Главная · Аппендицит · Когда ближайшая родительская суббота в. Родительская суббота: что нельзя делать

Когда ближайшая родительская суббота в. Родительская суббота: что нельзя делать

Существуют определенные дни, когда принято поминать умерших. Такие дни называются Родительские субботы. В 2017 году православные отмечают Родительские субботы с 18 февраля по 4 ноября. Данные дни необязательно выпадают на субботы, а могут отмечаться в любой день недели.

Помимо Родительских суббот посещать усопших на кладбище принято в их день рождения и день смерти. Многие считают, что следует обязательно сходить на кладбище и в день святого, в честь которого был крещен погибший родственник.

Поминальные дни в 2017 году зависят от даты Пасхи, поэтому каждый год меняются. В этот день помимо похода на кладбище необходимо посетить церковь, чтобы заказать литургию за родственников и близких, которых больше нет в живых. При этом каждый верующий человек может присоединиться и принять участие в заупокойной службе. Ведь нет ничего сильнее молитвы, и именно в такие дни ваши родные вас обязательно услышат.

Если говорить про Поминальные дни 2017 года, православный календарь насчитывает их девять в году. Из них шесть дней выпадает на субботы. Одним из них является Радоница, которая отмечается на девятый день после Пасхи. Этот день припадает на вторник. А 9 и 11 сентября принято поминать только погибших воинов. Эти поминальные дни могут выпадать на любой день недели.

Дни поминовения усопших в 2017 году: календарь

Мясопустная суббота – 18 февраля. Является одним из важнейших поминальных дней. В этот день принято вспоминать всех почивших родственников. Отмечается этот день накануне Масленицы, поэтому вовсю идет подготовка и предвкушение весны. Во многих регионах России в этот день на столах можно увидеть намного больше приборов, чем гостей. Считается, что таким образом можно угостить почивших родственников. В этот день следует обязательно угостить и бедных, чтобы они помянули ваших покойных родных.

Троицкая суббота – 3 июня. Один из наиболее значимых дней, когда каждый православный человек отправляется в церковь и на кладбище, чтобы помянуть усопших. Этот день символизирует очищение души, поэтому в этот поминальный день вспоминают всех почивших, включая тех, которые пребывают в аду. Считается, что если в этот день не посетить могилы близких, то они придут в ваш дом и станут беспокоить живых. Молодым девушкам в этот день рекомендуется отказаться от выполнения любой работы по дому.

– 25 апреля. В этот праздники тесно переплелись православные верования и языческие традиции. Покойников в этот день следует поминать тихо, предварительно сходив в церковь, чтобы помолиться и заказать панихиду. На могилы обычно несут куличи и крашеные яйца, чтобы вместе с усопшими отпраздновать Пасху. Однако оставлять на могилках еду не стоит. Единственное, что должно остаться после вашего посещения кладбища – это зажженные свечи на могилках родных.

Дмитриевская суббота – 4 ноября. Основной поминальный день погибших воинов. В этот день принято ходить на кладбище, заказывать литургию и молится, а также устраивать пышные застолья, за которыми должны собраться все члены семьи. Считается, что чем пышнее будет застолье и чем больше родственников соберется за столом, тем довольнее останутся праотцы. А, значит, и у живых жизнь будет лучше.

Это далеко не все Поминальные дни после Пасхи 2017 и до нее. Существуют также Родительские субботы Великого поста. Отличительной особенностью этих поминальных дней является то, что в этот период в церкви не проводятся литургии по усопшим. Поэтому верующие должны самостоятельно ходить в церковь, чтобы молиться за усопших родных и близких. При этом молитвы следует читать не только в церкви. В эти дни следует постоянно молиться дома и посетить почивших родных на кладбище.

Молитвы не только помогают усопшим успокоиться, но и дают силу самому православному человеку. К тому же именно молитва является теми словами, которые помогают успокоиться, привести мысли в порядок. И даже неверующие люди должны относиться с почтением к тем, кто покинул нас. Поэтому посещение могилок близких в Поминальные дни обязательно для всех.

Родительские субботы - время, в которое во всех церквях и храмах служат литургии, поминая усопших. К таким праздникам православные пишут записочки с именами своих почивших родственников, чтобы священники упомянули их во время службы.

Также в эти дни принято посещать кладбища, чтобы отдать дань памяти своим близким.
Кроме обычных, существуют еще и Вселенские родительские субботы. В это время поминают всех усопших, в том числе пропавших без вести, не захороненных должным образом, а также святых, погибших за православную веру.

Родительские субботы в 2017 году

18 февраля - Вселенская мясопустная родительская суббота. Она так названа из-за запрета на употребление мясной продукции. Начинается праздник за 7 дней до начала Великого поста перед Пасхой. В народе суббота получила название Малая Масленица, потому что проходит за неделю до Масленицы. В этот день все православные верующие служат панихиду за всех усопших начиная со времен сотворения мира. По традиции готовят особое блюдо - кутью. Оно представляет собой кашу с орехами, цукатами или сухофруктами, смазанную медом. Особый смысл этого блюда в том, что зерно, для того, чтобы дать хлеб, сначала должно истлеть, а потом возродиться. Так и человеческое тело должно быть предано земле, чтобы бессмертная душа продолжила свой путь в Царствии Небесном. В этот день посещают церковь, освещают кутью, а поход на кладбище нежелателен. В храме или дома стоит помолиться за всех усопших, чтобы помочь им вознестись к Господу:
«Господи Иисусе! Молятся Тебе рабы твои за упокой всех почивших ныне и обитающих в Царствии Небесном. Упокой души не погребенных, и даруй им вечный покой под взором Твоим. От начала мира сотворенного и по сей день. За всех молимся, за каждого почившего на земле и в воде, в воздухе и полыме. Аминь».
11 марта - родительская суббота второй седмицы (или второй недели) Великого поста.
18 марта - родительская суббота третьей седмицы (или третьей недели) Великого поста. 25 марта - родительская суббота четвертой седмицы (или недели) поста. В период Великого поста православные продолжают молиться за души своих умерших родственников, посещают кладбище, где также просят у Господа смилостивиться над всеми усопшими. В период поста, если родительские субботы не выпадают на значимые церковные праздники, службы короткие. Церковью установлено 3 дня молитв, соответственно каждой родительской субботе. Православные несут записки с именами всех, кого хотят помянуть, а также приносят на канон продукты. Эта древняя традиция поминовения усопших через предложенное угощение.
25 апреля - Радоница. Название происходит от слова «радоваться», ведь светлый праздник Пасхи продолжается. Этот день выпадает на вторник, и после панихиды и пасхальных песнопений православные христиане посещают могилы своих умерших родственников, чтобы помянуть память и помолиться за их души:
«Господь наш Всемогущий. Веруем в Тебя и уповаем на Царствие Небесное. Прими к себе души наших родственников (имена), а нас наставь на путь истинный, да избавь нас от лукавого, мыслей нечистых, злобы и скорби неуместной. Возрадуемся вместе, дабы души близких вознеслись к Тебе. Аминь».
9 мая происходит поминовение всех усопших воинов. Этот великий день отмечается по всей стране. Отмечая главный праздник Победы в Великой Отечественной войне, все православные христиане молятся о душах защитников, павших в бою. Также в литургии упоминаются все военнослужащие, отдавшие жизнь за человеческий род, за его процветание и благополучие.
3 июня - Троицкая родительская суббота. Она так же, как и мясопустная, празднуется накануне поста. В этот день проходит панихида (ночное бдение), где молятся о душах всех усопших православных христиан со времен сотворения мира. Упоминаются великомученики, которые приняли смерть от неверующих, не отступившись от своей веры в Иисуса Христа. Этот день также предшествует празднику Троицы, или, как его еще называют, Пятидесятницы.
28 октября - Дмитриевская родительская суббота. Праздник назван в честь Дмитрия Солунского, святого великомученика. Этот день был изначально отведен под поминовение усопших воинов, сражавшихся на Куликовской битве. Сейчас Дмитриевская родительская суббота - это день поминовения всех умерших православных христиан.
Каждый православный христианин свято чтит церковные праздники и проводит время в молитвах. Они открывают душу Господу, очищают сознание и помогают вступить на праведный путь. Слова, исходящие из сердца, всегда находят отклик на Небесах, поэтому место для молитвенных слов не играет огромной роли. Молиться можно и дома перед святыми образами, при свечах или просто в момент слабости и сомнений.

Даты некоторых церковных мероприятий ежегодно сдвигаются, и чтобы отслеживать их, нужен календарь. Например, когда пройдут родительские субботы в 2018 году, в чем собственно смысл, что делают люди в эти субботы?

В календаре ежегодно есть праздники постоянные, с недвижимыми датами, а есть «плавающие», даты которых немного сдвигаются. Если посмотреть на церковные мероприятия, то там кроме праздников есть , как специальные дни для почитания родителей, поминальные службы.

Родительские субботы для 2018 года

Иногда эти дни еще называют «вселенскими», но это неверно. Нужно различать настоящие Вселенские субботы (поминальные) – это Мясопустная, потом Троицкая. А «вселенскими» их зовут потому как общие для Православных церквей, священники проводят общие богослужения, поминая всех погибших, неважно в какой степени родства или дружеской близости они состояли с прихожанами. Ведь церковь считает, любой христианин, вообще, любой погибший человек имеет свое право на поминальную службу.

Сколько людей гибнет далеко, на чужбине, неизвестно, когда и остается безымянными? Родные годами, десятилетиями ищут, не зная о судьбе несчастных. Сколько младенцев погибает, не дожив и до крещения. Неважно, где и в каких обстоятельствах. Многие гибнут в центре боевых действий, от несчастий, от болезни – неважно. И далеко не все имеют родственников, друзей, способных заказать отдельно поминальную службу.

Церковь дарит всем тепло, любовь Вселенская суббота, это день такой любви. Она видит мир единым, без своих или чужих. Ведь все люди имеют души, которые после смерти продолжают путь и им нужны молитвы.

В христианстве верят, именно молитва помогает усопшим там, за гранью, жизни. Идти к Творцу, не заблудится, получать поддержку и тепло. Всех объединяет любовь Всевышнего, для него все люди – это его дети.

Какие даты нужно отмечать для родительских суббот:

Вселенская сама родительская суббота (известна как мясопустная) – 18 февраля;
Суббота от 2 седмицы у – это 11 марта;
Суббота от 3 седмицы у Великого поста – это 18 марта;
Суббота от 4 седмицы у Великого поста – это 25 марта;
Поминовение всех усопших воинов -9 мая;
Радоница – это 25 апреля;
Троицкая (родительская) суббота – это 3 июня;
Димитриевская (родительская) суббота – это 4 ноября.

Стоит различать субботы, когда можно поминать своих близких, это 2, 3 с 4-й субботы у Великого поста, плюс Димитриевская суббота, которая изначально считалась днем, посвященным всем когда-либо павшим воинам (когда-то поминали лишь погибших от Куликовской битвы), потом превратилась в общий день (поминания).

Павших воинов нужно поминать отдельно, их смерти были неожиданными, душам потом трудно отыскать покой. Церковь не делит воинов «своих» или «чужих», также нет понятия «давно погибшие».

Поминальные службы как раз посвящены всем, кто когда-то служил, защищал Родину или участвовал в разных боевых операциях. Причем с начала становления христианства.

Много войн, сражений видело человечество, и христиане ежегодно помогают павшим солдатам молитвами, богослужениями. Опять же, многие воины пропали, родные не могли заказывать им поминальные отдельные службы, не зная о судьбе близкого человека. У других просто не оказалось родных.

Димитрий Солунский

Это святой великомученик, памяти которому посвящен день, аккурат выпадающий на субботу. Он считался покровителем у Дмитрия Донского, князя, предложившего поминать павших от Куликовской битвы воинов. Увы, время прошло, и вскоре люди забыли о славных деяниях освободителей, и постепенно Дмитриевская суббота просто стала одним из специальных родительских дней.

Почему поминальные дни зовут именно «родительскими»? Ведь умирают не только родители. Увы, смерть не смотрит по возрасту. Часто погибает молодежь, одинокие люди, кто собственно не стал родителем или дети, новорожденные. Притом, поминальные службы зачастую посвящены вообще всем христианам, кто когда-либо жил. Причины разные. Во-первых, конечно, это почитание родителей, которые раньше детей покидают мир (увы, порой происходит наоборот), это не главная причина.

В основном «родительским» такой день зовут по первому молитвенному долгу всякого человека. У каждого, даже сироты, есть родители. Кто дал жизнь. Притом «родители» и собирательный образ – это предки, благодаря которым мы также живем сейчас. Долг любого христианина благодарить родителей, почитать их. Служба считается не только поминальной, ведь нужно почитать всех родителей, живых тоже.

Конечно, поминовение нельзя ограничить всего несколькими днями, ведь люди не могут умирать по какому-то расписанию. Панихиды служат, когда возникает необходимость, обычно круглый год. Есть редкие исключения. А родительские субботы Церковь использует для объединения прихожан, чтобы они ощутили себя чадами Всевышнего и молились вместе за покой, мир усопшим, за ровный и долгий путь. И что говорить, порой люди забывают о поминании родственников, даже дома (родителей помнить проще, но с возрастом становится все больше людей, которые оставляли след и уходили, кроме родителей, а память слабеет). Еще реже кто посещает храм, заказывая панихиду.

Да, похороны, это обязательно и поминальная служба тогда проходит. А дальше? Ведь молитвы нужны ежегодно, в христианстве вообще нет понятия «норма» для молитв. Считается, что молитвы единственный способ попросить Всевышнего за умерших близких, друзей. Попросить и у них прощения, и за них. Конечно, не забывают о поминании родители, похоронившие детей. Эта боль, увы, не уходит.
А поминальные субботы – это специальные дни, когда откладывать молитвы нельзя.

Другая немаловажная причина называть поминальные субботы «родительскими» — это неразрывная связь, родовая традиция. Неважно, помнит человек своих предков, знает их вообще, родовая связь разных поколений есть, и такие общие молитвы помогают ее укрепить, чувствовать себя частью, веткой большого дерева. Это неразрывная связь усопших с ныне живыми их потомками. В любом роду есть значимые личности, которые сделали очень многое для благополучной, мирной жизни своих потомков.

Нельзя путать поминальные субботы с языческим наследием, а понимая разницу, дополнять их. Ведь для христиан почитание родителей, хранение знаний предков тоже крайне важно. И ценность родовой связи.

Любой ныне живущий человек – результат усилий, жизни его предков. В христианстве вообще подчеркивается единство всего человечества. Ведь они – потомки первых, созданных Богом людей, и было когда-то время одной страны, одного языка. Родительские субботы – прекрасное время объединения.

Нельзя думать о различиях поколений, национальностей. Притом христианство распространилось по всей Земле, и эта вера объединяет людей. Напоминает им о единых предках. Любопытно, как с теорией единства людей согласны даже ученые. Они, конечно, спорят еще, произошли люди как вид от обезьян или «виновато» другое доисторическое животное. Но в том, что у людей вообще один предок большинство согласны.

Стоит помнить обо всех родительских субботах и воспринимать их как возможность объединится, вспомнить о корнях, о вечности души и необходимости почитания предков.

Дмитриевская родительская суббота - день, в который православные верующие отдают дань памяти своим предкам.
Поминовение усопших традиционно совершается в первую субботу ноября, это 3 ноября 2018 года.
Очень старая и вероятно многие и не помнят, почему именно в это время православный люд поминает своих усопших. Родительских суббот несколько в течении года, а эта особая…

Суббота в Святом Писании – день особый. В Ветхом завете – день покоя, а в Новом – день прощения, отпущения грехов. И не случайно субботний день был выбран Церковью для соборного поминовения героев Куликовского сражения. Накануне праздничного дня – воскресения, когда по обычаю все христиане должны быть в храме, верующие собирались для молитвы об упокоении душ братьев по вере.

…Тот день был днем великой радости и великой печали. Гонец князя Димитрия достиг ворот Москвы в считанные дни, и к моменту возвращения ополчения жители – священники, монахи и миряне, стар и млад – с иконами и хоругвями вышли на окраину города, к тому месту, пониже Егорьевской горки, откуда начиналась улица, ведущая к Кремлю и большому торгу.

Теперь она носит название Варварка (в честь храма св. Великомученицы Варвары, построенного позднее, в самом ее начале).

От Кулишек были видны купола храма в честь Св. Великомученика и Победоносца Георгия – «Егория», как его называли в народе. По этой самой улице, испрашивая благословение у святого покровителя Москвы, выступило на Куликовскую битву русское ополчение. По этой же улице было решено и возвращаться назад. Дорога надежды, молитвы, благодарения и слез – вот, чем стала она для ополченцев и горожан.

Жены, матери, дети и старцы с нетерпением ожидали своих. – Гонец привез весть, что потери огромные. – Они вышли навстречу князю и дружине, зная, что за ними следует великое множество подвод с раненными и убитыми. Возгласы радости, плач, прославление Бога, и над всем этим морем – сердечная молитва об упокоении душ убитых на Куликовом поле православных воинов.


Никогда еще русское воинство не знало такой победы. Она была подобна священным войнам из истории Ветхого Завета, когда на стороне древнего Израиля сражался Сам Бог, когда победа давалась не числом и военным искусством, а верой в Его несомненную и близкую помощь.

Как царь Давид, еще отрок, вышел навстречу великану с пращей в руке, и с призыванием Имени Божия сокрушил нечествица, так и на этот раз из оробевшего стана навстречу Челубею, одетому в тяжелые доспехи, выехал монах Александр Пересвет с одним лишь копьем в руках.

8 сентября 1380 г. подобное чудо видело многотысячное русское войско. Поразив противника с одного удара, инок упал замертво и предал душу Богу, но этого было достаточно для того, чтобы русские полки с молитвой выступили вперед.

В тот день исполнилось слово преподобного Сергия Радонежского, предвозвестившего князю Димитрию Иоанновичу победу, но победу дорогой ценой. Из 150 000 ополченцев в Москву вернулось лишь 40 000. Однако с этого момента Русь начала жить надеждой на освобождение от ордынского ига.

Сразу по возвращении князь Димитрий приказал служить панихиды по убиенным во всех храмах и монастырях. Тут же составлялись и рассылались по приходам и обителям списки погибших. Многие ратники так и остались навсегда неизвестными, и в те дни Православная Церковь соборно молилась о даровании прощения грехов и об упокоении всех русских воинов знаемых и не знаемых, за Русь, за веру православную живот свой положивших.

Город жил одним молитвенным воздыханием. Перед алтарями в свете паникадил и под сводами монашеских келий, в боярских палатах и в тесных избах при огоньках грошовых свечей читались Евангение и Псалтирь с поминовением погибших воевод, тысяцких и сотников и всех православных ополченцев. Люди, не знавшие грамоты, молились от сердца со слезами и с земными поклонами перед темными образами и на папертях храмов. Каждый год в один и тот же осенний субботний день князем Димитрием было установлено служить панихиды в память по убиенным.

Со временем установленный обычай несколько изменился: к молитве о павших воинах стала присоединяться и молитва об усопших родственниках и обо всех от века почивших православных христианах. Тогда-то «Димитровская суббота» - так ее называли в память о князе Димитрии Донском – стала называться «родительской».

С давних времен в Русской Православной Церкви – это день общей молитвы об усопших, день надежды на милосердие Божие. Обычай, установленный в Церкви со времен князя Димитрия Иоанновича, оказался той «связующей нитью», которая объединила чувством соборности, церковного единства многие поколения русских людей.


Что нужно делать в Дмитриевскую родительскую субботу

На Руси считалось, что этот день является переходом с осени на зиму. Начинались сильные морозы, к которым люди готовились заранее. Несмотря на то, что многие старались завершить свои дела в хозяйстве еще до Покрова 14 октября, некоторые по каким-либо причинам не успевали это сделать, и тогда старались закончить подготовку перед Дмитриевской субботой.

Поминальная трапеза проводится после богослужения. В Дмитриевскую субботу принято накрывать богатый стол, на котором обязательно должны присутствовать блюда, которые при жизни любили ваши покойные близкие.

Самым важным яством на столе являлись пироги: хозяйка должна приготовить много выпечки с разной начинкой. В древности считалось, что это может задобрить и порадовать усопшего.

Чудо Ягодница - 3-5 кг свежей клубники каждые 2 недели!

Чудо-ягодница Сказочный сбор подходит для подоконника, лоджии, балкона, веранды – любого места в доме или квартире, куда падает свет солнца. Получить первый урожай можно уже через 3 недели. Чудо-ягодница Сказочный сбор плодоносит круглый год, а не только летом, как на огороде. Срок жизни кустов от 3 лет и больше, со второго года можно добавлять в почву подкормки.

Во время поминальной трапезы было необходимо поставить на стол отдельную чистую тарелку, куда каждый родственник складывал по одной ложке своей еды. Это блюдо оставляли на ночь, чтобы усопший мог прийти и поесть вместе со своей семьей.

Перед родительской субботой, в пятницу, хозяйка после ужина должна убрать все со стола и постелить чистую скатерть. Затем заново накрыть стол и поставить свежеприготовленные блюда. Таким образом в древности покойного звали к столу.

В Дмитриевскую родительскую субботу семья умершего должна вспоминать о нем только хорошее, делиться теплыми воспоминаниями, которые связаны с усопшим. Так вы даете понять душе покойного, что вы до сих пор помните и любите его.

Несмотря на то, что во многие церковные события строго запрещено заниматься домашними делами, к Дмитриевской родительской субботе это не относится. Наоборот, в этот день вы должны провести генеральную уборку, а после этого вымыться.

Наши предки непременно оставляли в бане свежий веник и чистую воду для умершего, чтобы задобрить душу покойного. Самое главное, чтобы ваши домашние хлопоты не помешали посещению церкви.

В родительскую субботу принято ходить на кладбище. Могилу покойного нужно привести в порядок, убраться. После этого помолитесь за упокой его души.

В Дмитриевскую субботу принято кормить бедных, чтобы они молились за душу вашего покойного родственника.

Как поминать: Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников.

Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Приметы на Дмитриевскую родительскую субботу и поговорки

Инновационный стимулятор роста растений!

Увеличение всхожести семян на 50% всего за одно применение. Отзывы покупателей: Светлана, 52 года. Просто невероятное удобрение. Много слышали о нем, но когда попробовали, удивились сами и удивили соседей. На помидорных кустах выросло от 90 до 140 штук помидор. О цукини и огурцах говорить не стоит: урожай собирали тачками. Дачей занимаемся всю жизнь, и никогда не было такого урожая....

Когда тепло на дворе, приговаривали: «Покойнички по нас радуются». На дедовой неделе и родители вздохнут. Живы родители - почитай, а умерли – поминай. Деды́ не знали беды́, а внуки познали муки. Покойника не поминай лихом, а добром - как хочешь.

  • Поминай живых добром, а покойничков зелёным вином.
  • Без пива, да без вина - и не поминки.
  • Человек рождается на смерть, умирает на жизнь.
  • Тяжела земля, а как обольёшь её пивцом да винцом - всё полегчает.
  • Добром поминай, зло забывай.
  • Русский человек без родни не живёт.
  • Мужик своей роднёю крепок. И велико поле, да не родимое.
  • Дмитриева суббота - кутейникам работа.
  • Пей, не жалей - поминай веселей.
  • С весёлыми поминальщиками и покойничкам веселее.
  • На Дмитрия девки хитрые (собираются выйти замуж, так после этого дня уже редко бывают в деревнях свадьбы до зимнего мясоеда).
  • С Егорья хороводы, с Дмитрия посиделки. Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота. На дедовой неделе отдохнут родители, стоит оттепель - всей зимушке-зиме быть с теплинами.
  • На Дедовской неделе вся Русь напоминает единую великую свечу.

Во 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы Великого поста в храмах совершается особое сугубое поминовение усопших. Эти дни именуются родительскими субботами.

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Родительские субботы в 2017 выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная)– 18 февраля 2017 г.
  • Суббота 2 седмицы Великого поста – 11 марта 2017 г.
  • Суббота 3 седмицы Великого поста – 18 марта 2017 г.
  • Суббота 4 седмицы Великого поста – 25 марта 2017 г.
  • Поминовение усопших воинов – 8 и 9 мая 2017 г.
  • Радоница– 25 апреля 2017 г.
  • Троицкая родительская суббота в 2017 году – 3 июня 2017 г.
  • Дмитриевская родительская суббота – 4 ноября 2017 г.

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становятся приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3; 20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3; 10).

Суббота – последний день седмицы. Это день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться» ).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Дмитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство, согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».