Главная · Болезни кишечника · Что является результатом профессионального самоопределения личности. Профессиональное самоопределение личности. Внутренние мотивационные факторы

Что является результатом профессионального самоопределения личности. Профессиональное самоопределение личности. Внутренние мотивационные факторы

Профессиональное самоопределение - Процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.
Это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.

Тесты (Профессиональное самоопределение)

Данная профориентационная психодиагностическая методика предназначена для очерчивания круга профессий, находящихся у оптанта на пересечении его направленности (интересов и склонностей – "хочу") и возможностей (способности и состояние здоровья – "могу

Тренинги (Профессиональное самоопределение)

Процедура группового профориентационного тренинга. Ведущий и участники выясняют, с какими эмоциями ассоциируется та или иная профессия. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники придумывают бизнес-идеи, в свои вымышленные предприятия они приглашают других участников. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники разрабатывают бизнес-планы своего будущего, другие оценивают эти бизнес-планы. Процедура для группового профориентационного тренинга. Участники учатся прогнозировать будущее. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают новые, забавные профессии. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники на глаголы придумывают профессии. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники сопоставляют известных персонажей популярным профессиям. Процедура группового профориентационного тренинга. Несколько участников получают себе роль "профессии", они должны выбрать среди оставшихся участников адекватных представителей. Процедура программы профориентационного тренинга. Участники выбирают себе профессию, потом выбирают родственную профессию, от которой будет зависеть их собственный труд. Процедура профориентационного тренинга. Ведущий вместе с участниками разбивают пространство доски на "области", в которых располагаются "города"-профессии. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники осваивают понятие "капитал". Процедура профориентационного тренинга. Участники знакомятся с понятием "личный капитал", разными его видами. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники обсуждают вопрос "Пахнут ли деньги?" и вообще то, насколько система ценностей человека должна соотноситься с выбранной профессией. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники называют профессии на буквы алфавита. Оценка вероятности свершения событий успешной карьеры в реальной карьере. Побуждение интереса участников к выбору профессии; дать возможность участникам "посмотреть на себя со стороны". Психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей. Результаты эмпирического исследования.

1.1 Профессиональное самоопределение личности как результат процесса профессиональной ориентации.

Профессиональное самоопределение, выбор профессии, выбор конкретного вида деятельности - проблема вечная , она существует столько же, сколько существует разделение труда в обществе: ни одно поколение никогда не уходило от вопроса "Кем быть?" и решало его на разных уровнях, руководствуясь различными мотивами.

Профориентация – очень объёмное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество профориентационно, т.к. с самого рождения ориентирует ребёнка на жизненный успех, на успешную карьеру. Профориентация предполагает комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. Это и профконсультации и профпросвещение, профдиагностика, экскурсии на предприятия, встречи с представителями разных профессий, оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Профориентация возникла в начале XX века. Первые лаборатории профориентации появились в 1903г. В Страсбурге (Франция) и в 1908г. В Бостоне (США) (14,с.11) Причиной их появления послужил бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска и выбора работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей. Главной психологической причиной появления профориентации явилось то, что перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было.

В России в 1921 году по указанию В.И.Ленина при Центральном институте труда была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации. За период с 1930 по 1933гг. открыто 47 Бюро профконсультации. В школах вопросами профориентации занимались педагоги. В 1932г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации. Но в 1936г. выходит Постановление ЦК ВКП(б) «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса» и в 1937г. в школах отменяется трудовое обучение и резко свёртывается профориентационная работа. Только в конце 50гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60гг. организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР (руководитель – А.М.Голомшток). В 1984г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодёжи. В итоге в 1986г. была создана реальная государственная служба профориентации молодёжи с перспективой дальнейшего совершенствования.

В 1991г. вышел закон «Об образовании населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы переводилась в службы занятости.

В настоящее время профориентационная работа вновь ведётся в школах. Осуществляют её педагоги, психологи и другие специалисты.

По мнению известного исследователя проблем профориентации и профессионального воспитания молодежи Н. Н. Дьяченко, в настоящее время собственно профориентация осуществляется в два этапа: первый - подготовка к выбору профессии (определение задач, составление плана профессионального воспитания, определение средств, изучение личности учащегося, проведение экспериментов, выявление профессиональных намерений учащегося, предварительное ознакомление с профессиями) , второй - выбор профессии (пробуждение профессиональных интересов, профинформация, глубокое ознакомление с профессиями, производством, учебными заведениями, привитие любви к технике, к людям труда, профконсультация, профессиональное определение). Затем осуществляется профотбор, уточнение профиля профессии (доориентация) в ходе профессиональной подготовки в профтехучилище и, наконец, в процессе деятельности наступает адаптация (или переориентация). (5, с. 65 – 70). Только при проведении всего этого комплекса воспитательных воздействий можно считать работу по формированию профессионального самоопределения, которую проводит школа правильной и научно обоснованной.

Профессиональная ориентация школьников, являясь процессом непрерывным, осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Е.А.Климов разработал периодизацию развития человека как субъекта труда(1996) (15, с.7):


  1. Стадия предигры (от рождения до3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи.

  2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями.

  3. Стадия овладения учебой деятельностью (от 6-8 лет до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность.

  4. Стадия оптации (от 11-12 лет до 14 – 18 лет) это стадия подготовки к жизни , к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути.
Е.А.Климов выделяет и другие стадии, но вышеназванные характерны для школьного возраста.

Профессиональная ориентация школьников осуществляется в различных видах деятельности - познавательной, учебной, общественно полезной, коммуникативной, производительном труде и игровой, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей каждого школьника. Существует несколько направлений профориентационной работы:


  1. Профессиональное просвещение.

  2. Предварительная теоретическая и практическая подготовка учащихся к работе в избираемой области через элективные и профориентационные курсы.

  3. Профдиагностика. Изучение учащихся в целях профориентации.

  4. Профессиональная консультация.

Если профессиональная ориентация это ориентирование школьника, то профессиональное самоопределение соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е.А.Климову) (14, с.11). Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределениё – от самого человека.

Е.Б. Евладова рассматривает профессиональное самоопредление как многомерный процесс, включающий социологические, социально-психологические и дифференциально-психологические компоненты (7, с.204).

В социологическом смысле профессиональное самоопределение представляет собой набор задач, которые перед развивающейся личностью ставит общество, в котором эта личность развивается.

В социально-психологическом смысле самоопределение представляет процесс принятия решений, по мере прохождения этапов которого человек вырабатывает некоторое равновесие между своими личными предпочтениями и интересами и требованиями общества.

С дифференциально-психологической точки зрения профессиональное самоопределение выражается в процессе формирования индивидуального стиля жизни, в частности профессиональной деятельности.

В любом случае профессиональное самоопределение предполагает формирование субъективного отношения к конкретной трудовой деятельности, мобильности на рынке труда, умения ориентироваться на этом рынке. Профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения.

Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Л.И.Божович выделят «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой – как неконкретные поиски смысла своего существования (7, с.205).

Под личностно-профессиональным самоопределением понимается достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный профессиональный выбор своего дальнейшего жизненного пути (7,с.205).

Профессиональный выбор , в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе) – это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, который может быть осуществлён как с учётом, так и без учёта отдалённых последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как конкретный жизненный план не будет опосредован отдельными жизненными целями. Дж. Сьюпер считает, что в течении жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы») (15, с.6).

Понятие «самоопределение» соотносится с понятием «самоактуализация», «самореализация». При этом многие учёные связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью , с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлечённость значимой работой; К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. П.Г.Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения – способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю. Е.А.Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:


  1. Гностический (перестройка сознания и самосознания);

  2. Практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) (15, с.6).
Самоопределение предполагает расширение своих изначальных возможностей. «…Полноценность человеческой жизни определяется через его способность выходить за рамки самого себя, а главное – в умении человека находить новый смысл в конкретном деле и во всей жизни…»(В.Франкл). (14, с.11).

Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения.

Н.А.Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что ещё в отрочетсве и юности был потрясён однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже даёт смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла»… (14, с.11).

Итак, сущность профессионального самоопределения это поиск и нахождение личностного смысла и выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

На формирование личности в целом и на ее профессиональное самоопределение влияют различные, в том числе микросоциальные факторы, включающие социально-экономические условия жизни людей, общественные организации, средства массовой информации, культурно- образовательный и профессиональный уровень семьи и т. д. Для успешного осуществления подготовки школьников к выбору профессии необходимо знать и учитывать не только сами факторы, но и связи между ними, их взаимодействие и взаимозависимость, тенденции и перспективы развития.

Эффективно управлять профессиональным самоопределением учащейся молодежи можно только на основании определенных показателей, характеризующих его как процесс, который предполагает развитие индивида как субъекта своей будущей профессиональной деятельности. Такими показателями можно считать следующие:


  1. Информированность учащегося. Знание им структуры народного хозяйства и видов профессионального образования; потребностей народного хозяйства (страны, конкретного экономического района) в кадрах; содержания и условий труда по избранной профессии; учебных заведении, где можно получить избранную профессию.

  2. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями народного хозяйства страны, конкретного экономического района в кадрах).

  3. Сформированность профессиональных интересов. Ученик имеет устойчивые профессиональные интересы (проявляются в течение ряда лет) к определенной области деятельности и конкретной профессии.

  4. Наличие выраженных специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности (к математике, технике; естественным наукам, гуманитарным паукам и т. д.).

  5. Практический опыт в избранной трудовой деятельности (занимается в кружке, факультативе).

  6. Сформированность профессиональных намерений (намерения устойчивы, основаны на достаточном знании содержания профессии, условий труда, путей получения образования по специальности, а также своих интересов, склонностей, способностей).

  7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности).

  8. Состояние здоровья.
У каждого ученика процесс профессионального самоопределения осуществляется по-разному, в строгом соответствии с его личностными качествами, но знание показателей сформированности профессионального самоопределения учащихся, критериев эффективности профориентационных воздействий позволяет выявлять уровень сформированности профессионального самоопределения у каждого школьника, определять группы с различным уровнем профессионального самоопределения для дальнейшей индивидуальной и групповой работы с ними.

Процесс профессионального самоопределения - длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии - это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития.

Профессиональное самоопределение является сложной системой, включающей профессиональную направленность и профессиональное сознание, из которых первоначально формируются профессиональные предпочтения, переходящие впоследствии в профессиональные намерения.

В исследованиях профессора К. К. Платонова убедительно показано, что профессиональная направленность личности немыслима без интереса к данной профессии. Профессиональные интересы и склонности, входящие в сферу предпочтений, стремления с их мотивами, профессиональные идеалы, вот те качества, которые характеризуют профессиональную направленность личности по К. К. Платонову (11,с.5).

Интерес – это особая форма проявления познавательной потребности. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. При благоприятных условиях интересы могут перерасти в склонности, а затем в выбор профессионального направления. В качестве благоприятных условий могут выступать:


  • положительная эмоция по отношению к деятельности;

  • желание познавать, сама деятельность

  • получение удовольствия от познания, от деятельности.
Интерес является одним из важнейших факторов, влияющих на выбор профессии и в дальнейшем на профессиональную успешность. В исследовании Л.А. Головей было выявлено, что основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом выделяются 4 этапа развития интереса.

На первом этапе в возрасте 12-13 лет интересы характеризуются высокой изменчивостью, они слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей и являются преиущественно познавательными.

На втором этапе в 14 – 15 лет отмечается тенденция к большей сформированности интересов, их интеграции, включённости в общую структуру индивидуальных и личностных особенностей.

На третьем этапе в возрасте 16 – 17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом, имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи интересов с индивидуально-психологическими свойствами.

На четвёртом этапе – этапе начальной профессионализации – происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии(16,с.238).
Выбор профессии осуществляется на основе соотнесения интереса и мотива.

В психологическом словаре мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность(10, с.51)

Мотив – это причина, лежащая в основе выбора всех поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь, для того чтобы…», «Я хочу получить профессию, чтобы…».

Человек не всегда может осознавать свои мотивы. Психологи говорят «отсутствует мотивация». Нередко человек, наделённый множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал – мешает отсутствие мотивации, «природная лень не даёт развиваться природным талантам».

Неотъемлемым условием успешного профессионального самоопределения школьника является наличие у него профессионально важных качеств . Под профессионально важными качествами следует понимать отдельные динамические черты личности, отдельные психические, психомоторные и физические свойства, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии, способствующие успешному овладению этой профессией.

В профориентационном воздействии на личность, прежде всего, следует уделять внимание формированию таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, интерес к предмету труда, которые могут компенсировать на определенном этапе недостатки некоторых специальных способностей, стимулировать развитие узкопрофессиональных профессионально важных качеств индивида.


Большое влияние на процесс профессионального самоопределения оказывает профессиональное самосознание . Благодаря включенности процессов профессионального самосознания углубляется личностный смысл предстоящей деятельности. Если определенные мотивы выбора объясняют положительное отношение человека к конкретной профессии, то благодаря профессиональному самосознанию у него складывается убежденность в целесообразности ее выбора.

Конкретная форма проявления самосознания - самооценка . Она является внутренним условием саморегуляции поведения, осознания человеком того, какую профессию он хочет выбрать.

Учитывая индивидуальные и возрастные психологические особенности личности, ведущий вид деятельности, соотнеся свои склонности и возможности с потребностями общества у старших подростков начинает формироваться механизм развития профессионального самоопределения.

1.2. Психологические особенности личности старшего подростка и ведущий вид деятельности.
Старший подростковый возраст – особый период в развитии личности. Этот период характеризуется резко проходящими качественными изменениями, и вхождением во взрослую жизнь. Проявляется стремление к самоутверждению, самоопределению и самореализации Д.И.Фельдштейн характеризует это возраст как возраст повышенной активности, инициативности, стремление к познанию. (18,с. 191).

Л.И.Божович полагает, что характерной чертой старшего подростка является появление способности и потребности познать самого себя как личность, Основным лейтмотивом психического развития в этом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. (4,с. 105).

Развитие самосознания приводит к возникновению в конце переходного периода психологического новообразования, которое Л.И. Божович называла самоопределением . Самоопределение возникает в конце учёбы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решить проблему своего будущего. Оно основывается на уже сложившихся интересах и стремлениях старшего подростка, опирается на его мировоззрение, связанное с выбором профессии . (11,с. 123).

Поиск профессии – важнейшая проблема старшего подростка. Основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности. Возрастные этапы становления профессиональных интересов подростков изучены Л.А. Головей. Ею выделены четыре этапа. На первом этапе, в возрасте 12-13 лет, профессиональные интересы характеризуются высокой изменчивостью, слабо интегрированы, не связаны с психологическими особенностями личности и являются в основном познавательными. На втором этапе, в 14-15 лет, отмечается тенденция к большей сформированности профессиональных интересов, их интеграции, включённости в общую структуру индивидных и личностных особенностей. На третьем этапе, в возрасте 16-17 лет, усиливается интеграция профессиональных интересов и в то же время возрастает их дифференцированность в соответствии с полом; имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются связи последних с индивидуально-психологическими свойствами. Четвертый этап относится уже к юношам, выбравшим профессию, т. е. связан с начальной профессионализацией. Происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью.

В. И. Журавлев показал, что внешкольная социальная среда не является для учащихся референтным основанием для выбора профессии. Она скорее выполняет роль источника информации, на основе которой осуществляется профессиональный выбор. К сожалению, учителя в этом деле тоже оказываются плохими помощниками. Таким образом, решающая роль принадлежит интересам школьников либо родителям, по совету или настоянию которых выпускники школ поступают в то или иное профессиональное учебное заведение.

Большое значение имеет престижность того или иного рода деятельности в конкретных социальных условиях. В 30-60-х годах в нашей стране высокий престиж имели военные, инженерные профессии, в 70-80-х годах - гуманитарные, в 90-х - коммерческая деятельность, работа в сфере обслуживания, профессии бухгалтера, экономиста, юриста, переводчика, социолога, психолога. (7с. 104)

По данным Д. И. Фельдштейна, выбор престижных профессий у школьников разного возраста (от 10 до 15 лет) превалирует и встречается от 50 до 70% без заметной возрастной динамики. В то же время с возрастом растет интерес подростков к массовым рабочим специальностям.

На профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни существенное влияние, по данным Л. А. Головей, оказывают половые различия учащихся. Девушки опережают юношей по показателю осознанности профессионального выбора и определенности путей получения профессии. Среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей - предпринимательская и исследовательская. У юношей на профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем более определенны планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированности профессионального плана и степень уверенности в правильности профессионального выбора. У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. (4,с. 202-203)

Ведущей в профориентационном развитии подростка становится общественно полезная деятельность, включающая такие ее виды, как учебная, трудовая, производственный труд и др. "Пробуя себя" в них, школьник получает представление о себе как будущем профессионале, приобретает конкретные умения и навыки в избираемой профессии, усваивает нормы взаимоотношений в трудовом коллективе взрослых.

Учебно-производственная деятельность приобретает для старшеклассника избирательный характер. Он направляет свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с его профессиональной деятельностью. С позиции управления профориентацией необходимо способствовать расширению и углублению знаний, умений, связанных с содержательной стороной будущей профессиональной деятельности, с одной стороны, а с другой - осуществлять постоянный контроль за ее развитием. Что же касается деятельности, направленной на формирование общественных отношений, то она у старшеклассника стабилизируется, приобретает личностный смысл, обеспечивает развитие социальной активности, в том числе и в сфере производительного, общественно значимого труда.

Все виды деятельности учащихся взаимосвязаны и при организованном педагогическом воздействии способствуют разрешению противоречий, с которыми сталкивается ученик в поиске своего призвания. К этим противоречиям относятся: расхождения, обусловленные определением и оценкой школьниками своей жизненной перспективы, между определенными склонностями и представлениями о престиже или неперспективности профессии, между интересами и способностями, профессиональным идеалом и самооценкой, уровнем притязаний и реальными возможностями, особенностями здоровья, характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией.

Для того чтобы выбор профессии не был случайным, необходимо в процессе профориентационной работы в школе формировать исходные профессиональные установки личности, профессиональные представления. Б. А. Душков отмечает: "Наблюдениями установлено, что путь человека в профессию содержит в себе три этапа. Первый этап - это знакомство с профессией, и как итог этого знакомства - представление о ней. Второй - осознание своих склонностей и способностей применительно к стереотипному образу избранной профессии. Третий этап состоит в том, что человек принимает решение, будет ли он заниматься тем или другим делом..." (6, с.127). Мы считаем, что учитывая эти три этапа профессионального самоопределения можно организовать профориентационную работу в школе. Для её эффективности необходимо, на наш взгляд, организовать в школе психолого-педагогическое сопровождение.
1.3. Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшего подростка.
Психолого-педагогическое сопровождение проектирования учащимися своей образовательной траектории подразумевает организацию процессов самопознания и самоопределения учащихся.

Это направление предполагает создание условий, в которых учащиеся 8-9 классов задумывались бы о выборе профессии, формировании осознанной позиции в отношении своей будущей деятельности.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия (3, с.20).

Ф.М.Фрумин, В.И.Солободчиков рассматривают сопровождение как помощь подростку в его личностном росте, как установку на открытое общение. (6,с 18).

А.В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога к социальным и культурным, нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития.

Сопровождение бывает педагогическое, психологическое, медицинское и др. В деятельности по педагогическому сопровождению учащихся в профессиональном самоопределении учитель необходима помощь школьного психолога, так как он поможет изучить индивидуально-психологические особенности учащихся, их отношение к предметам, процессам и явлениям, связанным с профессиональной деятельностью.

По мнению Л.М.Митиной, психологическое сопровождение выбора профессии призвано создать условия для продуктивного решения учащимися важнейших задач своего возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, ценности, содержание профессиональной деятельности (6,с21). Таким образом, следует рассматривать сопровождение профессионального самоопределения школьников как психолого-педагогическое сопровождение. Стратегия психолого-педагогического сопровождения выбора профессии направлена на оказание помощи школьнику в формировании собственного ориентационного поля, на создание условий для самореализации.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» закреплено положение о том, что «содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Именно учитель, психолог должны оказывать ученикам психолого-педагогическую помощь и поддержку в выборе продолжения образования, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение самоопределения школьников.

При организации психолого-педагогического сопровождения в школе следует соблюдать следующие принципы:

Индивидуальный подход – умение учитывать разную подготовленность школьников к самоопределению;

Ориентация на успех – организация развивающей среды для формирования самосознания учащихся, принятия ими адекватных решений;

Социальная компетентность – способность быстро и адекватно, грамотно реагировать на различные социальные проблемы, включаться в их решение и преобразование;

Открытость во взаимодействии с учащимися;

Учёт возрастных особенностей школьников (К.Роджерс) (6,с 24).

Таким образом, основная задача психолого-педагогического сопровождения заключается в самопознании, осмыслении жизненной перспективы, формировании навыков принятия решений, самоопределении учащихся.

Профессиональное самоопределение — это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии. Самоопределение реализуется в процессе анализа личных возможностей, способностей в соотнесении с профессиональными требованиями. В настоящее время понимание профессионального самоопределения учитывает проблемы взаимосвязи с жизненным самоопределением личности, а также включает влияние воздействия на социальной окружающей среды и его активной позиции. В условиях рыночной экономики остро встает проблема свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника.

Профессиональное самоопределение учащихся

Самоопределение учащихся – это процесс формирования индивидом личного отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование социально-профессиональных и личностных потребностей.

Профессиональное самоопределение учащихся является частью жизненного самоопределения, поскольку входит в социальную группу выбора профессии и образа жизни.

В профессиональном самоопределении существуют различные подходы: социологический — когда общество ставит задачи перед личностью, социально-психологический — поэтапное принятие решение личностью, а также согласование потребностей общества и личных предпочтений, дифференциально-психологический — формирование индивидуального строя жизни.

Символично выделяют взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения учащихся:

— дошкольный этап, включающий формирование первоначальных трудовых умений и навыков;

— начальная школа, включающая осознание роли труда в жизни индивида через участие в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой.

Осознание своих способностей и интересов, связанных с профессиональным выбором происходит в 5-7-х классах, а формирование профессионального самосознания приходится на 8-9-е классы.

В профессиональном самоопределении учащихся значительную роль отводят семье и государственно-общественной структуре (профессиональным и общеобразовательным учебным заведениям; учреждениям дополнительного образования, службам занятости).

Психолого-педагогическая поддержка самоопределения учащихся нацелена на реализацию сознательного выбора профессии.

Определяются учащиеся с выбором профессии в процессе обучения основным наукам, а также во время профессиональной подготовки.

Итак, профессиональное самоопределение учащихся включает процесс формирования индивидом личного отношения к трудовой сфере, а также способ его самореализации через согласование профессиональных и внутриличностных потребностей.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии.

В пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию. Зачастую профессиональные намерения неопределенные и диффузные, а профессионально ориентированные мечты, а также романтические устремления в реализации невозможны.

Неудовлетворенное наступившее будущее стимулирует развитие - осознания личного «Я». Старшеклассник «определяется»: кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся профессиональной школы.

Более комфортно чувствуют себя те старшеклассники, которые получают полное среднее общее образование. На момент окончания школы старшеклассники из фантастических, воображаемых профессий выбирают наиболее приемлемые и реальные варианты. Дети понимают, что успех и благополучие в жизни, прежде всего, зависит от правильного выбора профессии.

Оценивая свои возможности и способности, престижность профессии, социально-экономическую ситуацию старшеклассники самоопределяются в получении профессионального образования.

Таким образом, для старшеклассников учебно-профессиональное самоопределение выступает как осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Профессиональное самоопределение личности

Профессионально-личностное самоопределение психологи относят к процессу формирования у человека личного отношения к профессиональной трудовой сфере, а также самореализации через согласование социально профессиональных и внутриличностных потребностей.

Рассмотрим профессиональное самоопределение, включая разные стадии становления личности.

В дошкольном детстве малыши в игровой деятельности подражают взрослым и воспроизводят их действия. Широкое распространение в дошкольном возрасте приобретают сюжетно-ролевые игры, часть из которых несут профессионально ориентированный характер. Малыши играя, присваивают себе роли продавцов, врачей, строителей, воспитателей, поваров, водителей транспортных средств.

Большое значение в профессиональном самоопределении представляют первоначальные трудовые действия — выполнение простых действий по уходу за растениями, одеждой, уборке помещений. Эти действия способствуют у малышей развитию интереса к труду взрослых. Профессионально-ролевые игры, выполнение элементарных видов труда, наблюдение за трудом взрослых способствуют самоопределению дошкольников. В младшем школьном возрасте малыши охотно подражают действиям взрослых и, исходя из этого, идет ориентация на профессии родственников, родителей, учителей, близких знакомых. Важной особенностью школьников является мотивация достижений в учебной деятельности. Осознание ребенком своих возможностей, а также способностей на базе имеющегося опыта в игровой, учебной, трудовой деятельности формирует представление о будущей профессии.

Конец младшего школьного возраста отмечается существенным возрастанием индивидуальных различий в развитии способностей между детьми, а это в свою очередь влияет на значительное расширение спектра профессиональных предпочтений. Трудовая и учебная деятельность влияет на развитие воображения детей, как творческого, так и воссоздающего. Благодаря этой способности осуществляется обогащение представлений о различных видах труда, развивается умение видеть себя в определенной профессии. Зачастую у ребенка возникают профессионально окрашенные фантазии, оказывающие в будущем огромное влияние на профессиональное самоопределение.

Подростковый возраст отмечается закладкой основ нравственного отношения к различным видам труда, у подростка формируется система личностных ценностей, определяющих избирательность в отношении профессий. Этот период психологи относят к ответственному за становление личности.

Мальчики-подростки, подражая внешним формам взрослого поведения, ориентируются на романтические профессии, которые обладают выдержкой, сильной волей, смелостью, мужеством, например, космонавт, летчик-испытатель, автогонщик. Девочки отдают предпочтение профессиям «настоящих женщин» — это обаятельные, популярные, привлекательные топ-модели, эстрадные певицы, телеведущие.

На романтические профессии ориентация направляется под воздействием средств массовой информации, которые тиражируют образцы «настоящих взрослых». Такой профессиональной романтической ориентации способствует желание подростков к самоутверждению и самовыражению. Дифференцированное отношение к различным занятиям в кружках, учебным предметам формирует у детей намерения и мечты. Мечты, образцы желаемого будущего являются штрихами самоопределения.

Профессиональное самоопределение личности в ранней юности является важнейшей задачей. Зачастую планы подростка очень аморфны, расплывчаты, представляют характер мечты.

Подросток чаще всего представляет себя в различных эмоционально привлекательных ролях и психологический обоснованный выбор профессии самостоятельно сделать не может. А в начале юношеского возраста данная проблема встает перед юношами и девушками, которые оставляют основную общеобразовательную школу. Они составляют треть старших подростков, которые поступают в учреждения среднего и начального профессионального образования, а другие же вынуждены приступать к трудовой самостоятельной деятельности.

Психологи установили, что зачастую учащиеся получающие образование в профлицеях, профтехучилищах, колледжах и техникумах окончательно не определились и их выбор учебного учреждения был психологически не обоснован.

Подавляющее большинство молодежи в возрасте 16 — 23 лет в учебных заведениях получают образование или проходят профессиональную подготовку в учреждениях или на предприятиях. Зачастую романтические устремления, мечты остались в прошлом, а желаемое будущее стало уже настоящим и многие переживают разочарование и неудовлетворенность от сделанного выбора. Некоторыми предпринимаются попытки по внесению корректив в профессиональный старт, а у большинства юношей и девушек во время обучения укрепляется уверенность в правильности своего выбора.

В возрасте 27-ми лет отмечается социально-профессиональная активность. Уже имеется место работы и определенный опыт. Актуальности приобретает профессиональный рост и достижения. Однако подавляющее большинство начинают испытывать психологический дискомфорт, который обусловлен возвышенными, нереализованными планами, а также трудовым насыщением.

Неопределенность перспектив карьеры, отсутствие достижений актуализируют рефлексию личного бытия, порождая самооценку «Я-концепции» и самоанализ. Для этого периода характерна душевная смута. Ревизия профессиональной жизни толкает к определению новых значимых целей. Некоторые из них включают повышение профессиональной квалификации и совершенствование; смену работы и инициирование повышения в должности; выбор новой профессии или смежной специальности.

Для многих людей к 30-ти годам вновь становится актуальной проблема профессионального самоопределения. Здесь возможны два пути: либо утверждать себя далее в избранной профессии и становиться профессионалом или же менять место работы, а также профессию.

Возрастной период до 60-ти лет считается самым продуктивным. Этот период отмечается реализацией себя как личности, а также характеризуется использованием профессионально-психологического потенциала. Именно в этот период реализуются жизненные планы, оправдывается смысловое существование человека. Профессия дает уникальную возможность, используя свои способности на трудовом посту, реализовать потребность быть личностью, а также выработать индивидуальный стиль деятельности.

После достижения пенсионного возраста люди уходят из профессии, однако к 60-ти годам личность полностью не успевает исчерпать свой потенциал. Этот период отмечается тревожным состоянием, поскольку в одночасье рушатся складывавшиеся десятилетиями стереотипы, а также образ жизни. Умения, знания, важные качества — все становится невостребованным. Такие негативные моменты ускоряют социальное старение. Большинство пенсионеров испытывают психологическую растерянность, переживают свою ненужность и бесполезность. Снова возникает проблема самоопределения, однако, в общественно-полезной, социальной жизни.

Психология профессионального самоопределения

Отечественная психология процессы профессионального самоопределения связывает с личностным самоопределением и выбором образа жизни. Выбирая ту или иную профессию, человек планирует свой способ существования, при этом соотнося будущий профессиональный личный статус с жизненными ценностями.

Над данной проблемой работали следующие исследователи: М.Р. Гинзбург, К.А. Абульханова-Славская, Н.С. Пряжников, Е.И. Головахи, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов.

Наиболее разносторонне и последовательно вопросы профессионального самоопределения субъекта изучались в работах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера.

Е.А. Климов отнес профессиональное самоопределение к качеству психического проявления развития человека. В течение жизни у индивида формируется определенное отношение к разным областям труда, складывается представление о своих возможностях, профессиях, выделяются предпочтения.

Согласно Е.А. Климову, важнейшей составляющей в самоопределении выступает формирование самосознания.

Структура профессионального самосознания включает:

— осознание личной принадлежности к конкретной профессиональной общности («мы — строители»);

— оценивание своего места и личного соответствия эталонам в профессии (один из лучших специалистов, новичок);

— знание индивида о его признании в социальной группе («меня относят к хорошим специалистам»);

— знание слабых и сильных сторон, индивидуальных, а также успешных способов действия и путей самосовершенствования;

— личное представление о себе, а также работе в будущем.

Е.А. Климов отмечает два уровня в профессиональном самоопределении:

— гностический (перестройка самосознания и сознания);

— практический (изменения в социальном статусе человека).

Э.Ф. Зеер выделяет проблему самоопределения индивида в контексте прикладной психологии, где профессиональное самоопределение отмечается:

— избирательностью в отношении индивида к миру профессий;

— выбором с учетом индивидуальных качеств и особенностей человека, а также социально-экономическими условиями и требованиями в профессии;

— постоянным самоопределением субъекта на протяжении жизни;

— определением внешних событий (изменение места жительства, окончание обучения);

— проявлением социальной зрелости индивида с тесной связью самореализации.

Задачи в самоопределении решаются все по-разному на каждой из стадии профессионального развития. Они определяются межличностными отношениями в коллективе, социально-экономическими условиями, профессиональными и возрастными кризисами, но ведущая роль остается за активностью личности и ее ответственностью за личное становление.

Э.Ф. Зеер считает, что самоопределение выступает важным фактором самореализации индивида в конкретной профессии.

H. С. Пряжников предложил свою модель самоопределения, включающую в себя такие компоненты:

— осознание личностью ценностей общественно полезного труда, а также необходимости профессиональной подготовки;

— ориентирование в социально-экономической ситуации, а также прогнозирование престижности выбираемого труда;

— определение профессиональной цели-мечты;

— выделение профессиональных ближайших целей, как этапов для достижения дальнейших целей;

— поиск информации о специальностях и профессиях, соответствующих учебным заведениям и местам трудоустройства;

— представление о личностных качествах, необходимых для реализации намеченных планов, а также о возможных трудностях в достижении целей;

— наличие резервных вариантов в выборе профессии на случай неудачи при основном варианте самоопределения;

— практическая реализация личной перспективы, корректировка планов.

Профессиональное самоопределение по Н.С. Пряжникову происходит на следующих уровнях:

— самоопределение в трудовой, конкретной функции (работник видит смысл деятельности в качественном выполнении операций или отдельных трудовых функций, при этом свобода выбора действий индивидом ограничена);

— самоопределение на трудовом конкретном посту (трудовой пост отмечается производственной ограниченной средой, которая включает определенные права, средства труда, обязанности), при этом выполнение многообразных функций дает возможность самореализации выполняемой деятельности, а смена трудового поста сказывается негативно на качестве труда, вызывая неудовлетворенность работника;

— самоопределение на уровне определенной специальности предусматривает смену трудовых постов, что позволяет расширить возможности самореализации индивида;

— самоопределение по конкретной профессии;

— жизненное самоопределение связывают с выбором образа жизни, которое включает досуг и самообразование;

— личностное самоопределение определяется нахождением образа Я и его утверждением среди окружающих индивидов (индивид приподнимается над социальными ролями, профессией, становится хозяином личной жизни и окружающие люди причисляют его как к хорошему специалисту, так и уважаемой, уникальной личности);

— самоопределение индивида в культуре отмечается направленностью личности на «продолжение» себя в других людях и характеризуется существенным вкладом в развитие культуры, что дает возможность говорить о социальном бессмертии индивида.

Проблема профессионального самоопределения

Опыт профконсультационной работы показывает, что, учащиеся, которые не выбрали профессию, зачастую обращаются за помощью к психологу для определения вида деятельности, где они наиболее будут способны. За этим кроется неосознанное желание переложить решение жизненной проблемы на другого индивида. Трудности такого плана зачастую возникают из-за недостатка у школьников адекватных представлений о профессиональной пригодности, неумения оценить свои способности и возможности, а также соотнести их к миру профессий.

Многие учащиеся не могут ответить: «Какой деятельностью хотели бы заниматься?», «Какие видят у себя способности?»; «Какие качества важны для успешности в овладении будущей профессией?»

Низкая культура знаний, а также незнание современных профессий осложняет выбор старшеклассниками жизненного пути.

Профориентационная работа психолога должна превратиться из диагностической в формирующую, развивающую, диагностико-коррекционную. Этапы консультационной работы должны быть нацелены на активизацию учащихся сформировать стремление к осознанному, самостоятельному выбору профессии, учитывая полученные знания о себе.

В этой статье мы рассмотрим, что такое профессиональное самоопределение личности, какие факторы необходимо учитывать при выборе профессии и как реализовать себя.

Профессиональное самоопределение – личный выбор человека в приобретении профессии и реализации себя на рынке труда. Самоопределение реализуется при тщательном анализе личных интересов, способностей, талантов и наклонностей. Профессиональное самоопределение очень связано с жизненным самоопределением личности, так как непосредственно влияет на качество жизни человека, его самореализацию, чувство собственного достоинства и значимости.

Многие молодые люди не могут определиться, чем бы им хотелось заниматься в жизни, какую профессию выбрать. В принципе, о какой осознанности выбора можно говорить в 16-17 лет. Поэтому на помощь должны прийти родители и психологи, которые с помощью опросника или тестов могут определить тип личности. И таким образом, хотя бы направить в нужном направлении. Необходимо предоставить человеку необходимую информацию о разных профессиях, условиях труда, где их можно приобрести, их актуальность и престижность.

Выбор профессии - это критический момент в жизни человека, который разрывает человека между индивидуальными и социальными потребностями, между желаемым и необходимым обществу.

Сущность профессионально самоопределения

Существуют понятия профориентации и профконсультации, которые помогают человеку в процессе профессионального самоопределения. В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация. Эти методы направлены на школьников, подростающее поколение. Профессиональное самоопределение ближе к самоориентированию.

Профессиональное самоопределение личности – это понятие более конкретное, его можно оформить официально (диплом); личностное самоопределение – это более сложный процесс, который зависит от самого человека, желания саморазвиваться.

Что касается профессионального выбора

Это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, которое может быть осуществлено «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными цепями. © Е.И.Головаха

На протяжении всей жизни человек вынужден совершать множество профессиональных выборов, периодически менять работу и сферу деятельности.

Культура профессионального самоопределения личности

В 20-е годы акцент делался лишь на трудоустройстве, в 40-е годы началась эпоха определения профессиональной пригодности с помощью тестов. С начала 70-х годов стали воспитывать в молодежи способность самим делать свой выбор. Но тестомания продолжается до сегодняшнего дня. Это связано с низкой психологической культурой многих стран и устоявшимся мнением работодателей, что тестирование является объективным научным методом.

Несомненно, что более правильным будет подход к каждой личности индивидуально. Это даст возможность более глубоко проанализировать его способности, наклонности, стремления к самопознанию.

Главная цель и основные задачи профессионального самоопределения

Чтобы помочь человеку самоопределиться с выбором профессии, необходимо:

  1. Предоставить необходимую информацию о разнообразии профессий, где их можно приобрести и в чем они заключаются;
  2. Помочь проанализировать всю эту информацию и определиться, что больше всего подходит по способностям и желаниям личности;
  3. Морально поддержать в выборе и помочь принять окончательное решение.

Главная цель профессионального самоопределения - сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать свое будущее, реализовать перспективы своего развития.

Проблема профессионального самоопределения личности

Проблема с выбором профессии заключается в том, что мир постоянно меняется. Человек находится в дезориентации, какие профессии актуальны на сегодняшний день и с кого же брать пример и на что ориентироваться. Профессии рассматриваются как средство построения карьеры и успеха. В этом случае необходимо рассматривать не только успех, но и моральную цену такого успеха.

С падением моральным устоев многие забывают о важности таких понятий, как совесть, чувство собственного достоинства, смысл жизни при профессиональном самоопределении.

Также в постоянно меняющемся развитии общества, необходимо пытаться самому прогнозировать эти изменения, чтобы понимать, что может быть актуально через 5-10 лет.

Для подростка очень важно определить «аристократию» (образец «лучших людей») и «идеологию», чтобы обосновать свои жизненные выборы. © Э.Эриксон

Развитие личности и профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение невозможно без саморазвития личности. Самореализация и самоактуализация неразрывно связаны с трудовой деятельностью. Например, А.Маслоу считает, что самоактуализация человека проявляется «через увлеченность значимой работой».

Самоопределение помогает не только самореализации, но и расширяет возможности и способности человека. При самоопределении очень важно научиться человеку выходить за рамки самого себя и находить смысл в каждом совершаемом деле и в жизни в целом. Если к каждому делу в своей жизни подходить творчески, то человек способен сам создавать смысл жизни, а не искать его. Ведь смысл жизни для каждого индивидуума свой, собственный.

Факторы профессионального самоопределения личности

Выделяют такие факторы при выборе профессии, которые предполагают учет своих способностей, интересов, престижности профессии, информированности о ней. А также позиции родителей, друзей в отношении конкретной профессии и естественно, востребованности на рынке труда.

А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев выделили систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда.

К внешним факторам относятся:

  • Рекомендации, советы со стороны;
  • Примеры из окружения, а также престиж;
  • Стереотипы разных социальных ролей.

Внутренние мотивационные факторы:

  • Личная оценка труда и процесс труда (привлекательность, разнообразность деятельности, трудоемкость, возможность развития и т.д.);
  • Условия труда (близость месторасположения или необходимость в коммандировках, самостоятельность или подчинненость, свободный или ограниченный график);
  • Анализ возможностей участия в общественной деятельности, создании материального благополучия, отдыха, сохранении здоровья.

Типы профессионального самоопределения личности

Многие типологии давно устарели и не соответствуют реальности. Наиболее подходящая к современному миру типология Н. А. Смирнова. Он выделил такие типы профессионального самоопределения:

  1. Позиция «раба», при которой главный вопрос - «Как выжить?»;
  2. Позиция «потребителя» («А что я с этого буду иметь?»);
  3. Позиция «наемного работника» («Чем быть?»);
  4. Позиция «служителя идеи» («Кем быть?», «Как быть полезным обществу, людям, идее?»);
  5. Позиция «самобытного человека» («Как стать самим собой?»).

Очень интересна типология Э.Фромма. Он описывает особый «рыночный тип» личности. Для такой личности главное правильно и умело себя продать.

При выделении разных типов важно понимать, что главная идея самоопределения – это свобода выбора. Поэтому, если человек добровольно выбирает позицию «раба», то никто не вправе вмешиваться в это. Мы можем лишь показать, что существуют другие варианты.

Этапы профессионального самоопределения личности

В каком возрасте становится актуальным вопрос профессионального самоопределения? В первую очередь эта тема актуальна для выпускников школ, но и взрослый человек может задаться таким вопросом. Например, в случае если он безработный или хочет поменять сферу деятельности на более престижную или высокооплачиваемую.

Различные авторы выделяют разные границы возраста, связанного с выбором профессии. В среднем это возраст от 12 до 20 лет. В богатых и экономически развитых странах можно позволить себе не торопиться с выбором, а в отсталых странах призывают детей как можно раньше включаться в реальные (не учебные) трудовые процессы.

Символически выделяют такие этапы: дошкольный (формирование первых трудовых навыков), начальная школа (осознание роли труда в жизни человека) и подростковый (осознание своих способностей и интересов). На этапе окончания школы формируется профессиональное самосознание.

Есть много факторов, которые помогают определиться в профессии. Но бесспорно самый важный и главный – это суметь услышать свой внутренний голос и пойти по зову сердца. Нет ничего прекраснее, если человек сможет найти свое предназначение, свое место. Нужно заниматься делом, от которого у вас будут гореть глаза, расти крылья за спиной. Работа должна быть вам приятна и интересна.

Поэтому, для профессионального самоопределения необходимо заниматься саморазвитием, познавать себя, свои истинные потребности и жизненные ценности. Только развиваясь, вы сможете найти себя.

Профессиональное самоопределение

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональной подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. . Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двух аспектное явление:

субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

объект выбора - то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.

Выбор профессии - это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от:

Внешних условий;

Индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:

Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):

Малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):

Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

Профессиональное обучение:

Осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;

Профессиональная адаптация:

Формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;

Самореализация в труде:

Выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.

Предпосылки профессионального самоопределения:

Профессиональное самоопределение - существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой - система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.

Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по себе беспредметна. А.Н. Леонтьев отмечал, что «…до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще не обнаружен…».

Взаимосвязь личности и внешней, по отношению к ней, системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность.

В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.

Личностные предпосылки самоопределения.

Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам:

1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвующие в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.

2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения и установки, идеалы, и представления о жизненных ценностях.

Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обуславливания сферы деятельности, привлекательной для человека.

«Восемь углов выбора профессии».

По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации..

1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микро группы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они - зависит от человека.

5) Способности.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника - первая ступень профессиональной подготовки.

7) Информированность - важная, неискаженная информация - важный фактор выбора профессии.

8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до фессиональные увлечения - путь к будущему.