может сделать его личностно очень близким себе (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой и др.). Но иногда поэт словно бы "прячется" за маской лирического героя, совершенно далекого от личности самого поэта; так, например, А Блок делает лирической героиней Офелию (2 стихотворения под названием "Песня Офелии") или уличного актера Арлекина ("Я был весь в пестрых лоскутьях..."), М.Цветаева - Гамлета ("На дне она, где ил..."), В.Брюсов - Клеопатру ("Клеопатра"), С.Есенин - крестьянского паренька из народной песни или сказки ("Матушка в купальницу по лесу ходила..."). Так что грамотнее, рассуждая о лирическом произведении, говорить о выражении в нем чувств не автора, а лирического героя.

Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.

Мотив

От франц. motif – букв. движение.

Устойчивый формально-содержательный компонент произведения. В отличие от темы имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте. Выявление мотива помогает понять подтекст произведения.

Традиционны в лирике мотивы борьбы, бегства, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества.

Лейтмотив

Ведущий мотив в одном или во многих произведениях.

Мотив изгнанничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова « Тучи».

Мотив одиночества в ранней лирике В.В. Маяковского.

Список литературы.

Человек эпохиТворчество Пушкина – уникальное
явление. Вбирая в себя все
предшествующие литературные
эпохи, оно завершает процесс
развития литературы своего времени и
в то же время, создавая новый язык,
рождая новые темы и жанры, стоит у
истоков современной русской
литературы, открывая дорогу в
будущее.

Лирика
О природе
Философская
Свободолюбивая
Тема поэта и поэзии
Любовная

Пушкина
Поиск опоры "самостоянья человека",
идея домостроительства - важнейшие
составляющие пушкинской философской
лирики.
Проблемы цели и смысла жизни,
соотнесения бытия и личности,
самопознания, места человека в мире,
отношений с Богом и природой - центральные
Философские мотивы
вопросы всей русской литературы. Их
называют "вечными вопросами", потому что
нельзя найти на них однозначного ответа,
они всегда волновали и будут волновать
людей. И это залог бессмертия человечества,
потому что вечная жизнь духа - в этой
неуспокоенности, в этой бесконечной жажде
самопознания.

Брожу ли я вдоль улиц шумных.

Брожу ли я вдоль улиц
шумных,
Вхожу ль во многолюдный
храм,
Сижу ль меж юношей
безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны
своды И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век
забвенный,
Как пережил он век отцов…
Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль
улиц шумных…» было написано 26 декабря
1829 года. Оно представляет собой
философское размышление над
тридцатилетним итогом жизни поэта.
В стихотворении мысль о неизбежности и
предначертанности смерти. Здесь жизнь
представляется переходом к чему-то вечному,
абсолютному и неизбежному.
Кажется, что первая строфа звучит заунывно.
Такая «заунывность» помогает погрузится в
атмосферу безысходности, неотвратимости
смерти. Мысли поэта устремлены лишь к
одному: «Мы все сойдем под вечны своды…»
Мысль о смерти нагнетается в стихотворении
постепенно, и в каждом следующем
выразительном образе чувствуется все
большая неизбежность кончины.
В стихотворении поэт передает движение.
Это движение поэтической мысли, путь к
вечности через смерть. Именно благодаря
наличию движения можно понять, какое
именно идейное содержание вкладывает поэт
в свое стихотворение.

Воспоминания о Царском Селе

Свободолюбив
ая лирика

Арион.

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик
умный
В молчанье правил грузный челн;
А я - беспечной веры полн, -
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец! -
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Стихотворение А.С. Пушкина «Арион» написано в 1827
году.
Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в
путешествие. У каждого на корабле своя работа:
«иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь
мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают
препятствия, их ведет «кормщик умный», а герой,
«беспечной веры полн», поет им, уверенный в том,
что его талант, его песни помогают пловцам в их
нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый,
открытый, свободный, безусловно, очень близок
автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не
зная о готовящемся восстании, о замыслах его
руководителей, не зная о том, какое «плавание»
готовят его друзья.
Центральное событие стихотворения - «вихорь
шумный», разбивший корабль, унесший жизни и
кормщика, и пловцов. Это метафорическое
изображение восстания декабристов, его разгрома.
Для Пушкина события 1825 года были трагедией,
штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт,
Арион избежал гибели в шторме, он «на берег
выброшен грозою». Но эта случайность не сломала
героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны
прежние пою» - в этих словах и верность
декабристам,
и верность своим убеждениям, вере в справедливость.

И сердце вновь горит и люб
Что не любить оно не може
Любовная лирик

Сожженное письмо.

Прощай, письмо любви! прощай: она
велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо
любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои
приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий
дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О
провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел
милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной
груди...
Данное стихотворение было написано в 1825
году, в период ссылки Пушкина в село
Михайловское и посвящено Воронцовой.
Вечная тема любви разработана Пушкиным
Очень своеобразно. Он пишет о сожженном
письме, но на самом деле речь идет о сгоревшей
любви, а письмо является лишь способом
передачи переживаний лирического героя,
неким художественным символом.
Это стихотворение проникнуто болью и горечью
с самого начала. Настроение лирического героя
не равномерно. Едва успокоившись, он тут же
снова начинает страдать; это видно, благодаря
тому, что автор использует восклицательные
предложения и умолчание.
Переживания лирического героя читателю
помогают понять и многочисленные эпитеты:
«жадное пламя», «милый пепел», « бедная
отрада», «унылая судьба», «горестная грудь».
Пепел Пушкин неслучайно называет «милым», а
также «бедной отрадой», ведь это единственный
след, единственное воспоминание о сгоревшей
любви, без которой лирический герой не видит и
проблеска счастья в своей «унылой судьбе».

Тема поэта и поэзии
он не учил людей, не проповедовал он пробуждал "чувства добрые" в их
душах, стремился дать людям
мощный импульс к духовному
самосовершенствованию, пробудить
к жизни то доброе, что есть в каждой
душе - единственное, к чему может и
должно апеллировать искусство

Поэт.

Пока не требует поэта
К священной жертве
Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный
сон,
И меж детей ничтожных
мира,
Быть может, всех
ничтожней он.
Стихотворение «Поэт» было написано в 1827
году, когда Пушкин начал все чаще
задумываться о своем предназначении.
Тема поэта и поэзии прошла через все
творчество Пушкина. Стихотворение «Поэт» в
этом плане не является исключением. В этом
стихотворении автор говорит о поэте как о
неземном существе, для которого обыденная
жизнь среди обычных людей – это оковы,
мешающие проснуться его душе.
Разделение стихотворения на две части как
нельзя лучше показывает изменение чувств
лирического героя. Первая часть – это
жизнь поэта без вдохновения, под гнетом
обыденности до прихода Музы.
А вторая часть – это период сотворения
поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в
целом мире не может сломить великую силу
поэта, его голос проникающий повсюду. Он как
бы становится выше всех людей, для него
исчезает все вокруг, и он остается один на
один со своим творчеством. Это и есть, по
мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

Тема
природы

Зимнее утро.

Пушкина видное место принадлежит стихотворению
…Вечор, ты помнишь, вьюга В лирике
«Зимнее утро»,
написанному 3 декабря 1829 года в селе Павловском. Оно
злилась,
проникнуто солнечным
настроением, точно передает чувства, которые одолевали
На мутном небе мгла
автора.
В произведении два героя: так называемый лирический герой, и
носилась;
та красавица,
которой посвящено само стихотворение, являющееся
Луна, как бледное пятно,
монологом лирического героя.
Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и
Сквозь тучи мрачные
«друг милый».
желтела,
Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в
стихотворении основное
И ты печальная сидела место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по
сравнению со вчерашней
А нынче... погляди в окно:
бурей, которая описана так же точно.
Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен
Под голубыми небесами
сравнениями и
олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини.
Великолепными коврами,
Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом,
насыщена цветом: это
Блестя на солнце, снег
и голубой, и чёрный, и зелёный.
Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется
лежит;
навестить «поля
пустые».
Прозрачный лес один
По-моему, в последней строке лежит главный магнит
чернеет,
произведения. Ведь всё
это монолог человека, уговаривающего «друга
И ель сквозь иней зеленеет, стихотворение
милого» проснуться,
чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.
И речка подо льдом блестит…

Вывод

Пушкин вне времени, его поэзия искренняя,
завораживает легкостью изложения и глубиной
чувств. И как ни странно, находит отклик в
наших душах! Мы тоже можем так чувствовать
и любить, вот только выразить ТАК не можем.
Он писал о вечных, изначальных чертах
человека и общества. Антураж с веками
меняется, а сущность человеческой жизни
остается, поэтому творчество Пушкина будет
современным и актуальным всегда.