Главная · Аппендицит · Перекладывание пациента с кровати на каталку. Перемещение больного с кровати на стул Перекладывание пациента с каталки на кровать

Перекладывание пациента с кровати на каталку. Перемещение больного с кровати на стул Перекладывание пациента с каталки на кровать

Выполняют три человека (рис. 2.36).

  1. Расположить каталку под углом не менее 60° у края кровати (в ногах).
  2. Закрепить тормоза каталки и кровати.
  3. Встать всем вдоль кровати:
    • самая сильная (физически) сестра - в центре.
  4. Выставить одну ногу вперед, согнув в колене, другую отставить назад.

Рис. 2.36.

  1. Подсунуть руки (до локтя) под пациента:
    • сестра у изголовья поднимает голову, поддерживает плечи и верхнюю часть спины;
    • сестра в центре поддерживает нижнюю часть спины и ягодицы;
    • сестра, стоящая у ног пациента, поддерживает голени.

Примечание. Если пациент очень тяжелый, понадобится больше людей и придется перераспределять нагрузку.

  1. Поднятие пациента:
    • по команде лидера «три»: перенести массу своего тела на ногу, отставленную назад;
    • плавно подтянуть пациента на край кровати;
    • сделать паузу;
    • на новую команду «три» перекатить пациента на себя, прижать его и поднять, разогнув колени и выпрямив спину (не держать пациента на вытянутых руках!).
  2. Двигаться назад, чтобы развернуться лицом к каталке:
    • сестра, удерживающая ноги пациента, делает более широкие шаги;
    • сестра, удерживающая голову, плечи и спину пациента, - менее широкие, разворачиваясь лицом к каталке.
  3. Двигаться вперед (к каталке). На счет «три» согнуть колени и осторожно опустить пациента на каталку.

Поворачивание пациента на бок с помощью подкладной пеленки и размещение в этом положении

Выполняют два человека) (рис. 2.37)

Рис. 2.37.

  1. Объяснить ход предстоящей процедуры, убедиться, что пациент ее понимает и получить его согласие на проведение.
  2. Попросить вашего помощника встать с противоположной от вас стороны кровати.
  3. Опустить боковые поручни (или один из них, если процедура выполняется без помощника).
  4. Попросить пациента приподнять голову (если возможно), или приподнять его голову и плечи, убрать подушку. Прислонить подушку к изголовью кровати.
  5. Убедиться, что пациент лежит горизонтально на краю кровати.
  6. Попросить пациента скрестить руки на груди.
  7. Если вы будете переворачивать его на правый бок, то он должен положить левую ногу на правую. Помочь ему при необходимости.
  8. Встать с той стороны кровати, куда его переворачиваете.
  9. Положить рядом с пациентом протектор.
  10. Встать ближе к кровати, поставить колено на протектор, вторая нога служит опорой.
  11. Положить руку на плечо пациента, которое дальше от сестры, вторую - на соответствующее бедро, т. е. если пациент переворачивается на правый бок, положите левую руку на его левое плечо, а правую - на его левое бедро.
  12. Ваш помощник должен вытащить край пеленки из-под матраца и скатать ее вплотную к телу пациента, затем взять скатанный конец пеленки ладонями вверх и, упершись ногами, на счет «три» повернуть пациента на бок. Вы поворачиваете пациента к себе, перенеся свой вес на стоящую на полу ногу.
  13. Помочь пациенту поднять голову и положить подушку.

Примечание. Дальнейшие действия зависят от цели поворачивания. Например, в случае размещения:

  • повернуть пациента так, чтобы он не лежал на своей руке;
  • подложить под спину свернутое одеяло для устойчивости;
  • положить под руку, лежащую сверху, подушку;
  • ногу, лежащую сверху, согнуть в колене и подложить подушку между коленями.
  1. Расправить подкладную пеленку.

Поворачивание пациента на бок методом «совместной перекатки бревна» и размещение в этом положении

Выполняют два человека (рис. 2.38).

Рис. 2.38.

Использование при смене белья; размещении в положении на боку; предварительный этап для других перемещений.

  1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение.
  2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.
  3. Попросить вашего помощника встать радом с вами.
  4. Убрать подушку из-под головы и поставить ее у изголовья. Подложить свои руки под голову и плечи пациента. Сказать вашему помощнику, чтобы он подложил свои руки под бедра пациента.
  5. Поставить одну ногу слегка впереди другой, на счет «три» качнуться назад, переместить массу своего тела на ногу, отставленную назад и подвинуть пациента к краю кровати.
  6. Опустить кровать так, чтобы одно колено сестры стояло на кровати (на протекторе), а вторая нога - плотно на полу.
  7. Вместе с помощником перейти на другую сторону кровати. Положить подушку между ногами пациента, а его руки скрестить на груди.
  8. Обеим сестрам положить протекторы на край кровати и поставить одно колено на протектор.
  9. Положить одну руку на плечо, другую - на таз пациента, попросить помощника положить руки на бедра и голени пациента.
  10. На счет «три» повернуть пациента лицом к себе, удерживая его голову, спину и ноги на одной линии.
  11. Верхнюю ногу слегка согнуть.
  12. Убедиться, что подушка осталась между ногами пациента.
  13. Положить упор у подошвы ноги, лежащей снизу.
  14. Обязательно подложить подушку под спину, чтобы сохранить это положение пациента. Подложить также подушку под верхнюю руку. Если возможно, подложить маленькую подушку под голову пациента. Укрыть его.
  15. Поднять боковые поручни. Убедиться, что пациент чувствует себя комфортно.

На кровать

Последовательность действий

Каталка заправлена индивидуальным постельным бельем.

Способы перекладывания пациента группой (вдвоем/ втроем):

1. Встать ближе к постельному ложу на уровне головы, поясницы, ног.

2. Полуприсесть, отставив одну ногу вперед.

3. Подвести одномоментно руки под тело пациента:

Фиксировать втроем:

■ голову и лопатки пациента;

■ таз и верхнюю часть бедер;

■ середину бедер и голени.

Фиксировать вдвоем:

■ голову и туловище пациента;

■ таз и середину бедер.

4. Прижать к себе пациента и на счет «раз, два, три» од­номоментно поднять пациента, повернуться и переложить на поверхность каталки/кровати.

5. Укрыть пациента.

Перемещение пациента из положения лежа на боку в положение сидя с опущенными ногами

Последовательность действий:

2. Опустить боковые поручни со стороны медсестры.

3. Встать напротив пациента.

4. Левую руку подвести под его плечи, правую - под ко­лени, охватывая их сверху.

5. Поднять пациента, опустить ноги вниз и одновременно повернуть его на постели в горизонтальной плоскости под уг­лом 90°.

6. Усадить пациента, продолжать стоять к нему лицом, придерживать левой рукой за плечо, правой - за корпус.

7. Подложить упор для спины, убедиться в устойчивости позы пациента.

8. Обуть пациента или зафиксировать ноги на скамейке.

Перемещение пациента из положения сидя на кровати

С опущенными ногами на кресло-каталку

Последовательность действий:

1. Блокировать тормоз кровати.

2. Поставить кресло- каталку на тормозе рядом с кроватью.

3. Использовать способ удержания пациента:

■ захват «под локоть» - сестра фиксирует колени пациен­та своими ногами, пациент наклоняется вперед так, чтобы его плечо упиралось в туловище сестры; медицин­ская сестра придерживает его, прижимая за локти со­гнутых рук;

■ захват «под локоть» - сестра удерживает пациента не за локти, а под мышками.

4. Поставить пациента на ноги, повернуться с ним одно­временно к креслу-каталке.

5. Опустить пациента на кресло-каталку, согнуть свои ко­лени и придерживать колени пациента.

6. Зафиксировать руки пациента на подлокотниках.

7. Усадить комфортно, снять тормоз и транспортировать.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА ДВУМЯ И БОЛЕЕ МЕДИЦИНСКИМИ СЕСТРАМИ

Когда поднятие пациента проводят две медсестры или более, важность слаженности движений возрастает.

В этом случае формируется бригада по подъему и перемещению. Перед началом работы нужно определить лидера. Им назначается наиболее опыт­ная и владеющая технологией подъема и перемещения медицинская сестра.

Правила работы в бригаде:

Всей работой руководит лидер.

Лидер отдает распоряжения четко и кратко, но только убедившись, что каждая медицинская сестра и пациент полностью готовы к поднятию или пе­ремещению.

Лидер следит за тем, чтобы было убрано мешающее оборудование, а так­же за выражением лица пациента.

Лидер задает определенный ритм работы в бригаде.

Самая физически сильная медицинская сестра принимает на себя наибо­лее тяжелую часть тела пациента (бедра и туловища).

Когда все перечисленные выше аспекты учтены, можно приступать к непос­редственному поднятию. Необходимо встать как можно ближе к пациенту и занять устойчивое положение на полу.

УДЕРЖАНИЕ ПАЦИЕНТА ПРИ ХОДЬБЕ

Исходная поза: медицинские сестры стоят сбоку. Пациент - в центре. Ис­пользуется захват «ладонь в ладонь» с захватом большого пальца в кольцо.

Рабочая поза: по команде лидера начинается движение. Рядом стоящие ноги медицинской сестры и пациента делают шаг одновременно.

Инструкция пациенту: лидер объясняет пациенту, с какой ноги он начина­ет движение.

ПОМОШЬ ПАЦИЕНТУ ПРИ ПАДЕНИИ

Исходная поза: медицинские сестры и пациент двигаются, одновременно сту­пая рядом стоящими ногами.

Рабочая поза 1: при угрозе падения пациента медицинские сестры становят­ся сбоку от пациента и осуществляют подмышечный захват - плечо рычага. Выполняется приседание.

Рабочая поза 2: медицинские сестры делают глубокое приседание и перено­сят свой вес на переднюю ногу, помогая пациенту опуститься на четвереньки.

Окончание процедуры: пациент ук­ладывается на пол в удобную позу. Мож­но подложить подушку.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА

К ИЗГОЛОВЬЮ КРОВАТИ

Исходное положение: две медицинские сестры усаживают пациента в кро­вати, используя второй заплечный захват.

Рабочая поза 1: обе медицинские сестры принимают следующую позу: одна нога - на полу, другая - коленом на кровати, сбоку от пациента. Ближней рукой к пациенту медицинская сестра подхватывает пациента под ягодицу и бедро. Другой рукой опирается о поверхность кровати. Обе медицинские сестры опираются на голени. Руки пациента на спинах обеих медицинских сестер.

Рабочая поза 2: медицинские сестры одновременно делают движение впе­ред, выпрямляя бедро и перемещая пациента к изголовью кровати.

Окончание манипуляции: пациента устраивают на кровати в удобной позе.

Порядок перекладывания.

1. Поставить головной конец носилок (каталку) перпендикулярно к ножному концу кро-

вати. Если площадь палаты небольшая, поставить носилки параллельно кровати.

2. Подвести руки под больного: один санитар подводит руки под голову и лопатки больного,

второй – под таз и верхнюю часть бёдер, третий – под середину бёдер и голени. Если транспортировку осуществляют два санитара, один из них подводит руки под шею и лопатки больного, второй

– под поясницу и колени.

3. Одновременно согласованными движениями поднять больного, вместе с ним повернуться

на 90° (если носилки поставлены параллельно – на 180°) в сторону кровати и уложить на неё больно-

4. При расположении носилок вплотную к кровати, удерживать носилки на уровне крова-

ти, вдвоём (втроём) подтянуть больного краю носилок на простыне, слегка приподнять его вверх и

переложить больного на кровать.

Перекладывание больного с кровати на носилки (каталку)

Порядок перекладывания.

1. Поставить носилки перпендикулярно кровати, чтобы их головной конец подходил к

ножному концу кровати.

2. Подвести руки под больного: один санитар подводит руки под голову и лопатки боль-

ного, второй – под таз и верхнюю часть бёдер, третий – под середину бёдер и голени. Если транс-

портировку осуществляют два санитара, один из них подводит руки под шею лопатки больного,

второй – под поясницу и колени.

3. Одновременно согласованными движениями поднять больного, вместе с ним повер-

нуться на 90° в сторону носилок и уложить на них больного.

Усаживание больного в кресло-каталку

Порядок усаживания.

1. Наклонить кресло-каталку вперёд и наступить на подножку кресла.

2. Предложить пациенту встать на подножку и усадить его, поддерживая, в кресло. Про-

следить, чтобы руки пациента занимали правильное положение – во избежание травмы они не

должны выходить за подлокотники кресла-каталки.

3. Вернуть кресло-каталку в правильное положение.



4. Осуществить транспортировку.

Выбор способа транспортировки

Способ транспортировки и укладывания на носилки больного зависит от характера и

локализации заболевания (табл. 2-1).

Таблица 2-1. Особенности транспортировки больных

Характер и локализация заболевания Разновидности транспортировки

Кровоизлияние в мозг Лёжа на спине

Бессознательное состояние Голову больного необходимо повернуть набок; следить,

чтобы при возможной рвоте рвотные массы не попали в

дыхательные пути

Сердечно-сосудистая недостаточность В положении полусидя, хорошо укрыть, положить к ногам

и рукам грелки

Острая сосудистая недостаточность Уложить больного так, чтобы голова была ниже уровня

Ожоги Уложить по возможности на неповреждённую сторону,

обожжённую поверхность закрыть стерильным бинтом

или стерильной простынёй

Перелом костей черепа На носилках в положении лёжа на спине с опущенным

подголовником носилок и без подушки; вокруг головы

валик из одеяла, одежды или умеренно надутого воздухом

подкладного круга

Перелом грудного и поясничного отделов позвоночника Жёсткие носилки – лёжа на спине лицом

вверх (не в сторону), обычные – на животе лицом вниз

Перелом рёбер В положении полусидя

Приложение № ___

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БОЛЬНИЦЫ

Санитарно-эпидемиологический режим терапевтического отделения

Строгое выполнение всех требований по поддержанию санитарно-эпидемиологического

режима в терапевтическом отделении выступает обязательным условием профилактики внутрибольничной инфекции, предупреждения размножения патогенных микроорганизмов и распространения насекомых (тараканов, постельных клопов, мух) и грызунов.

Внутрибольничная инфекция

Внутрибольничная (нозокомиальная (греч. nosokomeion – больница), госпитальная) инфек-

ция – заболевание инфекционной природы, развившееся у пациента во время его пребывания в

стационаре (лечебно-профилактическом учреждении) через 48 ч после поступления или вскоре

после выписки (также в течение 48 ч), а также у медицинского работника, занимающегося в больнице лечением и уходом за больным.

Контингент лиц, у которых возможно развитие нозокомиальной инфекции:

1) стационарные больные (инфицирование в больнице);

2) больные, обратившиеся в лечебно-профилактические учреждения: дневной стационар,

диспансер, консультативный центр, поликлинику, а также вызывавшие скорую помощь и пр.;

3) медицинский персонал: инфицирование при оказании помощи больным в стационаре и

других лечебно-профилактических учреждениях.

В условиях стационара могут развиваться следующие инфекционные заболевания.

Гнойно-септические инфекции: пиодермиты.

Детские инфекции: корь, скарлатина, краснуха, дифтерия, эпидемический паротит и др.

Вирусные инфекции: грипп, вирусные гепатиты В, С, В, ВИЧ и ДР.

Кишечные инфекции: сальмонеллёз, амебиаз, шигеллёзы и др.

Особо опасные инфекции: сибирская язва, чума, брюшной тиф и др.

Основными возбудителями внутрибольничной инфекции выступают следующие патогены.

Облигатная (лат. obligatus – обязательный) патогенная микрофлора: микроорганизмы,

вызывающие детские инфекции – корь, дифтерию, скарлатину, краснуху, эпидемический паротит

и др., кишечные инфекции – сальмонеллёз Tc 0.251 0и др., гепатиты В, С и пр.;

Условно-патогенная микрофлора: золотистый стафилококк, стрептококки, синегнойная

палочка, кишечная палочка и пр.

Цитомегаловирусы, простейшие.

Источниками внутрибольничной инфекции являются медицинский персонал и сами паци-

енты, причём источником микроорганизмов могут быть руки, кишечник, мочеполовая система,носоглотка, волосы и кожные покровы, полость рта и пр. Дополнительно микроорганизмы могут поступать из окружающей среды: с инструментарием – особенно опасны в этом отношении изделия из резины, например катетеры, дренажные трубки; через оборудование, например ингаляторы,ионизаторы, а также лекарственные средства, продукты питания, пыль, воду и пр.

Инфекция передаётся при реализации воздушно-капельного (аэрозольного), контактно-

бытового и артифициального механизмов передачи. Основные группы риска развития внутрибольничной инфекции: 1) больные, которым показано большое количество лечебно-

диагностических процедур; 2) пациенты с хроническими заболеваниями; 3) больные пожилого возраста; 4) больные с ослабленным иммунитетом.

Основные правила профилактики внутрибольничной инфекции

Своевременное и правильное использование (в том числе хранение) защитной одежды.

Адекватная обработка рук медицинского персонала.

Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в приёмном отделении: правиль-

ная санитарно-гигиеническая обработка, осмотр на наличие педикулёза, термометрия и пр.

Санитарно-гигиеническая обработка и контроль за личной гигиеной пациентов (в том

числе сменой белья) в отделениях.

Дезинфекция предметов медицинского назначения.

Соблюдение санитарного режима питания: своевременная санитарно-гигиеническая

обработка и оснащение буфетных и раздаточных помещений, в том числе соблюдение правил удаления пищевых отходов и сроков реализации предметов питания. Активное выявление пациентов с подозрением на инфекционное заболевание и соблюдение сроков наблюдения за контактными больными. Защитная одежда медицинского персонала. Маска: может быть изготовлена из четырёх слоев марлевой ткани либо из специального нетканого материала – тем не менее, эффективность защиты от воздушно-капельной инфекции с помощью обычной маски составляет около 10%. В современных многослойных масках одним из слоев является полипропиленовый фильтр, обеспечивающий фильтрацию на 99%. Защитные очки и щитки: защита от попадания на лицо медработника биологического материала больных – крови, слюны и пр. Перчатки: защита от контакта с биологическим материалом – кровью, слюной, мочой, калом и пр.

В нашей стране широко используются опудренные латексные перчатки. Однако необхо-

димо указать, что при их использовании существует опасность аллергии как на протеины, содержащиеся в натуральном латексе, так и на различные химические добавки – вулканизаторы, катализаторы, антиоксиданты. Пудра, традиционно применяемая для облегчения надевания перчаток, из-за своей абразивности может вызвать контактный (неаллергический) дерматит, а также усилить реакции на протеины латекса (она может перемещать по воздуху латексные аллергены). В настоящее время всё шире начинают использовать неопудренные перчатки, поверхность которых обрабатывается силиконом, что облегчает их надевание и создаёт дополнительную защиту от крови пациентов.

Альтернативой перчаток из латекса являются синтетические перчатки, создаваемые из

полимерных материалов: неопрена, полиуретана, винила и нитрила. Эти перчатки, не уступая натуральному латексу по физическим параметрам (упругость, эластичность, прочность), не содержат протеинов и химических катализаторов, т.е. являются гипоаллергенными. Они легко надеваются благодаря внутреннему уретановому иономерному покрытию, обеспечивают комфорт и удобство, так как снижают усталость и потливость рук, имеют лучшую по сравнению с латексными перчатками устойчивость к натяжению, проколам и влиянию спирта. Халат, фартук (в том числе и из материала СМС): профилактика передачи инфекции при уходе за больным.

Дезинфекция

Дезинфекция (лат. de – приставка, означающая прекращение, устранение, inficio – зара-

жать; син. – обеззараживание) – комплекс мер по уничтожению вегетирующих форм патогенных и условно-патогенных микроорганизмов. Существует два основных направления дезинфекции:

Профилактическая дезинфекция – предупреждение внутрибольничных инфекций;

Очаговая дезинфекция – обеззараживание в выявленном очаге инфекции.

Дезинфекцию можно осуществлять четырьмя методами: механическим, физическим, хи-

мическим и комбинированным (табл. 3-7).

Таблица 3-7. Методы дезинфекции

Метод Характеристика

Механический Влажная уборка помещений

Освобождение помещений от пыли (пылесос, окраска и побелка)

Освобождение предметов одежды и постельных принадлежностей от пыли (выбивание)

Мытьё рук

Физический Проглаживание горячим утюгом, прокаливание

Использование солнечных лучей

Ультрафиолетовое облучение

Обработка кипятком, кипячение; кипячение в дистиллированной воде в течение 30 мин

и с добавлением натрия гидрокарбоната в течение 15 мин

Пастеризация

Обработка в сухожаровом шкафу (воздушный метод)

Обработка паром (паровой метод под избыточным давлением)

Сжигание мусора

Химический Обработка ветоши и медицинских инструментов с помощью дезинфицирующих

средств: орошение, протирание, полное погружение, распыление

Комбинированный (с

использованием специальных дезинфекцион-

ных Паровоздушный (прогревание горячим паром до температуры 110 °С при избыточном

давлении), пароформалиновый (прогревание горячим паром до температуры 90 °С при

избыточном давлении с добавлением в камеру формальдегида)

Применение в лечебных учреждениях дезинфицирующих средств регламентируется Госу-

дарственной системой санитарно-эпидемического нормирования (табл. 3-8).

Таблица 3-8. Основные группы дезинфицирующих средств, применяемых в лечебных учреждениях России

Группы Средства

(применяют при дезинфекции изделий из стекла, пла-

стмассы, резины, металла)

Гуанидины Хлоргексидин, «Демос», полигексаметиленгуанидин

(например, «Полисепт») и др.

основе перекиси водорода

Водорода перекись, «Дезоксон-1», «Дезоксон-4»,

«Виркон» и др.

Поверхностно-активные вещества «Аламинол», «Септабик» и др.

дезинфекции изделий из металла)

мин Б и др.

Методы дезинфекции медицинских инструментов

К основным методам дезинфекции медицинских инструментов относят их кипячение и по-

гружение в дезинфицирующие растворы.

термостойких материалов, резины. Кипятят в 2% растворе натрия гидрокарбоната в течение 15

Метод погружения в дезинфицирующий раствор. Для дезинфекции методом погруже-

ния используют следующие растворы.

3% раствор хлорамина Б с погружением медицинских инструментов на 60 мин (для обработки

инструментов в туберкулёзных стационарах – в 5% раствор хлорамина на 240 мин).

6% раствор водорода перекиси с погружением на 60 мин или 4% раствор – на 90 мин.

2% раствор глутарала с погружением на 15 мин.

70% раствор спирта с погружением на 30 мин.

Стерилизация (лат. sterilis – бесплодный) – полное освобождение какого-либо вещества

или предмета от микроорганизмов путём воздействия на него физическими или химическими факторами. Предстерилизационной очистке должны подвергаться все медицинские изделия многократного использования перед их стерилизацией и/или дезинфекцией с целью удаления белковых, жировых, механических загрязнений, а также лекарственных препаратов.

Разъёмные изделия подлежат Предстерилизационной очистке разобранном виде в сле-

дующем порядке.

Ополаскивание проточной водой в течение 30 с.

Замачивание в моющем комплексе («Биолот», «Лотос») при пол ном погружении изде-

лия в течение 15 мин при температуре 50 °С

Мойка каждого изделия с помощью ерша, ватно-марлевого тампона или щётки в мою-

щем комплексе в течение 30 с.

Ополаскивание проточной водой при применении «Биолота» в течение 3 мин, «Лотоса-

медицинского» в течение 10 мин.

Выдерживание в дистиллированной воде в течение 30 мин.

Сушка горячим воздухом при температуре 80–85 °С до полною исчезновения влаги.

Контроль качества Предстерилизационной обработки медицинского инстру-

ментария

Предстерилизационную обработку считают эффективной, если на изделиях после обработ-

ки не обнаружены остаточные количества крови с помощью амидопириновой или азопирамовой

Раствор для проведения амидопириновой пробы: непосредственно перед проведением

пробы смешивают равные количества (по 2–3 мл) 5% спиртового раствора аминофеназона («Ами-

допирина»), 30% раствора уксусной кислоты и 3% раствора водорода перекиси.

Раствор для азопирамовой пробы: для приготовления 1-1,5% раствора азопирама разво-

дят солянокислый анилин в 95% растворе 5 этилового спирта. Готовый раствор может храниться в плотно закрытом флаконе в темноте в холодильнике в течение 2 мес., при комнатной температуре (18–23 °С) – не более 1 мес. Непосредственно перед пробой готовят рабочий раствор, смешивая равные количества азопирама и 3% водорода перекиси. Рабочий раствор может быть использован в течение 1-2 ч. При более длительном хранении возможно спонтанное окрашивание реактива в розовый цвет. Нельзя подвергать проверке горячие инструменты, а также держать раствор на ярком свете или вблизи нагревательных приборов. Для проверки пригодности рабочего раствора азопирама 2-3 капли его наносят на кровяное пятно. Если не позже чем через 1 мин появляется фиолетовое окрашивание пятна, переходящее затем в синее, реактив годен к употреблению.

Технология постановки пробы (применяют для многоразовых медицинских инструмен-

тов). На нестерильную вату наносят реактив. Через несколько секунд при отсутствии цветовой реакции на вате ей протирают поршень шприца, цилиндр с наружной стороны, иглы, канюлю. Затем заливают реактив в цилиндр шприца, пропускают его через шприц на другую вату (проверяется цилиндр шприца). После этого на шприце закрепляют иглу, вновь наливают в цилиндр реактив и пропускают его через шприц и иглу (проверяется игла).

Интерпретация результата: при наличии кровяных загрязнений на вате появляется сине-

зелёное (положительная амидопириновая проба) или фиолетово-синее (положительная азопирамовая проба) окрашивание.

Если проба положительная, повторный контроль инструментов следует проводить ежедневно до получения

3-кратного отрицательного результата.

Самоконтроль в лечебно-профилактическом учреждении проводят не реже 1 раза в неде-

лю. Контролю подвергают 1% одновременно обрабатываемых изделий одного наименования, но не менее 3-5 единиц. Сотрудники санитарно-эпидемиологической станции контроль качества Предстерилизационной очистки проводят 1 раз в квартал.

Дезинфекция помещений, предметов обстановки процедурного кабинета

Её осуществляют путём двукратного протирания ветошью, смоченной в 1 % растворе хло-

рамина Б с моющим средством или в 3% растворе водорода перекиси с моющим средством.

Обработка ветоши:

1) погружение в один из растворов (1% раствор хлорамина Б, 0,5% раствор кальция гипо-

хлорита) на 60 мин перед использованием;

2) кипячение в 2% содовом растворе в течение 15 мин.

Если предметы обстановки или ветошь загрязнены кровью, следует немедленно перейти на

режим обработки с использованием 3% раствора хлорамина Б.

Текущая уборка процедурного кабинета. Её проводят 2 раза в день с применением 1%

раствора хлорамина Б. Ультрафиолетовое облучение и проветривание кабинета осуществляют 4 раза __________в день по 15–20 мин (после уборки и в процессе работы помещение следует облучать стационарными или передвижными ультрафиолетовыми лампами).

Генеральная уборка процедурного кабинета. Её выполняют 1 раз в неделю с примене-

нием 500 г 5% раствора хлорамина Б на 10 л воды.

Приготовление рабочих дезинфицирующих хлорсодержащих растворов

ных помещений, туалетов, предметов ухода, посуды, выделений пациентов и пр. Приготовление дезрастворов должно проводиться централизованно в специально оборудованных помещениях, имеющих приточно-вытяжную вентиляцию.

Необходимое оснащение.

Защитная одежда (длинный халат, шапочка, клеёнчатый фартук, респиратор, защитные

очки, резиновые перчатки, сменная обувь).

Сухая хлорная известь, хлорамин Б (сухой порошок).

Ёмкости (эмалированные, пластмассовые или из тёмного стекла) для дезинфицирующих

растворов с обязательной маркировкой.

Мерная посуда (1л, 10 л) с маркировкой.

Деревянная лопатка для размешивания раствора.

Средства личной гигиены (полотенце, мыло). Порядок приготовления 10% раствора

хлорной извести.

1. Подготовиться к приготовлению дезинфицирующего раствора: надеть спецодежду, про-

верить оснащение, отметить время начала процедуры.

2. Налить в ёмкость 2–3 стакана воды.

3. Осторожно всыпать туда 1 кг сухой хлорной извести и тщательно размешать, разминая

4. Долить ёмкость водой до 10 л, перемешать до однородной массы.

5. Плотно закрыть ёмкость крышкой и оставить на сутки в тёмном помещении; раствор

необходимо перемешать несколько раз в течение суток.

6. Через сутки слить отстоявшийся раствор в другую ёмкость (процедуру также проводить

в защитной одежде), сделать на ней надпись о дате приготовления и хранить в тёмном месте.

7. По окончании процедуры снять спецодежду, вымыть руки.

Порядок приготовления 1% раствора хлорной извести.

1. Подготовиться к приготовлению дезинфицирующего раствора: надеть спецодежду,

проверить оснащение, отметить время начала процедуры.

2. Налить в ёмкость 1 л 10% раствора хлорной извести (для получения 0,5% раствора

хлорной извести – 0,5 л).

3. Долить ёмкость водой до 10 л, перемешать.

4. Плотно закрыть ёмкость крышкой и сделать на ней надпись о дате приготовления.

5. По окончании процедуры снять спецодежду, вымыть руки. Такой раствор используют

для работы сразу после его приготовления.

Процедура приготовления раствора хлорамина Б также должна выполняться с соблюдени-

ем всех правил техники безопасности, в защитной одежде и с обязательной маркировкой ёмкостей

с жидкостью. Для получения 1% раствора хлорамина Б нужно 10 г сухого хлорамина Б сначала

тщательно размешать в специальной ёмкости и затем долить водой до метки 1 л.

Обеспечение здорового микроклимата

1. Для поддержания здорового микроклимата (в прямом смысле, т.е. в плане физиче-

ских параметров в помещении) в лечебном учреждении необходимо соблюдать определённые тре-

бования, предъявляемые к основным параметрам, обеспечивающим здоровый фон окружающей

Освещению: естественному (солнечный свет), искусственному;

Вентиляции: проветриванию, кондиционированию),

Отоплению (может быть водяным, паровым, воздушным).

Таблица 3-9. Основные факторы поддержания здоровой окружающей среды в лечебном учреждении

Факторы, обеспечивающие адекватный микроклимат

Освещение палат естественным способом

Освещение палат искусственным способом

Вентиляция

Отопление

Бактерицидное действие солнечных лучей

Создание комфорта для больных (в большей степени –

люминесцентные лампы)

Профилактика внутрибольничной инфекции (замена

загрязнённого воздуха чистым)

Создание комфорта для больных (оптимальная темпе-

ратура в зимнее время 20 °С. в летнее – 23-24 °О

Санитарно-гигиеническая уборка помещений

Флоренс Найтингейл ещё в 1860 г. в своей книге «Записки об уходе» («Notes on Nursing»)

впервые подняла проблему влияния санитарно-гигиенических факторов на состояние здоровья, а уход за больным определила как «...действие по использованию окружающей пациента среды в целях его выздоровления». Особо Ф. Найтингейл подчёркивала важность таких факторов окружающей пациента среды, как чистота, свежий воздух, тишина, правильное питание.

Обеспечение санитарно-гигиенического режима в лечебном учреждении предусматривает

тщательную регулярную уборку помещений. Тщательная влажная уборка больничных помещений и содержание в чистоте оборудования, медицинского инвентаря, предметов по уходу, мебели –обязательное условие соблюдения правил санитарно-гигиенического режима в лечебном учреждении (табл. 3-10).

Таблица 3-10. Общие правила санитарно-гигиенической уборки больничных помещений

Мероприятия по санитарно-гигиенической уборке

Основные требования к санитарно-гигиенической уборке Кратность проведения уборки

Влажная уборка Мытьё полов, протирание дверей и дверных ручек, подоконников, мебели, оборудования; обязательно применение моющих и дезинфицирующих растворов 2 раза в сутки и чаще Протирание внут-

ренних оконных стёкол. Использование жидких моющих средств Не реже 1 раза в месяц Протирание окон-

ных стёкол снаружи Использование жидких моющих средств Не реже 1 раза в 4 мес. Генеральная уборка

палат и кабинетов Мытьё стен, полов, дверей и дверных ручек, подоконников, мебели, оборудования, светильников, защитных жалюзи, обработка потолков и пр.; обязательно применение моющих и дезинфицирующих растворов Не реже 1 раза в месяц Генеральная уборка процедурных и перевязочных

Влажная уборка с освобождением помещений от оборудования и мебели 1 раз в неделю Проветривание

палат, кабинетов Проветривание с открыванием форточек и оконных створок Не менее 4 раз в сутки

Уборка пищеблока Мытьё стен, осветителей; дезинфекция помещений с применением 1% раствора хлорной извести (1% раствора хлорамина Б") Ежедневно Уборка буфетной Мытьё посуды горячей водой с дезинфицирующим раствором и стерилизация её (в воздушном стерилизаторе) в течение 1 ч

при температуре 180 °С; уборка помещения с применением растворов дезинфицирующих средств После каждой раздачи пищи Мероприятия по санитарно-гигиенической уборке Основные требования к санитарно-игиенической уборке Кратность проведения уборки1 2 3 Смена белья в палатах

Грязное бельё собирают в специальные клеёнчатые мешки или

бельевые тележки

Не реже 1 раза в 7 дней и по мере

загрязнения

Уборка санузлов Мытьё ванн после каждого больного тёплой водой с мою-

щим (мыльным) раствором, затем обработка 0,5% раство-

ром хлорной извести или 1-2% раствором хлорамина Б; мытьё унитазов 0,5% раствором хлорной извести

Несколько раз в день и по мере загрязнения Обработка подкладных суден и мочеприемников

Замачивание суден (мочеприёмников) в дезинфицирующем растворе (время выдержки зависит от применяемого раствора, например в 0,5% растворе хлорной извести следует выдерживать 60 мин) и промывание под струёй горячей воды с помощью ёршиков Постоянно (по мере использования)

Уборку проводят щёткой, шваброй, тряпками, смоченными дезинфицирующим раствором.

Уборка палат. В палате уборку следует начинать с прикроватных тумбочек: стирают

пыль, убирают всё лишнее, оставляют мыло, зубную пасту, печенье, варенье, конфеты, книги. Фрукты и скоропортящиеся продукты должны находиться в холодильнике. Затем вытирают пыль с поверхности кроватей, радиаторов, труб, с подоконников, плафонов, мебели. Во время уборки должно быть тихо. Движения младшей медсестры не должны беспокоить больных. Убирать следует чисто, не пропуская углы и труднодоступные места. Подметать палату нужно по направлению к двери, мусор подбирать совком и выносить в мусоропровод или сжигать.

Уборка коридоров. В коридорах протирают влажной тряпкой двери, панели, мебель, руч-

ки, завершают уборку мытьём пола раствором хлорной извести.

Оснащение и уборка туалетных комнат. Туалетные комнаты должны быть хорошо изо-

лированы от прочих помещений, иметь промежуточный шлюз, надёжно действующую вытяжную вентиляцию, достаточное освещение. Здесь следует разместить закрытые шкафы для суден, мочеприёмников, посуды для сбора кала и мочи. Уборочный инвентарь должен быть отдельным для палат и туалетных комнат, применяться строго по назначению. Он должен иметь соответствующую маркировку, содержаться в чистоте. Щётки, ветошь, тазы регулярно промывают горячей водой, а ветошь просушивают. Ерши для мытья суден и мочеприёмников («уток») также промывают водой и дезинфицируют. Ванны, подкладные судна, мочеприёмники моют и дезинфицируют после каждого употребления 0,5% раствором хлорной извести. Судна, «утки» тщательно промывают горячей водой и дезинфицируют 2% раствором хлорамина Б.

Если у больного обнаружено инфекционное кишечное заболевание, кал заливают 20% рас-

твором хлорной извести на 2 ч, а потом опорожняют судно. Чистые судна, «утки» хранят в туалетных комнатах в специальных гнёздах. В некоторых больницах имеются машины для мойки суден.

Туалетные комнаты убирают по мере надобности и хорошо проветривают, чтобы не было

запаха. Раковины, унитазы, писсуары, баки для хранения воды, плевательницы моют ежедневно горячей водой с мылом, 2% содовым раствором и дезинфицирующим раствором; бурые пятна протирают уксусной кислотой. Уборку туалетных комнат младшая медсестра должна проводить в резиновых перчатках. После уборки она должна мыть руки с мылом и с помощью 2% раствора хлорамина Б, который должен быть в каждой туалетной комнате.

(или кресло-каталку) методом «поднятия плечом»

(выполняется двумя или более медицинскими сестрами)

Показания: больной может сидеть, но не может самостоятельно передвигаться с помощью ног.

Противопоказания: повреждение плеча, боли в грудной клетке и верхнем отделе спины.

3. Поставьте стул (кресло-каталку) рядом с кроватью, убедитесь, что кровать и кресло-каталка поставлена на тормоз.

4. Переместите и усадите больного в положение со свободно свисающими ногами.

5. Встаньте с обеих сторон от больного лицом к нему.

6. Подведите ближайшую к больному руку под его бёдра (обе медицинские сестры берут друг друга за руки «запястным захватом»).

7. Поддерживайте больного за бёдра как можно ближе к ягодицам.

8. Подставьте плечи в подмышечные впадины больного, а больной укладывает свои руки на спину мед. сестёр (обе мед. сестры следят за соблюдением правильной биомеханики своего тела с целью профилактики травм спины).

9. Используйте свободную руку, согнув в локте, в качестве опоры, опираясь ею на кровать позади ягодиц больного (держите свои ноги врозь, колени согнуть).



10. Для обеспечения синхронности действий одна из м/с отдаёт команду: «На счёт «три» выпрямлять колени и локоть, пока м/с не встанут прямо».

11. Переместите больного на стул (кресло-каталку) поддерживая его спину свободной рукой.

12. Расположите удерживающую руку на подлокотнике или сиденье стула.

13. Опустите больного на стул (кресло-каталку) сгибая колени и локоть (разговаривайте между собой, чтобы убедиться, что Вы опускаете больного на стул одновременно, обратите внимание, чтобы стул не наклонялся назад, для этого одна из медицинских сестёр может придерживать спинку стула).

14. Убедитесь, что больной сидит удобно и комфортно.

15. Вымойте руки, высушите разовой салфеткой или индивидуальным полотенцем.

Рис. 2 этап перемещения методом

«Поднятия плечом»

(по команде «Поднять пациента»)

Рис. 3 этап перемещение методом

«Поднятия плечом», перемещение

пациента на стул

Удержание больного методом «подмышечный захват»

Показания: поддержка и перемещение больного, способного оказать содействие.

Последовательность выполнения:

3. Встаньте с боку лицом к сидящему больному.

4. Поставьте одну ногу рядом, а другую, слегка развернув стопу, впереди ног больного, фиксируя его колени.

5. Проведите одну кисть в дальнюю подмышечную впадину больного, а вторую кисть проведите в направлении сзади и к переди ладонью вверх (большой палец находится снаружи, вне подмышечной впадины).

6. Убедитесь, что у Вас есть возможность свободно перемещать массу вашего тела с одной ноги на другую и Вы стоите удобно.

7. Попросите больного, помогите ему наклониться вперёд от бедра так, чтобы его плечо, находящееся ближе к Вам, твёрдо упиралось в Ваше туловище.

8. После завершения удержания, вымойте руки, высушите разовой салфеткой или индивидуальным полотенцем.

Тяжесть состояния определяет способ транспортировки больного. Он может быть транспортирован на носилках вручную, на каталке, на кресле-каталке или пешком. Больные, находящиеся в удовлетворительном состоянии, направляются в отделение пешком, в сопровождении медицинского персонала. Ослабленных больных, инвалидов, пациентов пожилого и старческого возраста часто перевозят на кресле-каталке. Тяжелобольных транспортируют на носилках (вручную или на каталке) лёжа.
Противопоказаний для транспортировки в пределах стационара нет.

9.1. Транспортировка на каталке

Выполнение манипуляции:
- подготовить каталку к транспортировке, проверить её исправность;
- постелить на каталку простыню (при необходимости - клеёнку), положить подушку, одеяло;
- поставить каталку ножным концом под углом к головному концу кушетки или другим, более удобным в данной ситуации способом (рис. 79);
- приподнять пациента - один медработник подводит руки под шею пациента и туловище, другой - под поясницу и ноги;
- уложить пациента на каталку;
- укрыть пациента второй половиной одеяла или простыней;
- один медработник должен встать спереди каталки спиной к пациенту, другой - сзади каталки лицом к пациенту;
- сообщить в отделение, что к ним транспортируется пациент;
- транспортировать пациента в отделение с историей болезни;
- поставить каталку к кровати, в зависимости от площади палаты.

Снять одеяло с кровати;
- переложить пациента на кровать.

9.2. Транспортировка пациента в отделение на кресле-каталке

Выполнение манипуляции:
- подготовить кресло-каталку к транспортировке, проверить её исправность;

Наклонить кресло-каталку вперёд, наступив на подставку для ног;
- попросить пациента встать на подставку для ног, усадить, поддерживая его в кресле, прикрыть одеялом;
- придать креслу-каталке исходное положение (рис. 80);
- во время транспортировки следить, чтобы руки пациента не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.
Транспортировать пациента на кресле-каталке можно в положении сидя, полулёжа и лёжа, меняя положение спинки и ножной панели.

9.3. Транспортировка на носилках

Для транспортировки на носилках следует приготовить:
- простыню;
- одеяло;
- подушку, клеёнку.
Пациенту необходимо объяснить особенности его поведения во время транспортировки.
При транспортировке носилок с больным вверх по лестнице, идущий впереди держит ручки носилок на опущенных руках, а идущий сзади - у себя на плечах. При спуске с лестницы действуют наоборот: идущий сзади держит ручки носилок на вытянутых руках, а идущий спереди - на своих плечах. Вверх по лестнице больного несут головой вперёд, а вниз - вперёд ногами.

9.4. Перекладывание больного

Выполнение манипуляции:
- перекладывание больного удобнее производить втроём. Поставить каталку (носилки) перпендикулярно кровати, чтобы головной конец подходил к её ножному концу кровати (рис. 81А);
- встать втроём около больного с одной стороны: один подводит руки под голову и лопатки больного, второй - под таз и верхнюю часть бёдер, третий - под середину бедер и голени (рис. 81Б);
- одновременно поднять больного, поворачиваясь вместе с ним на 90° в сторону каталки (рис. 81В):
- уложить больного на каталку, которая предварительно застилается одним концом одеяла, укрыть другим концом одеяла. Под голову подложить подушку;
- транспортировать больного в отделение головным концом вперёд (рис. 81 Г);
- в отделении: головной конец каталки подвести к ножному концу кровати. Втроём поднять больного и, повернувшись на 90°, положить его на кровать.
Нельзя перекладывать больного на простыне!
Существуют и другие способы расположения каталки по отношению к кровати: параллельно, последовательно, вплотную. Наиболее удобным является способ, при котором каталка располагается параллельно и вплотную к кровати.

Тестовые задания:

1. Противопоказаниями для транспортировки больного внутри стационара являются:
a. Тяжелое общее состояние больного.
b. Первые сутки после операции.
c. Острый инфаркт миокарда.
d. Противопоказаний нет.
2. Способ транспортировки больного определяется:
a. Длительностью его нахождения в стационаре.
b. Тяжестью состояния.
c. Характером заболевания.
d. Наличием дренажных трубок.
e. Целью транспортировки.
3. Перекладывать больного с койки на лежагую каталку:
a. Необходимо вдвоём.
b. Необходимо втроём.
c. Можно одному.
d. Можно на одеяле или простыне.
4. Для транспортировки больного на лежагей каталке необходимо:
a. Два медработника.
b. Один медработник.
c. Три или более медработников.
5. При транспортировке больного на носилках вниз по лестнице больного несут:
a. Головой вперёд.
b. Ногами вперёд.