Главная · Аппендицит · Симонов сороковые. Анализ стихотворения «Сороковые» — Самойлов. Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова

Симонов сороковые. Анализ стихотворения «Сороковые» — Самойлов. Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова

Давид Самуилович Самойлов (Кауфман) , (1.06.1920 – 23.02.1990), советский поэт и переводчик, лауреат Государственной премии СССР

Родился в еврейской семье. Отец - известный врач, главный венеролог Московской области Самуил Абрамович Кауфман (1892-1957); мать - Цецилия Израилевна Кауфман (1895-1986).

В 1938-1941 годах учился в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории). В начале Великой Отечественной войны его направили на трудовой фронт - рыть окопы под Вязьмой. Там Давид Самойлов заболел, был эвакуирован в Самарканд, учился в Вечернем педагогическом институте. Вскоре поступил в военно-пехотное училище, которое не окончил. В 1942 году его направили на Волховский фронт под Тихвин. 23 марта 1943 года в районе станции Мга был тяжело ранен в левую руку осколком мины.

После выздоровления продолжил службу в 3-й отдельной моторазведроте разведывательного отдела штаба 1-го Белорусского фронта.

В урочище Карбусель, 23 марта 1943 года. Давид, будучи пулеметчиком, прорвался во вражеский окоп и в одиночку уничтожил троих неприятелей в рукопашном бою. За отвагу в атаке и совершенный подвиг Самойлов получил медаль «За отвагу».

Самойлов в годы войны.

Приказом ВС 1-го Белорусского фронта №: 661/н от: 14.06.1945 года автоматчик 3-й отдельной моторазведроты развед. отдела штаба 1-го Белорусского фронта ефрейтор Кауфман награждён орденом Красной Звезды за захват немецкого бронетранспортёра и трёх пленных, в том числе одного унтер-офицера, давшего ценные сведения, и за активное участие в боях за город Берлин.

В годы войны Самойлов не писал стихов - за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений об удачливом солдате Фоме Смыслове, которые он сочинял для гарнизонной газеты и подписывал «Семён Шило».

Печататься начал с 1941 года. После войны много переводил с венгерского, литовского, польского, чешского языков, языков народов СССР и других.

Уже после окончания войны, в июне 1945 года, Самойлову вручили третью награду – орден Красной Звезды за то, что взял в плен немецкого унтер-офицера, давшего ценные сведения советской разведке.

Первая публикация произведений поэта состоялась в 1941 году, под настоящим именем автора – Давид Кауфман, сборник назывался «Охота на мамонта». В период учебы в МИФЛИ Самойлов познакомился с Сергеем Сергеевичем Наровчатовым, Михаилом Валентиновичем Кульчицким, Борисом Абрамовичем Слуцким, Павлом Давыдовичем Коганом, которым посвятил стихотворение «Пятеро». Этих авторов позднее стали называть поэтами военного поколения.

Самое известное стихотворение Давида Самуиловича, посвященное войне, называется «Сороковые, роковые…».

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

В нем представлена обобщенная тема войны и проблема военного поколения. Но при этом Самойлов в творчестве не затрагивал политических тем.

По окончании войны поэт зарабатывал переводами и писал сценарии для радиопередач. Литературное признание пришло к Самойлову только в 1970 году, после выхода сборника стихотворений под названием «Дни». Став известным, Давид Самуилович не вел светской жизни в литературных кругах, но активно общался с Фазилем Искандером, Юрием Левитанским, Булатом Окуджавой, Николаем Любимовым, Зиновием Гердтом, Юлием Кимом

В 1972 году вышла в свет поэма «Последние каникулы», где перекликаются различные исторические периоды и страны в путешествии главного героя по Германии. Кроме военных и исторических тем, есть у Самойлова пейзажная лирика (например, стихотворение «Красная осень») и произведения о любви («Беатриче»). Любовная лирика поэта на удивление спокойна и холодна, в ней нет страстей, свойственных этому жанру. Часто творчество Самойлова сравнивают с Пушкиным: в лирике Давида Самуиловича присутствует пушкинианство в форме биографического мифа.

Д.Самойлов. Дуэт для скрипки и альта. Читает Константин Райкин.

Помимо собственных стихотворений поэт переводил произведения зарубежных авторов, писал сценарии для театральных постановок, тексты песен для фильмов. Несмотря на серьезные темы в творчестве поэта, часто его упоминают в качестве авторов стихов из детства. Книги для детей Самойлов писал в 80-е годы ХХ века. Детские произведения наполнены историзмом, любовью к Родине и русскому народу.

Вернувшись героем с войны, Давид в 1946 году женился на Ольге Лазаревне Фогельсон. Ольга была искусствоведом по специальности. В браке Кауфманы имели единственного сына Александра. Александр Кауфман (псевдоним Александр Давыдов) пошел по стопам отца, став переводчиком и прозаиком.

Однако в первом браке семейная жизнь Давида не сложилась. Поэт повторно женился на Галине Ивановне Медведевой, в браке с которой родились Пётр, Варвара и Павел.

С семьей.

В 1974 году Самойлов с семьей уехал из Москвы в город Пярну (Эстония).

Хотя политических взглядов Самойлов не высказывал, сотрудники Комитета государственной безопасности СССР постоянно присматривали за жизнью и творчеством Самойлова, но это не пугало поэта.

“А вот и старость подошла…”. Читает К. Райкин.

Умер поэт 23 февраля 1990 года, в городе Пярну, на сцене театра во время своего выступления на юбилейном вечере Бориса Пастернака.

Похоронен в Пярну (Эстония) на Лесном кладбище.

В июне 2006 года в Москве была открыта мемориальная доска поэту-фронтовику Давиду Самойлову. Она расположена на доме, где он прожил более 40 лет, - на пересечении улицы Образцова и площади Борьбы.

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Эти ставшие уже хрестоматийными строки принадлежат Давиду Самойлову. «Где бы ни звучала эта строфа, – писал Евгений Евтушенко, – на вечере поэзии из уст самого поэта, или на концерте художественной самодеятельности, или в Театре на Таганке, или в глубине нашей памяти, – за ней сразу встаёт Время. А ведь это только четыре строчки!». Эти строки стали поэтической «визитной карточкой» целого поколения поэтов – поколения 40-х годов.

Давид Самуилович Самойлов (1920 – 1990) – поэт и переводчик, фронтовик.

В 1938–41 гг. учился в московском Институте философии, литературы и искусства. В 1941 Самойлов студентом был мобилизован на рытьё окопов, где заболел и получил отсрочку от фронта до 1943 года. Эвакуировался в Самарканд, пошёл добровольцем в военное училище, осенью 1942 попал пулемётчиком на передовую. Оборона под деревней Лодвой описана в «Старике Державине», а первый бой поэта – в балладе «Семён Андреич». И. Г. Эренбург, с которым начинающий поэт познакомился в Москве, помог ему после ранения перевестись в начале 1944 в моторазведывательную роту. Самойлов участвовал в освобождении Польши («Польских смут невольный современник...» ), кончил войну в Берлине.

С военной темой связаны «Ближние страны» (1954-1959), «Снегопад» (1975), «Возвращение» (опубликовано в 1989).

Военная тема у Самойлова – итог раздумий «о судьбе поколения, о его назначении», она смыкается с «лейтенантской» военной прозой в психологизме и интересе к нравственно-философским проблемам.

Временная дистанция для осмысления войны, по Самойлову, закономерна: «И это всё в меня запало / И лишь потом во мне очнулось!..» («Сороковые» ).

Нравственные представления его ровесников потребовали, чтобы они «... в сорок первом шли в солдаты / И в гуманисты в сорок пятом» («Перебирая наши даты...»).

Даже в войну общечеловеческие ценности остаются в центре внимания («Полночь под Иван-Купала...», «Семён Андреич» и др.), наряду с образом «пахаря», поскольку «главное, что открыла мне война, – это ощущение народа». В драматической сцене «Поэт и старожил» через рассказ Поэта о расстреле пленника (дословно повторяющий фрагменты мемуаров автора) показана актуальность военной памяти.

Творчество Давида Самойлова – исповедь поколения двадцатилетних, встретивших в окопах свою юность. Книга-открытие, новый, неожиданный взгляд не только на его поэзию, такую современную и своевременную, но и на саму войну, память о которой не оставляет фронтовика, снова и снова возвращая его в те роковые годы. Это не просто книга о войне – это гимн юности вопреки войне, торжество жизни над смертью и страхом. Главное для тех молодых солдат сороковых – возможность любить, встречать мирное утро и жить вопреки ожидающей тебя смерти.

«Сороковые роковые. Стихи и проза о войне» – пронзительная книга целиком автобиографична. Все годы молодой поэт вёл дневники: создавал хронику войны, сохраняя для истории непосредственные переживания современника.


Впервые в одной книге соединились два фронтовика: поэт и художник, Самойлов и Жуков. Они дополняют и объясняют друг друга, и мысль поэта становится зрима, а кисть художника воспаряет строкой поэта. И лицо войны обретает реальность, увиденную гением двух творцов... Впервые так откровенно и доверительно поэт пишет о поиске любви на дорогах войны, преподнося нам урок человечности из тех кровавых лет, когда любовь спешила, а смерть поджидала каждое утро.

Сороковые

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звёздочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, весёлый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И всё на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

1961

*** Если вычеркнуть войну, Что останется – не густо: Небогатое искусство Бередить свою вину. Что ещё? Самообман, Позже ставший формой страха. Мудрость – что своя рубаха Ближе к телу. И туман... Нет, не вычеркнуть войну. Ведь она для поколенья – Что-то вроде искупленья За себя и за страну. Простота её начал, Быт жестокий и спартанский, Словно доблестью гражданской, Нас невольно отмечал. Если спросят нас гонцы, Как вы жили, чем вы жили? Мы помалкиваем или Кажем шрамы и рубцы. Словно может нас спасти От упрёков и досады Правота одной десятой, Низость прочих девяти. Ведь из наших сорока Было лишь четыре года, Где прекрасная свобода Нам, как смерть, была близка. *** Луч солнца вдруг мелькнёт, как спица, Над снежной пряжею зимы... И почему-то вновь приснится, Что лучше мы, моложе мы, Как в дни войны, когда, бывало, Я выбегал из блиндажа И вьюга плечи обнимала, Так простодушна, так свежа; И даже выстрел был прозрачен И в чаще с отзвуками гас. И смертный час не обозначен, И гибель дальше, чем сейчас...

1957

Семён Андреевич С. А. Косову Помню! Синявинские высоты Брали курсанты три раза подряд. Еле уволокли пулемёты. А три батальона – там и лежат. Помню! Мальчик простёрт на талом Снегу с простреленным животом. Помню ещё – о большом и малом, Об очень сложном и очень простом. И всё же были такие минуты, Когда, головой упав на мешок, Думал, что именно так почему-то Жить особенно хорошо. И ясно мне всё без лишних вопросов, И правильно всё и просто вокруг. А рядом – Семён Андреевич Косов, Алтайский пахарь, до смерти друг. Да, он был мне друг, неподкупный и кровный, И мне доверяла дружба святая Письма писать Пелагее Петровне. Он их отсылал не читая. – Да что там читать, – говорил Семён, Сворачивая самокрутку на ужин, – Сам ты грамотен да умён, Пропишешь как надо – живём, не тужим. С тобой мы полгода друг друга грели. Семь раз в атаку ходил без страха, И пули тебя, как святого, жалели. Мы знали до пятнышка друг о друге, И ты рассказывал, как о любви, Что кони, тонкие, словно руки, Скачут среди степной травы. И кабы раньше про то узнать бы, Что жизнь текла, как по лугу, ровно, Какие бывали крестины и свадьбы, Как в девках жила Пелагея Петровна. Зори – красными петухами. Ветер в болоте осоку режет. А я молчал, что брежу стихами. Ты б не поверил, подумал – брешет. Ты думал, что книги пишут не люди, Ты думал, что песни живут, как кони, Что так оно было, так и будет, Как в детстве думал про звон колокольный... Семён Андреич! Алтайский пахарь! Счастлив ли ты? Здоровый? Живой ли? Помнишь, как ты разорвал рубаху И руку мне перетянул до боли! Помнишь? Была побита пехота, И мы были двое у пулемёта. И ты сказал, по-обычному просто, Ленту новую заложив: – Ступай. Ты ранен. (Вот нынче мороз-то!) А я останусь, покуда жив. Мой друг Семён, неподкупный и кровный! Век не забуду наше прощанье. Я напишу Пелагее Петровне, Выполню клятвенное обещанье. Девушки в золотистых косах Споют, придя с весенней работы, Про то, как Семён Андреич Косов Один остался у пулемёта. И песни будут ходить, как кони, По пышным травам, по майскому лугу. И рощи, белые, как колокольни, Листвою раззвонят на всю округу. И полетят от рощи к роще, От ветки к ветке по белу свету. Писать те песни – простого проще И хитрости в этом особой нету.
Ещё о Давиде Самойлове:

Давид Самойлов — писатель, которому пришлось жить в военный период, да не просто жить, а стать участником военных действий. Уже в первые дни войны он рыл окопы в Вязьме, после был пулеметчиком, разведчиком, участвовал в прорыве Ленинградской блокады. Воевал под Берлином, Варшавой. Словом, это человек, который принимал непосредственное участие в защите страны. При этом он еще и писал. Писал о войне и обо всем том, что несет с собой война. Начал свою творческую деятельность Самойлов в 1941 году, став поэтом-фронтовиком.

Самойлов Сороковые

И вот война завершилась, а боль не утихала даже по истечении двадцати лет. Страшное время невозможно забыть. Нельзя стереть с памяти то, как молоды парни берут в руки оружие и идут против врага. Незатухающая боль заставляет писателя взяться за чистый лист бумаги и перо. Так появилось стихотворение Сороковые.

Стих Самойлова Сороковые роковые стал масштабной картиной мира, где герой уже в зрелом возрасте, много повидав, пережив военное время, размышляет о прошедших годах, о юности, которую настигла война. Это произведение — где автор делится мыслями, что не дают ему покоя, пытаясь хоть на листе бумаги оставить часть своей боли.

Анализ стихотворения

И вот, знакомясь с работой Самойлова Сороковые, чтобы сделать произведения, мы видим изображенную картину сурового времени, тех роковых лет, что принесли смерть, потери, страдания, ломая судьбы всех людей.

Какие они были сороковые годы? Это годы горя с отзвуком похоронных извещений и эшелонного перестука. И одни погорельцы вокруг. Ужасная картина вырисовывается перед читателем.

Герой стихотворения вспоминает себя во время Великой Отечественной Войны. Он тогда был молодым, худым и задорным. На голове ушанка и прикрепленная звезда, которую он вырезал из банки. Пока еще веселый герой пытается казаться мужественным и балагурит с девчонками. Как ни странно, но здесь сумели переплестись такие казалось бы несовместимые вещи, как война, беда, юность и мечта. Так было предначертано судьбой людям, жившим в военное время. Паренек все понимает, и пусть еще не до конца осознает насколько страшна война.

Автор, вырисовывая эти строки на бумаге, обернувшись в прошлое, смотрит на себя со стороны в то время, когда война еще не коснулась его по-настоящему, когда еще не было всего трагизма реальной ситуации. Это придет позже.

Анализируя стихотворение Сороковые роковые Самойлова и читая последние строчки, где автор пишет, как гуляет по стране война в пороховые и свинцовые годы. Но даже в то страшное время, они не теряли способности кокетничать и заигрывать с девчонками, хромая сильнее из-за ранения, чтобы привлечь к себе их внимание. Самое важное, что даже на фронте люди не разучились радоваться мелочам. И хотя никому не было известно, кто выживет в этой схватке, а кто будет убит, нужно было научиться дышать полной грудью и верить в то, что весь этот ужас вскоре прекратится. И они верили, они радовались. По крайней мере, именно это я увидела в словах автора.

Д. Самойлов (Кауфман) - поэт-фронтовик. С первых дней войны он был направлен на трудовой фронт - рыть окопы под Вязьмой. Однако там заболел и был эвакуирован в Са­марканд. В 1942 году служил пулеметчиком на Волховском фронте, был ранен. Затем был разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях под Варшавой и Берлином. Стал печататься с 1941 года.

Стихотворение «Сороковые» было написано в 1961 году Оно стало хрестоматийным, очень популярным. Впервые было напечатано в журнале «Новый мир».

Большая часть стихотворения напоминает нам кадры ки­нохроники, записки из дневника. Подобные произведения были у К. Симонова (стихотворение «Из дневника»), у Б. Окуд­жавы (стихотворение «Проводы у военкомата»). Однако при всем том стихотворение Д. Самойлова разительно отличается от приведенных примеров. Поэт уходит от камерности изоб­ражения, картина мира становится здесь масштабной, гло­бальной уже в самом сознании лирического героя. Перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, раз­мышления о военной юности, мысли о войне, о Родине.

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Две первые строфы и последняя выписаны крупным планом, дают широ­кую, масштабную картину. Это поэтическое обобщение, ос­мысление поэтом всего происходящего:

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку…

Мы видим здесь общую картину сурового военного време­ни, беды, горя, постигшего Россию. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы». Слово «роковые» несет здесь большую смыс­ловую нагрузку. Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания; годы, определяющие судьбы людей. Кар­тину разорванного войной мира дополняют звуковые обра­зы, созданные аллитерациями: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «пого­рельцы». Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды. Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части - до и после войны.

В мире - дисгармония, хаос, неопределенность. Все это не­сет с собой война. Поэт подчеркивает это с помощью син­таксиса. Уже во второй строфе мы видим односоставные безличные предложения: «Просторно. Холодно. Высоко». В финале строфы стоит многоточие: каждый человек, пере­живший войну, имеет свою собственную историю. Каков будет ее финал?

Центральная часть стихотворения - это воспоминания лирического героя о своей юности, совпавшей с войной. Тут тоже представлены конкретные детали. Мы видим юного маль­чишку «в замурзанной ушанке», с вырезанной из банки звез­дочкой. Он «худой, веселый и задорный», старается казаться сильным, мужественным. У него - «табак в кисете», «мунд­штук наборный», он балагурит с девушками, старается хро­мать «сильнее» из-за ранения. Здесь есть и позерство, и бра­вада, и самоуверенность, и мальчишечье озорство, и лихаче­ство, и вместе с тем наивность, чистота юности. Рассказ здесь идет от первого лица. Лирический герой, нынешний, словно всматривается в себя со стороны. Взгляд его немного ирони­чен, но правдив, реалистичен. Мы понимаем, что война еще не коснулась его по-настоящему, в душе его еще нет осозна­ния всего трагизма происходящего. Оно придет лишь потом, вместе с жизненным опытом, пережитыми трагедиями:

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало И лишь потом во мне очнулось!..

Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и пре­красной поры жизни - юности. Вместе с тем эти строфы - уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которо­го слилась с судьбой страны.

Финальные строчки произведения возвращают нас к его началу. Таким образом, с точки зрения композиции в стихо­творении мы можем выделить три части.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катре­нами, рифмовка - перекрестная и смежная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпи­тет («сороковые, роковые, свинцовые, пороховые», «в замур­занной ушанке»), метафору («Война гуляет по России…»), анафору (4, 5, 6 строфы), лексический повтор («И погорель­цы, погорельцы…»), риторическое восклицание («Как это было! Как совпало - Война, беда, мечта и юность!»).

Здесь искали:

  • анализ стихотворения сороковые
  • анализ стихотворения сороковые роковые
  • анализ стиха сороковые

Анализ стихотворения «Сороковые» - Самойлов Д.

Самойлов (Кауфман) - поэт-фронтовик. С первых дней войны он был направлен на трудовой фронт - рыть окопы под Вязьмой. Однако там заболел и был эвакуирован в Самарканд. В 1942 году служил пулеметчиком на Волховском фронте, был ранен. Затем был разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях под Варшавой и Берлином. Стал печататься с 1941 года.

История создания

Стихотворение «Сороковые» принадлежит перу поэта-фронтовика Д. Самойлова. Произведение написано в 1961 г.

Жанр

Жанр – лирическое стихотворение, автобиографический монолог главного героя.

Тема

Основная тема – хроника военных лет. Война искалечила юность автора, показала все ужасы и страдания, которые она несет в себе. Вместе с тем лирический герой был еще очень молод, полон надежд на будущее. Это помогло ему не зачерстветь душой.
Большая часть стихотворения напоминает нам кадры кинохроники, записки из дневника. Подобные произведения были у К. Симонова (стихотворение «Из дневника»), у Б. Окуджавы (стихотворение «Проводы у военкомата»). Однако при всем том стихотворение Д. Самойлова разительно отличается от приведенных примеров. Поэт уходит от камерности изображения, картина мира становится здесь масштабной, глобальной уже в самом сознании лирического героя. Перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, размышления о военной юности, мысли о войне, о Родине.

Композиция

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Две первые строфы и последняя выписаны крупным планом, дают широкую, масштабную картину. Это поэтическое обобщение, осмысление поэтом всего происходящего:

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

Мы видим здесь общую картину сурового военного времени, беды, горя, постигшего Россию. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».

Слово «роковые» несет здесь большую смысловую нагрузку. Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания; годы, определяющие судьбы людей. Картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями : «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «погорельцы». Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды.

Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части - до и после войны. В мире - дисгармония, хаос, неопределенность. Все это несет с собой война. Поэт подчеркивает это с помощью синтаксиса.

Уже во второй строфе мы видим односоставные простые нераспространенные (безличные) предложения: «Просторно. Холодно. Высоко».

В финале строфы стоит многоточие: каждый человек, переживший войну, имеет свою собственную историю. Каков будет ее финал?

Центральные три строфы показывают самого главного героя, который не унывает и ведет себя как любой молодой человек в его возрасте. Он «балагурит» и «больше нужного хромает». Центральная часть стихотворения - это воспоминания лирического героя о своей юности, совпавшей с войной. Тут тоже представлены конкретные детали.

Мы видим юного мальчишку «в замурзанной ушанке», с вырезанной из банки звездочкой. Он «худой, веселый и задорный», старается казаться сильным, мужественным. У него - «табак в кисете», «мундштук наборный», он балагурит с девушками, старается хромать «сильнее» из-за ранения.

Здесь есть и позерство, и бравада, и самоуверенность, и мальчишечье озорство, и лихачество, и вместе с тем наивность, чистота юности. Рассказ здесь идет от первого лица. Лирический герой, нынешний, словно всматривается в себя со стороны. Взгляд его немного ироничен, но правдив, реалистичен.

Мы понимаем, что война еще не коснулась его по-настоящему, в душе его еще нет осознания всего трагизма происходящего. Оно придет лишь потом, вместе с жизненным опытом, пережитыми трагедиями:

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и прекрасной поры жизни - юности.

Вместе с тем эти строфы - уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которого слилась с судьбой страны .

Финальные строчки произведения возвращают нас к его началу. Стихотворение начинается с описания общей обстановки военного времени. Завершает стихотворение философское размышление о прожитых годах.

Таким образом, с точки зрения композиции в стихотворении мы можем выделить три части.

Размер

Произведение написано четырехстопным ямбом с перекрестной и смежной рифмой.

Выразительные средства

Произведение написано простым солдатским языком.

Эпитеты подчеркивают атмосферу войны: «сороковые», «роковые», свинцовые, «фронтовые», «в замурзанной ушанке»,

метафору («Война гуляет по России…»),

анафору (4, 5, 6 строфы),

лексический повтор («И погорельцы, погорельцы…»),

риторическое восклицание («Как это было! Как совпало - Война, беда, мечта и юность!»).
Автор создает картину хроники, употребляя подряд
одни и те же части речи : «Просторно. Холодно. Высоко», «Война, беда, мечта и юность!». В финальном размышлении часто повторяется восклицание, что придает воспоминанию личную эмоциональную окраску.

Главная мысль

Главная мысль – даже на войне человек не должен превращаться в зверя. Искалеченная юность не должна исчезнуть бесследно. Сохранить в себе человека был обязан каждый, кто пережил эти страшные годы.