Главная · Аппендицит · Какой номер носила краснопресненская дивизия народного ополчения

Какой номер носила краснопресненская дивизия народного ополчения

Журнал "Право и безопасность"

Демографические аспекты обеспечения национальной безопасности России

Варламов В.Ю., Министерство экономики Московской области

В статье рассмотрены проблемы численности населения Российской Федерации с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Предложены изменения в Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2020 г. Решение демографических проблем Российской Федерации должно стать первоочередной задачей федеральных, региональных и муниципальных органов.

Ключевые слова: демографические угрозы национальной безопасности; проблемы увеличения численности населения России; демографическая политика Российской Федерации.

Население (наряду с территорией и наличием государственной власти) является неотъемлемым признаком государства.

Население, его развитие и другие характеристики изучаются науками о населении, к которым относятся социология, демография, социально-экономическая география, социально-экономическая статистика. В демографии население рассматривается как совокупность людей, самовоспроизводящаяся в процессе смены поколений. Население составляет физическую основу общества, воспроизводство населения — физическую основу воспроизводства общества, саму возможность существования общественных отношений. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим проблемы численности населения Российской Федерации через призму национальных интересов России, с точки зрения обеспечения национальной безопасности.

В России термин «население» возник в начале XIX в. при выработке в отечественной научной литературе нового понятия, соответствующего утвердившимся к тому времени в западноевропейских языках понятиям population (французский, английский и некоторые другие языки), die Bevolkerung (немецкий язык).

В настоящее время у России существует немало демографических проблем, представляющих угрозу для её национальной безопасности. Как отмечают российские демографы, «в совокупности факторов, от которых зависит достаточное противостояние любым угрозам, исключительно важное, если не решающее место, принадлежит характеру демографического развития страны. Оно - неизменное условие обеспечения людскими ресурсами силовых структур, призванных защитить от внутренних и внешних угроз нормальное функционирование всех сфер жизнедеятельности общества и государства» . Как следует из материалов Википедии, по состоянию на 2009 г. потенциальный мобилизационный резерв составил в России 31 млн человек, в США - 56 млн человек, в Китае - 208 млн человек. По состоянию на 2010 г. организованный мобилизационный резерв в России составлял 20 млн человек. По наиболее вероятному прогнозу, численность 18-летних (текущий мобилизационный резерв) к 2050 г. сократится в России в 4 раза.

Одной из опасностей для России является старение населения, т.к. известно, что страна, большинство населения которой составляют люди пожилого возраста, неизбежно становится менее динамичной, более консервативной во всех отношениях, в том числе в научно-технической области, чем страна с более молодым населением.

По мнению отечественных исследователей, переход от высокого к низкому, а с 1990-х гг. к очень низкому уровню рождаемости обусловил старение населения России: с 1959 по 2005 г. медианный возраст вырос на 10 лет и достиг 34 лет у мужчин и 40 лет у женщин, доля лиц пенсионного возраста обоих полов увеличилась с 12 до 20%, а доля детей сократилась с 31 до 17%.

При падении в начале 1990-х гг. рождаемости в стране смертность в ней, напротив, увеличилась (рис. 1).

Президенту России Владимиру Путину предложили учредить концепцию демографической безопасности. Письмо с соответствующей инициативой российскому лидеру направил председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. По его мнению, без решительных действий к концу столетия население страны может сократиться вдвое, что приведёт к снижению геополитической значимости России.

РИА Новости

Президенту Владимиру Путину предлагают учредить концепцию демографической безопасности, чтобы совместно с Совбезом обеспечить уровень рождаемости, необходимый для самовоспроизводства нации в будущем. Письмо с соответствующей инициативой (есть в распоряжении RT) направил президенту председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР) Юрий Крупнов.

Он пояснил, что с 2025 года в стране прогнозируется демографический спад — в репродуктивный возраст вступило сравнительно немногочисленное поколение тех, кто появился на свет в кризисные 1990-е годы (в это время наблюдалось общероссийское падение уровня рождаемости).

По словам Крупнова, российским властям уже сейчас нужно предпринять действия для повышения рождаемости, чтобы обеспечить суверенитет нации в будущем, так как в ближайшие десятилетия мировую политическую повестку станут определять «миллиардные цивилизации» — Китай и Индия, а также западный мир, включающий население Америки, Великобритании и Евросоюза.

«150-миллионной России на этом геополитическом ристалище места попросту может не быть. Вернее, точно не будет. Основным обязательным параметром суверенности нации уже через 20-30 лет станет количество населения», — пояснил он.

Если не предпринять решительных действий по улучшению демографической картины, к концу столетия население России сократится вдвое, уверен Крупнов. По информации Росстата на 2017 год, в нашей стране проживает 146,8 млн человек.

  • Прогноз рождаемости и смертности в России до 2050 года

Владимир Путин неоднократно высказывался о важности демографического развития страны. Так, 3 декабря 2015 года в послании Федеральному собранию он заявил, что долгосрочная, независимая от конъюнктуры повестка работы — сбережение нации, воспитание детей и раскрытие их талантов.

16 мая 2017 года премьер России Дмитрий Медведев на встрече с работниками Невского завода рассказал о планах разработать госпрограмму поддержки рождения первенцев.

Стратегическая программа

В концепции демографической безопасности автор инициативы предлагает прописать стратегию государственной политики в демографической сфере на ближайшие десятилетия. Согласно документу, основной целью на ближайшие 20 лет должно стать увеличение количества многодетных семей до половины от всех семей в России. По данным Росстата за 2010 год, в России проживает около 17,5 млн семей. Из них с одним ребёнком — 67,4%, с двумя — 26,8%, а с тремя и более — лишь 5,8%.

Для достижения этой цели Крупнов призывает организовать стратегическую президентскую программу «Сбережение народа: многодетная страна», которая включит в себя введение льгот по ипотеке, «родительских зарплат» и строительство «городков демографического будущего» на выделяемых многодетным семьям землях.

Для стимуляции рождаемости предлагается учредить звание демографического героя России с одноимённой медалью, которая будет вручаться при рождении четвёртого ребёнка. Кроме того, в письме предлагается принять закон «О статусе многодетных семей», который в том числе призван классифицировать семьи в зависимости от количества в них детей и обозначить льготы для каждой группы. При этом Крупнов считает, что в данной системе налог на малодетность «занял бы своё подобающее законодательное место».

RT ранее сообщил, что число семей с тремя и более детьми в стране за шесть лет увеличилось на 25% — с 1,25 до 1,56 миллиона.

  • globallookpress.com
  • Kremlin Pool

Больше многодетных, меньше абортов

Президент Ассоциации многодетных семей Московской области, мать четверых детей Елена Фоминых поддержала предложение утвердить концепцию демографической безопасности. В документе, по её мнению, следует прописать получение безусловных регулярных пособий многодетной матери от государства.

«Материнский капитал — это, конечно, хорошая поощрительная мера. Но это не то, что способно стимулировать рост числа многодетных семей, поскольку маткапитал выдаётся единожды в жизни, а не на каждого ребёнка. Чаще всего многодетная мать не работает, так как вынуждена обслуживать своих детей. А чтобы получить ничтожно маленькие пособия и другие блага, государство требует, чтобы мать была трудоустроена. То есть такой замкнутый круг, которого не должно быть», — пояснила Фоминых.

  • Прогноз численности населения России до 2050 года
  • Институт демографии, миграции и регионального развития

Заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина уверена, что в стране следует создать инфраструктуру, чтобы семьи были заинтересованы в рождении детей.

«Большие семьи должны чувствовать поддержку государства, — поясняет депутат. — Задача власти состоит в том, чтобы предоставить родителям стартовые условия и обеспечить им все возможности для самостоятельного заработка. А это значит, что нужно активнее решать жилищные проблемы многодетных семей, развивать дошкольное образование, уделяя особое внимание организации ясельных групп в детских садах».

При этом государственная политика в отношении многодетных семей не должна поощрять социального иждивенчества, отметила Пушкина. Она добавила, что важна инициативность самих родителей, и прежде всего — их общественных объединений, которые должны помогать властям разрабатывать варианты решения их проблем.

Член комиссии общественной палаты России по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова считает, что в концепцию следует включить положения о развитии сети кризисных центров для женщин, желающих сделать аборт.

«Если есть серьёзная сеть кризисных центров, можно сократить число абортов. Таких центров очень мало по стране. Сейчас в России не развита поддержка женщин, которые попадают в подобную ситуацию. Если женщина забеременела от мужчины, а тот её бьёт и выгоняет на улицу, то она должна иметь возможность обратиться в кризисный центр, чтобы там родить, восстановиться и встать на ноги», — подчеркнула член Общественной палаты.

Зимова добавила, что психологи, работающие при клиниках и женских консультациях, должны стараться разубедить женщин делать аборт. Но подобная практика сейчас не развита в нашей стране, и врачи готовы прервать беременность практически по первому обращению.

Подпишитесь на нас

#война #демография #россия #концепция

Автором аргументируется, что сохранение целостности территориальных границ и сохранение численности подданных является одной из важнейших составляющих стратегии, направленной на гарантированное и устойчивое развитие определенной популяции. Ключевые слова: национальная безопасность, демографическая угроза, популяция. С древних времен безопасность рассматривалась как обязательное и необходимое условие существования любого государства.

Сохранение целостности территориальных границ и сохранение численности подданных всегда являлись важнейшими элементами стратегии, направленной на гарантированное и устойчивое развитие определенной популяции. Общепринято, что термин «национальная безопасность» был введен в словесный оборот в 1947 г. после принятия в Соединенных Штатах Америки специального закона «О национальной безопасности», уже после этого практически все страны мира сформулировали собственные концепции национальной безопасности. Не обошла стороной данную тенденцию и Российская Федерация.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», которая опубликована на сайте Президента Российской Федерации, выделены приоритетные стороны, посредством реализации которых осуществляется обеспечение национальных интересов. Это такие стороны как: оборона страны; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство .

По нашему мнению, это укрупненные блоки, которые связаны с национальной безопасностью. Все названные аспекты национальной безопасности, несомненно, важны, но хотелось бы отметить еще одну не менее важную сторону, которая не так углубленно рассматривается в «Стратегии национальной безопасности РФ» - это демографическая безопасность общества. Демографическую безопасность общества можно назвать фундаментальным направлением, которое должно рассматриваться в данной стратегии, ведь она представляет собой своеобразную платформу для всех без исключения других аспектов национальной безопасности. Ведь без сохранения человеческой популяции на определенной территории разговоры о любых других разновидностях безопасности вообще теряют смысл, и возникает угроза статусу страны. Поэтому можно сделать вывод, что демографическая безопасность объединяет все остальные аспекты национальной безопасности. Возникает вопрос: что же такое демографическая безопасность и почему угрозы, которые связаны с ней, опасны для общества? Одно из первых определений демографической безопасности дала Республика Беларусь в январе 2002 г. в Законе «О демографической безопасности Республики Беларусь».

В данном законе сказано, что демографическая безопасность - это состояние защищенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз, при котором обеспечивается развитие Республики Беларусь в соответствии с ее национальными демографическими интересами» . Если заменить «Республику Беларусь» на «государство», то данное определение можно отнести в целом к любой стране. Изменение демографической безопасности страны зависит от ряда показателей - коэффициентов рождаемости, смертности, естественного прироста и миграции. Но наряду с демографической безопасностью стоит понятие «демографические угрозы», которое подразумевает под собой демографические явления и тенденции, последствия которых оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие государства.

В Российской Федерации на данный момент существуют несколько видов демографических угроз: депопуляция, старение населения, нерегулируемые миграционные процессы, деградация института семьи, непропорциональное размещение населения по субъектам государства, затухание сельской популяции и т. д. В доказательство наличия демографических угроз в России, необходимо рассмотреть статистические данные, которые приведены Федеральной службой государственной статистики.

По официальным данным, в России наблюдается депопуляция населения, т. е. уменьшение общей численности населения. Если сравнить 90-е гг., когда численность населения России составляла около 148,5 млн человек, и настоящее время (2016 г. 146,5 млн человек, с учетом присоединения Крыма), то нетрудно заметить, что численность населения в нашей стране идет на спад. Данное положение не спасает даже миграционный прирост, показатель которого на 2016 г. составляет 262 тыс. человек. Если говорить о рождаемости и смертности, то естественный прирост в 2015 г. составил всего 0,3 % на 1 тыс. человек, а в 2012 г. данный показатель вообще равнялся 0 % . В «Стратегии национальной безопасности РФ» сказано, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества: создают условия для стимулирования рождаемости, снижения смертности населения, ведения здорового образа жизни, развития массового детско-юношеского спорта, организуют пропаганду здорового образа жизни» .

Например, для стимулирования рождаемости в Российской Федерации мы можем наблюдать такие меры социальной политики как: пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; «материнский (семейный) капитал»; частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; ежемесячное пособие на ребенка в семьях с низкими доходами; «стандартные налоговые вычеты» на детей и т. д. Как мы видим, данных мер недостаточно и они малоэффективны.

Также в «Стратегии национальной безопасности РФ», выделена отдельная глава «Здравоохранение», которая связана с увеличением продолжительности жизни. В стратегии сказано, что «развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, для реализации которого проводится долгосрочная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан» . Одной из стратегических целей такой политики является увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, а также увеличение численности населения. Однако не во всех странах мира существует такая проблема, как депопуляция. В Китае, например, противоположная демографическая угроза - перенаселение. Политика данного государства, наоборот, направлена на ограничение рождаемости и обязывает каждую супружескую пару заниматься планированием семьи. Их эталон - однодетная семья. У них осуществляется социальная и материальная поддержка семей с одним ребенком, а также предоставляются различные льготы. Политика сокращения рождаемости поощряет аборты, поздние браки и стерилизацию, как женщин, так и мужчин.

В Китае разработана система мер наказания «нарушителей» принципа «одна семья - один ребенок», на них налагают штрафы, производят вычеты из зарплаты. Их детей (второго, третьего ребенка) не берут в детские сады, иногда не допускают к обучению в школе, не будут принимать в высшие учебные заведения, а родителей в некоторых случаях даже увольняют с работы. Еще в качестве одного примера демографической угрозы следует рассмотреть деградацию института семьи: «…с каждым годом в нашей стране растет количество человек, репродуктивное поведение которых направлено на позднее рождение ребенка» . Осенью 2016 г. нами проводилось социологическое исследование на тему «Специфика репродуктивного поведения российской молодежи в условиях современной социальной среды (на примере Иркутской области)».

В данном исследовании принимали участие 500 человек в возрасте от 17 до 34 лет. В рамках данного опроса респондентам был задан вопрос: «Как Вы относитесь к позднему рождению ребенка?». Исходя из полученных данных, мы сделали вывод, что современная молодежь в большинстве своем положительно относится к позднему рождению ребенка (34,2 % от общего числа полученных ответов). Если данная тенденция будет сохраняться, и первые дети будут появляться у людей после 35 лет, то произойдут демографический кризис и рост заболеваемости населения, которые приведут к снижению продолжительности жизни.

Еще одним примером деградации института семьи может служить огромное количество абортов. Возможно, молодые люди боятся взять на себя ответственность в виде ребенка, поэтому им легче от него избавится. Возможно ли улучшить демографическую ситуацию в России, переломить негативные тенденции демографического развития? По нашему мнению, это вполне выполнимая задача. Однако для ее решения требуются немедленная консолидация сил государства и общества, осознание руководителями страны и ее регионов, обществом в целом всей пагубности для будущего России сохранения негативных тенденций в современных демографических процессах.

Например, через признание государством и обществом главнейшей и оплачиваемой сферой жизнедеятельности труд женщины по рождению и воспитанию ребенка, снижения смертности и укрепления здоровья населения через пропаганду здорового образа жизни, улучшение системы здравоохранения и социальных условий, активной государственной миграционной политики по привлечению соотечественников и квалифицированных мигрантов в Россию. Выход из демографического кризиса в России и ее дальнейшее развитие возможны только при комплексном государственном подходе к управлению демографическими процессами, а именно: стимулирование роста рождаемости или, по крайней мере, ее стабилизации (на уровне 1,7-1,9 здоровых ребенка на женщину); уменьшение смертности; разработка адекватной иммиграционной политики, в основу которой должно быть заложено понимание того, что миграция - это не зло, против которого надо бороться, а благо для России; и, главное, формирование отношения к здоровой (и духовно, и физически) и благополучной человеческой жизни как самой главной ценности нашего государства.

Литература

1. Демография [Электронный ресурс] // Федер. служба гос. стат. : офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 07.04.2017).

2. О демографической безопасности Республики Беларусь: закон Респ. Беларусь от 4 янв. 2002 г. № 80-З [Электронный ресурс] // Законодательство Беларуси. Законы Республики Беларусь: офиц. сайт. URL: http://www.tammby.narod.ru/belarus-zakon/zakon_802002.htm (дата обращения: 06.04.2017).

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 [Электронный ресурс] // Президент России: офиц. сайт. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 06.04.2017).

4. Родак О. И. Позднее рождение ребенка как одна из особенностей репродуктивного поведения человека (на основании социологического исследования) // Cоциальнодемографические процессы в XXI в.: кризис, вызовы, стратегии безопасности: сб. науч. тр. / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; Служба ЗАГС Иркутской области; [науч. ред.: Т. И. Грабельных, А. В. Аргучинцев]. Иркутск: На Чехова, 2017. С. 306-307.

UDK 314.01
BBK 60.74 (2)

The author considers the problems concerning the provision of demographic safety of the country, its role in formation of national security of Russia, proposes a number of indices of demographic safety and their limit values, substantiates the necessity of their use to assess the demographic safety level of the state.

Keywords: State strategy of economic safety , demographic safety , demographic dangers , national security , economic security .

В современном мире в условиях увеличения количества всевозможных угроз безопасности России, как государству взаимовлияние демографических изменений и социально-экономической стабильности в стране проявляется очень существенно. Когда речь идет о жизнеспособности и перспективах развития государства наиболее часто имеется ввиду такое понятие, как «экономическая безопасность страны». Существует множество трактовок данного понятия. В частности, по мнению академика РАН Л.И.Абалкина, «экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично и эффективно, решать социальные задачи и, в котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику» .

Реализация приоритетов модернизационного развития России, ее регионов возможна в условиях обеспечения, прежде всего, экономической и демографической безопасности страны, с учетом постоянно растущей доли теневой экономики, а также глобализационных процессов. Некоторые специалисты акцентируют внимание на характеристике не только экономики, но и институтов власти, считая, что экономическая безопасность - это «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» .

При этом характерно то, что решение социальных задач, социальная направленность политики являются важными компонентами экономической безопасности, в чем сходятся мнения специалистов. Отсюда напрашивается вывод, что обеспечение экономической безопасности предполагает не только стабильную деятельность институтов, но и то, ради чего они созданы и функционируют - достойное стабильное существование всех слоев населения, что сказывается и на демографических процессах - рождаемости, смертности, миграции. Поскольку экономическая безопасность государства и его демографическая устойчивость взаимозависимы и взаимообусловлены, то и рассматривать данные понятия целесообразно во взаимосвязи между собой. Таким образом, экономическая безопасность должна предусматривать и демографическую безопасность, целью которой выступает поддержание устойчивого демографического развития страны и ее регионов.

Для того чтобы раскрыть взаимообусловленность экономической и демографической безопасности напомним, компонентами какого, более общего понятия они являются. При характеристике безопасности государства применяется категория «национальная безопасность», которая в научной литературе трактуется как «состояние системы общественных отношений между субъектами социальной системы, индивидами, государственными институтами как в рамках национального образования, так и в сфере международной деятельности, обеспечивающее возможность полной реализации и защищенность жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз через достижение сбалансированности интересов каждого из участников отношений путем оптимального соотношения с интересами других субъектов». По мнению Д. Погорелого, В.Фесенко К.Филиппова, национальная безопасность - «категория политической науки, которая характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества» .

Национальная безопасность включает экономическую, демографическую, военную, политическую, социальную, информационную безопасность. Структуру национальной безопасности схематично можно представить следующим образом, в виде многогранной фигуры, вся форма и внутреннее пространство которой составляют национальную безопасность, а стороны фигуры выступают ее компонентами, причем опорными гранями, по мнению автора, являются демографическая, военная и экономическая:

Рис. 1 - Структура национальной безопасности государства

Социальная, внутриполитическая и информационная безопасность формируют внутреннюю устойчивость государства, скрепляют его подобно кристаллической решетке, обеспечивающей устойчивость элементарных частиц материи. Обратим внимание все же на демографическую безопасность и ее роль в обеспечении национальной безопасности, являющуюся предметом изучения данной статьи.

Демографическая безопасность - один из видов безопасности страны и ее регионов. Наряду с ней присутствует экономическая, военная, социальная безопасность и др. Демографическая безопасность, взаимодействуя с другими областями социально-экономической реальности, не может рассматриваться только как сфера вспомогательных интересов государства, представляющих только утилитарное значение для решения геополитических задач.

По мнению Л.Рыбаковского, «демографическая безопасность может быть представлена как такое состояние демографических процессов, которое достаточно для воспроизводства населения без существенного воздействия внешнего фактора и обеспечения людскими ресурсами геополитических интересов государства. Демографическая безопасность — это функционирование и развитие популяции как таковой в ее возрастно-половых и этнических параметрах, соотнесение ее с национальными интересами государства, состоящими в обеспечении его целостности, независимости, суверенитета и сохранении существующего геополитического статуса» .

Необходимо учитывать, что цели демографической безопасности, будучи приоритетными для общества, все же сосуществуют с другими такими же значимыми целями и социальной, и экономической, и политической безопасности, выполняя собой, тем не менее, системообразующую функцию, вокруг которой должны выстраиваться приоритеты обеспечения национальной безопасности. Кроме того, демографическая безопасность имеет самостоятельное значение, т.к. связана с одной из самых фундаментальных, интимных сторон жизнедеятельности людей - продолжением рода, а, следовательно, - и жизни. Только в случае обеспечения здоровья, долгожительства, репродуктивной активности населения, можно рассчитывать на успешное решение стоящих перед ним общественно-исторических задач .

На демографическую безопасность государства влияют следующие факторы: исторические особенности; географическое и экономическое положение; ресурсная база; внутренние и внешние связи; образование, здравоохранение; состояние и процессы, происходящие в других государствах. Уровень демографической безопасности отражает состояние устойчивости общества и государства к различным неблагоприятным факторам, препятствующим его развитию. Если оценивать сокращение численности населения страны в рамках такой логики, то оно опасно потому, что указывает на наличие серьезного дефекта в организационно-государственном механизме обеспечения жизнедеятельности популяции, вследствие которого возникает угроза статусу страны.

Воспроизводственный процесс, от которого зависит динамика численности и половозрастной структуры населения, по мере развития экономики, общества должен становиться более эффективным при создании государством условий посредством совершенствования социальных институтов и отраслей социальной сферы (здравоохранение, социальная защита, образование), обеспечивающих возобновление последующих поколений. В социуме высвобождаются ресурсы сил, времени, энергии, которые в традиционном обществе затрачивались на необходимое для выживания демографическое воспроизводство. С развитием технологий, здравоохранения, повышением уровня жизни появляется возможность использовать ресурсы для инновационного рывка в экономике, необходимого, в свою очередь, для повышения экономической безопасности. В этом и прослеживается фундаментальная взаимосвязь демографической и экономической безопасности.

Таким образом, по мнению автора, демографическая безопасность - это категория, характеризующая демографическую систему и присущие ей режим воспроизводства, половозрастную, этническую структуру населения, а также - состояние социальных институтов, обеспечивающих социально-культурный аспект демографического воспроизводства, что в комплексе оказывает влияние на национальную безопасность государства.

Параметры изменения демографической безопасности страны и регионов обусловлены, в первую очередь, динамикой общих коэффициентов рождаемости, смертности, естественного прироста и миграции.

«Наиболее актуальными для любого региона являются такие демографические угрозы, как:

1) депопуляция;

2) старение населения;

3) нерегулируемые миграционные процессы;

4) деградация института семьи.

В свою очередь, демографические угрозы определяются следующими показателями:

  1. Нетто-коэффициент воспроизводства населения.
  2. Коэффициент витальности.
  3. Суммарный коэффициент рождаемости.
  4. Коэффициент смертности населения трудоспособного возраста, в том числе коэффициентами смертности мужчин и женщин трудоспособного возраста.
  5. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни.
  6. Сальдо миграционного обмена между городской и сельской местностью, в том числе по полу, возрасту, уровню образования.
  7. Численность нелегальных мигрантов.
  8. Коэффициент брачности и разводимости» .

Поскольку индекс жизненности характеризует режим воспроизводства населения, который отражает демографическую убыль, стагнацию или рост, его значение равное единице в случае совпадения количества родившихся и умерших за период времени является пороговым, ниже которого начинается депопуляция - естественная убыль населения.

2) Суммарный коэффициент рождаемости.

Данный показатель отражает число детей, которое в среднем родит женщина, за весь репродуктивный период при существующей интенсивности повозрастной рождаемости. Он является достаточно информативным для оценки демографической динамики и его значение для простого замещения поколений при существующей ожидаемой продолжительности жизни и половозрастной структуре населения должно быть равно 2,14. Это и есть пороговое значение, ниже которого проявляется суженный режим воспроизводства, когда каждое последующее поколение по численности меньше, чем предыдущее.

3) Коэффициент эффективности миграции.

В условиях устойчивого снижения рождаемости все большее значение приобретает миграционный фактор. Прибывающие мигранты восполняют естественную убыль и обеспечивают общий прирост населения. Поэтому преобладание иммигрантов над эмигрантами - важный компонент демографической безопасности. Степень этого преобладания можно определить показателем эффективности миграции, рассчитываемым как отношение миграционного сальдо к миграционному обороту, выраженным в процентах. Думается, что эффективность миграции менее 70% не может заметно улучшить демографическую и социально-экономическую ситуацию.

4) Доля нелегальных мигрантов в миграционном приросте.

Вместе с тем, неправильно относиться к миграционному притоку только положительно, поскольку существует такое негативное явление, как нелегальная миграция, которая является отрицательным фактором, влияющим как на демографическую, так и на национальную безопасность в целом по целому ряду причин (коррупция, теневой рынок, преступность, экономические потери для бюджета государства, социальная напряженность). Поэтому целесообразно для характеристики демографической безопасности определять долю нелегальных мигрантов среди всех иностранных мигрантов, въезжающих в Россию. По мнению автора, когда нелегальные мигранты начинают превышать по количеству тех приезжих, кто официально и правомерно живет и трудится в стране, это становится угрозой национальной безопасности. Отсюда пороговым значением следует считать 50% нелегальных мигрантов от всех иммигрантов.

5) Доля монородительских семей.

В настоящее время в развитых странах институт семьи переживает серьезный кризис, который начался еще в середине ХХ века, характеризующийся низкой устойчивостью браков, семей, высокими показателями разводов, увеличивающейся долей неполных, неблагополучных семей, начало ХХI века ознаменовалось чередой легализации в ряде европейских стран однополых браков, которые не в состоянии полноценно обеспечить воспроизводство новых поколений. Вероятность рождения последующих детей в монородительских, неполных семьях по статистике очень низкая, что не позволит в популяции обеспечить даже простое воспроизводство. В случае, если доля этих семей превысит треть от общего количества - это станет критическим для демографического развития.

6) Средняя ожидаемая продолжительность жизни.

Одним из определяющих параметров социально-демографического развития страны является средняя продолжительность жизни населения, поскольку она во многом зависит от уровня и качества жизни, что является индикатором экономической и социальной безопасности. Вместе с тем, высокая продолжительность жизни населения способствует повышению трудового долголетия и уровню экономической активности населения, а, следовательно, и величины валового внутреннего продукта. Но здесь следует уточнить, что по меркам Международной организации труда возрастные экономически активное население находятся в возрасте от 14 до 72 лет. Поэтому в определении порога средней ожидаемой продолжительности жизни населения целесообразно использовать верхнюю возрастную границу экономической активности, поскольку у большинства населения в старших возрастах стремительно снижается эта активность и, соответственно, участие в формировании экономической безопасности.

7) Доля населения старше 65 лет.

Во всех развитых странах мира происходит старение населения, что обусловлено закономерностями демографического развития, вступления индустриальных и постиндустриальных обществ в третью фазу демографического перехода. Шкала старения населения, разработанная Ж.Боже-Гарнье и Россетом в середине ХХ века, учитывающая долю населения старше 60 лет, теряет свою актуальность, поскольку по данной шкале наблюдается очень высокий уровень старости населения (доля населения старше 60 лет - 18% и больше) в большинстве развитых стран. В частности, в России уже в 2002 году людей старше 60 лет было 22,7%, в 2010 году- 21,6%. Организация Объединенных Наций использует критерием старости возраст 65 лет, и считается, что население считается старым, если доля людей старше 65 лет 7% и более. Население России также давно перешагнуло этот рубеж и в качестве порогового значения следует увеличивать долю пожилых минимум в два раза.

8) Доля детей в возрасте до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. Важным параметром демографической ситуации является численность безнадзорных, беспризорных детей, оставшихся без попечения родителей. К сожалению, этот показатель сложно поддается подсчету, но те показатели, которые официально опубликованы, по мнению автора, не отражают полностью достоверную картину. Пока это десятые доли процента от числа всех детей. Все же критическим данный показатель станет, если достигнет порогового значения, составив существенную часть общей численности всех детей в стране - 15-20%.

9) Доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в официальном браке. Несколько менее катастрофичным, но все-таки отражающим состояние института семьи является то, сколько детей рождается вне официального брака. Данная тенденция характерна для многих развитых стран, но в целом пока детей, родившихся у женщин, состоящих в официальных браках существенно больше - в 1,5 - 2 раза. Если наступит момент, что рожденных вне брака детей станет больше и это будет уже нарастающая закономерность, тогда можно говорить о необратимом кризисе института семьи, что скажется на социальной устойчивости государства и является серьезной угрозой демографической и национальной безопасности. В данном случае пороговое значение данного показателя - 50%.

Таблица 1 - Динамика показателей демографической безопасности Российской Федерации

№п/п Показатели Пороговые значения 2002 2009 2010 2011
1 Индекс витальности (жизненности) 1,0 0,59 0,87 0,88 0,93
2 Суммарный коэффициент рождаемости, чел. 2,14 1,51 1,542 1,567 1,582
3 Коэффициент эффективности миграции, % 70 26,8 79,0 70,2 81,3
4

Доля нелегальных мигрантов в миграционном приросте

50 н/д н/д н/д н/д
5 Доля монородительских семей, % 30 17 18,2
6 Средняя ожидаемая продолжительность жизни, лет 72,0 64,95 68,78 68,94 69,83
7

Доля населения старше 65 лет,%

7-14 13,3 10,2 12,7 12,8
8

Доля детей в возрасте до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, %

15-20 0,38 0,41
9

Доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в официальном браке, %

50 29,45 26,07 24,87 24,58
10

Соотношение абортов на 100 родов

100 139 74 67 63

10) Соотношение абортов и родов

Заключительным показателем демографической безопасности является частота абортов в популяции или точнее соотношение абортов и родов. В конце 90-х годов ХХ века и начале 2000-х данный показатель в Российской Федерации был катастрофическим- когда на 100 родов приходилось более 200 абортов, что отражало, наряду с высоким уровнем смертности среди младенцев, людей в средних возрастах, происходящую депопуляцию и существующую, казалось, необратимую угрозу демографической и национальной безопасности. По мнению автора, пороговым значением является равное количество родов и абортов.

Как видно из таблицы 1, приведенные показатели демографической безопасности отражают довольно неоднозначную динамику демографической безопасности за последнее десятилетие. Начнем с индекса витальности. С одной стороны происходит существенное увеличение данного показателя с 2002 по 2011 год, с другой - его значение до сих пор находится ниже порога простого воспроизводства населения, т.е. говорить о принципиальном улучшении естественного воспроизводства нельзя. О чем также свидетельствуют значения суммарного коэффициента рождаемости, который также последние годы неуклонно повышается, но все же находится на очень критическом уровне, который характерен для суженного воспроизводства населения, т.е. отражает продолжающуюся естественную убыль населения.

Далее, что касается эффективности миграции, то этот показатель за 10 лет вырос более чем в 3 раза. Вместе с тем, следует учитывать структуру въезжающих и остающихся жить и работать в стране мигрантов, среди которых специалисты с высшим образованием составляют пятую часть, а по этническому происхождению преобладают мигранты из Средней Азии с отличающейся культурой, менталитетом, языком от российского населения. Серьезная государственная проблема - нелегальная миграция, которую достаточно сложно отследить, зафиксировать, официальная статистика не имеет четких данных, не разработана методика подсчета нелегальных мигрантов, которые по истечении трехмесячного срока выезжают за пределы России и тут же въезжают снова как туристы. По различным неофициальным источникам количество нелегальных мигрантов колеблется от 5 до 15 млн. человек.

Следующий показатель демографической безопасности - доля монородительских семей, можно отследить лишь по результатам проведенных Всероссийских переписей населения в 2002 и 2010гг. Здесь наблюдается неблагоприятная динамика - доля таких семей за данный период увеличилась. Показатель средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни за десятилетие увеличился почти на 5 лет, но все же остается ниже даже верхней границы экономической активности населения, которую автор предлагает принять за пороговое значение демографической безопасности. Данное обстоятельство сказывается на увеличении доли населения старше 65 лет, которая при низкой рождаемости в ближайшей перспективе будет расти и дальше, хотя и пока этот показатель ниже, чем был в 2002 году. Негативной выглядит тенденция увеличения доли детей, оставшихся без попечения родителей, пусть незначительный, но все-таки рост с 2002 по 2009 год. Имеется определенная взаимосвязь данного явления с трансформацией института семьи, характеризуемой достаточно частым рождением детей у женщин, не состоящих в официальном браке. Динамика данного показателя выглядит благоприятной - с 2002года, когда таких детей родилось почти 30%, он снизился к 2011 году, составив 24,5%.

Последний показатель - соотношение абортов и родов также свидетельствует об улучшении планирования деторождения и репродуктивного здоровья женщин, поскольку за 10 лет снизился более чем в 2 раза, существенно отдалившись от порогового значения.

Основные угрозы демографической безопасности - низкая рождаемость, неустойчивость института семьи, неконтролируемая миграция, старение населения маркирует представленная система перечисленных показателей. Угрозы экономической безопасности отражены в нормативно-правовых актах, регламентирующих стратегию развития страны. В частности, в Государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основные положения), одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608, наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, названы:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

  • расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;
  • увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;
  • рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;
  • задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

  • усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
  • отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
  • низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
  • свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
  • снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;
  • завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
  • приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;
  • рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются:

  • объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;
  • нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
  • увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

  • рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
  • сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;
  • ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли .

Таким образом, проведенный анализ динамики демографической безопасности России в последнее десятилетие показал, что ситуация заметно изменилась в лучшую сторону в результате снижения смертности, числа абортов, повышения рождаемости, продолжительности жизни, укрепления семейной структуры населения благодаря комплексным мерам государства в социально-демографической сфере. Вместе с тем, приходится констатировать, что режим воспроизводства остается суженным, смертность, хотя и незначительно превышает рождаемость. Это свидетельствует о том уровне демографической безопасности, который недостаточен для устойчивого развития государства. Современные вызовы и угрозы экономической, демографической безопасности государства требуют всеобъемлющей и комплексной работы органов государственного управления по созданию необходимых условий для полноценной жизнедеятельности населения, экономических субъектов, отраслей социальной сферы. При этом основными приоритетами являются построение правового государства, включая действенную судебно-правоохранительную систему, искоренение системной коррупции, препятствующей эффективному государственному регулированию демографических, миграционных процессов; минимизация имущественной дифференциации населения с обеспечением равных возможностей доступа к ресурсам, повышая тем самым экономическую и предпринимательскую активность людей; переход к инновационной экономике, используя систему стимулирования развития компаний с высокотехнологичными и конкурентоспособными товарами и услугами; снижение неравномерности социально-экономического развития регионов. Кроме того, реализация данных программ позволит потенцировать проводимую демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, снижение смертности мужчин в трудоспособных возрастах, эффективности и организованности миграционных процессов.

Литература

  1. Экономическая безопасность России // Социально-политический журнал. 1997. №5.
  2. Экономическая безопасность: Производство, финансы, банки/ Под ред. В.К.Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998.
  3. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный дом, 2003 г.
  4. Погорелый Д. Е., Фесенко В. Ю.,Филиппов К. В.Политологический словарь - справочник. Ростов н/Д: «Наука-Спектр», 2008.
  5. Миграция и национальная безопасность: Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС-Пресс, 2003. Вып.11.
  6. Акьюлов Р.И. Демографическая безопасность региона как объект государственной политики / Экономика региона. 2008. №3.
  7. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Bibliography

  1. Economic safety of Russia // Sotsialno-politicheskiy zhurnal. 1997. №5.
  2. Economicsafety: Production, finances, banks / Edited by V.K. Senchagov. M.: Finstatinform, 1998.
  3. Sociology: Encyclopedia / Comp. by A.A. Gritsanov, V.L. Abushenko, G.M. Evelkin, G.N. Sokolova, O.V. Tereshchenko. Minsk: Knizhniy dom, 2003.
  4. Pogoreliy D.E., Fesenko V.Yu., Filippov K.V. Politological dictionary - reference. Rostov-on-Don: “Nauka-Spektr”, 2008.
  5. Migration and national security: Scientific series: International migration of population: Russia and modern world / Editor-in-chief V.A. Iontsev. М.: МАКS-Press, 2003. Issue 11.
  6. Akyulov R.I. Demographic safety of the region as an object of state policy // Ekonomika regiona. 2008. №3.
  7. On the State strategy of the RF economic safety (Magor provisions): The RF President’s Decree dated 29.04.1996 № 608 . Access from the reference-legal system “СonsultantPlus”.

В результате изучения материала главы студент должен:

знать

  • содержание понятий "демографическая безопасность" и "демографическая экспансия";
  • основные демографические угрозы для развития современного общества;

уметь

  • грамотно пользоваться частными показателями, применяемыми для характеристики различных аспектов демографической безопасности;
  • анализировать состояние и динамику ключевых параметров демографической экспансии;

владеть

  • методами измерения интегрального уровня демографической безопасности общества;
  • приемами оценки процесса и последствий демографической экспансии.

Понятие и основные аспекты демографической безопасности

На протяжении всей истории развития человечество сталкивалось с теми или иными угрозами, которые проявлялись в политической, военной, экономической, социальной и других сферах. В связи с этим постоянно приходилось серьезно задумываться о политической, военной, экономической, социальной и иных видах безопасности общества.

В последние годы в научной литературе, средствах массовой информации (СМИ), публичных выступлениях общественных деятелей из самых различных стран все чаще стала фигурировать терминология, прямо или косвенно связанная с понятием демографической безопасности. В XXI в. острое осознание актуальности и важности демографической безопасности в контексте управления обществом вызвано широким спектром причин .

Прежде всего, в подавляющем большинстве государств наблюдается возрастание роли демографического компонента и усиление его влияния (чаще всего негативного) на развитие общества. Вследствие этого национальные правительства объективно вынуждены признать существование целого ряда демографических проблем, которые достигли статуса серьезных угроз. При этом отдельные страны, например Беларусь, Казахстан, уже активно включились в работу, направленную на разработку и совершенствование законодательства, предопределяющего подходы, принципы и способы обеспечения демографической безопасности общества.

С исторической точки зрения сама идея демографической безопасности как важнейшего фактора социально-экономического развития была высказана еще в начале XVIII в. маршалом Франции Себастьеном де Вобаном. В книге "Проект королевской десятины" он размышлял о том, как величие королей связано с числом подданных, составляющих, по его мнению, силу, богатство и благополучие любой страны. Гениальный русский ученый М. В. Ломоносов в письме к графу И. И. Шувалову "О сохранении и размножении российского народа" (1861) утверждал, что величие государства российского будет прирастать не только за счет расширения его пределов, но и за счет роста численности населяющих его народов. А в XX в. известнейший французский демограф Альфред Сови неоднократно и не без оснований обращай внимание мирового сообщества на проблемы народонаселения, которые настолько капитальны, что те, кто их игнорирует, жестоко поплатятся за это.

Чтобы разобраться в содержании категории "демографическая безопасность", в первую очередь необходимо оттолкнуться от собственно безопасности, так как в противном случае трудно понять специфику более частного предмета познания. В обыденном смысле слова безопасность представляется сложной категорией и подразумевает такое состояние любой системы, которое предполагает либо отсутствие самой опасности (как явной, так и скрытой), либо способность успешно противодействовать возникающим угрозам. По существу каждая система безопасна в двух случаях: когда у нее нет никаких опасностей или она имеет необходимый запас прочности, чтобы справиться с негативно воздействующими факторами. Причем все опасности могут носить как внутренний, так и внешний характер. Внутренние опасности, как правило, возникают в самой системе и обусловлены особенностями ее развития. Внешние главным образом находятся вне системы и могут как накладываться на внутренние опасности, так и существовать независимо от них. Одновременно сложный механизм безопасности усугубляется тем обстоятельством, что она может быть рассмотрена на глобальном, государственном, региональном и местном уровнях, интересы которых могут не только совпадать, но и противоречить друг другу.

Специфика демографической безопасности как категории заключается в том, что она пронизывает все без исключения сферы, сегменты и секторы жизнедеятельности. Поэтому ее невозможно представить в отрыве от других разновидностей национальной безопасности (рис. 6.1).

Логика представленного рисунка сводится к тому, что население выступает в качестве основополагающего объекта, без которого политическая, военная, экономическая, социальная, культурная и прочие виды национальной безопасности не имеют практического смысла. Только применительно к людям любая угроза приобретает реальные очертания посредством проявления своего негативного воздействия, а поэтому демографическая безопасность остается многоаспектной, междисциплинарной категорией, взаимодействующей со многими явлениями и процессами, протекающими в современном обществе.

Рис. 6.1.

Таким образом, демографическая безопасность - защищенность социально-экономического развития от демографических угроз, обеспечивающая как минимум сохранение геополитического, экономического, этнического и иного статуса государства.

Чтобы иметь возможность не только рассматривать, но и измерять степень защищенности общества от различных демографических угроз, приходится объективно вести разговор об аспектах демографической безопасности, без которых любые теоретические рассуждения не имеют практического значения. При этом необходимо осознавать, что все важнейшие аспекты демографической безопасности "привязаны" к фактическим условиям места и времени. Таким образом, один и тот же процесс может вызывать не только противоречивые, но и прямо противоположные оценки. Например, рост численности населения для одних государств может являться бедствием национального масштаба, а дія других - желанным результатом.

По аналогии с безопасностью вообще обеспечение демографической безопасности также предполагает защищенность общества как от внутренних, так и от внешних демографических угроз. Внутренние связаны с неблагоприятными демографическими параметрами и тенденциями развития самой популяции, а внешние зависят от динамики демографической обстановки за пределами определенной территории (страны, области и т.п.).

Отличительной чертой демографической безопасности служит ее ориентация на параметры ситуации, сложившейся в сфере населения, а также их тесная взаимосвязь со всеми ключевыми процессами социально-экономической деятельности. Поэтому среди важнейших аспектов потенциальных демографических угроз традиционно выделяются :

  • 1) изменение численности населения;
  • 2) особенности размещения населения;
  • 3) трансформация структуры населения;
  • 4) динамика естественного движения населения;
  • 5) динамика миграционного движения населения;
  • 6) параметры воспроизводства населения.

Численность населения, представляющая количественную характеристику совокупности лиц, проживающих на определенной территории, является важнейшим параметром демографической обстановки. Среди возможных угроз, связанных с уровнем и динамикой числа жителей, присутствуют:

  • депопуляция;
  • быстрый (очень быстрый) рост численности населения;
  • сокращение удельного веса жителей страны в численности населения региона, мира и т.п.;
  • увеличение удельного веса жителей страны в численности населения региона, мира и т.п. и др.

В первую очередь необходимо отметить, что численность населения всегда имеет ярко выраженный международный и геополитический подтекст, особенно с позиций весомости, динамики, места в мире или конкретном регионе планеты. Число жителей нередко выступает серьезным аргументом в решении тех или иных политических вопросов. А достигнутое страной место но численности населения фиксирует се роль не только па демографической, по и на социально-политической, экономической и иных картах земного шара. Рост или сокращение числа или удельного веса жителей того или государства практически всегда рассматриваются с точки зрения успехов или неудач социально-экономического развития. При этом падение численности населения (если только оно не было предопределено целенаправленными мерами демографической политики) может свидетельствовать о проблемах общественного воспроизводства. В зависимости от конкретных исторических условий, целей и задач, стоящих перед тем или иным государством, увеличение или снижение абсолютной численности жителей страны или их удельного веса в регионе, мире и т.п. могут иметь как позитивные, так и негативные последствия и совершенно по-разному сказываться на темпах и устойчивости социально-экономического развития.

Особенности размещения населения могут проявляться в ряде собственных демографических угроз, среди которых находятся:

  • низкая физическая плотность жителей;
  • высокая физическая плотность жителей;
  • диспропорциональное размещение населения (по территории, между городом и селом, отдельными административно-территориальными образованиями страны);
  • затухание и вымирание сельской популяции;
  • несоответствие фактического размещения населения и задач социально-экономического развития государства и др.

При прочих равных условиях низкая физическая плотность населения из-за дефицита людских ресурсов создает предпосылки для возникновения проблем, касающихся освоения имеющихся природных богатств, полезных

ископаемых, формирования трудовых ресурсов, развития производственной и социальной инфраструктуры и т.д. Правда, и высокая физическая плотность жителей способствует проявлению особых проблем, сопряженных с чрезмерной скученностью людей, наличием нескончаемых транспортных пробок, интенсивным загрязнением окружающей природной среды, утилизацией мусора и др. Диспропорциональность размещения населения страны формирует неблагоприятные условия для эффективного социально-экономического развития. Несоответствие между долями тех или иных административно-территориальных субъектов (стран, округов, областей и т.п.) в населении и территории может порождать серьезные экономические, трудовые, социальные и т.д. диспропорции, которые резко снижают эффективность общественного воспроизводства.

В контексте, связанном с размещением жителей, отдельно требуется остановиться на снижении численности сельского населения, которое, как правило, вызывает падение его удельного веса в обществе. Демографическое затухание сельской популяции способно не только подрывать основы продовольственной безопасности, но и провоцировать комплекс проблем, сопряженных с вымиранием села, расширением заброшенных территорией, влекущих за собой полное разрушение дорожной сети, системы связи и любой другой инфраструктуры бывших населенных пунктов. При этом на повестке дня многих стран все острее встает вопрос о нарастающей степени несоответствия фактического размещения жителей и задач социально-экономического развития. Ситуация нередко складывается таким образом, что подавляющая часть населения проживает в одних регионах, а значительная часть освоенных и разведанных запасов сырья и ископаемых сосредоточена в других регионах страны. В результате разрыв в размещении людских и природных ресурсов сдерживает их использование для достижения тактических и стратегических целей, включая ускорение темпов экономического роста, повышение уровня жизни народа и т.п.

Одним из факторов трансформации социально-экономической обстановки служат сдвиги, происходящие в составе населения. В связи с этим среди разнообразных демографических угроз, сопряженных с последствиями изменения структуры современного общества, чаще всего выделяются:

  • старение популяции;
  • молодость популяции;
  • диспропорциональность полового состава населения;
  • изменения брачно-семейного состава жителей;
  • трансформация этнических (расовых, национальных, религиозных и языковых) пропорций населения и др.

Старение населения , являющееся закономерным демографическим процессом, проявляется в увеличении численности и удельного веса старых людей в обществе и приводит к серьезным социально-экономическим проблемам. Они проступают по нескольким направлениям, например, происходит возрастание давления непроизводительными элементами на лиц, занятых в экономике. Как следствие, все большая часть бюджетов самого различного уровня расходуется на содержание и обеспечение жителей пенсионного возраста, а финансовые ресурсы, которые могли бы быть использованы в целях модернизации и инновационного развития экономики, направляются совсем в другую сторону, что не может не сдерживать темпы поступательного движения общества.

При этом не следует забывать, что демографическая молодость населения вкупе с недостаточно высоким уровнем экономического развития (например, как в развивающихся странах мира) также дает нелицеприятные результаты - дефицит рабочих мест, безработицу, голод и т.н., проступающие в высокой преступности среди молодежи, формировании устойчивых потоков нелегальных эмигрантов. Диспропорциональность полового состава жителей, проявляющаяся в преобладании лиц мужского или женского пола, может создавать определенную напряженность на рынке труда, осложнять брачно-семейную ситуацию, т.е. формировать условия, не всегда способствующие повышению эффективности социально-экономического воспроизводства. Трансформации брачно-семейного состава граждан находят свое выражение в экономическом поведении людей, отражаются па их репродуктивной активности, территориальных перемещениях, влияют на характер социальной ситуации. Поэтому сохранение и укрепление статуса семьи, пропаганда ценностей семейной жизни традиционно рассматриваются в контексте основополагающих принципов существования и устойчивого развития, которые зачастую тесно увязываются с изменениями, происходящими в этнической структуре жителей.

Опыт целого ряда стран убедительно доказывает, что изменения расовых , национальных , религиозных и языковых пропорций населения не всегда протекают безболезненно и иногда превращаются в серьезные социально- экономические потрясения, вызванные отсутствием взаимопонимания между представителями различных этнических групп, религиозных конфессий и т.н. В современном мире принцип толерантности нередко вступает в острое противоречие с действительностью, когда лица иной расы, национальности, языка и религии, создавая свои анклавы и не ассимилируясь с коренным населением, подготавливают почву не только для словесных, но и для силовых противостояний.

Естественное движение жителей, будучи одним из важнейших факторов трансформации демографической ситуации, содержит свои потенциальные угрозы, которые применительно к населению проявляются в следующих вариантах:

  • низкая рождаемость населения;
  • высокая рождаемость населения;
  • высокая смертность населения;
  • высокая смертность детей на первом году жизни;
  • высокая смертность лиц в трудоспособном возрасте;
  • естественная убыль жителей;
  • высокий естественный прирост жителей;
  • низкая интенсивность брачности населения;
  • высокая интенсивность разводимости населения и др.

Рождаемость населения объективно формирует предпосылки для развития общества, так как служит единственным естественным источником пополнения жителей, трудовых ресурсов и лиц, занятых в процессе производства благ и услуг. Следовательно, исходя из демографических позиций, ее уровень либо улучшает, либо ухудшает общественную обстановку, создавая дефицит или избыток подрастающих поколений, которые последовательно замещают детские, школьные и вузовские контингенты, трудовые коллективы, воинские подразделения и т.п. Смертность жителей, корректируя результаты деторождения, наносит прямой удар по эффективности общественного воспроизводства. С одной стороны, смертность жителей в любом возрасте предполагает прямые экономические потери для отдельных семей, трудовых коллективов и государства в целом. Ведь умершие люди имели определенный доход (заработок, пенсию, пособие и т.п.), выполняли конкретные производственные или семейные функции. Причем смертность лиц в трудоспособном возрасте непосредственно сказывается на итогах экономической деятельности, так как усопшие уже не смогут принимать участие в производстве валового внутреннего продукта. С другой стороны, младенческая смертность (смертность детей на первом году жизни) традиционно считается важнейшим индикатором медико-демографического и социального благополучия любой страны. С экономической точки зрения она представляет собой упущенные возможности общества, так как умершие младенцы не смогут в будущем приносить пользу ни своей семье, ни государству в целом.

Взаимодействие процессов рождаемости и смертности, предопределяющее естественную убыль или естественный прирост жителей , содержит свои угрозы для общественного развития, потому что приводит либо к вымиранию популяции, либо к ее росту, не обеспеченному соответствующими атрибутами цивилизации - рабочими местами, достойной оплатой труда, жильем и другими социальными благами. Низкая интенсивность брачности и высокая интенсивность разводимости относятся к тем разновидностям демографических угроз, которые вроде бы непосредственно не отражаются на изменении численности населения. Однако они способствуют формированию в области народонаселения менее благоприятной конъюнктуры, которая в конечном счете имеет нежелательные социально-экономические последствия. Ведь брачность достаточно сильно коррелирует с рождаемостью, а раз водимость отвлекает людей от любой деятельности и зачастую влечет за собой моральные потрясения, явно не укрепляющие здоровье граждан.

Миграция населения, дополняющая естественное движение жителей, содержит свои специфические демографические угрозы, которые сказываются в следующих направлениях:

  • высокая интенсивность прибытия жителей;
  • низкая интенсивность прибытия жителей;
  • высокая интенсивность убытия жителей;
  • низкая интенсивность убытия жителей;
  • положительное сальдо миграции населения;
  • отрицательное сальдо миграции населения;
  • нелегальная миграция населения;
  • внутренние и внешние миграционные потоки, не соответствующие целям и задачам развития государства, и др.

Высокая или низкая интенсивность прибытия и убытия жителей трансформируют не только демографическую обстановку, по и активно сказываются на многих ключевых параметрах социально-экономического развития. В зависимости от конъюнктуры, сложившейся на той или иной территории, миграция способна либо улучшать, либо усугублять ситуацию с занятостью и безработицей, загруженностью транспорта, параметрами потребительского рынка, а также видоизменять криминогенную обстановку, снижать или повышать накал социальной напряженности, включая межнациональные и религиозные противоречия. Причем взаимодействуя между собой, процессы прибытия и убытия граждан не только предопределяют характер и величину сальдо миграции , но и дополняют результаты естественного движения населения, усиливая или смягчая его собственные демографические угрозы. В составе территориальных перемещений жителей особую опасность таят нелегальные мигранты , которые наносят ущерб государству вследствие поддержки теневой экономики, уклонения от уплаты налогов и т.д. Также следует отметить, что внутренние и внешние миграционные потоки , не соответствующие стратегическим целям и задачам общества (и, естественно, усугубляющие уже имеющиеся диспропорции и проблемы), не только резко снижают эффективность социально- экономического развития, но и могут вступать в прямое противоречие с интересами национальной безопасности.

Складываясь в единое целое, демографические процессы формируют параметры и режим воспроизводства населения, которые способны порождать следующие угрозы:

  • суженное замещение поколений популяции;
  • чрезмерно широкое замещение поколений популяции;
  • большие потери в воспроизводстве населения вследствие смертности;
  • низкая средняя продолжительность жизни населения;
  • высокая средняя продолжительность жизни населения и др.

Суженное замещение поколений жителей, как правило, приводит

к неполноценному воспроизводству трудовых ресурсов, которое, создавая трудности на рынке труда, вызывает проблемы обеспечения занятости в экономике и, естественно, сказывается на результатах общественного производства. Однако чрезмерно широкое замещение поколений , в свою очередь, не обязательно служит панацеей от бед подобного рода. Если новые и более многочисленные подрастающие поколения "опережают" возможности экономики и социальной сферы по удовлетворению их потребностей, то возникает обратная ситуация, неблагоприятный характер, связанный с нехваткой мест в детских садах и школах, невозможностью получения всеми желающими среднего и высшего образования, обеспечения полной занятости молодежи и т.п. При этом высокая безработица среди молодого населения практически всегда выливается в повышение социальной напряженности и усложнение криминогенной обстановки. Замещение поколений, связанное с большими потерями в воспроизводстве населения вследствие смертности , как правило, сдерживает темпы развития общества, потому что фактические или потенциальные работники по причине своей смерти не принимают участия в создании благ и услуг. Сюда же примы

кают специфические трудности, связанные с достигнутым уровнем средней продолжительности жизни населения. Если он находится на низкой отметке, то заметно сокращается совокупный объем человеко-лет, которые могли бы быть использованы для достижения более высоких результатов производственной и социальной жизни людей. Одновременно существует и угроза другого рода высокая средняя продолжительность жизни членов общества (особенно увеличение ее отрезка после выхода на пенсию) усиливает давление на экономику, так как все большую часть государственного бюджета приходится направлять на пенсионное обеспечение и социальную защиту граждан.

Если говорить о задачах, возникающих в процессе анализа демографической безопасности на любом уровне управления, то они сводятся к следующим основным моментам:

  • охарактеризовать состояние демографической безопасности;
  • оценить направление, характер, скорость, глубину и т.п. изменений демографической безопасности;
  • исследовать факторы, оказывающие влияние на трансформацию параметров демографической безопасности;
  • построить прогнозы изменения основных индикаторов демографической безопасности.

Отличительная черта перечисленных выше задач заключается в том, что они носят не только чисто прикладной, по и научно-практический характер, так как многие вопросы управления демографической безопасностью в силу своей новизны еще находятся в стадии проработки и алгоритмы их решения нельзя считать совершенными.

В общем, рассмотренный перечень наиболее важных демографических угроз свидетельствует о том, что процессы, протекающие в области населения как по отдельности, так и во взаимодействии друг с другом, способны не только формировать неблагоприятные условия, но и создавать весьма серьезные проблемы для социально-экономического развития государства, существенно снижая эффективность общественного воспроизводства. В связи с этим повышение степени демографической безопасности в самых разнообразных формах ее проявления, безусловно, следует признать одной из ключевых и приоритетных задач в рамках стратегии обеспечения прогресса не только на государственном, но и на региональном уровне.

  • См.: Эпштейн Н. Д, Егорова Е. А., Карманов М. В. и др. Методология анализа демографической безопасности и миграции населения. М.: Финансы и статистика, 2013.
  • См.: Карманов Л. А/.. Карманов Л/. В., Смелов П. Л. и др. Демографическая безопасность как важнейший фактор социально-экономического развития общества // Инновации и инвестиции. 2011. № 1.С. 27-31.