Главная · Аппендицит · Логопедическая программа по подготовке детей к школе рабочая программа по логопедии на тему. Готов ли ребёнок к школе? Точка зрения логопеда Советы логопеда по подготовке детей к школе

Логопедическая программа по подготовке детей к школе рабочая программа по логопедии на тему. Готов ли ребёнок к школе? Точка зрения логопеда Советы логопеда по подготовке детей к школе

  • осознано выбирайте школу;
  • при выборе модного учебного заведения будьте бдительны;
  • помните, что за одну ночь ребёнок не может превратиться в школьника, ему нужна ваша помощь и поддержка;
  • ежедневно обсуждайте с ребёнком школьные проблемы;
  • помните, что высокооплачиваемое обучение не гарантирует хорошего уровня образования;
  • во время сумейте постоять за своего ребёнка, ведь кроме родителей защитить ребёнка некому;
  • интересуйтесь кругом новых знакомых ребёнка, ведь «взрослые» проблемы могут возникнуть и начальной школе;
  • развивайте познавательные интересы ребёнка, ведь: музеи, концерты, выставки, походы – дело родителей.

Делайте!

  • Радуйтесь вашему сыну, дочке.
  • Разговаривайте с ребёнком заботливым одобряющим тоном.
  • Слушайте внимательно, не перебивая, когда говорит ребёнок.
  • Установите четкие и определённые требования к ребёнку.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  • Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем и почему?».
  • Каждый день читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное.
  • Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.
  • Будьте терпеливы.
  • Поощряйте его любопытство, любознательность и воображение.
  • Чаще хвалите.
  • Старайтесь проявить интерес ко всему тому что ему нравится (коллекционировать, рисовать и пр.)
  • Не теряйте чувства юмора.
  • Чем – то занимайтесь вместе с семьёй.
  • Будьте примером для ребёнка: пусть он видит какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
  • Приобретайте новые кассеты с любимыми записями.
  • Старайтесь чтобы ребёнок вместе с вами что-то делал по дому.
  • Регулярно водите его в библиотеку.

Не делайте!

  • Не перебивайте ребёнка, не говорите, что вы все поняли, пока он не закончит говорить.
  • Не задавайте слишком много вопросов.
  • Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  • Не заставляйте ребёнка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.
  • Не надо критиковать ребёнка с глазу на глаз, тем более в присутствии других людей.
  • Не надо устраивать для ребёнка слишком много правил, он перестанет обращать на них внимание.
  • Не ожидайте от ребёнка понимания - всех логических правил, всех ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.
  • Не сравнивайте ребёнка с какими другими детьми - братом, сестрой, соседями, приятелями.
  • Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя».
  • Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания.

Диспут с самим собой

«Образ учителя в моём представлении и представлении моего ребёнка»

Вопрос: Вспомните эпизод из своего школьного детства о том, как они сами осваивали роль школьников. Вопрос: Послушайте несколько вариантов суждений о восприятии учителя родителями: ">

«Учитель - это человек, оценивающий моего ребёнка и меня как родителя»

«Учитель – это профессионал, на котором лежит ответственность за усвоение моим ребёнком новых норм поведения и знаний»

«Учитель – это власть, доминирующая над ребёнком в его школьной жизни»

«Учитель – это личность, поддерживающая и развивающая способности моего ребёнка»

Дополните суждения собственными формулировками.

Вопрос: Нужна ли будущему первокласснику ещё одна учительница в образе матери?
Как материнское поведение может дублировать поведение учителя? (проверка домашних заданий, оценивание ребёнка в семье по школьным оценкам, обмен материнской любви на успехи

Уверен ли в себе ваш ребёнок, чтобы адаптироваться в школе?

Новорождённого младенца психологи сравнивают с чистым листом – никаких представлений о мире, о себе, о том, что такое «хорошо» или «плохо». И никакой самооценки!
Как всё происходит.

Самооценка развивается в несколько этапов, каждый из которых невероятно значим для малыша, но их важность взрослые нередко игнорируют.

С рождения до полутора лет ребёнок проживает самый удивительный этап жизни: в это время закладывается доверие к большому миру, в который он попал. Позитивное мироощущение и отношение к себе формируется за счёт отношения родителей.

Как вести себя:

  • Улыбаться. Не бойтесь переборщить с улыбками и радостными мгновениями: сейчас вы должны показать ребёнку, что он желанен и любим. Именно они через пару лет станут фундаментом для самооценки.
  • Демонстрируйте ребёнку окружающий мир. Понемногу говорите обо всём, что видит вокруг себя ребёнок, это важно.

В этот период проще всего заложить низкую самооценку, чувство угнетённости

Вы не должны:

  • Молчать. Дети, с которыми мало общались в детстве выросли с заниженной самооценкой (боялись заговорить первыми, замыкались в себе, игнорировали общение со сверстниками.
  • Сюсюкать. Разговаривайте на равных, а «у-ти-мой-пусенька» оставьте для плюшевого мишки. Сюсюканье формирует комплекс неполноценности.

В этом возрасте «Звёздная болезнь» и гиперсамооценка формируется быстро.

С полутора до 4 лет у ребёнка зарождается осознание собственного «я». Малыш уже понимает, что он самостоятельное существо. Ощущение автономности и независимости сильно меняет вашего когда-то послушного кроху – он всё чаще кажется несносным, неуправляемым. Но это объясняется очень просто: дитя пробует мир на прочность.

В этот период проще всего заложит низкую самооценку, чувство угнетённости

Как вести себя:

  • Познакомьте его с большой гаммой эмоций познакомится ваше чадо в этот период, тем лучше.
  • Поясняйте, почему один поступок вызывает положительную реакцию у мамы, а другой заставляет ее расстраиваться или сердиться.
  • Реагировать как на взрослого. «Кризис трех лет» относится к формированию самооценки. Как отреагирует мама, если я буду валяться на полу и кричать? Что скажет папа, если я вымажусь в грязи? Примерно так рассуждает невинный ангелочек, планируя то, что взрослые назовут шалостью и хулиганством. Недоумевайте, задавайте вопросы, уходите от конфликта, обижайтесь и возмущайтесь в меру. Ребенок должен сталкиваться со здоровой, адекватной, а не с наигранной реакцией родителей.

На формирование самооценки вашего ребёнка влияет абсолютно всё его окружение

Родители не должны:

  • Перехваливать. Не «подсаживайте» ребенка на похвалу, если не хотите сформировать у него комплекс отличника. За достижения хвалим один раз, проступки разбираем в спокойной обстановке.
  • Одобрять то, что естественно. Относитесь к домашним обязанностям малыша спокойно. Второй аспект, за который нельзя хвалить,- природные способности ребенка. Если он гибкий и спортивный, ему легко дается физическая нагрузка, поэтому не стоит хвалить очередную покоренную высоту. Максимум, что вы можете сказать: «Ух ты, сегодня ты прыгнул выше, чем вчера!» Никаких «никто бы так не смог!» или «ты лучше всех» звучать не должно!

С 4 лет до школы ребёнок живёт под девизом «Я такой как обо мне говорят окружающие». Он понял, что он человек, а сейчас он принимает решение каким человеком он станет.

Как вести себя:

  • Помогите с «поиском себя». Поиграйте с ним в разные профессии: врача, спортсмена, военного, повара и расскажите чего доброго несёт каждая профессия.
  • Подавайте пример. Вместо: «Ах какая я растяпа, разлила чай», скажите «Ай-яй мама решила чаем вымыть пол».
  • Соблюдайте правила, если вчера нельзя было лесть на дерево, то и сегодня нельзя.
  • Не душите инициативу. Если ребёнок хочет помогать, с радостью принимайте его в свои дела, даже если это в ущерб времени и чистоте пола.

В школьном возрасте будьте осторожней с похвалами. Не хвалите ребёнка за то, что он умеет делать уже не первый день. Похвалите его за первое место по олимпиаде и порадуйтесь вместе хорошей оценкой за любой урок.

Помните, что в течение жизни самооценка ребёнка может измениться ещё не раз

  • Не сравнивайте его с другими, только с самим собой: «вчера ты сделал 5 ошибок, а сегодня только две. Ты заметно растёшь».
  • Не осуждайте ребёнка за проступки. Ведь не ребёнок плохой, а проступок, который он совершил. Спокойно разберите произошедшую ситуацию. Каждый имеет право на ошибку.
  • Не делайте акцент на возрасте: «Ты такой большой, а мама до сих пор собирает твой портфель». Сравнивая ребёнка с «крохой-неумёхой», вы раните его самолюбие и глубоко загоняете мысль о никчёмности.

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители.

В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала.

Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу.

Уровень развития речи детей в 6 лет

  1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.
  2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.
  3. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик – это полевые цветы и т.д.
  4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.
  5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка.
    Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
  6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.
  7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, 1. прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. . Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  5. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  6. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов(части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.
  7. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Рекомендации воспитателя логопедической группы для родителей детей подготовительного возраста

Уважаемые папы и мамы!

6 лет - это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

1. Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

2. У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

2.1. правильно произносить все звуки языка;

2.2. выделять первый и последний звук в слове;

2.3. разделять слово на слоги;

2.4. определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;

2.5. придумывать слова на заданный звук;

2.6. сливать два названных звуков слог: М+А=МА;

2.7. повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;

2.8. определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова - предлоги.

3. Важно выяснить:

3.1. насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;

3.2. насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;

3.3. что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;

3.4. сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;

3.5. может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

4. Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».

  • Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 - количественный и порядковый.
  • Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
  • Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
  • В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.

5. Проводите упражнения артикуляционной гимнастики.

Помните:

1. Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно

2. Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось

3. Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово

4. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.

Будьте терпеливы, помогая ребёнку выполнить задание логопеда!

Уважаемые родители!

Будьте лучшими помощниками ваших детей.

Воспитатель высшей квалификационной категории
Рожнова А.Ю.

ПРОГРАММА

дошкольной подготовки

«Школа будущего первоклассника»

Данная речевая программа, являясь бесценным помощником в сложной и кропотливой работе по развитию речи учащихся, поможет учителям – логопедам, родителям подготовить детей к школе, к школьному обучению, перейти на новую ступень.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии.

Занимательный подбор тем в игровой форме делает дополнительные логопедические занятия увлекательными, весёлыми, высокоэффективными. Комплексный подход позволяет развивать навыки фонетического анализа и синтеза, укреплять психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

Предшкольная логопедическая работа облегчает учителю-логопеду подготовку к основным занятиям по коррекции речи, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Рабочая программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи детей, при активном участии родителей.

Основная цель рабочей программы: Оказание практической помощи родителям при подготовке к школе. Профилактика устной и письменной речи; развитие свободной, творческой, активной личности и создание оптимальных условий для успешной коррекции речи детей. Ребенок должен увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Задачи программы:

    Обеспечить преемственность между детскими дошкольными учреждениями и начальной школой.

    Подготовить будущих первоклассников к овладению знаниями, умениями, навыками по базовым предметам: обучение грамоте (русский язык), литературное чтение, окружающий мир.

    Помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе на основе единых норм и правил взаимодействия.

    Развивать функции внимания, памяти, речи, мышления, воображения.

    Развивать связную грамматически и фонетически правильную речь.

    Создать условия для развития социально – психологической готовности детей к школе (умение общаться, слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими).

    Помочь детям, страдающим общим недоразвитием речи, в плане формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза, профилактики дисграфии и дислексии.

    Научить произносить слова различной слоговой сложности.

    Формировать умение принять учебную задачу и разрешить её самостоятельно.

    Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Принципы построения программы

Системность развития ребёнка процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

Комплексность. Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям . Программа подготовки к школе строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.

Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.

Индивидуализация темпа работы переход к новому этапу обучения только полного освоения материала предыдущего этапа.

Повторяемость (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.

Взаимодействия совместное взаимодействие школы и семьи, направленное на созданий условий для более успешной реализации способностей ребёнка.

Программа предназначена для детей 6-7 летнего возраста, как посещающих так и не посещающих детские дошкольные учреждения, и представляет собой комплексную программу занятий по формированию связной речи (развитие умения содержательно и логически правильно строить высказывания, доказательно, живо говорить на разные темы, выбирать точные слова для характеристики предметов и явлений). Разработанные специальные задания позволят детям в игровой форме овладеть широким спектром речевых навыков, в том числе логически и грамматически правильно строить высказывания, свободно составлять рассказы и пересказы, а также задания значительно расширят словарный запас детей, будут способствовать развитию внимания, памяти и воображения, развитию мелкой моторики пальцев рук, навыков общения, адаптации к школе. Программа построена в виде прохождения детьми лексических тем. Данная программа позволяет педагогу развивать личность ребенка в игровой, познавательной, речевой, художественно-эстетической и непосредственно образовательной деятельности.

В подготовке ребенка к школе важнее не специальная подготовка ребенка по предмету, главное – это сформировать у ребенка психологическую готовность к школе, его познавательный интерес, определенный уровень развития мышления; внимания, памяти, речи, инициативности, коммуникативности, творческих способностей и навыков самоконтроля.

Максимальный эффект в реализации больших возможностей дошкольника достигается, если методы и формы воспитания строятся в соответствие с психофизическими особенностями дошкольного возраста. Обучение дошкольников возможно в форме игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности.

Формы работы:

    Рассматривание, чтение, обсуждение, беседа, рассказ

    Решение проблемных ситуаций, беседы с детьми

    Игры, занятия и упражнения на развитие сенсорики, игровое общение, сюжетно-ролевые игры

    Самостоятельная деятельность

Ожидаемые результаты

Необходимо добиться:

Изменения общего эмоционального состояния детей (дети становятся активными уверенными в своих действиях, у них появляется познавательный учебный интерес);

Введения в языковое сознание детей тематических групп слов, научить правильно называть предметы, составлять небольшие предложения, мини-рассказы, постепенно сформировать умение последовательного пересказа текста

Сформировать у детей раннюю грамотность и резко сократить количество типичных для первоклассников ошибок.

Календарно - тематическое планирование занятий

Логопедический раздел

(32 часа в год)

№ занятия

Лексическая тема.

Используемая для занятия литература

Страница

Детский сад. Игрушки.

Введение в активный словарь детей слов: «коридор», «кабинет», «объяснять», «приветливый», «укладывать», «резиновый», «пластмассовый», «разноцветный», «металлический»; работа над лексическим значением слов; отработка умения правильного подбора окончаний имён существительных; составление небольшого рассказа на основе готового плана; формирование направлений право-лево, верх-низ с использованием предлогов.

Скоро в школу. Школьные принадлежности .

Введение в активный словарь детей слов: «класс», «ученик», «школьник», «урок», «перемена»; работа над развитием логического мышления на примере игры «Четвёртый лишний», а также разгадывания загадок на школьную тематику; развитие кратковременной памяти на примере разучивания коротких стихотворных строк.

Батяева С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7лет: в 2 ч. Ч2- М. : Эксмо, 2014.-56с. : ил.- (Ломоносовская школа).

Осень

Введение в активный словарь детей слов: «год», «месяц», «листопад», «хмуриться», «осыпаться», «моросить»; составление мини-рассказа на основе предложенных вопросов; работа по образованию грамматических форм слов с использованием ласкательных суффиксов; развитие познавательных процессов через игру «Закончи предложение».

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Крылова О. Н. Я учусь говорить правильно: 6лет.-М.: Экзамен, 201ё3.-32с. (Серия «Дошкольное образование»)

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда).

Овощи

Введение в активный словарь детей слов: «созревать», «выкапывать», «пропалывать», «рыхлить», «заготавливать»; обогащение словаря детей словами-признаками: спелый, сладкий, кислый, сочный, солёный, зелёный, зрелый, мелкий…; работа над грамматическим оформлением слов через проведение игры « Один -много», работа над темпо-ритмическим рисунком речи при проведении игры по координации речи с движением.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Крылова О. Н. Я учусь говорить правильно: 6лет.-М.: Экзамен, 201ё3.-32с. (Серия «Дошкольное образование»).Пособие по программе «Успех».

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда).

Фрукты

Введение в активный словарь детей слов: «плод», «душистый», «ароматный»; подбор прилагательных в соответствии с предложенным вопросом: какой? какая? какое? какие?; развитие словаря детей на примере подбора слов-антонимов; наблюдение за формированием родственных слов, работа по подбору ряда однокоренных слов к данному.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7лет: в 2 ч. Ч1- М. : Эксмо, 2014.-56с. : ил.- (Ломоносовская школа).

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда).

Домашние животные

Введение в активный словарь детей слов: «пастух», « грива», «копыта», «блеять», «выносливый»; работа над лексико-грамматическим оформлением речи через использование на занятии игр «Чей это малыш?», « Кто как голос подаёт?», «Кто где живёт?»; работа над построением рассказа о своём любимом животном.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7лет: в 2 ч. Ч1- М. : Эксмо, 2014.-56с. : ил.- (Ломоносовская школа).

Крылова О. Н. Я учусь говорить правильно: 6лет.-М.: Экзамен, 201ё3.-32с. (Серия «Дошкольное образование»).Пособие по программе «Успех».

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда).

Домашние птицы

Введение в активный словарь детей слов: «оперение», «перепонки», «гребешок», «шпоры», «хохолок», «клевать», «задиристый», «шипеть»; работа над деформированным предложением; развитие памяти на примере разучивания коротких стихотворений, развитие словесно-логического мышления через разгадывание загадок по теме занятия.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда).

Дикие животные

Введение в активный словарь детей слов: «шкура», «клыки», «шерсть», «выть», «запасаться», «линять», «рычать»; развитие словаря детей через использование игр «Назови детёныша», «Кто чем питается?»; работа над развитием грамматики через образование притяжательных прилагательных в игре «Это чей?»; развитие связной речи через самостоятельное составление рассказа о животном.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7лет: в 2 ч. Ч2- М. : Эксмо, 2014.-56с. : ил.- (Ломоносовская школа).

Крылова О. Н. Я учусь говорить правильно: 6лет.-М.: Экзамен, 201ё3.-32с. (Серия «Дошкольное образование»).Пособие по программе «Успех».

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда).

Тело человека

Введение в активный словарь детей слов: «затылок», «лоб», «расчёсывать», «карий», «кудрявый»; работа над грамматическим оформлением глаголов при использовании форм единственного и множественного числа имён существительных; формирование понятий «часть» и «целое»; развитие памяти через разучивание соответствующих четверостиший; развитие мелкой моторики рук через проведение пальчиковой гимнастики.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Крылова О. Н. Я учусь говорить правильно: 6лет.-М.: Экзамен, 201ё3.-32с. (Серия «Дошкольное образование»).Пособие по программе «Успех».

Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7лет: в 2 ч. Ч1- М. : Эксмо, 2014.-56с. : ил.- (Ломоносовская школа).

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда).

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Одежда

Введение в активный словарь детей слов: «футболка», «блузка», «плащ», «заправить», « демисезонная одежда»; образование грамматических форм в игре «Назови по материалу», «Сосчитай вещи», « Скажи ласково»; работа над развитием связных высказываний при формировании ответов на вопросы по прочитанному тексту.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда).

Крылова О. Н. Я учусь говорить правильно: 6лет.-М.: Экзамен, 201ё3.-32с. (Серия «Дошкольное образование»).Пособие по программе «Успех».

Обувь

Введение в активный словарь детей слов: «сапоги», «валенки», «босоножки», «сандалии», «шлёпанцы», «кроссовки», «кеды», «застёжка», «зашнуровать»; развитие лексики на примере работы по подбору ряда однокоренных слов; составление мини-текста описания по предложенной теме.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда).

Головные уборы

Введение в активный словарь детей слов: «каска», « панама», « шаль», «шляпа», «платок», «косынка», «шлем»; работа по развитию темпо-ритмической стороны речи при заучивании стихотворных строк, сочетая речь с движением; работа над грамматическим оформлением речи при проведении игры «Один, одна, одни».

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда).

Зима. Новогодний праздник

Введение в активный словарь детей слов: «вьюга», «пурга», «метель», «иней», «подмораживать», «хлопушка», «мишура», «гирлянда», «карнавал», «покрывать», «трещать»; развитие общего кругозора детей через игру «Приметы зимы», «Что на что похоже»; работа над словообразованием путём добавления приставок к исходному слову; составление мини текста-рассуждения на основе заданного начала главной части сложноподчинённых предложений; работа над лексическим значением слов-синонимов, выбор наиболее точного слова к заданному контексту; определение границ вымысла и правды в предложенном тематическом тексте.

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Крылова О. Н. Я учусь говорить правильно: 6лет.-М.: Экзамен, 201ё3.-32с. (Серия «Дошкольное образование»).Пособие по программе «Успех».

Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7лет: в 2 ч. Ч2- М. : Эксмо, 2014.-56с. : ил.- (Ломоносовская школа).

Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7лет: в 2 ч. Ч1- М. : Эксмо, 2014.-56с. : ил.- (Ломоносовская школа).

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда).

Птицы: зимующие и перелётные

Введение в активный словарь детей слов: «клюв», «порхать», «ворковать», «юркий», «курлыкать», «певчий», «водоплавающий»; работа над развитием общего кругозора через определение отличительных черт зимующих и перелётных птиц; работа по развитию словаря прилагательных на примере игры «Какая стая?»; работа по использованию предлогов в речи при составлении тематических предложений.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 2. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Крылова О. Н. Я учусь говорить правильно: 6лет.-М.: Экзамен, 201ё3.-32с. (Серия «Дошкольное образование»).Пособие по программе «Успех».

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7лет: в 2 ч. Ч1- М. : Эксмо, 2014.-56с. : ил.- (Ломоносовская школа).

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда).

Посуда

Введение в активный словарь детей слов: «половник», «кастрюля», «блюдце», «сковородка», «накрывать», «подносить», «подавать», «сервировать», «глубокая», «мелкая», «чайная», «кофейная», «столовая»; развитие грамматики на примере игр «Один - много», «Скажи ласково», Назови по материалу»; работа по развитию словаря на примере игр «Скажи наоборот», «Часть-целое».

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 2. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда).

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Крылова О. Н. Я учусь говорить правильно: 6лет.-М.: Экзамен, 201ё3.-32с. (Серия «Дошкольное образование»).Пособие по программе «Успех».

Продукты

Введение в активный словарь детей слов: «баранки», «консервы», «борщ», « перчить», «жарить», «варить», «ржаной», «пшеничный», « печь», «тушить»; расширение словаря прилагательных на примере игры «Что из чего сделано»; развитие умения классифицировать предметы в зависимости от способа их получения; развитие логического мышления на примере разгадывания загадок; работа над развитием долговременной памяти на примере заучивания коротких стихотворений.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 2. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда).

Профессии

Введение в активный словарь детей слов: «воспитатель», «учитель», «логопед». «строитель», «парикмахер», «летчик», «писатель», «крановщик», «экскаваторщик», «благородный», «терпеливый», «заботливый»; работа по расширению словарного запаса детей на примере игры «Кому что нужно для работы?»; работа над словообразованием через выполнение заданий по образованию новых слов путём добавления суффиксов или приставок к данным словам; развитие связной речи и фантазии на примере игры «Кем я стану».

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 2. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7лет: в 2 ч. Ч1- М. : Эксмо, 2014.-56с. : ил.- (Ломоносовская школа).

Крылова О. Н. Я учусь говорить правильно: 6лет.-М.: Экзамен, 201ё3.-32с. (Серия «Дошкольное образование»).Пособие по программе «Успех».

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда).

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Мебель

Введение в активный словарь детей слов: «табурет», «сервант», «буфет», «собрать», «прочный», «удобный», «полированный», «современный», «качественный»; работа над грамматикой на примере использования различных предлогов в предложениях, а также подбора окончаний к существительным с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё; работа над пополнением словарного запаса детей при подборе слов – антонимов; развитие связной речи через составление мини-рассказа на основе готового плана.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 2. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда).

Семья

Введение в активный словарь детей слов: «родители», «родственник», «младенец», «племянник», «уважать», «ласковый», «внимательный», «серьёзный»»взрослый»; развитие мелкой моторики на примере пальчиковой гимнастики, работа по словообразованию при образовании слов-признаков от слов-предметов; работа по воспитанию нравственных чувств на примере беседы по содержанию и анализа прослушанных текстов; развитие связной речи на основе составления мини-рассказа о семье с опорой на картинку.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 2. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда)

Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7лет: в 2 ч. Ч2- М. : Эксмо, 2014.-56с. : ил.- (Ломоносовская школа).

Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7лет: в 2 ч. Ч1- М. : Эксмо, 2014.-56с. : ил.- (Ломоносовская школа).

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Праздники. День защитника Отечества. Международный женский день

Введение в активный словарь детей слов: «праздник», «мимоза», «защитник», «боец», «воин», «гордиться», «сражаться», «маршировать», «героический», «отважный»; пополнение словарного запаса на примере игр «Вид вооружения», «Кто как нас защищает»; развитие грамматики через игры «Чей, чья?», «Скажи ласково», «Сосчитай до пяти», развитие памяти детей через запоминание небольших стихотворений к соответствующим праздникам.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 2. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда)

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Весна

Введение в активный словарь детей слов: «оттепель», «капель», «проталины», «почки», «журчать», «дождливый», «долгожданный», «щебетать», «вить», «выводить»; развитие связной речи на основе составления мини-рассказа о весне с опорой на план, составление продолжения заданного текста; пополнение словаря прилагательных через игру «Какой? какая? Какое?»; развитие общего кругозора через анализ основных признаков весны.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 2. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда)

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7лет: в 2 ч. Ч2- М. : Эксмо, 2014.-56с. : ил.- (Ломоносовская школа).

Деревья

Введение в активный словарь детей слов: «лиственное», «хвойное», «удобрять», «озеленять», «тенистый», «прохладный»; развитие грамматического строя речи на примере игр «Один - много», «Скажи со словом ещё»; Развитие связной речи на примере составления рассказа –описания по собственным наблюдениям по теме занятия, а также прослушивания и последующего пересказа текста, читаемого логопедом; развитие памяти детей на примере разучивания стихотворений.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 3. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Крылова О. Н. Я учусь говорить правильно: 6лет.-М.: Экзамен, 201ё3.-32с. (Серия «Дошкольное образование»).Пособие по программе «Успех».

Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7лет: в 2 ч. Ч2- М. : Эксмо, 2014.-56с. : ил.- (Ломоносовская школа).

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда)

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Цветы

Введение в активный словарь детей слов: «корень», «стебель», «листья», «бутон», «пахучий», «вьющийся», «гибкий», «вянуть», «пышный», «нежный», «благоухать», «клумба», «пропалывать» «первоцвет»; пополнение словаря словами-антонимами, работа над грамматическим оформлением речи через использование предлогов при составлении предложений по теме занятия, развитие связной речи через составление мини-рассказа описания на основе готового плана.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 3. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Крылова О. Н. Я учусь говорить правильно: 6лет.-М.: Экзамен, 201ё3.-32с. (Серия «Дошкольное образование»).Пособие по программе «Успех».

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда)

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Транспорт и техника

Введение в активный словарь детей слов: «троллейбус», «трамвай», «метро», «вертолёт», «шлюпка», «карета скорой помощи», «полицейская машина», «пожарная машина», «катер», «упряжка», «моторный», «железнодорожный», «тормозить», «сигналить», «причаливать», «багаж»; пополнение словарного запаса детей через игру «Кто чем управляет?», образование новых слов через использование приставок; расширение общего кругозора детей через игру «Правила уличного движения», развитие логического мышления через игру «Четвёртый лишний», разгадывания загадок по теме занятия.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 3. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Крылова О. Н. Я учусь говорить правильно: 6лет.-М.: Экзамен, 201ё3.-32с. (Серия «Дошкольное образование»).Пособие по программе «Успех».

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда)

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Ягоды

Введение в активный словарь детей слов: «куст», «плод», «смородина», «ежевика», «крыжовник», «вишня», «лакомиться», «рвать», «лечебный», «спелый», «ядовитый»; работа над словообразованием через проведение игры «Что из чего»; работа над развитием грамматического строя речи через составление предложений с местоимениями и предлогами проведение игр «Доскажи словечко» «Подбери слово- предмет к предложенным словам-признакам; развитие словаря детей через подбор слов-антонимов, развитие связной речи через составление мини-рассказа о понравившейся ягоде с опорой на план, развитие памяти детей на примере разучивания стихотворений по теме занятия.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 3. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда)

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Насекомые

Введение в активный словарь детей слов: «парк», «сквер», «брюшко», «лапки», «усики», «улей», «порхать», «жалить», «жужжать», «мохнатый», «назойливый», «трудолюбивый»; развитие общего кругозора детей через сообщение информации об образе жизни насекомых, о вреде некоторых насекомых; развитие логического мышления через разгадывание загадок, проведении игр «Исправь ошибку», «Кто как передвигается», «Подбери признак»; развитие грамматики через проведение игр « Кого ты видел», «Узнай чьё крылышко»; развитие связной речи через составление мини-рассказа о насекомом с опорой на план.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 3. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Крылова О. Н. Я учусь говорить правильно: 6лет.-М.: Экзамен, 201ё3.-32с. (Серия «Дошкольное образование»).Пособие по программе «Успех».

Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7лет: в 2 ч. Ч2- М. : Эксмо, 2014.-56с. : ил.- (Ломоносовская школа).

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда)

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Лето

Введение в активный словарь детей слов: «полевые цветы», «распускаться», «отдыхать», «заготавливать», «солнечный», «здоровый»; работа над развитием грамматики через проведение игр «Ответь чем?», «Скажи ласково», «Один - много», развитие связной речи на основе составления мини-текста описания о лете с опорой на вопросы; работа над темпо-ритмическим рисунком речи при проведении игры по координации речи с движением.

Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 3. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 32с. (Домашняя логопедическая тетрадь)

Батяева. С. В. Альбом по развитию речи.(для дошкольников) Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2014

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда)

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7лет: в 2 ч. Ч1- М. : Эксмо, 2014.-56с. : ил.- (Ломоносовская школа).

Цвет и форма предметов

Введение в активный словарь детей слов: «оранжевый», «фиолетовый», «круг», «шар», «квадрат», «куб», «треугольник», «пирамида», «прямоугольник», развитие логического мышления и фантазии детей через разгадывание загадок, подбор предметов к соответствующим им формам, развитие памяти детей через разучивание небольших стихотворений по теме занятия.

Крылова О. Н. Я учусь говорить правильно: 6лет.-М.: Экзамен, 201ё3.-32с. (Серия «Дошкольное образование»).Пособие по программе «Успех».

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Володина Н. В. Говорю красиво: для детей 6-7лет: в 2 ч. Ч1- М. : Эксмо, 2014.-56с. : ил.- (Ломоносовская школа).

Время суток. Дни недели

Введение в активный словарь детей слов: «неделя», «выходной», «будни», «сутки», «завтрак», «обед», «ужин», «понедельник», «вторник», «среда», «четверг», «пятница», «суббота», «воскресенье», «месяц»; развитие памяти детей на примере разучивания соответствующих стихотворных строк; развитие связной речи через составление мини-рассказов с опорой на картинку.

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда)

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Грибы

Введение в активный словарь детей слов: «съедобный», «несъедобный», «боровик», «опята», «лисички», «груздь», «сыроежки», «подберёзовик», «подосиновик», «мухомор»; развитие связной речи детей на примере составления сложных предложений по теме занятия; развитие памяти детей на примере разучивания коротких стихотворений; развитие общего кругозора детей при проведении воспитательной беседы, касающейся поведения в лесу, сбора грибов в лесу.

Володина В. С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. – М.: РОСМЕН, 2007

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда)

Инструменты

Введение в активный словарь детей слов: «флейта», «скрипка», «фортепиано», «баян», «аккордеон», «бензопила», «отвёртка», «рубанок», «шприц», «скальпель»; развитие грамматики и внимания детей на примере игры «Чей это инструмент?»; развитие памяти детей на примере разучивания коротких стихотворений по теме занятия.

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда)

Рыбы

Введение в активный словарь детей слов: «карп», «плотва», «горбуша», «лещ», «осётр», развитие памяти детей на примере разучивания стихотворений; развитие логического мышления на примере разгадывания загадок по теме занятия; развитие связной речи внимания детей на примере ответов на вопросы по содержанию прослушанного текста и его последующему пересказу.

Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки./ сост. Т. В, Пятница.- Ростов н / Д: Феникс, 2010.-315с.- (Библиотека логопеда)

Крылова О. Н. Я учусь говорить правильно: 6лет. -М.: Экзамен, 201ё3.-32с. (Серия «Дошкольное образование»).Пособие по программе «Успех».

Ирина Ивановна Филиппова
Подготовка детей к школе в логопедической группе детского сада

Подготовка детей к школе в логопедической группе детского сада .

Владение даром слова важно для человека любой профессии, да и в каждодневной жизни особенно приятное, выигрышное впечатление на окружающих всегда производит человек, который умеет быть приятным собеседником. Такой человек оказывается более успешным как в бытовых ситуациях, так и в деловой жизни.

Вот почему формирование и развитие правильной выразительной речи ребенка становится все более актуальной проблемой, стоящей перед семьей и перед образовательным учреждением. И поэтому столь высока ответственность и важность работы педагогов, занимающихся формированием и развитием речи.

Анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал , что количество детей , имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости , особенно при овладении письмом и чтением. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии, обучение детей по коррекционно - развивающим программам позволяют полностью устранить речевые нарушения, сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период . Своевременное и личностно ориентированное воздействия на нарушенные звенья речевой функции позволяют вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.

Понятно, что ни один ребенок не может овладеть полноценной речью сразу. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывают ошибки. Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание этих процессов. В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате фонетико-фонематического недоразвития речи и общего недоразвития всех компонентов языка (III- уровня) .

ФФН- это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы : звукопроизношения, фонематических процессов, словарного запаса, грамстроя, связной речи. Своевременное выявление детей с ФФНР и ОНР-III уровня, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет исправить речевой дефект, подготовить детей к обучению в школе .

В возрасте 5 лет дети с ОНР-III уровня зачисляются для воспитания и обучения в старшую группу детского сада на два года . Дети с ФФНР в возрасте 6 лет зачисляются в подготовительную группу на один год .

Основными задачами коррекционного обучения являются :

1. Формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры , фонематических процессов);

2. Развитие произвольной моторики пальцев рук;

3. Подготовка к грамоте , овладение элементами грамоты;

4. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

5. Развитие связной речи.

Остановимся немного подробнее на каждой из этих задач.

Установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук и кисти является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки руки письму и , что не менее важно, мощным средством повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления.

Работа по развитию движений кисти и пальцев рук осуществляется на логопедических занятиях , на занятиях в группе во время физминуток , в организационных моментах, на физкультурных и музыкальных занятиях с использованием игр и игровых приемов. Проводится она ежедневно, систематически по 3-5 минут. Благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью, ручным трудом.

Нарушения двигательного порядка у детей с речевой патологией мы наблюдаем очень часто. В детских садах очень много детей со стертой формой дизартрии (дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата). Для дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит, прежде всего от локализации поражения головного мозга.

Выделяют :

Спастичность артикуляционных мышц (постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица, шеи;

Гипотония – пониженный мышечный тонус;

Дистония – меняющийся характер мышечного тонуса.

Поэтому важную роль в формировании правильного произношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба) . Для выработки полноценных движений, а также для объединения простых движений в сложные (артикуляционные уклады, полезна артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Она проводится ежедневно по несколько минут перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличиваются. Параллельно с работой по развитию подвижности речевой мускулатуры проводят упражнения для мимических мышц лица. Уже с дошкольного возраста у ребенка развивают произвольность и дифференцированность мимических движений и контроль за своей мимикой. Ребенка учат закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот.

Логопедическая работа по коррекции нарушений лексико – грамматического строя речи проводится по следующим направлениям :

Обогащение словаря;

Уточнение значений слов;

Формирование словоизменения;

Формирование словообразования.

Параллельно с этими направлениями продолжается работа по развитию понимания речи. Детей учат вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слов. Формируется умение выделять части предметов. Особое внимание обращается на точное понимание смысла предложений, включающих слова, сходные по своему звуковому составу, но разные по значению. Например, употребление личных и возвратных глаголов (покажи, где мальчик катается на санках, а где мальчика катают на санках). На основе уточненного пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика. В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство детей с различными способами словообразования. Например – суффиксальным для имен существительных и прилагательных, префиксальным – для глаголов. Привлекая внимание к общности корневой части среди цепочки родственных слов, формируется интуитивное представление о системе словообразовательных связей языка. Одновременно детей учат понимать обобщенное значение слова, воспитывается умение образовывать прилагательные от наречий, существительных; учат образовывать уменьшительные названия качеств предметов.

Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов (например, существительные, у которых перенос основан на конкретных, наглядных признаках : шляпка девочки, гриба, гвоздя, или глаголы – летит муха, самолет, птица). Подготовительным этапом ознакомления детей со словами – антонимами является проверка и уточнение известных детям слов – названий признаков предметов и действий. Подбираются пары предметов с ярко выраженными признаками и сравниваются по вкусу, размеру, цвету и т. д.

Одновременно с обогащением словарного запаса происходит грамматическое его оформление. Специально созданные ситуации, использование режимных моментов помогают в практическом плане усваивать значения предметов, различать окончания падежных форм, правильно согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Вся работа по формированию грамматически правильной речи обязательно опирается на реальные представления ребенка и постоянно совершенствующееся слуховое восприятие. Новая грамматическая форма закрепляется в упражнениях по словоизменению и словообразованию, по составлению словосочетаний и предложений.

Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях. В программе коррекционного обучения и воспитания детей проводятся рекомендации по формированию связной речи детей . Так на первом году обучения дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинкам, с последующим составлением коротких рассказов; также совершенствуются навыки ведения диалога, вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинкам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов. В конце года предусматривается обучение составлению рассказа по теме. Содержание логопедической работы на втором году обучен6ия предусматривает закрепление навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе из личного опыта.

Более подробно хочется остановиться на содержании коррекционной работы по развитию фонематических процессов, т. к. дети, у которых имеется недоразвитие фонематического слуха и восприятия очень часто оказываются неуспевающими по письму и чтению.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции опознания, различения, выделения звуков, слогов в речи .

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове .

О недоразвитии фонематического слуха свидетельствует особый характер нарушений звуковой стороны речи :

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков . В этих случаях, один и тот же звук может служить для ребенка заменителем 2-х или 3-х других звуков.

2. Замена одних звуков другими, имеющими более легкую артикуляцию и представляющими, поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка.

3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

Но не редки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие так называемых «сохранных» звуков, т. е. произносимых с соблюдением необходимого артикуляционного уклада. У детей , входящих в эту группу , при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на несколько этапов :

1. Узнавание неречевых звуков;

3. Различение слов, близких по звуковому составу;

4. Дифференциация слогов ;

5. Дифференциация фонем;

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Так дети затрудняются :

В выделении первого гласного, согласного звука;

В подборе картинок, включающий данный звук;

В самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.

Поэтому на каждом фронтальном занятии проводятся упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова. Сначала внимание дошкольников привлекают к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения слышать отдельный звук в составе слова детей подводят к овладению навыками полного звукового анализа простейших односложных слов. Предусматривается определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. Так первоначальная подготовка к анализу включает в себя следующие разделы :

1. Выделение первого ударного гласного звука в начале слова. На материале этих звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети определяют количество звуков и их последовательность в звукосочетаниях.

2. Выделение первого и последнего согласного звука односложных словах, анализ и синтез обратного слога.

3. Выделение в слове ударного гласного из положения после согласных.

4. Овладение звуковым анализом и синтезом прямых слогов , а также односложных слов.

Постепенно основной единицей изучения становится слово. Детей учат делить слово на слоги. Дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных, двусложных, трехсложных слов без стечения согласных и со стечением. Дети узнают, что в слове столько слогов , сколько гласных звуков, усваивают термины «слог» , «слово» , «предложение» , «гласный звук» , «согласный звук» , «твердый» , «мягкий» , «глухой» , «звонкий» звуки.

В результате таких многочисленных упражнений дети оказываются подготовленными к овладению чтением . Теперь ставятся новые задачи : освоить буквенные обозначения звуков, научиться сливать буквы в слоги, усвоить сознательное послоговое чтение .

Итак, вся система коррекционных занятий позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь , дает возможность не только преодолевать речевые недостатки ребенка, но и подготовить его к школе .

Обучение в общеобразовательной школе после такой поэтапной подготовки делается более успешным. более того, наблюдения показывают, что дети, закончившие коррекционное обучение в полном объеме, нередко оказываются лучше подготовленными к усвоению грамоте , чем их сверстники.

Целью занятий является выработка способности анализировать, усваивать, обрабатывать информацию, что приводит к исправлению неуспеваемости, повышению уровня грамотности и выработке орфографической зоркости.

Подготовка к школе с дефектологом-логопедом по стандарту ФГОС 2 поколения. Исправление неуспеваемости, повышение уровня грамотности и выработка орфографической зоркости.

ЦДКРН проводит занятия по подготовке к школе. Занятия отвечают требованием государственного образовательного стандарта (ФГОС 2 поколения). Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а способность анализировать, усваивать, обрабатывать информацию . Развитие таких навыков существенно меняет способность ребенка к обучению и приводит к исправлению неуспеваемости, повышению уровня грамотности и выработке орфографической зоркости. Ребенок сможет самостоятельно использовать новые способности для решения поставленных перед ним задач. Формирование этих навыков первый шаг к успешному обучению с последующим самосовершенствованием.

В каких случаях нужны такие занятия?

Некоторым детям крайне сложно дается русский язык и математика в школе. Бесконечные повторения правил, упражнения, «работа над ошибками» результатов не приносят.

Показанием к коррекционным занятиям могут вызывать следующие встречающиеся проблемы:

  • ошибки и незнание основных правил
  • неумение применить правила в процессе письма и расчетов
  • неумение составлять связные и логичные тексты
  • пропуск букв, лишние повторения или слияния слов
  • проблемы с удержанием произвольного внимания
  • трудности ориентировки в заданиях
  • импульсивность решений и переключения внимания
  • некрасивый или неразборчивый почерк

Как проводятся занятия?

Ребенок занимается индивидуально по специально разработанной последовательной программе. Длительность занятия составляет 60 минут.

Состав программы занятий:


1. Развитие математических представлений

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

2. Развитие фонетико-фонематического слуха

Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. (Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, необходимо еще научить их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные; выделять любые звуки из состава слова; уметь членить слова на слоги, а слоги на звуки; уметь объединять звуки в слоги и слова; уметь определять последовательность звуков в слове; уметь членить предложения на слова.)Работа по развитию звуковой культуры речи очень важна и нужна. Развитие фонетического слуха является залогом успешного обучения в школе и грамотного письма, а также предохранит от таких распространенных ошибок, как пропуск, перестановка и замена букв в словах.

3. Обучение работы с текстами

Приоритетной целью обучения работы с текстом является: умение понимать прочитанное и прослушанное произведение, отвечать на вопросы, делить текст на смысловые части, составлять пересказ,а так же сформировать потребность в книге как в средстве познания мира и самопознания.

Занятия ведет:

Белая Татьяна Константиновна.

Учитель-дефектолог, логопед, сурдопедагог, специалист по раннему развитию.

Специалист Центра детского коррекционного развития и нейропсихологии